Проблемы автотранспорта
Проблемы автотранспорта
Классификация автомобилей
Автомобили в соответствии с принятой классификацией делятся на транспортные, специальные и спортивные. Транспортные автомобили предназначены для перевозки грузов и пассажиров, специальные - для выполнения различных технических функций ( подъемные краны, передвижные компрессоры, электростанции, прожекторы, мастерские, пожарные), спортивные - преимущественно для достижения рекордов скорости.
Транспортные автомобили в свою очередь подразделяют на 3 основных категории:
Пассажирские- относятся легковые автомобили и автобусы;
грузовые - для перевозки грузов различных наименований
тягачи - не имеющие собственных грузовых емкостей и предназначенные для буксировки полуприцепов и прицепов.
Автотранспорт общего пользования выполняет большой объем пассажирских перевозок. В пределах европейской части России самые массовые перевозки пассажиров автобусным транспортом характерны для пригородов Москвы и Санкт-Петербурга. В междугородних автобусных перевозках выделяются Центральный, Северо-Кавказский районы. В восточных регионах высокая интенсивность автомобильных перевозок пассажиров свойственна южным земледельческим областям Западной Сибири.
ЧИСЛО АВТОБУСОВ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НА 100 000 ЧЕЛОВЕК НАСЕЛЕНИЯ (на конец года; штук)
Округа и области
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
|
Российская Федерация
|
80
|
77
|
75
|
74
|
70
|
64
|
|
Курганская область
|
73
|
70
|
66
|
61
|
60
|
58
|
|
Свердловская область
|
80
|
78
|
76
|
75
|
73
|
68
|
|
Тюменская область
|
133
|
123
|
124
|
119
|
100
|
89
|
|
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
|
174
|
179
|
183
|
168
|
131
|
108
|
|
Ямало-Ненецкий автономный округ
|
166
|
105
|
104
|
106
|
120
|
115
|
|
Челябинская область
|
74
|
76
|
72
|
74
|
71
|
67
|
33
|
|
|
Автобусы предназначены для массовых перевозок пас-сажиров. Их важной эксплуатационной характеристикой является вместимость. По этому параметру различают автобусы: особо малой вместимости до 10 мест (длина 5 м); малой вместимости 10--35 мест (длина 6,0--7,5 м); средней вместимости 35--60 мест (длина 8,0-- 9,5 м); большой вместимости 60--100 мест (длина 10,5--12,0 м); осо-бо большой вместимости 100 мест (длина 12--16,5 м); особо большой вместимости (сочлененный) свыше 160--190 мест (длина 16,5 м и бо-лее)
По назначению автобусы делят на:
-Городские
-Пригородные
- меж-дугородные
-местных сообщений,
- туристские
экскурсионные и школьные.
Городские автобусы предназначены для массовых маршрутных перевозок пассажиров, имеют большей частью многоместные кузова вагонного типа, позволяющие более рационально использовать га-баритные размеры автобуса. При узких улицах и интенсивном дви-жении целесообразно использовать автобусы малой вместимости, но с хорошими маневренными свойствами. Микроавтобусы приме-няют как маршрутные такси при незначительном пассажиропотоке. Особенностью городских автобусов является их способность к интен-сивному разгону, обеспечивающему высокую среднюю скорость движения при частых остановках. Максимальная скорость ограни-чена 70--80 км/ч
Пригородные автобусы работают на маршрутах, связывающих го-рода с пригородами. По сравнению с городскими автобусами они рас-считаны для перевозки преимущественно сидящих пассажиров и имеют более высокую максимальную скорость. Эта же разновид-ность автобусов используется на внутригородских экспрессных линиях.
Междугородные автобусы, предназначенные для перевозки пас-сажиров на значительные расстояния, должны обеспечивать быстро-ту передвижения и повышенные удобства для пассажиров. Багаж в междугородных автобусах укладывают в специальных ящиках в нижней части автобуса или на специально оборудованном участке крыши.
Автобусы местного сообщения курсируют между небольшими го-родами, населенными пунктами и внутри них преимущественно в сельской местности по сети дорог с различными видами покрытий, а также по грунтовым дорогам.
Туристские автобусы используют на туристских маршрутах. По конструкции они аналогичны междугородным, но дополнительно должны иметь оборудованное место для экскурсовода.
Экскурсионные автобусы предназначены для перевозки пассажи-ров по городам и за их пределами на небольшие расстояния. Они имеют большую площадь остекления, высокую комфортабельность для пассажиров.
Школьные автобусы используют для перевозки школьников в сельской местности и малонаселенных районах. Их оборудуют устройствами, повышающими безопасность движения, сиденьями соответствующих габаритов. На этих автобусах устанавливают трафареты, указывающие их назначение.
Автомобильные дороги
Автомобильные дороги - комплекс инженерных сооружений, обеспечивающий возможность непрерывного движения автомобилей с расчетными скоростями, а также обслуживание водителей, пассажиров и подвижного состава. Автомобильные дороги делятся на дороги общего пользования и ведомственного назначения. Дороги общего пользования классифицируются на три типа:
магистральные, рассчитанные на движение без ограничения скорости и предназначенные для грузового и пассажирского транспорта; Перечень дорог федерального назначения в России. Перечень магистральных дорог.
М-1 «Беларусь» - от Москвы до границы с республикой Беларусь (на Минск, Брест). Подъезд к г. Смоленску.
М-10 «Россия» - от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга. Подъезды к городам Тверь, Новгород.
М-3 «Украина» - от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев). Подъезды к городам Калуга, Брянск.
М-9 «Балтия» - от Москвы через Волокамск до границы с Латвией (на Ригу). Подъезд к г. Псков.
М-11 «Нарва» - от СП до границы с Эстонией (на Таллинн)
М-29 «Кавказ» - из Краснодара (от Павловской через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджан (на Баку)). Подъезды к городам Майкоп, Ставрополь, Черкесск, Владивосток, Грозный, Махачкала.
М-2 «Крым» - от Москвы через Тулу, Орел, Курск, Белгород на Украину (на Харьков, Днепропетровск, Симферополь). Подъезды к городам Тула, Курск, Орел, Белгород.
М-10 «Скандинавия» - от Санкт-Петербурга через Выборг до границы с Финляндией.
М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Подъезды к городам Липецк, Воронеж, Ростов на Дону, Краснодар.
М-6 «Каспий» - от Москвы (от Каширы) через Тамбов, Волгоград до Астрахани. Подъезды к городам Тамбов, Саратов, Элиста.
М-18 «Кола» - от Санкт-Петербурга через Петрозаводск до Мурманска.
М-8 «Холмогоры» - от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска. Подъезд к городу Кострома - «Вятка» - от Чебоксар, через платину Чебоксарской ГЭС на Йошкар-Ола, Киров до Сыктывкара. Подъезд к г. Киров.
М-7 «Волга» - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы. Подъезд к городам Владимир, Иваново, Чебоксары, Пермь и Ижевск.
М-5 «Урал» - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска. Подъезды к городам Рязань, Саранск, Пенза, Ульяновск, Самара, Оренбург, Уфа, Екатеринбург.
М-51 «Байкал» - от Челябинска через Курган, Омск.
М-53 Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск.
М-55 От Улан-Удэ до Читы. Подъезды к городам Тюмень, Томск.
М-52 «Чуйский Тракт» - от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией. Подъезд к городам Барнаул, Горно-Алтайск.
М-54 «Енисей» - от Красноярска через Абакан, Кызыл до границы с Монголией - «Амур» - строящаяся дорога от Читы через Невер, Свободный, Архару, Биробиджан до Хабаровска. Подъезд к городу Благовещенск.
М-60 «Уссури» - от Хабаровска до Владивостока.
М-56 «Лена» - от Невера до Якутска.
Этим дорогам уделяется большое значение, так как по ним передвигаются основные грузопотоки. От состояния этих дорог будет зависеть от качества этих дорог и их состояния.
Кроме дорог федерального назначения выделяют дороги республиканского значения. Эти дороги связывают республики СНГ. Им также уделяется большое значение так как эти дороги улучшают экономические связи между государствами бывшего СССР.
Как и в железнодорожном транспорте, Москва является крупным дорожным узлом России. Все дороги более или менее ориентированы на Москву. Конфигурация дорог - радиально-кольцевая. От Москвы отходят важнейшие автомагистрали во всех направлениях. Важнейшие дороги, отходящие от Москвы: Москва - Санкт-Петербург, Москва - Волгоград, Москва - Нижний Новгород - Казань, Москва - Воронеж - Ростов на Дону, Москва - Волгоград - Тамбов и др.
Плотность автодорог по всей стране различна. Наибольшее их сосредоточение в европейской части России, за Уралом плотность автодорог уменьшается. Это связано с тем, что наибольшее сосредоточение население располагается именно в европейской части страны.
магистрали, на которых движение имеет скоростные ограничения;
местные, рассчитанные на замедленное, не изолированное от пешеходов движение автомобилей.
Дороги бывают:
федеральные, соединяющие столицы республик и важнейшие административно - промышленные центры России;
республиканские, связывающие столицы республик с подведомственными областями и крупными районными городами;
местные; включая сельские и ведомственные, используемые по преимуществу для транспортных связей отдельных населенных пунктов между собой и для хозяйственных нужд предприятий; областные, обеспечивающие транспортные связи областных центров с соответствующими районными пунктами области; автономных образований и краевого значения.
В зависимости от качества, технической оснащенности дорог определяется их пропускная способность. По пропускной способности автомобильные дороги делятся на пять категорий:
1 категория: более 7000 автомобилей в сутки;
2 категория: от 3000 до 3000 автомобилей в сутки;
3 категория: от 1000 до 3000 автомобилей в сутки;
4 категория: от 200 до тысячи автомобилей в сутки;
5 категория: до 200 автомобилей в сутки.
Чем выше категория дороги, тем больший поток автомобилей она пропускает и тем более совершенной является в техническом отношении
Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием служит важным показателем развития транспорта в стране. И, как аварийность, показывает его состояние. В России 40% сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью путей сообщения общего пользования. На сегодняшний день качество автодорожной сети невысокое: 11% автодорог - грунтовые, 1/3 дорог имеет твердое покрытие- гравийные, щебеночные, шлаковые и булыжниковые, они не соответствуют техническим нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта, а в условиях экономического кризиса ремонтные работы имеют тенденцию к сокращению.
ГУСТОТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ (на конец года; километров дорог на 1000 квадратных километров территории)
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
|
Российская Федерация
|
30
|
31
|
31
|
31
|
32
|
32
|
|
Уральский федеральный округ
|
19
|
19
|
19
|
20
|
20
|
20
|
|
Курганская область
|
89
|
90
|
90
|
90
|
91
|
92
|
|
Свердловская область
|
52
|
53
|
54
|
54
|
55
|
55
|
|
Тюменская область
|
6,1
|
6,3
|
6,5
|
6,8
|
7,0
|
7,1
|
|
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
|
2,8
|
3,0
|
3,3
|
3,6
|
3,9
|
4,1
|
|
Ямало-Ненецкий автономный округ
|
1,1
|
1,1
|
1,1
|
1,1
|
1,3
|
1,3
|
|
Челябинская область
|
92
|
93
|
92
|
99
|
100
|
101
|
|
|
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫМ ПОКРЫТИЕМ В ПРОТЯЖЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
(на конец года; в процентах)
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
|
Российская Федерация
|
67,2
|
67,4
|
67,7
|
68,0
|
68,3
|
68,4
|
|
Уральский федеральный округ
|
80,7
|
80,9
|
81,4
|
80,9
|
81,3
|
81,4
|
|
Курганская область
|
95,8
|
96,0
|
96,2
|
96,2
|
96,1
|
95,9
|
|
Свердловская область
|
77,0
|
77,3
|
78,2
|
78,8
|
79,9
|
80,3
|
|
Тюменская область
|
83,7
|
83,3
|
82,4
|
81,9
|
81,8
|
81,5
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
|
99,0
|
98,6
|
96,1
|
94,6
|
95,8
|
95,1
|
|
Ямало-Ненецкий автономный округ
|
88,0
|
87,0
|
86,0
|
84,5
|
86,3
|
87,5
|
|
Челябинская область
|
70,4
|
71,2
|
72,7
|
71,1
|
71,7
|
71,8
|
|
|
«Количество перевезенных пассажиров в России за период 1940-2004 г.г. (млн. чел.)».
Года
|
Основные виды транспорта
|
|
|
ж/д
|
автомобильный
|
воздушный
|
морской
|
внутренний водный
|
|
1940
|
990
|
429
|
0,3
|
-
|
64
|
|
1960
|
1606
|
7445
|
10
|
-
|
98
|
|
1970
|
2500
|
15053
|
45
|
11
|
117
|
|
1980
|
2971
|
23356
|
66
|
20
|
103
|
|
1990
|
3143
|
28626
|
91
|
16
|
90
|
|
1991
|
2677
|
27302
|
86
|
14
|
75
|
|
1992
|
2372
|
24874
|
63
|
9
|
44
|
|
1993
|
2324
|
24124
|
42
|
6
|
40
|
|
1994
|
2062
|
23438
|
34
|
4
|
28
|
|
1995
|
1833
|
22817
|
32
|
3
|
25
|
|
1996
|
1663
|
23185
|
28
|
2
|
18
|
|
1997
|
1600
|
23665
|
26
|
1,5
|
24
|
|
1998
|
1471
|
23103
|
23
|
1,3
|
18
|
|
1999
|
1338
|
22883
|
22
|
1,1
|
22
|
|
2000
|
1419
|
22033
|
23
|
1,0
|
26
|
|
2001
|
1306
|
20883
|
26
|
0,7
|
27
|
|
2002
|
1271
|
19620
|
28
|
0,6
|
27
|
|
2003
|
1304
|
17898
|
31
|
0,6
|
22
|
|
2004
|
1335
|
16531
|
35
|
0,6
|
21
|
|
|
|