Блатная музыка
Блатная музыка
Министерство образования РФ
Международный университет бизнеса и новых технологий
Блатная музыка
реферат по русскому языку
и культуре речи
Студента БУ-11
Молотова А. А.
Ярославль, 2004
План
1. Введение
2. Происхождение слова «Блатная»
3. Происхождение слова «Музыка»
4. Заключение
1. Введение
Это название арго
появилось в лексике деклассированных элементов в конце XIX — начале XX вв. В
русской же лингвистической литературе оно впервые зафиксировано в 1908 году. И. А. Бодуэн де Куртенэ в статье, посвященной
изучению арго, иначе его и не называет, как блатная музыка. Любопытно, что в
этой небольшой статье (всего две страницы) словосочетание блатная музыка
встречается двенадцать раз! И в дальнейшем оно стало употребляться в
лингвистической литературе в качестве синонима к термину арго.
2. Происхождение слова «Блатная»
Из двух
компонентов фразеологизма блатная музыка более новым является слово блатная.
Одна из первых фиксаций слова блат (вернее, его производного) наблюдается в
очерке А. И. Куприна «Вор» (1895 г.). Появление этого очерка совпадает с
периодом наиболее интенсивных заимствований в русское арго из немецкого,
польского и еврейских языков (именно они способствовали переходу лексемы блат в
русское арго, являясь при этом либо языками-источниками, либо
языками-посредниками). И первоначально в русском арго слово блат обозначало
«любое преступление, независимо от его характера». Кража, убийство, разбой,
мошенничество - все это определялось
словом блат. Позднее арготизм блат получил значение «преступный мир», а
производная лексема блатной имела значения «профессиональный преступник»,
«преступный; относящийся к преступному миру».
3. Происхождение слова «Музыка»
До конца XIX в.
арго именовалось преимущественно либо музыкой, либо байковым языком.
У читателя,
вероятно, могут возникнуть ассоциации со словом баян - «музыкальный инструмент». Действительно, уж очень заманчивая лексическая
цепочка: байковый язык - баять - баян - музыка. Но слово баян ничего общего с языком преступников не имеет.
Музыкальный термин баян, названный по имени древнерусского поэта Бояна
гармонистом А. Ф. Орланским-Титаренко, появился примерно в конце XIX века,
тогда как арготизм музыка возник гораздо раньше.
Но все-таки,
почему арго раньше именовалось музыкой? То, что оно действует на эмоции? Да,
арго воздействует и на чувства деклассированных элементов, и на чувства
законопослушного населения. Но не это явилось определяющим при появлении на
свет лексемы музыка, т. е. данное слово образовалось не при помощи метафоры.
Думается, что возникновение его гораздо сложнее.
Музыка - «язык преступников» - слово довольно странное,
даже для арго, в котором имеются различные словесные неожиданности. Но в
лексике преступного мира был еще и более причудливый фразеологизм (активно он употреблялся
в середине XIX в.) - ходить по
музыке - «совершать преступления». Но какая связь между «ходить по музыке» и
«совершать преступления»? Казалось бы, никакой. Однако, если верно определить в
арго важнейшие способы словопроизводства и принципы возникновения слов, а также
связи деклассированных элементов с другими социальными группами, то все встанет
на свои места.
Нам кажется, что
слово музыка в арго появилось благодаря звуковой мимикрии. Данный способ
словопроизводства очень распространен в арго. Язык «рисует» самые неожиданные
образы. Так, в дореволюционном арго при помощи звуковой мимикрии образованы
слова олешка - «лакей», мишука,
мишура - «мешок», башкир - «большеголовый человек» (от башка), петя - «пятисотрублевый кредитный билет»; в
современном арго - алик - «алкоголик», баптист - «бабник», балбес - от
балабас - «продукты, содержащие большое
количество жира», марго -
«маргарин», червяк - «червонец», чех
- «чеченец».
Несомненно, что
музыка - это слово, также
образованное с помощью звуковой мимикрии. Но какая лексема явилась его основой,
первым кирпичиком? Каких-либо производных арготизмов от слова музыка в составе
дореволюционного арго нами не обнаружено. Из фонетически близких к арготизму
музыка можно причислить следующие слова: маз - «преступник», «мошенник», «старый опытный вор», «атаман разбойничьей
шайки», «вор-карманник», «помощник вора-карманника»; мазурик - те же значения, кроме третьего и четвертого;
маза - «учитель воров»; мазье - «мошенники, воры»; мазура несчастная - «плохой вор»; мазиха - «женщина, принадлежащая к преступному миру», «дама (игральная карта)»;
мазурить, мазурничать - «воровать из
карманов». Как видим, в этих словах отчетливо прослеживается корень маз.
Заметим также, что все эти слова обозначают либо представителей преступного
мира, либо их преступные действия. И слово музыка, насколько это явствует из
фразеологизма ходить по музыке, также обозначало преступление. (Любопытная
деталь - арготизм блат почти повторил
историю слова музыка: блат - сначала
имело значение «любое преступление», затем - «язык преступного мира»; ходить на блат - «совершать преступления».)
Корень маз
имеется и в лексеме условно-профессионального языка офеней - мазыка. О лексическом значении этого слова
существуют два мнения. Так, С. В. Максимов утверждал, что это самоназвание
офеней:
«С 1700 года офени, как известно, разбрелись
по всему лицу земли русской и даже переходили за австрийскую границу, всюду
называя себя особым народом - мазыками»).
Несколько иного мнения исследователь офенского языка И. А. Трофимовский. «Мазыки
от слова мазать (рисовать), -
утверждал он,- так они называют
богомазов, которые рисуют иконы, а затем их продают (села Мстера и Холуй
Вязниковского уезда Владимирской губернии). Там же село Палех.
Боготаскатели - «офени, занимающиеся перепродажей икон». Итак,
заметим: мазыки - иконописцы,
боготаскатели - скупщики икон.
Вероятно, у офеней было выражение ходить по мазыке (мазыкам) - «скупать у иконописцев иконы с целью их
дальнейшей перепродажи». Там, где скупка,- часто мошенничество и обман, и фразеологизм ходить по мазыке получает
новое значение - «мошенничать,
плутовать». А перейдя в арго, непонятное и не характерное для преступного мира
слово мазыка трансформировалось в лексему музыка (уголовники стараются
«подогнать» непонятное для них слово под уже знакомое). В арго выражение ходить
по музыке получило и новое лексическое наполнение - «совершать преступления». И еще одна любопытная деталь: слово маз
(мас) в условно-профессиональном языке имело несколько значений - «крестьянин», «человек», «офеня», «я».
Именно в конце
XVIII — середине XIX вв. лексика условно-профессионального языка офеней в
сильнейшей степени повлияла на арго. Деклассированные элементы заимствовали от
«ходебщиков» множество слов: клевый, мара, пахан и др. Офени были именно тем
слоем населения, который пополнял ряды деклассированных элементов. «Кроме
деклассированных в собственном смысле (нищих, бродяг, воров),- справедливо утверждал В. М. Жирмунский,- в создании и распространении арго существенное
участие принимали бродячие торговцы и ремесленники». Такие же процессы, как
указывает ученый, характерны и для стран Западной Европы.
Тесная связь
преступного мира с офенями отражена даже в тюремном фольклоре. Из всех
социальных групп торговцев только офеня удостоился такой «чести». Вот отрывок
из блатной песни:
Кругом темно, все
потемнело,
И спит Москва во
мгле ночной.
Уныло песенку
заводит
В тюрьме
преступник молодой:
«Мне быть
преступником с рожденья
Сама назначила
судьба.
Я был торговец,
был офеней
И торговал я
завсегда».
Интересно, что
распространенный среди преступного мира фразеологизм по фене ботать,
появившийся в начале XX в., есть не что иное, как по офене болтать, то есть
разговаривать на условно-профессиональном языке офеней. В начале XX в. в арго
существовало выражение ходить по фене - «совершать преступления», а ходить по тихой фене означало «совершать
кражи».
Автор этих строк
однажды в Горьком услышал от носителя арготизмов (преступника-рецидивиста), что
блатной язык был придуман купцом по имени Офеня.
Но не только
офени повлияли на русскую преступность, повлияли на нее и прасолы (прахи) - «скупщики хлеба, скота». Характерно, что одним
из названий преступника в Поволжье явилось слово прах.
Получается
любопытная лексическая параллель: в условно-профессиональном языке «ходебщиков»
маз (мас) - «офеня», в арго маз,
мазурик - «преступник»; прасол
(прах) - «скупщик хлеба и скота», а
в арго прах - «преступник».
Что же осталось в
арго в настоящее время от когда-то этимо-логически родственных слов маз,
мазурик, музыка? В современном арго и сейчас употребляются слова маз, маза - «главарь воровской группы». Арготизм маза имеет
и еще одно значение - «шайка,
сплоченная воровская группа»; фразеологизм держать мазу означает «заступаться
друг за друга, поддерживать». С 20-х годов XX в. в среде деклассированных
элементов не употребляется слово мазурик, почти не встречается в современном
арго фразеологизм блатная музыка: используется только один его компонент - музыка (от него образован
арготизм музыкант - «знаток арго»).
4. Заключение
И все таки, какая связь между «ходить по музыке» и «совершать преступления»? Если
верно определить в арго важнейшие способы словопроизводства, то все встанет на
свои места.
Библиография
1. Грачев М. А. Блатная музыка // Русская речь. -1995. - №5
|