Статья: Фаустовский тип культуры
Статья: Фаустовский тип культуры
Фаустовский
тип культуры - условное название европейской культуры, распространенное с 20-х
гг. Термин «Ф.т.к.» был введен Шпенглером («Закат Европы», 1918-22). Одна из
восьми осн. мировых культур — зап.-европ. названа им «фаустовской», т.к. доктор
Фауст, популярный персонаж нем. легенды, ярко отразил характерные особенности
европ.человека.
Легенда
о Фаусте возникла в 16 в. как одно из произведений жанра демонологич. лит-ры.
Она носила религиозно-воспитат. и отчасти развлекат. характер, однако в отличие
от ср.-век. легенд в ней отчетливо видны черты европ. культуры Нового времени.
Фауст, в отличие от своих предшественников, идет на договор с сатаной ради
обладания знанием, с помощью к-рого можно изменить мир и жизнь людей, приблизиться
к Богу в возможности творить. Уже в 16 в. эта легенда отразила в себе такие
черты новоевроп. культуры как увлечение наукой, индивидуализм (Фауст идет
наперекор обществ, мнению и морали), стремление выйти за веками установленные
пределы, будь то социальное положение, уровень знаний, границы экумены и т.п.
Все эти стремления были присущи не только легендарному Фаусту, но и его
современникам. Черты доктора Фауста видны не только в жаждущих нового знания
ученых, бесстрашно отстаивавших противоречащие догмам ср.-век. науки теории
(напр., Дж. Бруно), но и у религ. реформаторов, бросивших вызов почти
всемогущему институту католич. церкви (Лютер, Кальвин, Цвингли и др.), они
видны у конкистадоров, завоевывавших неизвестные страны с многочисл. населением
отрядами в несколько сотен человек (Писарро, Кортес); черты Фауста заметны у
полит, деятелей, в погоне за властью перешагнувшими все традиции и законы
(напр., Чезаре Борджа). Все эти люди, как и легендарный Фауст, принадлежали к
новоевроп. культуре, следовали ее кодам, превыше всего ставя достижение
намеченной цели, ради к-рой можно было пренебречь этич., религ., правовыми и
пр. нормами. Победа любой ценой — гл. принцип людей этой культуры. К
осуществлению поставленной цели люди фаустовского типа продвигались
последовательно, следуя тщательно разработанной стратегии, претворяя в жизнь
цепочку логически обоснованных действий. Фауст идет на заключение союза с
дьяволом в качестве крайней меры только после того, как менее действенные
средства (изучение ср.-век. науки и т.д.) не привели к желаемому результату —
получению полного знания о мире и достижению могущества с помощью этого знания.
Такой же подход был характерен для людей этого времени.
В
17-18 вв. в связи с появлением картезианских принципов и идей Просвещения
фигура Фауста, в легенде связанная с магией, дьяволом и эзотерикой вообще (для
16 в. понятия магии и науки неразделимы) несколько теряет популярность. Тем не
менее развитие науки .дальнейшее освоение новых земель, использование
достижений теор. наук для получения практич. рез-тов, общая установка на
продуманность и осознанность любых действий свидетельствуют о бытовании типа
культуры, черты к-рого можно проследить в 16 в., и в частности в легенде о
Фаусте. Т.о., культурный тип, бытовавший в Европе 17-18 вв., хотя и не
ассоциировался у современников с фигурой доктора Фауста, по существу являлся
именно фаустовским.
В
к. 18-19 в. образ Фауста вновь становится чрезвычайно популярным. Мистич.
аспекты легенды теряют свое значение, столь важное для 16 в., и в сознании
современников на первый план окончательно выходят черты характера гл. героя.
Если в 16 в., когда в Европе происходил переход от ср.- век. типа культуры к
культуре Нового времени, образ Фауста многозначен, то к нач. 19 в. образ
Фауста-мага окончательно уступает место Фаусту-ученому, Фаусту-носителю высоких
устремлений человечества. Романтиков (напр., Ф.М. Клингера) в Фаусте прежде
всего интересует сильная личность. Для них Фауст — мятежник, восстающий против
установленного порядка, видящий и стремящийся исправить несовершенство мира.
Здесь особо подчеркивается характерный для новоевроп. культуры принцип: знание
должно служить достижению практич. результатов. Лессинга привлекает в Фаусте
сама тяга к познанию, ибо стремление познавать вложено в человека Богом, это
«благороднейшее человеч. стремление», и поэтому Фауст не может быть осужден. В
знаменитой драме Гёте также очень важен характерный для новой европ. культуры
мотив знания и труда. Фауст обретает спасение, только используя свои знания во
благо людям.
У
Шпенглера Фауст окончательно осознан как символ европ. культуры. Широкая
популярность этого персонажа, к образу к-рого обращались величайшие писатели, чтобы
выразить свои взгляды на культуру и человека, близость устремлений этого героя
к устремлениям европейцев вообще позволяют считать понятие «Ф.т.к.» синонимом
понятия «европ. тип культуры».
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.countries.ru/
|