БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Радиоэлектроника
Региональная экономика
Режущий инструмент
Реклама и PR
Ресторанно-гостиничный бизнес бытовое обслуживан
Римское право
Русский язык культура речи
РЦБ ценные бумаги
САПР
Сексология
Семейное право
Социология
Страховое право
Строительство архитектура
Таможенное право
Теория государства и права
Технология
Таможенная система
Транспорт
Физика и энергетика
Философия
Финансы деньги и налоги
Физкультура и спорт
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экология
Экономика
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Эргономика
Этика и эстетика
Сочинения по литературе и русскому языку
Рефераты по теории государства и права
Рефераты по теории организации
Рефераты по теплотехнике
Рефераты по товароведению
Рефераты по трудовому праву
Рефераты по туризму
Рефераты по уголовному праву и процессу
Рефераты по управлению
Рефераты по менеджменту
Рефераты по металлургии
Рефераты по муниципальному праву
Биографии
Рефераты по психологии
Рефераты по риторике
Рефераты по статистике
Рефераты по страхованию
Рефераты по схемотехнике
Рефераты по науке и технике
Рефераты по кулинарии
Рефераты по культурологии
Рефераты по зарубежной литературе
Рефераты по логике
Рефераты по логистике
Рефераты по маркетингу
Рефераты по международному публичному праву
Рефераты по международному частному праву
Рефераты по международным отношениям
Рефераты по культуре и искусству
Рефераты по кредитованию
Рефераты по естествознанию
Рефераты по истории техники
Рефераты по журналистике
Рефераты по зоологии
Рефераты по инвестициям
Рефераты по информатике
Исторические личности
Рефераты по кибернетике
Рефераты по коммуникации и связи
Рефераты по косметологии
Рефераты по криминалистике
Рефераты по криминологии
Новые или неперечисленные
Без категории

Доклад: Олейников Николай Макарович

Доклад: Олейников Николай Макарович

Олейников Николай Макарович, псевдонимы - Макар Свирепый, Николай Макаров, Сергей Кравцов, /23.7(5.8).1898, станица Каменская области Войска Донского, - 24.11.1937, Ленинград/ - поэт, журналист. Из семьи казаков. Обучался в реальном училище и учительской семинарии. К периоду юности относятся первые литературные опыты О. и пробуждение интереса к математике, который впоследствии повлиял на формирование натурфилософского мировоззрения поэта и отразился в тематике некоторых произведений. После событий 1917 О. участвовал в действиях отрядов революционных партизан в Карасной армии. В 1920 вступил в РКП(б) и стал членом редколлегии газеты станицы Каменская “Красный казак”, в которой появились его первые журналистские материалы. В 1921 был приглашен в г.Бахмут (позднее Артемовск) Донецкой губернии на должность ответственного секретаря редакции газеты “Всероссийская кочегарка”. В 1923 создал литературный журнал “Забой” и организовал работу его редакции. Параллельно сотрудничал в ростовской газете “Молот”. Общаясь с начинающими литераторами, задумал и начал собирать коллекцию их графоманских опусов, оказавших определенное влияние на его собственное поэтическое творчество. В 1924 О. - один из учредителей писательской организации Донбасса, а через год - получает направление ЦК партии на работу в газете “Ленинградская правда”.

С 1925 начинается новый этап в жизни О. Он стал сотрудником редакции ж.“Новый Робинзон”, где напечатал “Кохутек”, свой первый рассказ для детей. О. познакомился с будущими обэриутами А.И.Введенским и Д.И.Хармсом, ставшими, как и Е.Л.Шварц, ближайшими друзьями писателя. В 1926 выступает в детском альманахе “Советские ребята” в новом жанре публицистики для детей. В 1928 организует выпуск ленинградского журнала для детей “Ёж” (“Ежемесячный Журнал”), сотрудниками которого, кроме Шварца и обэриутов, становятся К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, М.М.Пришвин, И.Л.Андроников и другие талантливые писатели. Очерки, рассказы и статьи О. появляются в журнале под разными псевдонимами. Основная литературная маска О. тех лет - “Макар Свирепый”. В редакции “Ежа” царила атмосфера розыгрышей и мистификаций, в которых поэт принимал самое деятельное участие. В 1930 по инициативе О. начал выходить “Чиж” - “Чрезвычайно Интересный Журнал”.

До 1934, когда поэт стал членом Ленинградской писательской организации, а затем делегатом Первого съезда писателей, были выпущены двенадцать его книг для детей. В 1934 состоялась единственная прижизненная публикация “взрослых” стихов О. в сборнике “30 дней” (№10), вызвавшая официальную реакцию в виде статьи А.Тарасенкова “Поэт и муха” (“Литературная газета”, 10 декабря). Через полгода в “Правде” появилась статья, критикующая прозу О. для детей. Продолжалась работа О. для маленьких читателей в “Чиже”, в новом детском ж.”Костер”, создание текстов театральных инсценировок, либретто и киносценариев. После закрытия “Ежа” О. готовит издание московского ж.”Сверчок”, первый номер которого был выпущен в начале 1937. 3 июля этого же года О. был арестован НКВД, затем осужден как “враг народа” и ”шпион” и 24 ноября расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1957. С конца 1960-х, по мере публикации его произведений, начинается открытие “взрослого” О.

В составе этих произведений более сотни стихотворений и две поэмы. Ироническое творчество О. достаточно однородно по тематике и стилистике. Квазилирический герой, маска автора, - донжуанствующий или философствующий пошляк-обыватель, унаследовавший некоторые черты Козьмы Пруткова, “внуком” которого называл себя сам О. Подобно своим предшественникам, О. культивировал у окружающих представление о себе как о равнодушном к широкой славе гениальном остроумце, чему служило многократное обращение к жанру шуточного мадригала или послания “на случай”. Основной темой их образцов является тема любви, самое частотное определение которой - “страсть”, иногда - “вожделение”. О., по словам Л.Я.Гинзбург, пользуется “галантерейным языком” - причудливым сочетанием псевдоромантических клише, высокопарных фраз и контрастирующих с ними просторечий. Самые характерные элементы поэтического словаря О. тех лет - “дамочка” и “красавица” (независимо от возраста героини или адресатки стихотворения). О. намеренно примитивизирует форму: использует рифмы типа “любовь-кровь”, иногда сознательно ломает рифмовку (“Любовь”, 1927); применяет к объекту “любви” самые нелепые сравнения (“Т.Н.Глебовой”, 1931: “Для кого вы - дамочка, для меня - завод,/ Потому что обаяния от Вас дымок идет.”). При этом в сознании своего героя О. обнажает характерное для карнавально-шутовской традиции свойство: “страсть” обусловливает функционирование внутренних органов, от голода и насыщения до физического разрушения тела (“Лидии”, предп. 1931: “Пожалейте, Лидия,/ Нового Овидия./ ...Чтоб мое питание/ Вновь восстановилося.”). Иногда процесс еды стимулирует развитие чувств: герой “Короткого объяснения в любви” (1928) “загорается” во время ужина, когда “пищей нагружен” и потому уже готов к восприятию дамы-сотрапезницы как своеобразного “эстетического” объекта (“Гладкая кожа./ Ест не спеша.../ Боже мой, Боже,/ Как хороша!”).

Объектом пародического использования, кроме заимствования традиционных черт поэтики графоманов, часто становятся и высокие образцы. Так, в стих. “Генриху Левину...” (1932) - реминисценции из лермонтовского “На воздушном океане...”, в стих. “Шуре Любарской” (1932) - из некрасовского “Перед дождем”, в бурлескном послании “Деве” (1930?) - контаминация пародических цитат: “Пускай уж я не тот! Но я еще красивый!/ Доколь в подлунной будет хоть один пиит,/ Еще не раз взыграет в нас гормон игривый./ Пусть жертвенник разбит! Пусть жертвенник разбит!”

1932 год - пик творчества О.-поэта. Развивая тему “страсти”, О. гиперболизирует ее животность детализацией телесного описания (“Шуре Любарской”), фокусирует внимание на ее разрушительном действии (“Послание /на заболевание раком желудка/”), обращается к комическому нравоучению (“Быль, случившаяся с автором в ЦЧО”, “Чревоугодие”). Наконец, лирический герой стих. “Служение науке” декларирует: “...Я перестал безумствовать и пламенеть,/ И прежняя в меня не лезет снедь”. Взгляд квазилирического “я” обращается к деталям окружающего мира: “Мечты о спичках, мысли о клопах,/ О разных маленьких предметах...”; его интересует геометрическая, архитектурная гармония отделенных от человеческого мира элементов природного механизма (“Озарение”, “Бублик”).

В 1933 метрический репертуар О. продолжает расширяться, в стихотворения (большинство их не имеет точной датировки) вводятся новые темы. В число персонажей все чаще попадают очеловеченные птицы и насекомые (“Смерть героя”, 1933; “На день рождения Т.Г.Г.”, 1933; “Муха”, 1934; “Таракан”, 1934), посвященные им сюжеты приобретают трагическое начало. Природной идиллии (“Из жизни насекомых”, 1934?) противостоит человеческий мир с его сомнительной разумностью (“Чарльз Дарвин”, 1933: “Однако синичка сложна./ С ней рядом я просто бездарен...”) и бездушием (“Таракан”: “Но наука доказала,/ Что душа не существует,/ Что печенка, кости, сало -/ Вот что душу образует.”). Логическим завершением темы природной гармонии в творчестве О. представляются его поэмы 1937 года. В “Вулкане и Венере” - параллелизм мотивов развития любовной страсти и физических процессов природы; в торжественном описании природной стихии (в шестой главке поэмы) различимы отзвуки поэтических картин Тютчева. Натурфилософская поэма “Пучина страстей” - полуиронический апогей развития темы поисков смысла жизни и математического совершенства в одухотворенном мире (“Вижу смыслы в каждой травке,/ В клюкве - скопище идей”, “Геометрия - причина/ Прорастания стеблей.”). Воплощению той же темы, сближающему поэтику О. с поэтикой Хармса и Н.А.Заболоцкого начала 1930-х, посвящены многие произведения этого периода творчества автора (“Неуловимы, глухи, неприметны...”, 1937; стихотворные фрагменты 1935-1937 гг.). К 1936 относится поэтический цикл “В картинной галерее (Мысли об искусстве)”, отличающийся чередованием разных видов пафоса. Стихотворения 1937 года “Графин с ледяною водою...” и “Птичка безрассудная...”, наиболее приближенные к чистой лирике, отражают трагические предчувствия поэта.

Список литературы

Л.Флейшман. Маргиналии к истории русского авангарда. - в кн.: Стихотворения. Бремен, 1975

Л.Я.Гинзбург. Николай Олейников. - в кн.: Человек за письменным столом. Л., 1989

А.Н.Олейников. Поэт и его время. - в кн.: Пучина страстей. Л., 1991.






17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011