Доклад: Гипербола в искусстве
Доклад: Гипербола в искусстве
Смирнов В. Л.

Один
из способов создания художественного образа — это гипербола, то есть
преувеличение.
Гипербола
очень часто использовалась в устном народном творчестве: сказках, былинах,
песнях. Так в былине "Илья Муромец и Соловей-разбойник" для яркой
характеристика образа Соловья-разбойника, изображения его силы использована
такая гипербола:
Засвистел
тут Соловей по-соловьиному,
Закричал,
собака, по-звериному,
Зашипел,
проклятый, по-змеиному,
Так
все травушки-муравушки уплеталися,
Все
лазоревы цветочки осыпалися,
А
что есть людей вблизи, так все мертвы лежат.
Когда
нужно показать нечто могучее, сильное, превосходящее обычное, используется
гипербола. Так Н. В. Гоголь, указывая на богатырскую силу Тараса Бульбы, пишет:
"У крыльца стояли осёдланные кони. Бульба вскочил на своего Чёрта, который
бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас
был чрезвычайно тяжёл и толст". Собираясь в Запорожскую Сечь, Бульба дал
сыновьям богатую казацкую одежду, часть которой составляли шаровары
"шириною в Чёрное море". Теперь представьте Бульбу весом в 320
килограмм и его сыновей, носивших шаровары, шириною с Чёрное море. Вот что
такое гипербола.
А
теперь обратимся к "Песне о Роланде" — французскому героическому
эпосу. Описывая схватку Роланда с могучим мавром Вальдаброном, безымянный автор
говорит, что Роланд одним ударом своего меча рассёк не только шлем и голову
противника, но и всё тело его до седла, и само седло, и хребет коня, так что
"убил и мавра и коня под ним" (кантилена CXIX).
Гипербола
широко используется и в живописи. Рассмотрим "Портрет Ф. И. Шаляпина"
работы Кустодиева. Для Кустодиева Шаляпин — воплощение русского богатырства,
духовного и физического. Поэтому Шаляпин нарисован во весь рост и в сопоставлении
с веселящимся народом, который изображён на заднем плане картины, выглядит как
гигант, великан. Можно было Шаляпина изобразить только на фоне деревьев, домов,
и всё равно этот гиперболический образ богатыря сохранился бы, но Кустодиеву
понадобилось показать ещё и народ, потому что Шаляпин — плоть от плоти этого
народа. Он как бы корнями врос в народную культуру. За спиной Шаляпина
изображены сцены народного гуляния с балаганным представлением. А балаган — это
народный театр. Он напоминает, во-первых, о том, что Шаляпин — артист,
во-вторых, о том, что истоки искусства Шаляпина — в народной культуре и служит
оно народу. Художник показывает нам, что Шаляпин — концентрированное выражение
духовных сил народа.
Шуба
Шаляпина распахнута. Это указывает на его горячий и открытый характер, широту
его русской души.
Вот
ещё один образец гиперболы у того же Кустодиева. Творчество Кустодиева вообще
проникнуто народным духом, поэтому в своих картинах он особенно охотно
использовал гиперболу. Взгляните на его акварель "Купец в шубе":
громадный купчина занимает как будто весь город, ему тесно. Это богатырь,
хозяин жизни, опора государства.
Гипербола
и в картине Кустодиева "Большевик", которого художник изобразил на
фоне города. Большевик выше домов, выше церкви, а знамя в его руке заслоняет
всё небо, прямо по Маяковскому: "Флагами небо оклеивай!" Народ же в
ногах у большевика по сравнению с ним ничтожно мелок, что отражает
преувеличение большевиками роли личности в истории и их пренебрежительное
отношение к народу как аморфной "массе", с которой можно делать все,
что угодно. Кустодиев выразил то представление о твердокаменных большевиках,
которое они старались внушить о себе народу.
Если
вглядеться в лицо большевика, фанатичное и ожесточённо-беспощадное, его
сокрушительную поступь, его готовность снести стоящий на пути храм, то можно
предположить, что у художника было весьма скептическое отношение к революции,
по крайней мере, во время создания этой картины. Тем более, что действие
происходит на закате дня, что очень символично.
Великолепный
образец гиперболы — "Святой Себастьян" Антонелло да Мессины из
Дрезденской галереи. Святой Себастьян изображён во весь рост на переднем плане
картины, и всё вокруг него кажется маленьким и незначительным в сравнении с
ним: и красивые здания города, и люди, жители его, погружённые в свои
повседневные труды и заботы. Герой не корчится от боли, причиняемой пронзившими
его стрелами, молящий взор его обращён к Богу, и в лице едва заметны следы
переносимых страданий. Это могучий титан духа.
И
как было художнику обойтись тут без гиперболы, если он прославляет мученические
страдания героя за веру христианскую, противопоставив этот поступок святого
Себастьяна будничному поведению остальных персонажей картины. А на то, что это
страдания за веру и что подвиг героя не был напрасным, указывает нам обломок
античной колонны у его ног — символ побеждённого язычества.
Есть
в этой картине ещё и мысль о бескорыстии подвига. Обратите внимание на то, что
вокруг святого нет сочувствующих и сострадающих ему, но все заняты своими
делами, не обращая внимания на него. А ведь легче переносить страдания, когда
рядом те, кто могут помочь, утешить, ободрить; когда знаешь, что твои страдания
и жертвы оценят, не забудут, почтят. Но истинно добродетельный человек, творя
добро, даже не помышляет ни о каком вознаграждении за него. И Христос учит нас
творить добро тайно, а значит и бескорыстно, не выставляя напоказ своих
добродетелей и не трубя о них.
В
одном из своих чудных и мудрых стихотворений мысль о том, что доброе дело
должно быть бескорыстным, выразил и А. С. Пушкин:
Торгуя
совестью пред бледной нищетою,
Не
сыпь своих даров расчётливой рукою:
Щедрота
полная угодна небесам.
В
день грозного суда, подобно ниве тучной,
О
сеятель благополучный,
Сторицею
воздаст она твоим трудам.
Но
если, пожалев трудов земных стяжанье,
Вручая
нищему скупое подаянье,
Сжимаешь
ты свою завистливую длань,
Знай:
все твои дары, подобно горсти пыльной,
Что
с камня моет дождь обильный,
Исчезнут,
господом отверженная дань.
Гипербола
широко используется в произведениях скульптуры. Вообще почти каждое
произведение скульптуры, которое мы видим на улицах городов, — это гипербола. Остановитесь
у любого памятника великому человеку. Изображённый герой (государь, полководец,
писатель и т. п.) намного крупнее, чем обычный человек, да ещё помещён на
пьедестал, высоко вознесён над нами. Всё это указывает, что тот, кому
установлен памятник, превосходил большинство людей своими талантами,
характером, трудолюбием и смог больше их послужить родине и народу. Иногда
скульптуру делают столь гиперболичной, что это даже трудно себе представить.
Такова, например, огромная по размерам скульптура "Родина-Мать",
установленная в Волгограде. Она производит впечатление непомерной мощи,
какого-то сказочного величия. И огромные размеры этой скульптуры вполне
оправданы: ведь она посвящена не отдельному человеку, пусть и самому
гениальному и всеми любимому, а нашей героической Родине, которая в трагические
минуты своей истории выдвигала из народной среды несметное количество героев,
совершавших невероятные подвиги. Так что огромные размеры Родины-Матери
обусловлены её идейным содержанием. Огромность монумента выражает величие
страны и народа.
А
возьмите знаменитую скульптуру Микеланджело "Давид". Кажется, что
этого прекрасного, стройного и мужественного юношу, каким изобразил его
скульптор, этого героя, патриота, освободившего от грозного врага свой народ,
трудно после Микеланджело представить себе иным, как только пятиметровой высоты
мраморным гигантом, готовым к бою, спокойно и твёрдо вышедшим навстречу врагу.
Тут без гиперболы, без сильного преувеличения невозможно было добиться
впечатления невозмутимой мощи, непобедимой и гордой силы.
Вообще
трудно вообразить, как без гиперболы передать в искусстве, особенно в живописи
и скульптуре, идею великого, могучего, грозного и т. д. — всего того, что
намного превосходит наши привычные понятия, представления и возможности.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/
|