Доклад: Рихард Штраус
Доклад: Рихард Штраус

1864-1949
Немецкий композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. С
детства обучался игре на фортепьяно и скрипке. Изучал гармонию, контрапункт,
инструментовку под руководством Ф. В. Мейера. Первые навыки дирижирования
получил в любительском оркестре. Выступал с оркестрами Майнингена, Берлина,
руководил оркестрами Государственной оперы в Дрездене и в Вене. С 1924
гастролировал в странах Европы (в России в 1896) и в США, выступал в
Байрейтских фестивалях. В 1901—09 председатель Всегерманского музыкального
союза, в 1917—20 руководитель класса композиторского мастерства в Берлинской
академии искусств.
Ведущий жанр творчества Штрауса в 1880-х гг. —симфоническая поэма
или фантазия, с 1900 — опера (всего 6, многие оперы созданы в содружестве с
австрийским драматургом X. Гофмансталем). Творчество Штрауса , тесно связанное
с традициями романтического искусства (Р. Вагнер, И. Брамс, Ф. Лист), немецкой
поэзией и философией (И. В. Гёте, И. Эйхендорф, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), отразило
характерные тенденции западно-европейского искусства 1-й половины 20 в. Штраус
прошёл путь от позднего романтизма к экспрессионизму, а затем — к
неоклассицизму.
Отталкиваясь от опыта Листа (одночастность, принципы монотематизма,
лейтмотивного развития, трансформации тем), Штраус создал тип симфонической
поэмы, в которой философская концепционность сочетается с яркой
изобразительностью, театральностью музыкальных характеристик. Многие
симфонические поэмы и фантазии Штрауса связаны с произведениями мировой
литературы («Макбет» по У. Шекспиру, «Дон Жуан» по Н.Ленау, «Дон Кихот» по М.
Сервантесу), а также философскими учениями («Так говорил Заратустра» по Ф.
Ницше). Симфоническим поэмам близки симфонии Штрауса , среди которых особенно
известны одночастная «Домашняя» и «Альпийская», продолжающая линию 6-й
«Пасторальной» симфонии Бетховена и являющаяся по существу программной
симфонической поэмой.
Оперное творчество Штрауса отличается жанровым многообразием. Первая
опера («Гунтрам», 1893) написана по образцу вагнеровских музыкальных драм. В
«Саломее» (1905) и «Электре» (1908) близость к экспрессионизму проявилась в
обострённости выразительных средств, передающих состояние напряжённости, порой
экзальтации (обилие хроматизмов и задержаний, элементы политональности,
полиритмические эффекты, мощная и красочная инструментовка, оркестр
увеличенного состава).
Стилевой поворот от повышенной экспрессивности и сложности
музыкального языка к нарочитой простоте, прозрачности и экономности
выразительных средств произошёл в опере «Кавалер розы» (1910), отличающейся
ясностью языка, изящной комедийностью в духе опер-буффа В. А. Моцарта. В русле
неоклассицизма созданы также оперы «Ариадна на Наксосе» (1912), «Молчаливая
женщина» (1935), «Дафна» (1937) и др. Разнообразное по стилю оперное творчество
Штрауса оказало влияние на развитие музыкального театра 20 века. Сохранилось
большое эпистолярное наследие Штрауса (издана переписка с X. Бюловом, X.
Гоф-мансталем, Р. Ролланом, Г. Малером, Э. Шухом, И. Грегором, С. Цвейгом, К.
Краусом, В. Шу, Р. Хартманном и др.). Штраусу принадлежит также новая редакция
трактата об оркестровке Г. Берлиоза («Instrumenta-lionslehre», 1905 ).
|