Сочинение: Историческая тема в поэзии Лермонтова
Сочинение: Историческая тема в поэзии Лермонтова
Историческая тема - одна из
важнейших тем лирики Лермонтова вообще - разрабатывается на протяжении всего
творчества поэта. Лермонтова можно без преувеличения назвать поэтом прошлого и
настоящего.
В ранний период своего
творчества Лермонтов обращается к истории с позиций поэта-романтика и ищет в
прошлом романтических героев. В первую очередь это, конечно, Наполеон,
властитель дум многих современников Лермонтова. К его образу, который “выше
похвал, и славы, и людей”, поэт обращается в стихотворениях 1828 и 1830 годов.
Из русской истории Лермонтов берет образ безжалостного волжского атамана
(стихотворение 1831 г. “Атаман”), который также наделен всеми чертами
романтического героя: сильный человек, противопоставивший себя толпе, но
несвободный от своих страстей.
Идея сильной личности и
значимых людей получает свое развитие и в более позднем творчестве поэта,
однако рассматривается она уже в несколько ином аспекте. Основная мысль
исторических стихов Лермонтова зрелого периода с определенной четкостью
выражена в стихотворении 1837 года “Бородино”:
-
Да, были люди в наше время,
Не
то, что нынешнее племя:
Богатыри
- не вы!
Смысл лермонтовского обращения
к исторической теме - взгляд на прошлое с позиций современности,
противопоставление прошлого и настоящего. С одной стороны он видит “могучее,
лихое племя”, а с другой:
Толпой
угрюмою и скоро позабытой
Над
миром мы пройдем без шума и следа,
Не
бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни
гением начатого труда...
Эпоха, когда общественная жизнь
замирает, сменяется периодом рефлексии. Мы можем сказать, что к исторической теме
Лермонтова приводят постоянные и мучительные размышления о судьбе своего
поколения. Его зовут и манят “веков протекших великаны”, так как в современной
ему жизни он не видит ни сильных людей, ни решительных поступков. “Самый выбор
этого предмета, - писал Белинский, - свидетельствует о состоянии духа поэта,
недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое
прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем”.
Центральным произведением
Лермонтова, посвященным теме исторического прошлого России, является “Песня про
царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
Подобно тому как в стихотворении “Бородино” поэт обращается к теме войны 1812
года, одного из важнейших событий русской истории, когда решалась судьба всей
страны, в “Песне...” объектом внимания Лермонтова становится сложное и кровавое
время правления Ивана Грозного, один из наиболее драматичных моментов истории
Руси. Именно в такие значимые периоды, по мнению Лермонтова, открываются наиболее
сильные и важные черты русского характера. Все три героя “Песни...”
исключительны. Они являются своего рода высшими проявлениями царской мощи,
буйного молодечества и чести и достоинства. Все они - сильные личности,
достойные внимания, и противопоставление людям “нынешнего племени” очевидно.
С художественной точки зрения
произведение исключительно интересно как образец одной из наиболее удачных в
творчестве Лермонтова стилизаций под народное русское творчество периода
царствования Ивана Грозного. К теме прошлого Руси, а именно ко времени
татарского нашествия поэт впервые обращается в “Балладе” 1831 года.
И
он упал - и умирает
Кровавой
смертию бойца.
Жена
ребенка поднимает
Над
бледной головой отца:
“Смотри,
как умирают люди...”
Однако с художественой точки
зрения стихотворение абсолютно не передает стиль эпохи ни в речевом, ни в
образном отношении. Больше того, произведение явно ориентировано на
классическую западноевропейскую балладу. Совсем иное дело - “Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Сюжет ее
основан на песнях и преданиях из сборников Кирши Данилова и П. В. Киреевского,
т. е. имеет фольклорные источники. Само построение произведения указывает на
ориентацию на народную песню-былину - три части, каждая из которых
заканчивается своеобразным припевом:
Ай,
ребята, пойте - только гусли стройте!
Ах,
ребята, пейте - дело разумейте!
Уж
потешьте вы доброго боярина
И
боярыню его белолицую!
Характерны обращения: “Ох ты
той еси, царь Иван Васильевич” или “Господин ты мой, Степан Парамонович”.
“Песня...” тщательно выписана с точки зрения языка: основой его являются
устойчивые словосочетания: “добрый молодец”, “святая правда-матушка”, “красно
солнышко”, “широка грудь” и прочие, песенные сравнения:
“Ходит плавно - как лебедушка;
смотрит сладко - как голубушка; молвит слово - соловей поет...”, а также
характерное для фольклора одушевление природы:
Тучки
серые разгоняючи,
Заря
алая подымается;
Разметала
кудри золотистые,
Умывается
снегами рассыпчатыми.
Финал “Песни...” является по
традиции “славой” боярину, боярыне и всему христианскому народу.
Итак, на примере “Песни...” мы
можем утверждать, что обращение к темам русской истории для Лермонтова было
важно по двум причинам. Во-первых, поэт пытается найти и показать читателям-современникам
примеры, достойные подражания и гордости. Во-вторых, историческое прошлое
России дает Лермонтову богатый художественный материал.
|