Доклад: Скажи мне, что ты слушаешь...
Доклад: Скажи мне, что ты слушаешь...
...итак, наиболее удобным является определение
скрываемых черт характера на основании музыкальных вкусов. Хотя, применяя
данный метод, необходимо помнить об его ограничениях.
Например, возрастная категория - неразумно
делать какие-то выводы на основании того, что трехлетнему ребенку нравится «В
лесу родилась елочка». Аналогично, большинству людей пожилого возраста нравится
не какая-то музыка, а ее полное отсутствие. Впрочем, возможна ностальгия по
«песням молодости» - но это не относится к музыкальным вкусам, поскольку
вызвано скорее просто тоской по прошлому, что, впрочем, тоже позволяет сделать
определенные выводы.
Таким образом, метод применим для людей, имеющих
возможность слышать образцы всех существующих музыкальных направлений, и явно
предпочитающих один стиль (или несколько, но четко выраженных) другим. Метод,
таким образом, малоприменим в возрастных категориях моложе 15 и старше 40 лет.
Кстати, существует достаточно большая категория
людей, которые крайне неразборчивы в музыкальных пристрастиях - им все равно,
что, лишь бы не слишком громко играло. Это тоже позволяет сделать вывод о
стремлении к конформизму, и, очень часто, отсутствии ярких черт характера.
Крайняя степень проявления этих черт выражается в непостоянстве музыкальных
пристрастий - человеку может сегодня нравиться одно (причем до фанатизма), а
через несколько месяцев - другое, так же сильно, причем о предмете своих
прежних пристрастий мнение будет пренебрежительное, как об «устаревшем».
Приведенная ниже классификация и выводы не
являются абсолютными, но, тем не менее, практическое применение метода в моей
личной практике подтверждает корректность теории, близкую к 100%.
Итак, начнем анализ.
Русская эстрадная музыка
Наиболее мягкое выражение, которое можно
подобрать к этой категории - полная дегенерация. Вообще сложно назвать музыкой
что-то со стандартным темпом 120 Гц и единственной тематикой «про любовь»,
исполняемой голосами, с трудом отличающимися друг от друга. Соотвественно,
потребители такой музыкальной жвачки обладают соответствующими чертами - их
вполне устраивает монотонное существование, они могут считать себя
«романтичными», желать «искренней любви» и так далее. Типичные представители
человеческого стада.
Рэп
Точнее, сейчас это называют house music, hip-hop
и т.д. Сущность от названия не меняется. По психологическим выводам близка к
предыдущей категории, но необходимо принять во внимание выраженную танцевальность,
точнее, ритмичность, еще точнее, ничего, кроме ритма. В отличие от эстрадной,
такие «мелодии» не слушают в одиночку или параллельно с каким-либо делом, а
используют на дискотеках. В эту же категорию можно отнести и так называемый
рейв. Помимо всего прочего, в субкультуру потребителей этой области шоу-бизнеса
входит и регулярное потребление наркотиков, что и понятно, поскольку на
незатуманенную голову слушать такое, по крайней мере долго, невозможно.
Классическая музыка
Здесь надо быть достаточно осторожным, а не
делать скоропалительные выводы. Вполне возможно, что вам попался человек,
действительно любящий классическую музыку. В принципе, это легко выясняется
продолжением разговора на эту тему - насколько человек в этом разбирается,
достаточно легко понять, даже не обладая академическими познаниями по данному
вопросу. Один из показателей - человеку нравятся определенные произведения, о
которых он может что-то аргументированно сказать. Вполне вероятно при такой
ситуации стремление к некоторой «утонченности», «аристократичности» - но
никаких особенных выводов сделать нельзя.
Другое дело, если собеседник хвалит классическую
музыку, но сам в ней не разбирается - хвалит все подряд, знает авторов, но не
произведения, и так далее. Особенно, если при этом он ругает любую другую
музыку с приведением единственного аргумента - это не классика. Здесь легко
делается вывод о снобизме говорящего - а эта черта характера никогда не
присутствует только в одной области, а распространяется на человека в целом.
Барды
Возможно, это не совсем относится к музыке,
поскольку основным здесь является текст песни, а не музыка, которую в
большинстве случаев заменяет аккомпанемент, но в контексте статьи я счел нужным
выделить отдельную категорию.
Опять же, как и в случае классической музыки,
надо обратить внимание на степень и искренность увлечения. Многим нравятся
отдельные исполнители или песни - это дает еще меньше информации, чем в случае
классики. Скажем, лично мне очень нравятся песни Высоцкого.
Но вот в случае глобального увлечения можно
сделать вывод о некоторой оторванности характера от реальной жизни, можно
сказать, инфантильности, а также значительной доли меланхоличности характера.
Баланс этого может быть разным - скажем, для любителей так называемого КСП
последнее может быть нехарактерно, но вот «романтики», «искренности» и т.п. -
явно больше нормы. Желающие могут почитать поэтические творения «толкинутых» -
и удостовериться в этом самостоятельно.
Джаз
Возможно, я отношусь к джазу предвзято,
поскольку не понимаю, как это можно слушать - но, тем не менее, встречавшиеся
мне любители джаза отличались различными степенями снобизма и стремления
показать себы чем-то большим, чем они являются на самом деле.
Hard Rock
Опять же - любовь к хард-року может быть вызвано
ностальгией для тех, кто рос в начале 80-х, но даже в этом случае можно сделать
вывод о достаточном интеллектуальном развитии, поскольку восприятие такой
музыки без этого невозможно.
Для тех, кто полюбил эту музыку не под влиянием
времени, а самостоятельно и значительно позже, можно сделать аналогичный вывод,
но необходимо учесть и дополнительный фактор - любит ли человек другие
направления тяжелой музыки, поскольку ее формы взаимосвязаны? Если нет - то
возможно, человек стремится выглядеть любящим достаточно тяжелую музыку по
каким-либо причинам, и просто выбрал наиболее простую для восприятия.
Арт-рок
В сочетании с хард-роком - развитый в культурном
и интеллектуальном отношении человек с легкой установкой на прошлое.
Исключительно арт-рок - уход от действительности в той или
иной форме.
Heavy Metal Rock
А также его ответвления - Thrash, Death, и т.д. вплоть до
Doom или Black.
Тоже сложный для анализа случай. В случае, если
металл действительно нравится, если человек в нем разбирается - то, наверное,
это наиболее предпочтительный вариант из всех возможных. Конечно, мое мнение не
может быть строго объективным, поскольку я сам слушаю именно такую музыку, но,
тем не менее, все металлисты не только по названию, с которыми я общался, были
достаточно интересными людьми с умственным развитием, превышающим средний
уровень.
Однако, следует делать выводы с осторожностью -
многие, воспринимая в металле чисто внешние стороны - громкость и трудное
восприятие для неподготовленного слушателя, начинают использовать это как
инструмент тупого нонконформизма и эпатажа окружающих. В основном это
характерно для подростков, у которых это проходит со временем - т.е. они
обладают невыраженным музыкальным вкусом, о чем уже говорилось ранее.
Панк-рок
Тут, в принципе, обсуждать особо нечего - либо
желание эпатировать, как в предыдущем случае, либо - панк он и есть панк.
Электронная музыка (J.M.Jarre, Vangelis, K.Shultze etc.)
Воспринимается большинством людей положительно,
но, в основном, в виде нейтрального фона.
Те же, кто действительно увлекаются такой
музыкой, обычно являются людьми с хорошо развитым мышлением и способностью к
сосредоточению, по натуре - обычно флегматики. По личному опыту, программисты
достаточно часто предпочитают именно электронную музыку.
Народная музыка
Я, конечно, ничего не имею против спеть
«Есаула», когда в желудке грамм шестьсот уже есть, но любовь ко всему подряд
«народному наследию» не может не вызвать подозрительности.
Наиболее вероятным является комплекс наци в
достаточно тяжелой форме - когда превозноситься все «наше, исконное» и
осуждается все «чуждое».
Хотя это является теоретическим выводом, так как
ни одного любителя народной музыки в живую я не встречал и, надеюсь, не
встречу.
...Итак, вы согласны с прочитанным? Думаю, что
вряд ли. Слишком сомнительные выводы. Безусловно, каждый человек - индивидуален
как характером, так и пристрастиями. Я, например, кручусь в музыкальной
(классически настроенной) среде и, естественно, там есть все типы людей. Думаю,
мои слова подтвердят многие, слушающие музыку в стилях, описанных выше: в их
компаниях также много диаметрально противоположных личностей. Однако, повторяю
- доля правды в этой заметке есть.
Андрей Рубцов
|