Доклад: Пушкин во время южной ссылки (1820-1824 гг.)
Доклад: Пушкин во время южной ссылки (1820-1824 гг.)
Пушкину
грозила «исправительная» ссылка в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Это
означало бы полную изоляцию от общества, от литературы, суровые условия жизни,
строгий надзор. Но поэт сам явился к столичному генерал-губернатору графу М. А.
Милорадовичу и добровольно «выдал» тексты запрещенных стихотворений. Благодаря
этому (а также заступничеству Карамзина) весной 1820 г. он отбыл в «мягкую»,
«воспитательную», ссылку на юг, под начало добросердечного генерала И. Н.
Инзова. Поэта лишили права появляться в столицах, в крупных городах, обязали
выполнять служебные поручения, зато он сохранил личную свободу, возможность
творить, наслаждаться приятным тёплым климатом.
Но
с каждым годом ссыльный Пушкин всё болезненней, всё острее переживал
оторванность от друзей, от столичной жизни, от литературной среды. В апреле
1823 года он с тоской писал Петру Андреевичу Вяземскому: «Мои надежды не сбылись:
мне нынешний год нельзя будет приехать ни в Москву, ни в Петербург».
До
1822 года Пушкин хотя бы чувствовал себя «своим» среди враждебной правительству
молодёжи; по пути в ссылку он гостил в киевском имении Каменка у будущих
декабристов, вёл смелые разговоры с кишинёвцами. Не будучи членом тайных
обществ, Пушкин на юге поддерживал дружеские отношения с их вождями и активными
сотрудниками, переписывался с членами Северного общества (прежде всего с К. Ф.
Рылеевым).
С
1823 года в его письмах с ними, начинается разлад. Для поэтов-декабристов
литература была средством достижения нравственных и политических целей – очень
важным, но всё-таки средством. Для Пушкина она всегда оставалась таинственной
областью «вдохновенья, звуков сладких и молитв». И чем дальше, тем дальше поэт
опасался их культурного диктата, их чересчур практичному отношению к искусству,
их желанию поставить лиру на службу «общему делу», превратить литературу, как
он иронично выразился в одном из писем к Рылееву, в «республике словесности».
Отчуждение
постепенно нарастало. Кроме того, в середине 1823 года Пушкина перевели в
Одессу, в распоряжение к куда более сурового в отношении с подчинёнными
начальника – генерала Воронцова. (Воронцов отправил Пушкина обследовать
местности пострадавшие от саранчи; оскорбившись, поэт представил «отчёт»:
«Саранча летала, летала, села… и всё съела»). С трудом перенося провинциальную
скуку, Пушкин то обдумывал планы побега за границу, то перебраться в среднюю
полосу Росси. В августе 1824 года его переведут на жительство в фамильное
имение Михайловское недалеко от Пскова, под надзор полиции. (Содействовать
властям поэта согласился отец поэта, что окончательно испортит их отношения.)
Но
душевное смятение, страдание, тоска преобразовались в лирическую гармонию – и в
поэзии Пушкин словно переживал ещё одну, несравненно более свободную и
гармоничную жизнь.
На
юге зазвучал в полную силу его лирический голос. Именно по пути в ссылку, летом
1820 года, были созданы романтические элегии «Погасло дневное светило …» и
«Редеет облаков летучая толпа …». Последнее стихотворение не поддается
однозначному истолкованию. Но поэт и не стремится к ясности, его стихи должны
быть чуть-чуть туманными, как сам пейзаж в туманных сумерках. Торжественные
образы ночного море и предзакатных гор, утраченная любовь, трепетная интонация,
недоговоренность – всё это «приметы» романтизма, во власти которого пребывал
тогда Пушкин.
Стихи,
созданные на юге, постепенно складывались в один поэтический сюжет. Они
превращались в лирический роман, повествующий о поэте, изгнанном властью на
окраину империи, не раз обманутом «молодыми ветреницами», но не изменившем
главной своей любви, - внутренней свободы. Власть не может отнять у него
внутреннюю свободу. Чересчур серьёзные друзья-декабристы не могут поколебать
его творческую веру в собственное предназначение. Единственное, что выше сил
Пушкина, - это «даровать свободу» своим творениям – далеко не все они из-за
цензуры появиться в печати, по крайней мере в неискажённом виде. Возможно в
стихотворении «Птичка» (1823) поэт говорит и об этом.
В
лирике этих лет переплетаются разные мотивы. Пушкин говорит о «демоническом»
разочаровании в жизни. Пушкин пишет об свободы и о неволе, царящей вокруг, об
утраченной любви, что одновременно разрывает сердце поэта и сулит ему
блаженство воспоминаний. И о верной дружбе, которая сквозь пространство и время
соединяет разлученных друзей, сводит их в тайный круг («Друзьям»: «Вчера был
день разлуки шумной…», 1822 год).
Мотивы
свободы и неволи, обманутой любви и вечной надежды звучат в цикле романтических
«южных» поэм. Герои этих поэм во многом похожи на героев «восточных повестей»
(поэм) великого английского романтика Джорджа Гордона Байрона. Это
разочарование европейцы, в поисках свободы бегущие от цивилизации в
естественный «дикий» мир. Там их ждёт роковая влюблённость, неразрешимые
противоречия, новые разочаровании. Именно – роковая, именно – неразрушимые.
Так, герой «Кавказского пленника» (1820 – 1821 года) охладев сердцем и
устремившись вслед за «весёлым призраком свободы», попадает в черкесский плен.
Влюблённая в пленника «дева гор», черкешенка, освобождает его, а сама бросается
в бурные воды Терека… Так, крымский хан Гирей («Бахчисарайский фонтан», 1821 –
1823 года), полюбив взятую в плен христианку Марию, забыл о войне, и наслаждения
гарема.
Наложница
Гирея наложница Зарема, не в силах простить «измену» хана, убивает смиренную
Марию…
Но
уже в «Кавказском пленнике» - первой из «южных» поэм – Пушкин столкнулся с
серьёзным препятствием.
По
законам романтизма сквозь образ героя должен обязательно просвечивать лик
поэта-романтика. Многочисленные полунамёки призваны были заронить у читателя
подозревание: нечто подобное пережил и сам автор. Но Пушкин в письме
кишинёвскому другу В. П. Горчакову (1822 год) признавался, что не может быть героем
романтического стихотворения – разочарованным, поглощенным собой без остатка и
потому равнодушному к человечеству. Быть может, поэтому характер героя вышел
бледным, не в пример характеру черкешенки – живому, подвижному. В следующей
поэму, «Бахчисарайский фонтан», главный герой как будто бы хан (правда, этот
характер поэт назвал позже неудачным). А на самом далев центре поэмы находятся
две женщины – Мария и Зарема.
В
поэме «Цыганы» (1824 год), замкнувшей «байронический» цикл, романтический герой
изменяется сам. Предельно сблизившись с ним, связав его имя (Алеко) со своим
(Александр), Пушкин в конце концов отверг его романтическое устремление,
подытожив поэму жёсткими, почти холодными стихами:
Но
счастья нет и между вами,
Природы
бедные сыны!
И
под избранными шатрами
Живут
мучительны сны,
И
ваши сени кочевые
В
пустынях не спаслись от бед,
И
всюду страсти роковые,
И
от судеб защиты нет.
«Дикая»
свобода не избавляет от мучений, которые принесла герою цивилизация. Финал
поэмы трагичен и открыт.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www. bolshe.ru/
|