Сочинение: А. Солженицын
Сочинение: А. Солженицын
/ «Архипелаг
ГУЛАГ», «Один
день Ивана
Денисовича»/
В
настоящее время
не так часто
встречаются
книги, чтение
которых оставляло
бы впечатление
беседы с мудрым
и понимающим
тебя собеседником.
Мне по-настоящему
дорога всё-таки
классика. Герои
Лермонтова,
Л. Толстого,
Ф.М. Достоевского,
М. Шолохова
останутся в
моей памяти
навсегда. В
последнее время
появились
оригинальные
по содержанию
произведения,
авторы которых
пытаются убедить
нас в правильности
изображения
событий сталинского
периода, кровавой
полосы в жизни
России.
Нам,
молодым, очень
трудно давать
объективную
оценку тому,
что происходило
много лет тому
назад. Народ
пережил такие
большие социальные
трагедии, как
революция,
гражданская
война, коллективизация
и большой террор.
Противоречивыми,
внутренне
драматическими
были судьбы
писателей,
втянутых в
водоворот этих
событий, - А.
Платонова, А.
Солженицына,
Б. Пастернака,
М. Булгакова.
Все они дети
своего времени
и делили со
своей страной
её страшные
испытания, её
духовную драму.
Их творчество
- выстраданная
боль за судьбы
отечества,
пораженного
тяжелым недугом,
за судьбы родной
культуры,
естественное
развитие которой
было насильственно
прервано, сломано,
искажено.
Прочитав
книги А. Солженицына
«Архипелаг
ГУЛАГ» и «Один
день Ивана
Денисовича»,
я был потрясён
описанием
событий в них.
Писатель,
как мне кажется,
достоверно
рассказал о
трагических
судьбах русской
интеллигенции,
изуродованной,
онемевшей,
сгинувшей в
ГУЛАГе. Миллионы
русских интеллигентов
бросили сюда
на увечья, на
смерть, без
надежды на
возвращение.
Впервые в истории
такое множества
людей развитых,
зрелых, богатых
культурой
оказались
навсегда «в
шкуре раба,
невольника,
лесоруба и
шахтёра».
А.
Солженицын
в начале своего
повествования
пишет о том,
что в его книге
нет ни вымышленных
лиц, ни вымышленных
событий. Люди
и места названы
их собственными
именами. Архипелаг
- все эти «острова»,
соединенные
между собой
«трубами
«канализаций»,
по которым
«протекают
»люди, переваренные
чудовищной
машиной тоталитаризма
в жидкость -
кровь, пот, мочу;
архипелаг,
живущий «собственной
жизнью, испытывающий
то голод, то
злобную радость,
то любовь, то
ненависть;
архипелаг,
расползающийся,
как раковая
опухоль страны,
метастазами
во все стороны...
» .
Обобщая
в своём исследовании
тысячи реальных
судеб, неисчислимое
множество
фактов, Солженицын
пишет, что «если
бы чеховским
интеллигентам,
всё гадавшим,
что будет через
двадцать- тридцать
лет, ответили
бы, что через
сорок лет на
Руси будет
пыточное следствие,
будут сжимать
череп железным
кольцом, опускать
человека в
ванну с кислотой,
голого и привязанного
пытать муравьями,
загонять раскаленный
на примусе
шомпол в анальное
отверстие,
медленно раздавливать
сапогами половые
органы, «ни
одна бы чеховская
пьеса не дошла
до конца»: многие
зрители попали
бы в сумасшедший
дом »
.
Я,
человек девяностых
годов, не могу
в это поверить.
Неужели была
такая необходимость
издеваться
над народом?
Ведь в таких
условиях может
произойти ломка
сознания,
самодеградация,
отказ от своих
убеждений, от
сознания
невиновности.
И А.
Солженицын
доказал это,
приведя в пример
Елизавету
Цветкову, узницу,
которой в тюрьму
пришло письмо
от дочери,
попросившей
мать сообщить,
виноватали
она. Если виновата,
то пятнадцати
летняя девочка
от неё откажется
и вступит в
комсомол. Тогда
невиновная
женщина пишет
дочери неправду
: «Я виновата.
Вступай в комсомол».
«Как же дочери
жить без комсомола
?»- думает бедная
женщина.
А.И.
Солженицын,
бывший узник
ГУЛАГа, ставший
писателем для
того, чтобы
поведать миру
о бесчеловечной
системе насилия
и лжи, вынес в
печать свою
лагерную повесть
«Один день
Ивана Денисовича».
Один
день героя
Солженицына,
пробежавший
перед моим
взором, разрастается
до пределов
целой человеческой
жизни, до масштабов
народной судьбы,
до символа
целой эпохи
в истории России.
Иван
Денисович
Шухов, заключенный,
жил как все,
воевал часто,
пока не попал
в плен. Но Иван
Денисович не
поддался процессу
расчеловечивания
даже в ГУЛАГе,
он остался
человеком. Что
же помогло ему
устоять? Кажется,
в Шухове всё
сосредоточено
на одном - только
бы выжить. Он
не задумывается
над проклятыми
вопросами :
почему так
много народа,
хорошего и
разного, сидит
в лагере? В чем
причина возникновения
лагерей? Он
даже не знает,
за что его посадили.
Считается, что
Шухов находился
в заключении
за измену Родине.
Шухов- обычный
человек, жизнь
его прошла в
лишениях, недостатке.
Он ценит прежде
всего удовлетворение
первых простых
потребностей
- еды, питья, тепла,
сна. Этот человек
далек от размышлений,
анализа. Ему
присуща высокая
приспособляемость
к нечеловеческим
условиям в
лагере. Но это
не имеет ничего
общего с
приспособленчеством,
униженностью,
потерей человеческого
достоинства.
Шухову доверяют,
потому что
знают: честен,
порядочен,
живет по совести.
Главное для
Шухова - это
труд.
В лице тихого,
терпеливого
Ивана Денисовича
, Солженицын
воссоздал
почти символический
образ русского
народа, способного
перенести
невиданные
страдания,
лишения, издевательства
тоталитарного
режима и , несмотря
ни на что, выжить
в этом «десятом
круге ада» и
сохранить при
этом доброту
к людям, человечность,
снисходительность
к человеческим
слабостям и
непримиримости
к нравственным
порокам.
Произведения
А. Солженицына
по-настоящему
заставили меня
задуматься
над прошлым
моей страны.
А без прошлого,
я уверен, нет
будущего.
|