Доклад: Анализ литературно-художественного произведения
Доклад: Анализ литературно-художественного произведения
нализ литературно-художественного
произведения
При анализе
художественного произведения следует различать идейное содержание и
художественную форму.
А. Идейное содержание включает:
1) тематику
произведения - выбранные писателем
социально-исторические характеры в их взаимодействии;
2) проблематику
- наиболее существенные для автора
свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в
художественном изображении;
3) пафос
произведения - идейно-эмоциональное
отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм,
драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).
Пафос -
высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая в его
творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива
является выражением героического пафоса, причем действия героя или
коллектива отличаются свободной инициативой и направлены к осуществлению
высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной
литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за
национальную свободу и независимость, за свободный труд людей, борьба за мир.
Когда автор утверждает дела и переживания людей,
которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к
возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед
нами трагический пафос. Формы трагического весьма разнообразны и
исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием
принципиального характера противостояния человека внеличностным враждебным
обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной
нравственной высотой и значительностью. Различия характеров Катерины в «Грозе»
и Ларисы в «Бесприданнице» Островского наглядно демонстрируют разницу в
указанных видах пафоса.
Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический
пафос, с помощью которого утверждается значительность стремления личности к
эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальный
пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств
героев и писателя. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и
реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.
Общей эстетической категорией отрицания негативных
тенденций является категория комического. Комическое - это форма жизни,
претендующая на значительность, но исторически изжившее свое положительное
содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный
источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное
отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер
пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой
сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому.
Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие.
Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих проявлениях:
улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот.
Б. Художественная форма включает:
1) Детали
предметной изобразительности: портрет,
поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая
обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и
внутренних поступков персонажей во времени и пространстве);
2) Композиционные
детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания
изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды,
обрамление (композиция образа - соотношение и расположение предметных
деталей в пределах отдельного образа);
3) Стилистические
детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи,
интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи
в целом.
Схема анализа
литературно-художественного произведения.
1. История
создания.
2. Тематика.
3. Проблематика.
4. Идейная
направленность произведения и его эмоциональный пафос.
5. Жанровое
своеобразие.
6. Основные
художественные образы в их системе и внутренних связях.
7. Центральные
персонажи.
8. Сюжет
и особенности строения конфликта.
9. Пейзаж,
портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
10. Речевой
строй произведения (авторское описание, повествование, отступления,
рассуждения).
11. Композиция
сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.
12. Место
произведения в творчестве писателя.
13. Место
произведения в истории русской и мировой литературы.
Общий план ответа на вопрос о значении творчества
писателя.
А. Место писателя в развитии русской литературы.
Б. Место писателя в развитии европейской (мировой)
литературы.
1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.
2. Традиции и новаторство писателя в области:
а) идей;
б) тематики, проблематики;
в) творческого метода и
стиля;
г) жанра;
д) речевого стиля.
В. Оценка творчества писателя классиками литературы,
критики.
Примерный план
характеристики художественного образа-персонажа.
Вступление. Место
персонажа в системе образов произведения.
Главная часть. Характеристика
персонажа как определенного социального типа.
1. Социальное
и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг
умственных интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и
основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих
(основная сфера, виды и типы воздействия).
4. Область
чувств:
а) тип отношения к
окружающим;
б) особенности внутренних
переживаний.
5. Авторское
отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику
других действующих лиц;
г) с помощью предыстории или
биографии;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через «соседство» с
другими персонажами;
з) через окружающую
обстановку.
Заключение. Какая
общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
План разбора лирического стихотворения.
I. Дата
написания.
II. Реально-биографический и фактический комментарий.
III. Жанровое своеобразие.
IV. Идейное содержание:
1. Ведущая
тема.
2. Основная мысль.
3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в
стихотворении в их динамике или статике.
4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
5. Преобладание
общественных или личных интонаций.
V. Структура
стихотворения:
1. Сопоставление
и развитие основных словесных образов:
а) по сходству;
б) по контрасту;
в) по смежности;
г) по ассоциации;
д) по умозаключению.
2. Основные
изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора,
метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп),
сарказм, перифраза.
3. Речевые особенности в плане
интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс,
параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.
4. Основные особенности ритмики:
а) тоника, силлабика,
силлабо-тоника, дольник, свободный стих;
б) ямб, хорей, пиррихий,
спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.
5. Рифма
(мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая,
составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.
6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен,
секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).
7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация,
ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.
Как вести краткую запись о прочитанных книгах.
1. Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой
формировалось его мировоззрение.
2. Точное заглавие произведения. Даты создания и
появления в печати.
3. Время, изображенное в произведении, и место
происходящих основных событий. Общественная среда, представители которой
выводятся автором в произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия,
мещане, разночинцы, интеллигенция, рабочие).
4. Эпоха. Характеристика времени, в которое написано
произведение (со стороны экономических и общественно-политических интересов и
стремлений современников).
5. Краткий план содержания.
|