|
Сочинение: Путь исканий Андрея Болконского
Сочинение: Путь исканий Андрея Болконского
Примерный текст сочинения по Л. Н.
Толстому
В
художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие
смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские
интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их
легко узнать среди надменных, самодовольных лиц.
К
ним, безусловно, относится один из самых ярких образов "Войны и мира"
— Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой
симпатии, ибо его красивое лицо "с определенными и сухими чертами"
портит выражение скуки и недовольства. Но оно, как пишет Толстой, вызвано тем,
что "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так,
что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно". Развернутый
авторский комментарий говорит о том, что блестящая и праздная, пустая жизнь не
удовлетворяет героя, стремящегося разорвать порочный круг, в котором он находится.
Князь
Андрей, обладающий, помимо ума и образованности, сильной волей, решительно
изменяет свою жизнь, поступив на службу в штаб главнокомандующего. Болконский
мечтает о подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они вызваны
стремлением к победе русского оружия, к общей пользе. Обладая наследственной
гордостью, Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей. В душе героя
все глубже становится разрыв между его возвышенными мечтами и земными буднями.
Хорошенькая жена Лиза, когда-то казавшаяся ему совершенством, оказалась
обыкновенной, заурядной женщиной. И Андрей незаслуженно оскорбляет ее своим
пренебрежительным отношением. Да и кипучая жизнь штаба главнокомандующего,
который представляется Болконскому мозгом армии, тоже оказывается весьма
далекой от идеала. Андрей свято верит в то, что его мысли о спасении армии
привлекут внимание и интерес, послужат к общей пользе. Но вместо спасения армии
ему приходится спасать лекарскую жену от притязаний обозного офицера. Этот, в
общем то, благородный поступок кажется Андрею слишком мелким и ничтожным по
сравнению с его героической мечтой.
Подвиг,
совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со
знаменем в руках исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству
даже Наполеон. Но почему же, совершив героический поступок, Андрей не
испытывает никакого восторга и душевного подъема? Наверное, потому, что в тот
момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина
вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. На его
фоне все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными,
такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То,
что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то,
от чего он так старательно отгораживался — простая и тихая семейная жизнь, —
теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии. Неизвестно, как
сложилась бы жизнь Болконского с его женой. Но когда, воскреснув из мертвых, он
возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар — смерть
жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину. Андрей пытается жить
простой, спокойной жизнью, трогательно заботясь о сыне, занимаясь улучшением
жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами,
остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры, свидетельствующие о
передовых взглядах Болконского, почему-то все-таки не убеждают в его любви к
народу. Слишком часто проскальзывает в нем пренебрежение к мужику или солдату,
которых можно пожалеть, но нельзя уважать. Кроме того, состояние депрессии,
ощущение невозможности счастья говорят о том, что все преобразования не могут
полностью занять его ум и сердце. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея
начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга,
старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое
должно существовать на земле. Окончательное возрождение Андрея к жизни
происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью
веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею
новую сферу жизни — любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено
быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа
любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него
загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет
каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени
момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть
в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком
трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о
чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным
разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в
состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения
совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека.
Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль
разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что
Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.
Когда
Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед,
Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под
Аустерлицем, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной и
перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый
аристократ Болконский сближается с солдатско-крестьянской массой, учится ценить
и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество
солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их
учить. Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на
героев-патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Андрей
Болконский приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции,
вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в
каждом солдате. Значит, он считает, что настроение солдат, общий боевой дух
войск являются решающим фактором для исхода сражения.
Но
все-таки полного единения князя Андрея с простым народом не произошло. Недаром
Толстой вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий день
захотелось искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам, барахтающимся
в пруду, он так и не смог осуществить свое намерение. Сам Андрей стыдится
своего чувства, но не может пересилить его.
Символично,
что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой
земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с
ней. Эта борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к
людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он
чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется
какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает
смерть.
Таким
образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты
дворянина-патриота. Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради
спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые
так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику
Пьеру Безухову.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/
|