БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Радиоэлектроника
Региональная экономика
Режущий инструмент
Реклама и PR
Ресторанно-гостиничный бизнес бытовое обслуживан
Римское право
Русский язык культура речи
РЦБ ценные бумаги
САПР
Сексология
Семейное право
Социология
Страховое право
Строительство архитектура
Таможенное право
Теория государства и права
Технология
Таможенная система
Транспорт
Физика и энергетика
Философия
Финансы деньги и налоги
Физкультура и спорт
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экология
Экономика
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Эргономика
Этика и эстетика
Сочинения по литературе и русскому языку
Рефераты по теории государства и права
Рефераты по теории организации
Рефераты по теплотехнике
Рефераты по товароведению
Рефераты по трудовому праву
Рефераты по туризму
Рефераты по уголовному праву и процессу
Рефераты по управлению
Рефераты по менеджменту
Рефераты по металлургии
Рефераты по муниципальному праву
Биографии
Рефераты по психологии
Рефераты по риторике
Рефераты по статистике
Рефераты по страхованию
Рефераты по схемотехнике
Рефераты по науке и технике
Рефераты по кулинарии
Рефераты по культурологии
Рефераты по зарубежной литературе
Рефераты по логике
Рефераты по логистике
Рефераты по маркетингу
Рефераты по международному публичному праву
Рефераты по международному частному праву
Рефераты по международным отношениям
Рефераты по культуре и искусству
Рефераты по кредитованию
Рефераты по естествознанию
Рефераты по истории техники
Рефераты по журналистике
Рефераты по зоологии
Рефераты по инвестициям
Рефераты по информатике
Исторические личности
Рефераты по кибернетике
Рефераты по коммуникации и связи
Рефераты по косметологии
Рефераты по криминалистике
Рефераты по криминологии
Новые или неперечисленные
Без категории

Сочинение: Сказки Салтыкова-Щедрина как политическая сатира

Сочинение: Сказки Салтыкова-Щедрина как политическая сатира

 

Салтыков-Щедрин - один из величайших сатириков мира. Всю свою  жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в  своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после  реформы 1861 года - пережитки крепостного права, оставшиеся в быту  и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспотизм и  эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их долготерпение,  рабскую психологию.

Если Гоголь верил в то, что его сатира поможет  исправить некоторые недостатки в государственном устрое России, то  революционер- демократ Щедрин приходит к выводу, что надо  разрушить старую Русь, и призывает к этому в своих произведениях.  Понимая, что революцию может совершить только народ, Щедрин  старается разбудить самосознание народа, зовет его на борьбу. Во всем  блеске раскрылся талант сатирика в его сказках.

Этот жанр позволяет  скрыть истинный смысл произведения oт цензуры. В сказках Щедрин  раскрывает тему эксплуатации народа, дает уничтожающую критику  дворянам, чиновникам - всем тем, кто живет народным трудом.  В сказке "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"  Щедрин изображает двух чиновников, которые попали на необитаемый  остров. Два крупных чиновнику всю свою жизнь прослужили в  регистратуре, которую потом "за ненадобностью упразднили". Попав на  остров, генералы-дармоеды чуть не съели друг друга. Не окажись на  острове мужика, бездельники так и пропали бы с голоду, хотя на  острове было множество плодов, рыбы и всякой живности.  

Насытившись, генералы вновь приобретают уверенность в себе. "Вишь,  как хорошо генералом быть," - говорит один из них. В этой сказке  Щедрин изобличает паразитизм, полную неспособность людей, которые  давно отвыкли от труда.

Позднее Чехов в пьесе "Вишневый сад"  покажет нам Гаева, зрелого человека, которому старый лакей Фирс  надевает штаны. Окажись Гаев на необитаемом острове, он так же, как  и генералы, умер бы с голоду. Генералам не приходит в голову, что  эксплуатировать мужика - это позорно и безнравственно, они  полностью уверены в своем праве, что на них должен кто-то работать.  Щедрин пишет: "Вернувшись обратно в Петербург, генералы денег  загребли, но и мужика не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак  серебра. Веселись мужичина."

С такой же силой Салтыков-Щедрин  разоблачает самодержавие в сказке "Медведь на воеводстве". Лев в свое  дальнее воеводство посылает Топтыгиных для усмирения "внутреннего  супостата". Под династией Топтыгиных Щедрин подразумевает  придворных слуг царя. Три Топтыгина сменяют друг друга на посту в  дальнем воеводстве. Первый и второй воеводы занимались разного рода  злодеяниями: первый Топтыгин - мелкими (чижика съел), второй -  крупными, капитальными (забрал у крестьян корову, лошадь, двух  овец, "за что мужики осерчали и убили его").

Третий же Топтыгин не  хотел кровавых злодеяний, он пошел либеральным путем, за что  мужики много лет присылали ему то корову, то лошадь, то свинью, но  в конце концов, лопнуло терпение мужиков, и они расправились с  воеводой. В этой расправе ясно видятся стихийные бунты крестьянства  против своих угнетателей. Щедрин показал, что недовольство народа  обусловлено не только произволом наместников, но и порочностью  всей царской системы, что дорога к счастью народа лежит через  свержение монархии, то есть через революцию.  Щедрин не уставал изобличать пороки самодержавия и в других своих  сказках.

В сказке "Орел-меценат" выдающийся писатель показал  отношение верхов к искусству, науке и просвещению. Он делает один  вывод, "что орлы для просвещения не нужны".

В сказке "Премудрый  пескарь" Щедрин высмеивает мещанство ("жил дрожал и помирал  дрожал"). Также неравнодушен Салтыков и к идеалистам- утопистам  (сказка "Карась-идеалист").

Писатель утверждает, что не словами, а  решительными действиями можно достичь счастливого будущего, и  сделать это может сам народ. Народ в сказках Салтыкова-Щедрина  талантлив, самобытен житейской смекалкой. Мужик делает из  собственных волос невод и лодку в сказке о генералах. Писательгуманист полон горечи за свой многострадальный народ, утверждая, что  он своими руками "вьет веревку, которую ему потом накинут на шею  угнетатели".

Образ коняги из сказки Щедрина - символ порабощенного  народа.  Свой стиль Щедрин называет эзоповским, в каждой сказке  присутствует подтекст, различные иносказания. Тесно связаны сказки  Щедрина с народным творчеством: он часто употребляет народные  пословицы и выражения. Литературное наследство Щедрина, как и  всякого гениального писателя, принадлежит не только прошлому, но и  настоящему, и будущему.






17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011