Сочинение: Пьеса «На дне» как философская драма
Сочинение: Пьеса «На дне» как философская драма
Пьеса
Горького “На Дне” написана в тысяча девятьсот втором году. В эти
предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке. С одной
стороны, Горький осознает, какие обстоятельства заставляют людей опускаться на
“дно жизни”, с другой- он старается подробно изучить эту проблему и , возможно,
найти её решение. В драме разворачиваются два конфликта. Первый, социальный -
между хозяевами ночлежки и босяками, другой- философский , затрагивающий
основные вопросы бытия , разворачивается между обитателями ночлежки. Он- то и
является основным. Мир ночлежки - это мир “бывших людей”. Раньше они были
людьми разных слоев: здесь и барон, и проститутка, и слесарь, и актер, и
картузник, и торговка. И всё равно в этом страшном мире отверженных эти люди
ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы. Как вынести тяжесть жизни?
Что противопоставить страшной силе обстоятельств - открытый бунт, терпение,
основанное на сладкой лжи, или смиренность? Вот это три позиции, которых
придерживаются персонажи пьесы.
Самый
мрачный мыслитель в ночлежке - Бубнов. Он неприятен Горькому, потому что в его
репликах отражена “правда факта”. Жизнь в оценке Бубнова лишена всякого смысла.
Она однообразна и течет по законам, которые человек не может изменить: “все
так: родятся, поживут и умирают… Чего жалеть?” Мечты для него - стремление
человека казаться лучше или, как сказал Барон: “у всех людей души серенькие…
все подрумяниться желают”.
С
появлением Луки накаляется атмосфера в ночлежке. Странник Лука - сложный и
интересный персонаж в пьесе. Его идеи основаны на том, что он не верит в
возможности человека, для него все люди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются в
сострадании и утешении. Лука полагает, что правда может быть “обухом” для
человека. Иногда лучше обмануть человека вымыслом, вселить в него веру в
будущее : “для лучшего живет человек”. Но это философия рабской покорности,
недаром Сатин говорит, что “… ложь- религия рабов и хозяев. Одних она
поддерживает, другие прикрываются ею”. Идеи Луки направлены на то, чтобы
заставить людей либо как бы “обойти” жизнь, либо постараться приспособиться к
ней. Советы странника никому не помогли : Васька убивает Костылева и попадает в
тюрьму, актер кончает жизнь самоубийством. Прямой вины Луки в этом , конечно,
нет, просто обстоятельства оказались сильнее людей. Но косвенно он виноват,
точнее не он , а его идеи: они внесли изменения в жизнь ночлежников и в их
мировоззрения, после которых они уже не могли нормально продолжать жить.
Против
этой вредоносной лжи выступает Сатин. В его монологе звучит требование свободы
и гуманного отношения к человеку: “Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать
его жалостью, уважать надо!”. Сатин убежден в следующем - необходимо не
примирить человека с действительностью, а заставить эту действительность
работать на человека. “ Всё в человеке, все для человека”. “Существует только
Человек, все остальное – дело его рук, его мозга”. “Человек! Это звучит
гордо!”.
Сатин,
несомненно, симпатичен автору, хотя он и “герой слова”. В отличие от
большинства ночлежников он в прошлом совершил решительный поступок, за что и
поплатился: четыре года провел в тюрьме. Но он не жалеет об этом: “Человек
свободен, он за все платит сам…”.
Таким
образом, писатель утверждает, что человек способен изменить обстоятельства, а
не подстраиваться под них.
|