Доклад: Историческое Переделкино
Доклад: Историческое Переделкино
Всего
за 25 минут электричка с Киевского вокзала привезет вас в Переделкино.
Относительно недавно здесь прошла граница, разделившая эти древние подмосковные
земли на Москву и Подмосковье. Всемирную известность Переделкино получило
благодаря тому, что почти 70 лет назад в этих краях поселились писатели. Сюда
приезжают начинающие авторы подышать одним воздухом с классиками. Литературные
музеи Бориса Пастернака, Корнея Чуковского, Булата Окуджавы поддерживают
экскурсионную популярность этого места. Удивительно, но сказочная красота
русской природы еще сохранилась здесь, в рискованной близости от города.
Немногие
приезжающие знают, что писательские дачи строили на земле, до революции
принадлежавшей славной дворянской семье Самариных. Древний этот род ведет свою
родословную с XIII века. Служить Московскому княжеству
они стали при великом князе Иоанне I Даниловиче Калите.
На Куликовом поле сражался боярин Иван Родионович Квашня. Именно от его внука
Степана Самары пошел род Квашниных-Самариных.
Представитель
этого рода Федор Васильевич Самарин в начале XIX века
состоял при дворе Александра I в чине шталмейстера. Он
был женат на дочери поэта и сенатора Ю.А. Нелединского-Мелецкого Софье Юрьевне,
бывшей до замужества фрейлиной императрицы Марии Федоровны. От этого брака
родились 7 сыновей и 2 дочери. Восприемником их первенца Юрия при крещении были
император Александр I и императрица Мария Федоровна. В
1826 году Федор Васильевич Самарин вышел в отставку и переехал в Москву. Уже в
1830 году он для своей семьи приобрел подмосковную усадьбу Измалково с
прилегающими деревнями. Здесь его потомки прожили до “полной победы революции”.
Усадебный
дом был удобен, прост и просторен. Большой балкон, подпираемый шестью
колоннами, и прекрасный парк XVIII века, который
липовыми аллеями спускался к живописному пруду, - все это очень понравилось
патриархальной семье Самариных. С южной стороны дома был цветник и дорожка, ведущая
к церкви Дмитрия Ростовского, построенной в 1757 году тщанием предыдущего
владельца усадьбы лейб-гвардии секунд-майора В.Л. Петрово-Соловово. Эта
церковь, как и многие другие храмы Подмосковья, погибла в 30-е годы XX века. В нижнем этаже усадьбы размещалась большая
библиотека.
Образование
и религия занимали особое место в семье. В начале XIX
века русская интеллигенция почти не знала родного языка. Говорить в светских
салонах по-русски было признаком дурного тона. Модными тогда были иностранная
литература и переход в католическую веру. Но Федор Васильевич воспитывал в
своих детях глубокую религиозность, чувство долга и ответственности за судьбу
России.
Для
обучения своих детей Самарин пригласил лучших учителей. С ними занимались
профессор Московского Университета Н.И.Надеждин, знаток классической древности
аббат Николь. Блестящее всестороннее образование принесло свои плоды. Все дети
выросли яркими личностями, верой и правдой служили Отечеству. Но более других
прославился первенец – Юрий. Весной 1834 года 15-летним мальчиком он поступил
на словесное отделение философского факультета Московского Университета и
оказался в кругу талантливых юношей: вместе с ним учились Ф. Буслаев и М.
Катков. А в 19 лет уже закончил его “первым кандидатом” и получил право служить
в министерстве.
1838
– 1840 годы – годы встреч с будущими друзьями и единомышленниками. Прежде
всего, с Константином Аксаковым. Они выбрали близкие темы магистерской
диссертации.
В
том же 1838 году Юрий познакомился с Михаилом Лермонтовым. В 1841 году, после
смерти поэта, Юрий Федорович, страдая, говорил, что “…Лермонтов ушел и не
выразил себя до конца…”. Им был создан кружок “лермонтистов”, в котором
Лермонтова боготворили.
В
1840 году - первая встреча с Н.В.Гоголем у Аксаковых. Чуть позже Самарин присутствовал
на прощальном вечере у Погодина 9 мая 1840 года, когда Гоголь, уезжая за
границу, собрал всех своих друзей. Через А.О. Смирнову-Россет Самарин передал
письмо Гоголю во Франкфурт. В ответ было получено пожелание, чтобы Юрий не ждал
ответа, а продолжал писать к нему письма. И Самарин именно так и поступил.
В1844
году Юрий Самарин блестяще защитился. Сразу после защиты А. Хомяков взял
Самарина под свое крыло. Создался кружок единомышленников. Название
“славянофилы” не сразу закрепилось за кружком. Самарину больше нравилось
название – “московское направление”.
После
университетской Москвы по настоянию отца Ю. Самарин вынужден был уехать служить
в ненавистный ему Петербург, а затем в Ригу. Оттуда он шлет письма Хомякову, в
которых описывает реальное положение прибалтийских крестьян. За распространение
“писем из Риги” Самарина заключили в Петропавловскую крепость. Но, после 12
дней ареста, он был удостоен аудиенции императора Николая I,
который “вразумил” и “отпустил” молодого реформатора.
В
1852 году Самарин окончательно уходит в отставку и живет в Москве и Измалкове.
Он упорно продолжает работать над “Запиской об отмене крепостного права в
России”.
Последние
годы Самарин посвятил любимой Москве. Он был гласным городской Думы и
Губернского Земского собрания. Кроме того, у него вышли философские труды. В
память о своем друге и духовном наставнике А. Хомякове Ю.Самарин помогал издать
все его богословские работы.
Весной
1876 года в возрасте 57 лет на чужбине, в Германии, Юрий Федорович Самарин
скоропостижно скончался. Тело его было перевезено в Москву и 30 марта предано
земле в Даниловском монастыре.
В
советское время памятник на могиле Самарина был разрушен, а сама могила срыта,
известно лишь ее примерное местонахождение.
И.Самохина
Зав. краеведческим сектором ЦБС “Солнцево”
|