|
Сочинение: Комическое и трагическое в романе И.А.Гончарова "Обломов"
Сочинение: Комическое и трагическое в романе И.А.Гончарова "Обломов"
Комическое и трагическое в романе И.А.Гончарова
"Обломов"
Занимающий центральное
место в творчестве замечательного русского писателя Ивана Александровича
Гончарова, роман восхищает читателей и по сей день. И неудивительно! Ведь
"Обломова" автор писал больше десяти лет, постепенно оттачивая свое
мастерство, слог, добиваясь поразительной точности во всех сценах. Интересна
также временная протяженность различных частей романа. Действие его
разворачивается в течение восьми лет, а с предысторией даже 32 года. Первая
глава продолжается всего одно утро и день до пяти часов, так как писатель,
добросовестно выполняя свою задачу, в первой главе знакомит нас с Обломовым, главным
героем романа. Дарование Гончарова-романиста раскрылось в "Обломове"
во всем его богатстве, со всеми его особенностями. Огромное мастерство
писателя-реалиста проявилось в построении романа. Небогатая событиями история
жизни Обломова, положенная в основу сюжета романа, покоряет тонким анализом
взаимосвязей личной судьбы Ильи Ильича с окружающей действительностью. Я
считаю, что "Обломов" Гончарова - это романтрагикомедия. Хотя в нем
много трагического, но немало и комических сцен, где автор смеется во весь
голос.
Одна из главных трагедий этого романа - трагедия
Обломова. Илья Ильич Обломов, потомственный дворянин, молодой человек 32-33
лет. Автор показывает нам его портрет: "Это был человек среднего роста,
приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой
определенной идеи". Автор показывает нам во всех подробностях его быт,
дает нам понять, что это человек нравственно погибающий. "По стеклам
лепилась паутина, напитанная пылью; зеркала... могли служить скрижалями для записывания
на них по пыли заметок на память"; "Лежанье у Ильи Ильича было его
нормальным состоянием". Но почему же один из лучших людей романа,
морально чистый, честный, добрый, сердечный Обломов нравственно умирает? В
чем причина этой трагедии? По словам Добролюбова, Обломовка была почвой, на
которой росла обломовщина; гнусная привычка получать удовлетворение своих
желаний не от своих усилий, а от других, развила в нем апатическую
неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного раба. В этом и
есть трагедия Обломова - такой молодой человек, еще недавно чем-то
увлекающийся, медленно, но верно погружается в страшную трясину апатии. И
никто уже не может вернуть его к миру, возродить в нем интерес к жизни. Также,
я считаю, некоторый трагизм есть в образе Штольца. Хотя, на первый взгляд,
это новый, прогрессивный, почти идеальный человек, но он скучен и жалок в
своей искусственности. В отличие от Обломова, сердечного человека, автор
описывает нам Штольца как некую машину: "Он был весь составлен из костей,
мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти
вовсе нет, то есть есть кость да мускул,.. цвет лица ровный, смугловатый, и
никакого румянца". Читая роман, мы видим, что трагедия Штольца - это его
ненатуральность, он почти никогда не волнуется, не переживает событие сильно.
Гончаров неоднозначно относится как к одному, так и к другому герою. Осуждая
лень и апатию Обломова, автор в душевности, доброте, сердечности видит
антитезу суете и тщеславию столичного чиновничьего общества. Хотя писатель
рисует почти идеально образ Штольца, в нем чувствуется какая-то однобокость,
неестественность. Иван Александрович со скепсисом относится к новому человеку.
Я считаю, что истоки трагедий обоих героев - в воспитании. Это два совершенно
разных пути. Обломовцы - хранители традиций древности. Так же, как Обломов,
препровождали время и его отец, дед, прадед; и из поколения в поколение
передавалась обломовская утопия, представление о человеке, гармонично сосуществующем
с природой. Но автор показывает отсталость патриархальности, почти сказочную
невозможность Обломовки в современном мире. Трагедия состоит и в том, что
мечта Обломова под напором цивилизации переходит в разряд невозможных.
Причина неестественности Штольца также воспитание, на этот раз
"правильное", рациональное, бюргерское. Я считаю, что трагедия может
быть не только в том, что герой умирает, но и в том, что он живет строго по
плану, его жизнь расписана по минутам. В жизни Штольца нет никаких
неожиданностей, интересных моментов. Она как точный график времени отправления
поездов на станции, а сам он - поезд, правильно идущий по расписанию, хотя и
очень хороший, но все же искусственный. Его идеал, которому ничто не мешало
осуществиться, - это достижение материального достатка, комфорта, личной
устроенности. Я согласен с А.П.Чеховым, который писал: "Штольц не внушает
мне никакого доверия. Автор говорит, что он великолепный малый, а я ему не
верю... Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен." Трагична
дальнейшая судьба Захара: он сделался нищим. "Все лицо его как будто
прожжено было багровой печатью от лба до подбородка. Нос был, сверх того,
подернут синевой. Голова совсем лысая; бакенбарды были по-прежнему большие, но
смятые и перепутанные... На нем была ветхая шинель, у которой недоставало
одной полы, он был одет в галоши на босу ногу, в руках держал меховую, совсем
обтертую шапку". После смерти хозяина Захару некуда было идти. Все его
помыслы были связаны с Ильей Ильичем. Его смерть стала сильнейшим ударом по
Захару, который искренне любил Обломова.
Но в то же время в романе
есть очень много сцен, над которыми читатель смеется от всей души, несмотря на
тo, что роман был написан много лет назад. Многие из них касаются взаимоотношений
Захара и Ильи Ильича. Вот, например, сцена из конца первой части. В начале
пятого часа Захар осторожно пошел будить хозяина: "Илья Ильич! А, Илья
Ильич!" Но храп продолжался. Когда Захар наконец дозвался хозяина, тот
приказал ему уйти и заснул. Захар раздраженно восклицает: "Знаешь ты
дрыхнуть! - говорил Захар, уверенный, что хозяин не слышит. - Вишь, дрыхнет,
словно чурбан осиновый!" Но Обломов услышал: "Нет, ты как сказал-то
- а? как ты смеешь так - а?" Захар оправдывается. Ему удается поднять с
постели Илью Ильича, недовольного тем, что его разбудили. В этот момент в
комнату заходит Штольц. Или комическая сцена в начале второй части, на обеде
у Ольги. Обломов, волнуясь, набрал себе столько печенья, что все гости начали
поглядывать на него и ждать, как он будет его есть.
До сих пор читатели
восхищаются замечательным романом Ивана Александровича Гончарова, в котором
неотделимые от жизни комические и трагические сцены переплетаются, поражая
всех.
|