Сочинение: Речевые характеристики в комедии "Недоросль"
Сочинение: Речевые характеристики в комедии "Недоросль"
Речевые характеристики в комедии
"Недоросль"
Первое, на что обращает внимание современный читатель комедии
“Недоросль”, — это фамилии действующих лиц. “Говорящие” фамилии сразу
закладывают отношение читателя (зрителя) к их обладателям. Он перестает быть
более или менее объективным свидетелем разыгрывающегося действия, он
психологически уже становится его участником. У него отобрали возможность
самому оценить героев и их действия. С самого начала, с фамилий действующих
лиц, читателю было указано, где отрицательные персонажи и где положительные. И
роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть и, запомнить тот идеал, к которому
надо стремиться.
Действующих
лиц можно разделить три группы: отрицательные (Простаковы, Митрофан, Скотинин),
положительные (Правдин, Милон, Софья, Стародум), в третью группу входят все
остальные персонажи, это, главным образом, слуги и учителя. Отрицательным
персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык. Лексика
Скотининых состоит в основном из слов, используемых на скотном дворе. Это
хорошо показывает речь Скотинина — дядюшки Митрофана. Она вся переполнена
словами: свинья, поросята, хлевок. Представление о жизни начинается и кончается
также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих
свинок. Например: “Я и своих поросят завести хочу”, “коли у меня... для каждой
свинки хлевок особливый, то жене найду светелку”. И гордится этим: “Ну, будь я
свиной сын, если...”
Словарный
запас его сестры госпожи Простаковой немного более разнообразен, в силу того,
что муж ее “дурак бессчетный”, и ей приходится всем заниматься самой. Но корни
скотининские проявляются и в ее речи.
Любимое
ругательство — “скот”. Чтобы показать, что Простакова недалеко ушла по
развитию от своего брата. Фонвизин иногда отказывает ей в элементарной логике.
Например, такие фразы: “С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы
отобрали, ничего уже содрать не можем”, “Тал разве необходимо подобно быть
портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?” И, делая вывод из сказанного,
Простакова заканчивает фразу: “Экое скотское рассужение”.
Относительно
ее мужа можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта без
указаний на то своей жены. Но это и характеризует его как “дурака бессчетного”,
безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка тоже
немногословен, правда, в отличие от отца, он имеет свободу слова. Скотининские
корни проявляются у него изобретательностью ругательств; “старая хрычовка”,
“гарнизонная крыса”.
Слуги и
учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, к
которым они принадлежат. Речь Еремеевны — это постоянные оправдания и желания
угодить. Учителя: Цыфиркин — отставной сержант, Кутейкин — дьячок от Покрова.
И своей речью они показывают принадлежность: один — к военным, другой —
церковным служителям.
Здороваются:
Кутейкин: “Дому владыке мир и многи лета
с чады и домочадцы”.
Цыфиркин: “Желаем вашему благородию
здравствовать сто лет, да двадцать...”
Прощаются:
Яутейгсый:
“Нам восвояси повелите?”
Цыфиркин: “Нам куда поход, ваше
благородие?”
Ругаются:
Кутейкин: “Меня хоть теперь щелепами,
лишь бы выю грешжечу путем накостылять!.. Притча во языцах!”
Цыфиркин: “Я дал бы себе ухо отнести,
лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски!.. Эка образина!”
У всех
действующих лиц, кроме положительных, речь очень колоритная, эмоционально
окрашенная. Можно не понимать значения слов, но всегда понятен смысл
сказанного.
Например:
—Я вас
доеду.
—У меня
и свои зацепы востры.
Речь
положительных героев такой яркостью не отличается. У всех четверых в речи
отсутствуют разговорные, просторечные фразы. Это речь книжная, речь
образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл
сказанного понимаешь из непосредственного значения слов. У остальных же героев
смысл можно уловить в самой динамике речи.
Речь
Милона отличить от речи Правдина практически невозможно. О Софье тоже очень
трудно что-либо сказать по ее речи. Образованная благонравная барышня, как бы
ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди.
Речи Стародума полностью определяется тем, что в уста этого героя автор вложил
свою нравственную программу: правила, принципы, нравственные законы, по которым
“любочестивый человек” должен жить. Монологи Стародума построены таким
образом: Стародум сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом выводит
мораль. Таков, например, разговор Стародума с Правдиным. А разговор Стародума с
Софьей — это свод правил, и “...всякое слово врезано будет в сердце”.
В итоге
получается, что речь отрицательного героя характеризует его самого, а речь
положительного героя используется автором для выражения своих мыслей. Человек
изображается объемно, идеал — в плоскости.
|