Сочинение: Сказки Салтыкова-Щедрина как политическая сатира
Сочинение: Сказки Салтыкова-Щедрина как политическая сатира
Салтыков-Щедрин - один из
величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского
народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а
после реформы 1861 года - пережитки крепостного права, оставшиеся в быту и психологии
людей. Сатирик критиковал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и
покорность угнетаемых, их долготерпение, рабскую психологию.
Если Гоголь верил в то, что
его сатира поможет исправить некоторые недостатки в государственном
устрое России, то революционер- демократ Щедрин приходит к выводу, что
надо разрушить
старую Русь, и призывает к этому в своих произведениях. Понимая, что
революцию может совершить только народ, Щедрин старается разбудить самосознание
народа, зовет его на борьбу. Во всем блеске раскрылся талант сатирика в его сказках.
Этот жанр позволяет скрыть истинный
смысл произведения oт цензуры. В сказках Щедрин раскрывает тему эксплуатации
народа, дает уничтожающую критику дворянам, чиновникам - всем тем, кто живет народным
трудом. В сказке "Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил" Щедрин изображает двух чиновников, которые попали на
необитаемый остров. Два крупных чиновнику всю свою жизнь
прослужили в регистратуре, которую потом "за ненадобностью
упразднили". Попав на остров, генералы-дармоеды чуть не съели друг друга. Не
окажись на острове мужика, бездельники так и пропали бы с голоду,
хотя на острове было множество плодов, рыбы и всякой живности.
Насытившись, генералы вновь
приобретают уверенность в себе. "Вишь, как хорошо генералом быть," - говорит один из
них. В этой сказке Щедрин изобличает паразитизм, полную неспособность
людей, которые давно отвыкли от труда.
Позднее Чехов в пьесе
"Вишневый сад" покажет нам Гаева, зрелого человека, которому старый
лакей Фирс надевает штаны. Окажись Гаев на необитаемом острове,
он так же, как и генералы, умер бы с голоду. Генералам не приходит в
голову, что эксплуатировать мужика - это позорно и безнравственно,
они полностью
уверены в своем праве, что на них должен кто-то работать. Щедрин пишет:
"Вернувшись обратно в Петербург, генералы денег загребли, но и
мужика не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра.
Веселись мужичина."
С такой же силой
Салтыков-Щедрин разоблачает самодержавие в сказке "Медведь на
воеводстве". Лев в свое дальнее воеводство посылает Топтыгиных для усмирения
"внутреннего супостата". Под династией Топтыгиных Щедрин
подразумевает придворных слуг царя. Три Топтыгина сменяют друг друга
на посту в дальнем воеводстве. Первый и второй воеводы занимались
разного рода злодеяниями: первый Топтыгин - мелкими (чижика съел),
второй - крупными, капитальными (забрал у крестьян корову, лошадь, двух овец, "за
что мужики осерчали и убили его").
Третий же Топтыгин не хотел кровавых
злодеяний, он пошел либеральным путем, за что мужики много лет присылали ему
то корову, то лошадь, то свинью, но в конце концов, лопнуло терпение мужиков, и они
расправились с воеводой. В этой расправе ясно видятся стихийные бунты
крестьянства против своих угнетателей. Щедрин показал, что
недовольство народа обусловлено не только произволом наместников, но и
порочностью всей царской системы, что дорога к счастью народа
лежит через свержение монархии, то есть через революцию. Щедрин не
уставал изобличать пороки самодержавия и в других своих сказках.
В сказке
"Орел-меценат" выдающийся писатель показал отношение верхов
к искусству, науке и просвещению. Он делает один вывод, "что орлы для
просвещения не нужны".
В сказке "Премудрый пескарь"
Щедрин высмеивает мещанство ("жил дрожал и помирал дрожал").
Также неравнодушен Салтыков и к идеалистам- утопистам (сказка
"Карась-идеалист").
Писатель утверждает, что не
словами, а решительными действиями можно достичь счастливого
будущего, и сделать это может сам народ. Народ в сказках
Салтыкова-Щедрина талантлив, самобытен житейской смекалкой. Мужик делает
из собственных
волос невод и лодку в сказке о генералах. Писательгуманист полон горечи за свой
многострадальный народ, утверждая, что он своими руками "вьет веревку, которую ему потом
накинут на шею угнетатели".
Образ коняги из сказки
Щедрина - символ порабощенного народа. Свой стиль Щедрин называет эзоповским, в каждой сказке
присутствует
подтекст, различные иносказания. Тесно связаны сказки Щедрина с
народным творчеством: он часто употребляет народные пословицы и
выражения. Литературное наследство Щедрина, как и всякого
гениального писателя, принадлежит не только прошлому, но и настоящему, и
будущему.
|