Сочинение: С.А. Есенин
Сочинение: С.А. Есенин
Есенин
Есенин Сергей Александрович –
замечательный русский поэт-лирик. Родился он в 1895 году в селе Константиново
Рязанской губернии в семье крестьянина. Окончив церковноприходскую школу,
Есенин весной 1912 года отправился в Москву, надеясь познакомиться там с
литераторами и напечатать свои стихи. В Москве юный поэт вступил в
литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, где объединились начинающие
рабоче-крестьянские писатели. Здесь он подружился с рабочими из типографии
Сытина и с их помощью устроился на работу корректором.
Подъем
революционного движения после Ленского расстрела Есенин встретил в рабочей
среде, участвовал в массовках и собраниях, за что дважды подвергался
полицейскому обыску. В 1913 – 1914 гг. он как вольнослушатель посещал лекции в
народном университете Шанявского, с увлечением читал Белинского, Некрасова,
Чернышевского и продолжал писать стихи. С первых шагов в литературе Есенин был
замечен как самобытный талантливый русский поэт. В 1915 году после встречи с
ним А. Блок записал в дневнике о его поэзии: “Стихи свежие, чистые,
голосистые…”
В ранней
поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси кануна Великой Октябрьской
революции. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь родины
продолжала тоску и боль в его сердце и поэзии:
Ой ты, Русь, моя Родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Веселая твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Искренняя
любовь к родной земле, выразившаяся в своеобразных переживаниях и настроениях,
придала его произведениям особое, неповторимое, есенинское звучание, которое мы
всегда различим в музыке русской лирики.
В поэзии
Есенина подлинно русские образы и картины, живая народная речь, поистине здесь
“русский дух” и “Русью пахнет”:
Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
(“В хате”.)
О материнской
любви и любви к матери в русской литературе написано много замечательных
произведений. Лирическое стихотворение Есенина “Письмо к матери” по праву
занимает среди них одно из первых мест.
Образ
матери, кровно связавший поэта с рязанской землей, усиливал его любовь к
родному краю.
“О Русь,
взмахни крылами!” – приветствовал поэт воспрянувшую родину в 1917 г.
Однако,
воспевая справедливую разрушающую силу революции, Есенин колебался в оценке
нового, советского уклада жизни. Он знал и любил старую Русь, её печальный
образ по-прежнему владел его поэтическим воображением:
Спит
ковыль. Равнина дорогая,
И
свинцовой свежести полынь.
Никакая
родина другая
Не вольет
мне в грудь мою теплынь.
. . . . .
. . . . . . . . . . .
И теперь,
когда вот новым светом
И моей коснулась
жизнь судьбы,
Все равно
остался я поэтом
Золотой
бревенчатой избы.
Но как не
дорог поэту образ “золотой бревенчатой избы”, он не мог полностью заслонить
молодое лицо Советской родины. Новые мотивы проникают в его поэзию, и
сочувствие Советской стране начинает всё ярче окрашивать произведения Есенина:
Мне
теперь по душе иное...
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной страны.
Посещение
поэтом капиталистических стран в 1922 – 1923 гг. (он побывал в Германии,
Франции, Бельгии, Италии, Америке) окончательно убедил его в справедливости и
превосходстве советского строя. Вернувшись из заграничного путешествия, Есенин
писал в августе 1923 г. в газете “Известия”: “…я ещё больше влюбился в
коммунистическое строительство. Пусть я не близок коммунистам как романтик в
своих поэмах – я близок им умом и надеюсь, что буду, быть может, близок и в
своем творчестве”.
В 1924 –
1925 гг. поэт обращается к советским темам. Интерес поэта к советской тематике
нашел свое выражение в более крупных лиро-эпических жанрах: поэмах, балладах. В
эти годы была написана поэма “Анна Снегина”, “Баллада о двадцати шести”.
В 1924 г.
вместе со всем советским народом Есенин тяжело переживает смерть В.И. Ленина.
Он пытается запечатлеть в поэзии образ великого вождя и создаёт стихотворение
“Ленин (отрывок из поэмы “Гуляй-поле”)”. Владимир Ильич Ленин привлекает поэта
своей величественной простотой:
...Застенчивый, простой и милый,
Он вроде сфинкса предо мной.
Я не пойму, какою силой
Сумел потрясть он шар земной?
Но он потряс!
Шуми и вей!
Крути свирепей, непогода,
Срывай с несчастного народа
Позор острогов и церквей.
В последние
два года жизни Есениным созданы поистине замечательные образцы русской лирики.
Ряд стихотворений написан в форме поэтических писем: “Письмо к матери”,
“Ответ”, “Письмо сестре”, “Письмо деду”, “Письмо к женщине”. В некоторых
стихотворениях, как в “Письме к женщине”, поэт искренне рассказывает о себе, о
былых колебаниях и о горячем желании идти в ногу со своим народом:
Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше,
За знамя вольности и светлого труда
Готов идти хоть до Ламанша.
В конце 1924
– начале 1925 г. Есенин находился на Кавказе. Поэт сблизился с рабочими,
журналистами; это благотворно повлияло на его творчество. Тогда же им была
написана одна из самых ярких глав его лирической поэзии – цикл стихотворений
“Персидские мотивы”. Здесь часто слышатся воспоминания о родине и русские
напевы:
У меня в душе звенит тальянка,
При луне собачий слышу лай.
Разве ты не хочешь, персиянка,
Увидать далекий синий край?
. . . . . . . . . . . . . . . .
Заглуши в душе тоску тальянки,
Напои дыханьем свежих чар,
Чтобы я о дальней северянке
Не вздыхал, не думал, не скучал.
(“Никогда я не был на Босфоре”.)
Сила и
обаяние лирики Есенина в её правдивости, искренности и задушевности. В его
проникновенных стихах запечатлелись картины родной природы и жизни, его русская
душа и глубокая любовь к Родине.
До
последнего своего часа Есенин воспевал
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.
|