Сочинение: На дне - философская драма
Сочинение: На дне - философская драма
Пьеса «На дне» как философская
драма.
Пьеса Горького «На Дне» написана в тысяча девятьсот
втором году. В эти предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о
Человеке. С одной стороны, Горький осознает, какие обстоятельства заставляют
людей опускаться на «дно жизни», с другой- он старается подробно изучить эту
проблему и , возможно, найти её решение. В драме разворачиваются два конфликта.
Первый ,социальный- между хозяевами ночлежки и босяками, другой- философский ,
затрагивающий основные вопросы бытия , разворачивается между обитателями
ночлежки. Он- то и является основным. Мир ночлежки- это мир «бывших людей».
Раньше они были людьми разных слоев: здесь и барон, и проститутка, и слесарь, и
актер, и картузник, и торговка. И всё равно в этом страшном мире отверженных
эти люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы. Как вынести
тяжесть жизни? Что противопоставить страшной силе обстоятельств- открытый бунт,
терпение, основанное на сладкой лжи, или смиренность? Вот это три позиции ,
которых придерживаются персонажи пьесы.
Самый
мрачный мыслитель в ночлежке- Бубнов. Он неприятен Горькому, потому что в его
репликах отражена «правда факта». Жизнь в оценке Бубнова лишена всякого смысла.
Она однообразна и течет по законам, которые человек не может изменить: «все
так: родятся , поживут и умирают… Чего жалеть?» Мечты для него- стремление
человека казаться лучше или, как сказал Барон: «у всех людей души серенькие…
все подрумяниться желают».
С
появлением Луки накаляется атмосфера в ночлежке. Странник Лука- сложный и
интересный персонаж в пьесе. Его идеи основаны на том, что он не верит в
возможности человека, для него все люди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются в
сострадании и утешении. Лука полагает, что правда может быть «обухом» для
человека. Иногда лучше обмануть человека вымыслом, вселить в него веру в
будущее : «для лучшего живет человек». Но это философия рабской покорности,
недаром Сатин говорит, что «… ложь- религия рабов и хозяев. Одних она
поддерживает, другие прикрываются ею». Идеи Луки направлены на то, чтобы
заставить людей либо как бы «обойти» жизнь, либо постараться приспособиться к
ней. Советы странника никому не помогли : Васька убивает Костылева и попадает в
тюрьму, актер кончает жизнь самоубийством. Прямой вины Луки в этом , конечно,
нет, просто обстоятельства оказались сильнее людей. Но косвенно он виноват,
точнее не он , а его идеи: они внесли изменения в жизнь ночлежников и в их
мировоззрения, после которых они уже не могли нормально продолжать жить.
Против
этой вредоносной лжи выступает Сатин. В его монологе звучит требование свободы
и гуманного отношения к человеку : «Надо уважать человека! Не жалеть… не
унижать его жалостью,... уважать надо!». Сатин убежден в следующем- необходимо
не примирить человека с действительностью, а заставить эту действительность
работать на человека. « Всё в человеке , все для человека» . «Существует только
Человек, все остальное – дело его рук, его мозга». «Человек! Это звучит
гордо!».
Сатин,
несомненно, симпатичен автору, хотя он и «герой слова». В отличие от
большинства ночлежников он в прошлом совершил решительный поступок, за что и
поплатился: четыре года провел в тюрьме. Но он не жалеет об этом : «Человек
свободен, он за все платит сам…».
Таким
образом, писатель утверждает, что человек способен изменить обстоятельства, а
не подстраиваться пл них.
|