|
Сочинение: Толстой Лев Николаевич
Сочинение: Толстой Лев Николаевич
(1828-1910), граф, русский
писатель,
член-корреспондент
(1873), почетный
академик (1900)
Петербургской
АН. Начиная с
автобиографической
трилогии «Детство»
(1852), «Отрочество»
(1852-54), «Юность»
(1855-57), исследование
«текучести»
внутреннего
мира, моральных
основ личности
стало главной
темой произведений
Толстого. Мучительные
поиски смысла
жизни, нравственного
идеала, скрытых
общих закономерностей
бытия, духовный
и социальный
критицизм,
вскрывающий
«неправду»
сословных
отношений,
проходят через
все его творчество.
В повести «Казаки»
(1863) герой, молодой
дворянин, ищет
выход в приобщении
к природе, к
естественной
и цельной жизни
простого человека.
Эпопея «Война
и мир» (1863-69) воссоздает
жизнь различных
слоев русского
общества в
Отечественную
войну 1812, патриотический
порыв народа,
объединивший
все сословия
и обусловивший
победу в войне
с Наполеоном.
Исторические
события и личные
интересы, пути
духовного
самоопределения
рефлексирующей
личности и
стихия русской
народной жизни
с ее «роевым»
сознанием
показаны как
равноценные
слагаемые
природно-исторического
бытия. В романе
«Анна Каренина»
(1873-77) — о трагедии
женщины во
власти разрушительной
«преступной»
страсти — Толстой
обнажает ложные
основы светского
общества, показывает
распад патриархального
уклада, разрушение
семейных устоев.
Восприятию
мира индивидуалистическим
и рационалистичным
сознанием он
противопоставляет
самоценность
жизни как таковой
в ее бесконечности,
неуправляемой
переменчивости
и вещной конкретности
(«тайновидец
плоти» — Д. С.
Мережковский).
С кон. 1870-х гг.
переживавший
духовный кризис,
позднее захваченный
идеей нравственного
усовершенствования
и «опрощения»
(породившей
движение
«толстовства»),
Толстой приходит
ко все более
непримиримой
критике общественного
устройства
— современных
бюрократических
институтов,
государства,
церкви (в 1901 отлучен
от православной
церкви), цивилизации
и культуры,
всего жизненного
уклада «образованных
классов»: роман
«Воскресение»
(1889-99), повесть
«Крейцерова
соната» (1887-89), драмы
«Живой труп»
(1900, опубликована
в 1911) и «Власть
тьмы» (1887). Одновременно
возрастает
внимание к
темам смерти,
греха, покаяния
и нравственного
возрождения
(повести «Смерть
Ивана Ильича»,
1884-86, «Отец Сергий»,
1890-98, опубликованы
в 1912, «Хаджи-Мурат»,
1896-1904, опубликован
в 1912). Публицистические
сочинения
морализаторского
характера, в
т. ч. «Исповедь»
(1879-82), «В чем моя
вера?» (1884), где
христианские
учения о любви
и всепрощении
трансформируются
в проповедь
непротивления
злу насилием.
Стремление
согласовать
образ мысли
и жизни приводит
к уходу Толстого
из Ясной Поляны;
умер на станции
Астапово.
*
* *
ТОЛСТ˜ОЙ
Лев Николаевич
[28 августа (9 сентября)
1828, усадьба Ясная
Поляна Тульской
губернии — 7
(20) ноября 1910, станция
Астапово (ныне
станция Лев
Толстой) Рязано-Уральской
ж. д.; похоронен
в Ясной Поляне],
граф, русский
писатель.
«Радостный
период детства»
Толстой
был четвертым
ребенком в
большой дворянской
семье. Его мать,
урожденная
княжна Волконская,
умерла, когда
Толстому не
было еще двух
лет, но по рассказам
членов семьи
он хорошо представлял
себе «ее духовный
облик»: некоторые
черты матери
(блестящее
образование,
чуткость к
искусству,
склонность
к рефлексии)
и даже портретное
сходство Толстой
придал княжне
Марье Николаевне
Болконской
(«Война и мир»).
Отец Толстого,
участник
Отечественной
войны, запомнившийся
писателю
добродушно-насмешливым
характером,
любовью к чтению,
к охоте (послужил
прототипом
Николая Ростова),
тоже умер рано
(1837). Воспитанием
детей занималась
дальняя родственница
Т. А. Ергольская,
имевшая огромное
влияние на
Толстого: «она
научила меня
духовному
наслаждению
любви». Детские
воспоминания
всегда оставались
для Толстого
самыми радостными:
семейные предания,
первые впечатления
от жизни дворянской
усадьбы служили
богатым материалом
для его произведений,
отразились
в автобиографической
повести «Детство».
Казанский
университет
Когда
Толстому было
13 лет, семья
переехала в
Казань, в дом
родственницы
и опекунши
детей П. И. Юшковой.
В 1844 Толстой
поступил в
Казанский
университет
на отделение
восточных
языков философского
факультета,
затем перевелся
на юридический
факультет, где
проучился
неполных два
года: занятия
не вызывали
у него живого
интереса и он
со страстью
предался светским
развлечениям.
Весной 1847, подав
прошение об
увольнении
из университета
«по расстроенному
здоровью и
домашним
обстоятельствам»,
Толстой уехал
в Ясную Поляну
с твердым намерением
изучить весь
курс юридических
наук (чтобы
сдать экзамен
экстерном),
«практическую
медицину»,
языки, сельское
хозяйство,
историю, географическую
статистику,
написать диссертацию
и «достигнуть
высшей степени
совершенства
в музыке и живописи».
«Бурная
жизнь юношеского
периода»
После
лета в деревне,
разочарованный
неудачным
опытом хозяйствования
на новых, выгодных
для крепостных
условиях (эта
попытка запечатлена
в повести «Утро
помещика»,
1857), осенью 1847 Толстой
уехал сначала
в Москву, затем
в Петербург,
чтобы держать
кандидатские
экзамены в
университете.
Образ его жизни
в этот период
часто менялся:
то он сутками
готовился и
сдавал экзамены,
то страстно
отдавался
музыке, то
намеревался
начать чиновную
карьеру, то
мечтал поступить
юнкером в
конногвардейский
полк. Религиозные
настроения,
доходившие
до аскетизма,
чередовались
с кутежами,
картами, поездками
к цыганам. В
семье его считали
«самым пустяшным
малым», а сделанные
тогда долги
ему удалось
отдать лишь
много лет спустя.
Однако именно
эти годы окрашены
напряженным
самоанализом
и борьбой с
собой, что отражено
в дневнике,
который Толстой
вел в течение
всей жизни.
Тогда же у него
возникло серьезное
желание писать
и появились
первые незавершенные
художественные
наброски.
«Война
и свобода»
В
1851 старший брат
Николай, офицер
действующей
армии, уговорил
Толстого ехать
вместе на Кавказ.
Почти три года
Толстой прожил
в казачьей
станице на
берегу Терека,
выезжая в Кизляр,
Тифлис, Владикавказ
и участвуя в
военных действиях
(сначала добровольно,
потом был принят
на службу).
Кавказская
природа и
патриархальная
простота казачьей
жизни, поразившая
Толстого по
контрасту с
бытом дворянского
круга и с мучительной
рефлексией
человека
образованного
общества, дали
материал для
автобиографической
повести «Казаки»(1852-63).
Кавказские
впечатления
отразились
и в рассказах
«Набег» (1853), «Рубка
леса» (1855), а также
в поздней повести
«Хаджи-Мурат»
(1896-1904, опубликована
в 1912). Вернувшись
в Россию, Толстой
записал в дневнике,
что полюбил
этот «край
дикий, в котором
так странно
и поэтически
соединяются
две самые
противоположные
вещи — война
и свобода». На
Кавказе Толстой
написал повесть
«Детство» и
отправил ее
в журнал «Современник»,
не раскрыв
своего имени
(напечатана
в 1852 под инициалами
Л. Н.; вместе с
позднейшими
повестями
«Отрочество»,
1852-54, и «Юность»,
1855-57, составила
автобиографическую
трилогию).
Литературный
дебют сразу
принес Толстому
настоящее
признание.
Крымская
кампания
В
1854 Толстой получил
назначение
в Дунайскую
армию, в Бухарест.
Скучная штабная
жизнь вскоре
заставила его
перевестись
в Крымскую
армию, в осажденный
Севастополь,
где он командовал
батареей на
4-м бастионе,
проявив редкую
личную храбрость
(награжден
орденом св.
Анны и медалями).
В Крыму Толстого
захватили новые
впечатления
и литературные
планы (собирался
в т. ч. издавать
журнал для
солдат), здесь
он начал писать
цикл «севастопольских
рассказов»,
вскоре напечатанных
и имевших огромный
успех (очерк
«Севастополь
в декабре месяце»
прочитал даже
Александр II).
Первые произведения
Толстого поразили
литературных
критиков смелостью
психологического
анализа и развернутой
картиной «диалектики
души» (Н. Г. Чернышевский).
Некоторые
замыслы, появившиеся
в эти годы, позволяют
угадывать в
молодом артиллерийском
офицере позднего
Толстого-проповедника:
он мечтал об
«основании
новой религии»
— «религии
Христа, но очищенной
от веры и таинственности,
религии практической».
В
кругу литераторов
и за границей
В
ноябре 1855 Толстой
приехал в Петербург
и сразу вошел
в кружок «Современника»
(Н. А. Некрасов,
И. С. Тургенев,
А. Н. Островский,
И. А. Гончаров
и др.), где его
встретили как
«великую надежду
русской литературы»
(Некрасов). Толстой
принимал участие
в обедах и чтениях,
в учреждении
Литературного
фонда, оказался
вовлеченным
в споры и конфликты
писателей,
однако чувствовал
себя чужим в
этой среде, о
чем подробно
рассказал
позднее в «Исповеди»
(1879-82): «Люди эти
мне опротивели,
и сам себе я
опротивел».
Осенью 1856 Толстой,
выйдя в отставку,
уехал в Ясную
Поляну, а в начале
1857 — за границу.
Он побывал во
Франции, Италии,
Швейцарии,
Германии (швейцарские
впечатления
отражены в
рассказе «Люцерн»),
осенью вернулся
в Москву, затем
— в Ясную Поляну.
Народная
школа
В
1859 Толстой открыл
в деревне школу
для крестьянских
детей, помог
устроить более
20 школ в окрестностях
Ясной Поляны,
и это занятие
настолько
увлекло Толстого,
что в 1860 он вторично
отправился
за границу,
чтобы знакомиться
со школами
Европы. Толстой
много путешествовал,
провел полтора
месяца в Лондоне
(где часто виделся
с А. И. Герценом),
был в Германии,
Франции, Швейцарии,
Бельгии, изучал
популярные
педагогические
системы, в основном
не удовлетворившие
писателя. Собственные
идеи Толстой
изложил в специальных
статьях, доказывая,
что основой
обучения должна
быть «свобода
учащегося»
и отказ от насилия
в преподавании.
В 1862 издавал
педагогический
журнал «Ясная
Поляна» с книжками
для чтения в
качестве приложения,
ставшими в
России такими
же классическими
образцами
детской и народной
литературы,
как и составленные
им в начале
1870-х гг. «Азбука»
и «Новая Азбука».
В 1862 в отсутствие
Толстого в
Ясной Поляне
был проведен
обыск (искали
тайную типографию).
«Война
и мир» (1863-69)
В
сентябре 1862 Толстой
женился на
восемнадцатилетней
дочери врача
Софье Андреевне
Берс и сразу
после венчания
увез жену из
Москвы в Ясную
Поляну, где
полностью
отдался семейной
жизни и хозяйственным
заботам. Однако
уже с осени
1863 он захвачен
новым литературным
замыслом, который
долгое время
носил название
«Тысяча восемьсот
пятый год».
Время создания
романа было
периодом душевного
подъема, семейного
счастья и спокойного
уединенного
труда. Толстой
читал воспоминания
и переписку
людей александровской
эпохи (в том
числе материалы
Толстых и
Волконских),
работал в архивах,
изучал масонские
рукописи, ездил
на Бородинское
поле, продвигаясь
в работе медленно,
через множество
редакций (в
копировании
рукописей ему
много помогала
жена, опровергая
тем самым шутки
друзей, что она
еще так молода,
будто играет
в куклы), и лишь
в начале 1865 напечатал
в «Русском
вестнике»
первую часть
«Войны и мира».
Роман читался
взахлеб, вызвал
множество
откликов, поразив
сочетанием
широкого эпического
полотна с тонким
психологическим
анализом, с
живой картиной
частной жизни,
органично
вписанной в
историю. Горячие
споры спровоцировали
последующие
части романа,
в которых Толстой
развивал
фаталистическую
философию
истории. Прозвучали
упреки в том,
что писатель
«передоверил»
людям начала
века интеллектуальные
запросы своей
эпохи: замысел
романа об
Отечественной
войне действительно
был ответом
на проблемы,
волновавшие
русское пореформенное
общество. Сам
Толстой характеризовал
свой замысел
как попытку
«писать историю
народа» и считал
невозможным
определить
его жанровую
природу («не
подойдет ни
под какую форму,
ни романа, ни
повести, ни
поэмы, ни истории»).
«Анна
Каренина»
(1873-77)
В
1870-е гг., живя
по-прежнему
в Ясной Поляне,
продолжая учить
крестьянских
детей и развивать
в печати свои
педагогические
взгляды, Толстой
работал над
романом о жизни
современного
ему общества,
построив композицию
на противопоставлении
двух сюжетных
линий: семейная
драма Анны
Карениной
рисуется по
контрасту с
жизнью и домашней
идиллией молодого
помещика Константина
Левина, близкого
самому писателю
и по образу
жизни, и по
убеждениям,
и по психологическому
рисунку. Начало
работы совпало
с увлечением
прозой Пушкина:
Толстой стремился
к простоте
слога, к внешней
безоценочности
тона, прокладывая
себе дорогу
к новому стилю
1880-х гг., в особенности
к народным
рассказам. Лишь
тенденциозная
критика интерпретировала
роман как любовный.
Смысл существования
«образованного
сословия» и
глубокая правда
мужицкой жизни
— этот круг
вопросов, близкий
Левину и чуждый
большинству
даже симпатичных
автору героев
(включая Анну),
прозвучал остро
публицистично
для многих
современников,
прежде всего
для Ф. М. Достоевского,
высоко оценившего
«Анну Каренину»
в «Дневнике
писателя».
«Мысль семейная»
(главная в романе,
по словам Толстого)
переведена
в социальное
русло, беспощадные
саморазоблачения
Левина, его
мысли о самоубийстве
читаются как
образная иллюстрация
духовного
кризиса, пережитого
самим Толстым
в 1880-е гг., но назревшего
в ходе работы
над романом.
Перелом
(1880-е гг.)
Ход
переворота,
совершавшегося
в сознании
Толстого, нашел
отражение в
художественном
творчестве,
прежде всего
в переживаниях
героев, в том
духовном прозрении,
которое преломляет
их жизнь. Эти
герои занимают
центральное
место в повестях
«Смерть Ивана
Ильича» (1884-86),
«Крейцерова
соната» (1887-89,
опубликована
в России в 1891),
«Отец Сергий»
(1890-98, опубликована
в 1912), драме «Живой
труп» (1900, незавершена,
опубликована
в 1911), в рассказе
«После бала»
(1903, опубликован
в 1911). Исповедальная
публицистика
Толстого дает
развернутое
представление
о его душевной
драме: рисуя
картины социального
неравенства
и праздности
образованных
слоев, Толстой
в заостренной
форме ставил
перед собой
и перед обществом
вопросы смысла
жизни и веры,
подвергал
критике все
государственные
институты,
доходя до отрицания
науки, искусства,
суда, брака,
достижений
цивилизации.
Новое миропонимание
писателя отражено
в «Исповеди»
(опубликована
в 1884 в Женеве, в
1906 в России), в
статьях «О
переписи в
Москве» (1882), «Так
что же нам делать?»
(1882-86, опубликована
полностью в
1906), «О голоде»
(1891, опубликована
на английском
языке в 1892, на
русском — в
1954), «Что такое
искусство?»
(1897-98), «Рабство
нашего времени»
(1900, полностью
опубликована
в России в 1917), «О
Шекспире и
драме» (1906), «Не
могу молчать»
(1908). Социальная
декларация
Толстого опирается
на представление
о христианстве
как о нравственном
учении, а этические
идеи христианства
осмыслены им
в гуманистическом
ключе как основа
всемирного
братства людей.
Этот комплекс
проблем предполагал
анализ Евангелия
и критические
штудии богословских
сочинений,
которым посвящены
религиозно-философские
трактаты Толстого
«Исследование
догматического
богословия»
(1879-80), «Соединение
и перевод четырех
Евангелий»
(1880-81), «В чем моя
вера» (1884), «Царство
Божие внутри
вас» (1893). Бурной
реакцией в
обществе
сопровождались
высказываемые
Толстым призывы
к прямому и
безотлагательному
следованию
христианским
заповедям. В
особенности
широко обсуждалась
его проповедь
непротивления
злу насилием,
ставшая импульсом
к созданию
целого ряда
художественных
произведений
— драмы «Власть
тьмы, или Коготок
увяз, всей птичке
пропасть»
(1887) и народных
рассказов,
написанных
в намеренно
упрощенной,
«безыскусной»
манере. Наряду
с близкими по
духу произведениями
В. М. Гаршина,
Н. С. Лескова и
других писателей,
эти рассказы
выпускались
издательством
«Посредник»,
основанном
В. Г. Чертковым
по инициативе
и при ближайшем
участии Толстого,
который определял
задачу «Посредника»
как «выражение
в художественных
образах учения
Христа», «чтобы
можно было
прочесть эту
книгу старику,
женщине, ребенку
и чтоб и тот, и
другой заинтересовались,
умилились и
почувствовали
бы себя добрее».
В
рамках нового
миропонимания
и представлений
о христианстве
Толстой выступал
против христианской
догматики и
критиковал
сближение
церкви с государством,
что привело
его к полному
разобщению
с православной
церковью. В
1901 последовала
реакция Синода:
всемирно признанный
писатель и
проповедник
был официально
отлучен от
церкви, что
вызвало громадный
общественный
резонанс.
«Воскресение»
(1889-99)
Последний
роман Толстого
воплотил весь
спектр проблем,
волновавших
его в годы перелома.
Главный герой,
Дмитрий Нехлюдов,
духовно близкий
автору, проходит
путь нравственного
очищения, приводящий
его к деятельному
добру. Повествование
построено на
системе подчеркнуто
оценочных
противопоставлений,
обнажающих
неразумность
общественного
устройства
(красота природы
и лживость
социального
мира, правда
мужицкого быта
и фальшь, господствующая
в жизни образованных
слоев общества).
Характерные
черты позднего
Толстого —
откровенная,
выдвинутая
на первый план
«тенденция»
(в эти годы Толстой
— сторонник
нарочито
тенденциозного,
дидактического
искусства),
резкий критицизм,
сатирическое
начало — проявились
в романе со
всей наглядностью.
Уход
и смерть
Годы
перелома круто
изменили личную
биографию
писателя, обернувшись
разрывом с
социальной
средой и приведя
к семейному
разладу (провозглашенный
Толстым отказ
от владения
частной собственностью
вызывал резкое
недовольство
членов семьи,
прежде всего
жены). Пережитая
Толстым личная
драма нашла
отражение в
его дневниковых
записях.
Поздней
осенью 1910, ночью,
тайно от семьи,
82-летний Толстой,
сопровождаемый
лишь личным
врачом Д. П.
Маковицким,
покинул Ясную
Поляну. Дорога
оказалась для
него непосильной:
в пути Толстой
заболел и вынужден
был сойти с
поезда на маленькой
железнодорожной
станции Астапово.
Здесь, в доме
начальника
станции он
провел последние
семь дней своей
жизни. За сообщениями
о здоровье
Толстого, который
к этому времени
приобрел уже
мировую известность
не только как
писатель, но
и как религиозный
мыслитель,
проповедник
новой веры,
следила вся
Россия. Событием
общероссийского
масштаба стали
похороны Толстого
в Ясной Поляне.
Сочинения:
Полн.
собр. соч. М.; Л.,
1928-58. Т. 1-90. (Юбилейное
изд.).
Литература:
Бирюков
П. И. Биография
Льва Николаевича
Толстого. М.;
Пг., 1923. Т. 1-4.
Гусев
Н. Н. Летопись
жизни и творчества
Льва Николаевича
Толстого. 1828-1890.
М., 1958. .То же 1891-1910. М.,
1960.
Эйхенбаум
Б. М. Молодой
Толстой. Пг.;
Берлин, 1922.
Эйхенбаум
Б. М. О литературе.
М., 1987.
Бочаров
С. Г. Роман Л. Н.
Толстого «Война
и мир». М., 1963.
О.
Е. Майорова |