БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Радиоэлектроника
Региональная экономика
Режущий инструмент
Реклама и PR
Ресторанно-гостиничный бизнес бытовое обслуживан
Римское право
Русский язык культура речи
РЦБ ценные бумаги
САПР
Сексология
Семейное право
Социология
Страховое право
Строительство архитектура
Таможенное право
Теория государства и права
Технология
Таможенная система
Транспорт
Физика и энергетика
Философия
Финансы деньги и налоги
Физкультура и спорт
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экология
Экономика
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Эргономика
Этика и эстетика
Сочинения по литературе и русскому языку
Рефераты по теории государства и права
Рефераты по теории организации
Рефераты по теплотехнике
Рефераты по товароведению
Рефераты по трудовому праву
Рефераты по туризму
Рефераты по уголовному праву и процессу
Рефераты по управлению
Рефераты по менеджменту
Рефераты по металлургии
Рефераты по муниципальному праву
Биографии
Рефераты по психологии
Рефераты по риторике
Рефераты по статистике
Рефераты по страхованию
Рефераты по схемотехнике
Рефераты по науке и технике
Рефераты по кулинарии
Рефераты по культурологии
Рефераты по зарубежной литературе
Рефераты по логике
Рефераты по логистике
Рефераты по маркетингу
Рефераты по международному публичному праву
Рефераты по международному частному праву
Рефераты по международным отношениям
Рефераты по культуре и искусству
Рефераты по кредитованию
Рефераты по естествознанию
Рефераты по истории техники
Рефераты по журналистике
Рефераты по зоологии
Рефераты по инвестициям
Рефераты по информатике
Исторические личности
Рефераты по кибернетике
Рефераты по коммуникации и связи
Рефераты по косметологии
Рефераты по криминалистике
Рефераты по криминологии
Новые или неперечисленные
Без категории

Сравнительный анализ социально-экономических прав, свобод и обязанностей в конституциях Китая и Испании

Сравнительный анализ социально-экономических прав, свобод и обязанностей в конституциях Китая и Испании

ВВЕДЕНИЕ

Экономические, социальные и культурные права и свободы – это права,

признаваемые за человеком как за членом гражданского общества, большинство

из которых гарантируются государством. Экономические права – это это

возможности человека по обеспечению и развитию своего материального

благосостояния. Социальные права – это права на содействие в обеспечении

достойных условий материального и физиологического существования.

Экономические, социальные и культурные права и свободы обеспечивают свободу

человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему

возможность защитить свои жизненные потребности. Данная группа прав

неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободы

взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина.

Однако, защита этих прав весьма затруднительна. Конституционное

закрепление таких прав не является основанием для возбуждения дела. В

основном, во многих странах существуют законы, которые закрепляют многие

социально-экономические права юридически. Например, в России – Закон о

пенсии, Закон об образовании, Закон об охране окружающей среды и др. Таким

образом, экономические, социальные и культурные конституционные права

являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которому

стремится государство в своей политике. Международный Пакт об

экономических, социальных и культурных правах обязывает государства

"принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы

обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав" (

ч.1 ст.2 ). В целях защиты таких прав государствах существуют специальные

органы защиты прав человека. Помимо экономических, социальных и культурных

прав и свобод в данной работе рассматриваются также и конституционные

обязанности человека и гражданина. Закрепление в конституциях обязанностей

необходимо для успешного осуществления данной группы прав. В основном

обязанности людей классические – защита Отечества, соблюдение законов

страны, уплата налогов, беречь природу, но, существуют и специфические

обязанности граждан – обязанность трудиться, получить образование и др.

Правовое регулирование экономических, социальных и культурных прав, свобод

и обязанностей человека и гражданина в разных государствах неодинаково.

1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ, СВОБОД И

ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ

ГОСУДАРСТВАХ.

|Демократические страны |Социалистические государства (Куба, |

|(США, ФРГ, Греция, Италия, Испания) |КНДР, Китай) |

|право собственности |

|Можно обладать любой собственностью,|Существует разделение собственности |

|не запрещенной законом. Частная |– государственная и общественная. |

|собственность неприкосновенна и |Государственная собственность |

|имеет высокую юридическую защиту. |подлежит особой правовой защите. |

| |Допускается личная (предметы |

| |обихода) и частная трудовая (орудия |

| |труда) собственность, государство |

| |гарантирует её защиту. Частная |

| |собственность на средства |

| |производства запрещена либо |

| |ограничена. |

|право на предпринимательскую деятельность |

|Разрешена любая деятельность |Свободное предпринимательство в |

|человека, приносящая доход, за |основном запрещено. Законов о |

|исключением деятельности запрещенной|свободной конкуренции нет. |

|законом. Провозглашается право |Монополистом на предпринимательскую |

|свободной конкуренции. |деятельность является само |

|Практически во всех странах |государство, которое само диктует |

|запрещена монополия. |законы рынка. |

|право на труд и свобода труда |

|Государство гарантирует право на |Государство гарантирует только право|

|труд и свободу труда. Принудительный|на труд. Т.е. обеспечивает работой |

|труд не допускается за исключением |всех трудоспособных и желающих |

|труда на военной службе, по |трудиться и ликвидировать |

|приговору суда, а также при |безработицу. На самом деле часто |

|чрезвычайном положении. |оказывается так: низкая оплата |

|Гарантируется достойная оплата труда|труда, уравниловка, |

|(установлен прожиточный минимум), |незаинтересованность работников в |

|свободный выбор профессии, |результатах труда при "полной |

|безопасные и здоровые условия труда.|занятости" и "неуклонном росте |

|При безработице выплачиваются |благосостояния трудящихся". |

|пособия. Во многих странах | |

|установлена черта бедности. | |

|Гарантируется охрана труда | |

|право на отдых |

|Гарантируется предоставление |Право отдыха имеют все трудящиеся. |

|выходных и оплачиваемого отпуска (в |Законом регламентированы нормы |

|разных странах установлены свои |отпусков, выходных дней и пр. |

|сроки оплачиваемого отпуска) | |

|право на забастовку |

|Забастовки проводятся согласно |Право на забастовки не прописано, но|

|установленным правилам. Существуют |также и не запрещено. |

|запреты на проведение забастовок, | |

|крупные штрафные санкции за | |

|проведение незаконных забастовок. | |

|право на охрану здоровья, медицинское обслуживание |

|В разных странах действуют системы |Государственное медицинские |

|страховой медицины, либеральной |обслуживание гарантируется: расходы |

|медицины, государственного |на больного оплачиваются из бюджета |

|медицинского обслуживания (только |государства |

|для неимущего населения), смешанные | |

|формы | |

|право на участие в управлении предприятиями |

|Заводские, производственные советы |Заводские, производственные советы |

|решают, в основном, социальные |занимают достаточно высокое |

|вопросы |положение для того, чтобы |

| |участвовать в определении |

| |производственной деятельности |

| |предприятия, находясь при этом под |

| |руководством правящей партии. |

|право на образование и свобода образования |

|В большинстве стран установлено |Среднее и высшее образование |

|обязательное и бесплатное |бесплатно. В большинстве стран |

|образование (продолжительность учебы|обучение проводится согласно |

|- от 8 до 12 лет). |официальной идеологии, поэтому |

|Существуют государственные, |академической свободы обучения не |

|муниципальные, частные школы |существует. |

|(образование платное). Экзамены | |

|обязательны. Высшее образование | |

|платное и бесплатное. В любом случае| |

|необходимо сдавать экзамены. | |

|Предоставлено право академической | |

|свободы – свобода обучения и | |

|преподавания (за исключением | |

|внушения ученикам антиморальных | |

|принципов) | |

|право на социальное обеспечение, пенсии |

|Пенсии государственные и |Пенсии государственные и |

|муниципальные, выплачиваются из |муниципальные, выплачиваются из |

|государственного фонда, состоящего |государственного фонда,. Социальное |

|из отчислений предприятий, |обеспечение также происходит за |

|работников и бюджетного фонда. |счет государства. |

|Возможно социальное обслуживание | |

|инвалидов, престарелых. Также, | |

|пенсии выплачиваются фирмами на | |

|которых трудился человек. | |

|право на жилище |

|Право приобретать себе жилище в |Предоставляемое жилье принадлежит |

|любом месте страны (кроме военных |государству и местным органам |

|территорий и закрытых зон). |власти. Дешевая аренда жилплощади. |

|Предоставление жилья малоимущим | |

|бесплатно из государственных фондов.| |

|свобода творчества |

|Провозглашается свобода творчества. |Творчество людей ограничено рамками |

|Право интеллектуальной собственности|официальной идеологии |

|охраняется государством | |

|право на участие в культурной жизни, пользование культурными ценностями |

|Свободное участие в культурной |Культурная жизнь и культурные |

|жизни, доступ к культурным ценностям|ценности должны соответствовать |

|(в рамках закона), право пользования|официальной идеологии |

|достижениями культуры | |

|обязанность охранять природу |

|Все обязаны сохранять природу, окружающую среду, природные богатства |

|обязанность соблюдать законы и иные нормативные акты |

|Соблюдение гражданами и иностранцами законов и конституций обязательно. |

|Незнание законов не освобождает от ответственности |

|воинская повинность |

|В разных странах существуют свои критерии призыва в армию - при наличии |

|наемной армии мужчины призываются на альтернативную службу (Франция); в |

|армию призываются и мужчины и женщины (Израиль). |

|Военнообязанные – граждане достигшие определенного возраста, кроме |

|случаев прописанных в законах. Защита Отечества является долгом и |

|обязанностью граждан во всех странах. |

|обязанность платить налоги |

|Все граждане платят налоги в своих странах |

|обязанность иметь общее образование |

|Практически во всех странах установлено право бесплатного получения |

|основного общего обязательного образования. В каждой стране установлено |

|количество классов обязательного общего образования. |

|обязанность охранять честь родины, беречь общественную собственность |

|защищать сплоченность национальностей |

| |В социалистических странах эти |

| |обязанности отнесены к разряду |

| |моральных, так как государство не |

| |обеспечивает их правовыми средствами|

|обязанность трудиться |

|В основном моральная обязанность |Граждане обязаны трудиться. |

|граждан. |Государство юридически гарантирует |

| |механизм реализации этой обязанности|

|право на свободное заключение брака |

|Право на свободный брак поощряется и охраняется большинством стран. |

|Существует государственная защита института семьи, брака, материнства, |

|отцовства, детства. Закреплено равноправие супругов. |

1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИЙ

ИСПАНИИ И КИТАЯ.

2.1. Краткая характеристика Конституции Испании.

Конституция Испании была разработана и принята в декабре 1978 года.

Состоит из Преамбулы, Вводного раздела, 10 Разделов из 169 статей,

Переходных положений, Отменяющего положения, Заключительного положения.

Раздел первый испанской Конституции посвящен основным правам и

обязанностям. Глава первая этого раздела определяет вопрос гражданства,

совершеннолетия и статус иностранцев. Глава вторая посвящена правам и

свободам. В главе второй есть две части: часть 1 — "Об основных правах и

общественных свободах" и часть 2 — "О правах и обязанностях граждан".

1) Первая группа — основные права и свободы (секция 1 главы 2 части 1 —

статьи с 15 по 29). Она включает право на жизнь, на свободу, на равенство

перед законом и многие другие, а также запрещение какой-либо дискриминации

(ст. 14).

2) Вторая группа — права и обязанности граждан (секция 2 главы 2 —

статьи с 30 по 38). Здесь указано право собственности и свобода

предпринимательской деятельности.

3) Третья группа — права и свободы культурного и социального характера,

содержащиеся в третьей главе первой части конституции "Об основных

принципах социальной и экономической политики". Исполнение и защита прав и

свобод третьей группы возлагается на текущее законодательство, судебную

практику и деятельность государственных властей.

Юридические гарантии защиты прав и свобод выражаются в трех формах:

обращение в обычные суды, обращение в Конституционный суд и обращение к

Народному защитнику — разновидности омбудсмана (ст. 54 конституции).

Народный защитник избирается на 5 лет Генеральными кортесами и имеет своей

задачей обеспечение защиты основных прав и свобод граждан, в основном –

предание гласности фактов нарушения прав человека и гражданина.

2.2. Краткая характеристика Конституции КНР

Конституция КНР представляет собой кодифицированный акт, принятый в

1982 году. С тех пор в текст внесено значительное количество поправок.

Состав Конституции: Преамбула, 4 Главы, 138 статей Конституция состоит

из Введения (преамбулы) и 138 статей, объединенных в четыре главы: Общие

положения, Основные права и обязанности граждан; Государственная структура;

Государственные флаг, герб, гимн.

Основные особенности действующей Конституции

К основным особенностям действующей Конституции можно отнести

следующие:

а) Конституция построена на «четырех базовых принципах», это; руководство

КПК; идеология марксизма; социалистический путь общественного развития;

народная демократическая власть;

б) Конституция направлена на создание динамичной экономической системы;

в) в Конституции расширены и гарантированы основные права граждан;

г) Конституция направлена на повышение эффективности и уровня демократии в

деятельности государственных органов.

Поправки 1988 г

1) - дополнения о частном хозяйстве. В Конституции было закреплено,

что государство разрешает существование и развитие частного хозяйства.

Государство охраняет законные права и интересы частного хозяйства

контролирует его и управляет им.

2) – дополнение о передаче права пользования землей. Была разрешена

передача права пользования землей согласно предписаниям закона.

Поправки 1993 г

Во-первых, были пересмотрены основные задачи государства в преамбуле.

Добавлены фразы: «Китай находится на начальной стадии социализма», «на

основе теории строительства социализма с китайской спецификой», «система

многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством

КПК будет долгое время существовать и развиваться». Кроме того, теперь в

преамбуле говорится об «отстаивании политики реформ и открытости». Заменены

фразы: «высокоцивилизованное, высокодемократическое социалистическое

государство» на «строить богатое, демократическое, цивилизованное

социалистическое государство».

Во-вторых, были внесены изменения, касающиеся государственных

предприятий. Поправки к статьям 7, 16 и 42 Конституции изменили положение

государственного предприятия. Было определено, что государство только

владеет правом собственности на предприятия, но предприятия государственной

собственности самостоятельно осуществляют демократическое управление

согласно закону и принимают всю ответственность на себя. Это создало

правовую основу изменения механизма хозяйствования крупных и средних

государственных предприятий и успешного регулирования рынка.

В-третьих, были пересмотрены положения об экономической системе: а)

определение места социалистической рыночной экономики («государство

претворяет в жизнь социалистическую рыночную экономику» - ст.7); б)

определение места и роли государства в экономической жизни, т.е.

установлением перехода от бывшего планового управления к общему

регулированию и контролю путем создания законодательства и юридических

гарантий; в) предоставление предприятиям права на самостоятельное

хозяйствование.

В-четвертых, были пересмотрены положения, касающиеся собраний народных

представителей. Был увеличен срок пребывания в должности уездного народного

представителя2 с 3 до 5 лет.

Поправки 1999 г.

1). Замена в преамбуле: слова «согласно теории строительства

социализма с китайской спецификой» были заменены словами «по пути

строительства социализма с китайской спецификой», «наша страна находится на

начальной стадии социализма» заменено на «наша страна будет в течение

долгого времени находиться на начальной стадии социализма».

2). Дополнены фразы: «Китайская Народная Республика управляется

согласно закону и строит социалистическое правовое государство», «на

начальной стадии социализма государство создает экономическую систему, при

которой общественная собственность доминирует, и другие формы собственности

развиваются совместно, придерживается системы, при которой распределение по

труду доминирует при сосуществовании с другими способами распределения»

(ст.6).

3). Изменено: ст. 8, которая теперь изложена в следующей редакции:

«Сельские коллективные хозяйственные организации осуществляют двухуровневую

систему хозяйствования, основой которой является семейный подряд». В ст. 11

Конституции добавлено положение о том, что «необщественный сектор

экономики, включающий индивидуальные и частные хозяйства, ведущие дела в

установленных законом пределах, является важной составляющей

социалистической рыночной экономики», и, соответственно, отменено положение

об индивидуальных хозяйствах как «дополнении к социалистическому

общественному хозяйству». Остальные положения данной статьи о роли

государства изложены в следующей редакции: «Государство охраняет законные

права и интересы индивидуальных и частных хозяйств».

Значение данных поправок Конституции состоит в том, что на

конституционном уровне было определено значение теории Дэн Сяопина, создана

четкая конституционная основа создания правового государства и начального

периода строительства социализма, усилена роль Конституции в процессе

создания правового государства, разрешено противоречие между статьями

Конституции и реальной жизнью общества, созданы благоприятные условия для

углубления реформы.

2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И

КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В

КОНСТИТУЦИЯХ КИТАЯ И ИСПАНИИ

|[pic] |[pic] |[pic] |

|право на труд, обязанность трудиться |

|Статья 42 |Статья 35 |Статья 37 |

| | | |

|Граждане КНР имеют право на труд и |1. Все испанцы обязаны трудиться и |1. Труд свободен. Каждый имеет |

|обязаны трудиться. Государство |имеют право на труд, на свободный |право свободно распоряжаться своими|

|создает условия труда, улучшает |выбор профессии или рода |способностями к труду, выбирать род|

|охрану труда. Государство поощряет |деятельности, на продвижение по |деятельности и профессию. |

|занятие граждан добровольным |службе, а также на заработную плату, |2. Принудительный труд запрещен. |

|безвозмездным трудом. Государство |достаточную для покрытия своих |3. Каждый имеет право на труд в |

|осуществляет необходимое трудовое |потребностей и потребностей своей |условиях, отвечающих требованиям |

|обучение граждан до устройства их на |семьи, не допуская ни в коем случае |безопасности и гигиены, на |

|работу. |дискриминации по полу. |вознаграждение за труд без какой бы|

| |2. Закон регулирует права и |то ни было дискриминации и не ниже |

| |обязанности трудящихся. |установленного федеральным законом |

| | |минимального размера оплаты труда, |

| |Статья 37 |а также право на защиту от |

| | |безработицы. |

| |1. Закон гарантирует право на |4. Признается право на |

| |коллективные трудовые споры между |индивидуальные и коллективные |

| |представителями трудящихся и |трудовые споры с использованием |

| |предпринимателями, а также правовую |установленных федеральным законом |

| |силу их соглашений. |способов их разрешения, включая |

| |2. Признается право трудящихся и |право на забастовку. |

| |предпринимателей на трудовой |5. Каждый имеет право на отдых. |

| |конфликт. Закон, регулирующий |Работающему по трудовому договору |

| |осуществление этого права, независимо|гарантируются установленные |

| |от установления необходимых |федеральным законом |

| |ограничений, предусматривает |продолжительность рабочего времени,|

| |гарантии, необходимые для обеспечения|выходные и праздничные дни, |

| |деятельности жизненно необходимых для|оплачиваемый ежегодный отпуск. |

| |общества служб. | |

| | | |

| |Статья 28 | |

| | | |

| |2. Признается право трудящихся на | |

| |забастовку в защиту ими своих | |

| |интересов. Закон, регулирующий | |

| |осуществление этого права, | |

| |устанавливает необходимые гарантии в | |

| |обеспечении основные службы | |

| |жизнедеятельности общества. | |

|В отличие от испанской китайская конституция провозглашает лишь право на труд, но не говорит о свободе труда. |

|Государство гарантирует только возможность получения рабочего места и ликвидирует безработицу. На деле же |

|существует переизбыток рабочих мест, низкая оплата труда. Обязанность всех граждан трудиться прописана в |

|конституциях Испании и Китая. Конституция РФ закрепляет право на труд и свободу труда, раскрывая ее как право |

|каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек |

|вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной или уголовной |

|ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество и т. д. Свобода труда связана с запретом |

|принудительного труда. С правом на труд связано право трудящихся на забастовку. Конституции Испании и России |

|устанавливают это право. В китайской конституции о нем не говорится, но также нет и запрета на забастовки. |

|право частной собственности, наследование |

|Статья 6 |Статья 33 |Статья 35 |

| | | |

|Основой социально-экономической |1. Признается право на частную |1. Право частной собственности |

|системы КНР является право |собственность и на наследование. |охраняется законом. |

|государственной (социалистической) |2. Социальная функция этих прав |2. Каждый вправе иметь имущество в |

|собственности, право собственности |ограничивает их содержание, в |собственности, владеть, |

|объединений работников, кооперативов.|соответствии с законами. |пользоваться и распоряжаться им как|

|Система запрещает эксплуатацию |3. Никто не может быть лишен своего |единолично, так и совместно с |

|человека человеком, провозглашается |имущества и прав на него, кроме как |другими лицами. |

|принцип "от каждого по способностям –|по оправданной причине, связанной с |3. Никто не может быть лишен своего|

|каждому по труду". |общественной целесообразностью или с |имущества иначе как по решению |

| |социальными интересами, при условии |суда. Принудительное отчуждение |

|Статья 12 |соответствующей компенсации и в |имущества для государственных нужд |

| |порядке, установленном законом. |может быть произведено только при |

|(1) Социалистическая общественная | |условии предварительного и |

|собственность является священной и | |равноценного возмещения. |

|неприкосновенной. (2) Государство | |4. Право наследования |

|защищает социалистическую | |гарантируется. |

|общественную собственность. Покупка | | |

|или порча государственной или | | |

|коллективной собственности любой | | |

|организацией или человеком любыми | | |

|средствами запрещены. | | |

| | | |

|Статья 13 | | |

| | | |

|(1) Государство защищает право | | |

|граждан иметь законно полученную | | |

|прибыль, сбережения, здания, и другую| | |

|законную собственность. (2) | | |

|Государство защищает согласно закону | | |

|право граждан наследовать частную | | |

|собственность. | | |

|В Китае разрешается частная собственность, но основой экономики является всё же государственная собственность и |

|собственность трудящихся. Государственная собственность находится под особой защитой. Государство допускает |

|частный сектор в экономике, но при условии, если он будет служить и общественным интересам и будет играть |

|дополнительную, вспомогательную роль по отношению к основному государственному (социалистическому) сектору |

|экономики. В Испании и России же наоборот, провозглашен принцип неприкосновенности частной собственности, хотя, |

|ст.128 Испании говорит о том, что все достояние страны независимо от вида собственности (частная или |

|государственная) должно быть подчинено общественным, публичным интересам. То есть, государство может применять |

|секвестр: ограниченное распоряжение собственностью. В Испании существуют объекты собственности, которые могут |

|находиться только в государственном распоряжении: ст.132. В России собственник вправе совершать в отношении |

|своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую |

|экономическую деятельность. |

|право на предпринимательскую деятельность |

|Статья 11 |Статья 38 |Статья 34. |

| | | |

|Государство допускает заниматься |Признается свобода |1. Каждый имеет право на свободное |

|предпринимательской деятельностью, но|предпринимательства в рамках рыночной|использование своих способностей и |

|в рамках, ограниченных законом. |экономики. Государственные власти |имущества для предпринимательской и|

|Индивидуальные хозяйства городских и |гарантируют и охраняют ее |иной не запрещенной законом |

|сельских тружеников, ведущихся в |осуществление, а также защиту |экономической деятельности. |

|рамках, установленных законом, |производительности, в соответствии с |2. Не допускается экономическая |

|являются дополнением к |общими экономическими требованиями, |деятельность, направленная на |

|социалистическому общественному |включая планирование. |монополизацию и недобросовестную |

|хозяйству Государство имеет контроль | |конкуренцию. |

|над частным сектором, а также | |Право на экономическую |

|охраняет его в соответствии с | |деятельность. |

|действующим законодательством. | | |

|В Испании, России, как и во многих других демократических странах – запрещена любая монополия на |

|предпринимательскую деятельность и провозглашается принцип свободной конкуренции. В Китае же монополистом на |

|предпринимательскую деятельность является само государство, которое регулирует цены на продукцию, диктует что |

|производить и кому. |

|право на образование, обязанность |

|Статья 46 |Статья 27 |Статья 43 |

| | | |

|Граждане КНР имеют право на |1. Каждый имеет право на образование.|1. Каждый имеет право на |

|образование и обязаны учиться. |Признается свобода образования. |образование. |

|Государство обеспечивает всестороннее|2. Образование имеет своей целью |2. Гарантируются общедоступность и |

|нравственное, умственное и физическое|всестороннее развитие человеческой |бесплатность дошкольного, основного|

|развитие молодежи, подростков и |личности на основе уважения |общего и среднего профессионального|

|детей. |демократических принципов |образования в государственных или |

| |общественной жизни и основных прав и |муниципальных образовательных |

| |свобод. |учреждениях и на предприятиях. |

| |3. Государственные власти гарантируют|3. Каждый вправе на конкурсной |

| |право родителей избирать для своих |основе бесплатно получить высшее |

| |детей моральное и религиозное |образование в государственном или |

| |воспитание в соответствии с их |муниципальном образовательном |

| |собственными убеждениями. |учреждении и на предприятии. |

| |4. Основное общее образование |4. Основное общее образование |

| |является обязательным и бесплатным. |обязательно. Родители или лица, их |

| |5. Государственные власти гарантируют|заменяющие, обеспечивают получение |

| |всем право на образование посредством|детьми основного общего |

| |общего планирования педагогической |образования. |

| |системы, действенного участия всех |5. Российская Федерация |

| |заинтересованных секторов и создания |устанавливает федеральные |

| |учебных заведений. |государственные образовательные |

| |8. Государственные власти |стандарты, поддерживает различные |

| |контролируют образовательную систему |формы образования и |

| |и устанавливают государственные |самообразования. |

| |образовательные стандарты в целях | |

| |обеспечения соблюдения законов. | |

|В соответствии со ст.13 Всеобщей декларации прав человека каждый имеет право на образование. Под образованием |

|понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, |

|сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Под |

|получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что |

|удостоверяется соответствующим документом. |

|Право на образование прописано во всех трех конституциях. Основное общее образование признано обязательным и |

|бесплатным. |

|право на здоровую окружающую среду, обязанность охраны окружающей среды |

|Статья 26 |Статья 45 |Статья 42 |

| | | |

|Государство охраняет и улучшает |1. Все имеют право на благоприятную |Каждый имеет право на благоприятную|

|окружающую среду, предотвращает |для развития человека окружающую |окружающую среду, достоверную |

|загрязнение окружающей среды, |среду, все обязаны ее сохранять. |информацию о ее состоянии и на |

|занимается охраной лесного фонда |2. Государственные власти следят за |возмещение ущерба, причиненного его|

| |рациональным использованием всех |здоровью или имуществу |

| |природных ресурсов в целях защиты и |экологическим правонарушением. |

| |улучшения качества жизни а также для | |

| |охраны и восстановления окружающей |Статья 58 |

| |среды, опираясь при этом на | |

| |необходимую коллективную |Каждый обязан сохранять природу и |

| |солидарность. |окружающую среду, бережно |

| |3. Лица, нарушившие положения, |относиться к природным богатствам. |

| |предусмотренные в предыдущем пункте, | |

| |подлежат, в соответствии с законом, | |

| |уголовной или административной | |

| |ответственности и обязаны возместить | |

| |причиненный ущерб. | |

|Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей |

|среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, |

|предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным |

|страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией |

|медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением |

|природоохранного законодательства. В Конституции КНР не говорится об обязанности частных лиц беречь природу в |

|отличии от конституций Испании и России. |

|право на охрану здоровья, медицинскую помощь |

|Статья 21 |Статья 43 |Статья 41 |

| | | |

|Государство развивает медицинское |1. Признается право на охрану |1. Каждый имеет право на охрану |

|обслуживание, продвигает современную |здоровья. |здоровья и медицинскую помощь. |

|медицину и традиционную китайскую |2. К ведению государственных властей |Медицинская помощь в |

|медицину, продвигает действия |относится организация и руководство |государственных и муниципальных |

|массового характера по |общественного здравоохранения, |учреждениях здравоохранения |

|здравоохранению для того, чтобы |посредством проведения |оказывается гражданам бесплатно за |

|защитить здоровье нации. Государство|профилактических мер, а также |счет средств соответствующего |

|развивает физкультуру и продвигает |необходимых услуг и помощи. Закон |бюджета, страховых взносов, других |

|массовые спортивные мероприятия. |устанавливает соответствующие права и|поступлений. |

| |обязанности. |2. В Российской Федерации |

| |3. Государственные власти развивают |финансируются федеральные программы|

| |санитарное просвещение, физкультуру и|охраны и укрепления здоровья |

| |спорт и содействуют также правильному|населения, принимаются меры по |

| |использованию досуга. |развитию государственной, |

| | |муниципальной, частной систем |

| | |здравоохранения, поощряется |

| | |деятельность, способствующая |

| | |укреплению здоровья человека, |

| | |развитию физической культуры и |

| | |спорта, экологическому и санитарно |

| | |- эпидемиологическому благополучию.|

|Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных |

|условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных |

|продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Право на медицинскую |

|помощь - это субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специальных медицинских |

|учреждениях. Медицинская помощь включает профилактическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и |

|зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, |

|включая выплату пособий по временной нетрудоспособности. |

|Конституции КНР, Испании и России провозглашают право граждан на получение бесплатного медицинского |

|обслуживания. Содержание нуждающихся в лечении обходится за счет средств государственного бюджета. |

|право на отдых |

|Статья 43 |Статья 40 |Статья 37 |

| | | |

|Трудящиеся КНР имеют право на отдых. |2. Государственные власти |5. Каждый имеет право на отдых. |

|Государство улучшает условия для |поддерживают политику, обеспечивающую|Работающему по трудовому договору |

|отдыха и укрепления здоровья |получение профессиональной подготовки|гарантируются установленные |

|трудящихся, устанавливает для рабочих|и переподготовки: заботятся о |федеральным законом |

|и служащих рабочее время и систему. |безопасности и гигиене труда, |продолжительность рабочего времени,|

| |гарантируют необходимый отдых, |выходные и праздничные дни, |

| |посредством ограничения рабочего дня,|оплачиваемый ежегодный отпуск. |

| |оплачиваемых периодических отпусков, | |

| |развития соответствующих центров. | |

|Конституции закрепляют права трудящихся на заслуженный отдых. В странах существуют установленные нормативы |

|оплачиваемых отпусков, графики выходных дней |

|право на социальное обеспечение, пенсии, медицинское обслуживание |

|Статья 44 |Статья 49 |Статья 39 |

| | | |

|Государство в соответствии с законом |Государственные власти проводят, по |1. Каждому гарантируется социальное|

|устанавливает порядок ухода на пенсию|отношению к лицам ослабленным в их |обеспечение по возрасту, в случае |

|рабочих и служащих. Государство и |психических, сенсорных и физических |болезни, инвалидности, потери |

|общество обеспечивают пенсионеров. |способностях политику по |кормильца, для воспитания детей и в|

| |профилактике, лечению и интеграции в |иных случаях, установленных |

|Статья 45. |общество, оказывая им специальную |законом. |

| |помощь и специальную защиту в |2. Государственные пенсии и |

|Граждане КНР в старости, в случае |осуществлении ими прав. |социальные пособия устанавливаются |

|болезни или потери трудоспособности, | |законом. |

|имеют право на получение от |Статья 50 |3. Поощряются добровольное |

|государства и общества материальной | |социальное страхование, создание |

|помощи. Государство развивает |Государственные власти гарантируют |дополнительных форм социального |

|социальное страхование, общественное |посредством предоставления пенсий, |обеспечения и благотворительность. |

|вспомоществование и медико-санитарное|достаточных размеров и периодически | |

|обслуживание, необходимое для |индексируемых, минимальный | |

|реализации этого права граждан. |экономический уровень граждан в | |

|Государство и общество обеспечивают |старости. Власти способствуют также | |

|инвалидов из числа военнослужащих, |их благополучию, независимо от | |

|оказывают материальную помощь семьям |семейных обязанностей, посредством | |

|павших героев, предоставляют льготы |системы социальных служб, | |

|семьям военнослужащих. Государство и |предназначенных для разрешения их | |

|общество помогают слепым, глухим, |специфических проблем в области | |

|немым и другим гражданам-инвалидам в |здоровья, жилья, культуры и досуга. | |

|устройстве на работу, получении | | |

|средств на жизнь, получении | | |

|образования. | | |

|В любом обществе живут люди, которые от рождения, в силу болезни или старости не в состоянии обеспечить себя |

|сами. Недостаточно предприимчивые люди, одинокие женщины, инвалиды, многодетные граждане часто оказываются |

|нуждающимися, нетрудоспособные люди требуют ухода и лечения и т.д. Общество не может бросить таких людей на |

|произвол судьбы, а потому создает государственную систему их обеспечения материальными благами за счет общества.|

|В этом проявляются человеческая солидарность и гуманизм. Каждый человек должен помнить, что рано или поздно он |

|может оказаться в трудном положении, требующем общественной помощи. Поэтому право на социальное обеспечение |

|является важной категорией прав человека. КНР, Испания и Россия гарантируют социальное обеспечение, а также, |

|обеспечивают престарелым гражданам получение материальных средств из бюджетов государств. Пенсионный фонд |

|формируется из взносов трудящихся граждан в течении нескольких лет. Для получения права на пенсию в Испании |

|работник обязан совершать выплаты в пенсионный бюджетный фонд государства в течении пятнадцати лет. В России |

|пенсионное законодательство весьма обширно. Основной закон - Закон РСФСР о государственных пенсиях 1990 г. |

|институты брака, семьи, материнства, детства, отцовства |

|Статья 49 |Статья 32 |Статья 38 |

| | | |

|Брак, семья, материнство и детство |1. Мужчина и женщина имеют право |1. Материнство и детство, семья |

|находятся под охраной закона. Муж и |вступать в бракосочетание с полным |находятся под защитой государства. |

|жена обязаны планировать семью. |юридическим равноправием. |2. Забота о детях, их воспитание - |

|Родители обязаны воспитывать детей и |2. Законом регулируются формы брака, |равное право и обязанность |

|давать им образование. Взрослые дети |возраст и условия вступления в |родителей. |

|обязаны содержать родителей. Мужчина |бракосочетание, права и обязанности |3. Трудоспособные дети, достигшие |

|и женщина имеют право свободного |супругов, причины расторжения брак, а|18 лет, должны заботиться о |

|выбора партнера для заключения брака.|также его последствия. |нетрудоспособных родителях. |

| | | |

| |Статья 39 | |

| | | |

| |2. Государственные власти | |

| |обеспечивают также всестороннюю | |

| |защиту детей. Все дети равны перед | |

| |законом, независимо от их | |

| |происхождения и гражданского | |

| |состояния матерей. Закон оказывает | |

| |содействие установлению отцовства. | |

| |3. Родители должны оказывать | |

| |всестороннюю помощь детям, рожденным | |

| |как в браке, так и вне его, в течение| |

| |их несовершеннолетия, а также в | |

| |других случаях, предусмотренных | |

| |законом. | |

|Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем |

|принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, |

|укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. |

|Во всех трех конституциях провозглашен принцип равноправия супругов. Гарантируется государственная защита этих |

|институтов. Родители обязаны оказывать помощь несовершеннолетним детям. В КНР устанавливается обязанность |

|трудоспособных детей оказывать помощь и поддержку престарелым и нетрудоспособным родителям. Особенностью |

|китайского законодательства является ограничение китайских семей в деторождении. В семьях разрешается иметь не |

|более одного ребенка. Существует обязанность китайских родителей планировать семью. |

|защита Отечества, воинская повинность |

|.Статья 55 |Статья 30 |Статья 59 |

| | | |

|Граждане КНР несут воинскую |1. Защита Испании является правом и |1. Защита Отечества является долгом|

|повинность. Защита страны от агрессии|обязанностью испанцев. |и обязанностью гражданина |

|– долг каждого | |Российской Федерации. |

|Защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Китая, Испании и России. Военнообязанные – мужчины, |

|достигшие определенного возраста. |

|право на участие в культурной жизни, пользование культурными ценностями |

|Статья 47 |Статья 44 |Статья 44 |

| | | |

|Граждане КНР пользуются свободой |1. Государственные власти поощряют и |1. Каждому гарантируется свобода |

|научно-исследовательской |покровительствуют осуществлению права|литературного, художественного, |

|деятельности, |каждого на доступ к культуре. |научного, технического и других |

|литературно-художественного |2. Государственные власти поощряют |видов творчества, преподавания. |

|творчества и деятельности в других |науку и научные исследования на благо|Интеллектуальная собственность |

|областях культуры. Государство |общих интересов. |охраняется законом. |

|поощряет и поддерживает творческую | |2. Каждый имеет право на участие в |

|работу граждан в области науки, | |культурной жизни и пользование |

|техники, литературы, искусства и в | |учреждениями культуры, на доступ к |

|других областях культуры, отвечающую | |культурным ценностям. |

|интересам народа. | |3. Каждый обязан заботиться о |

| | |сохранении исторического и |

| | |культурного наследия, беречь |

| | |памятники истории и культуры. |

|Реализация права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры зависит и от того, насколько |

|население обеспечено учреждениями культуры - библиотеками, театрами, концертными залами, музеями, картинными |

|галереями, кинотеатрами и т.д. Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным пользованием |

|библиотечными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи. Конституции Испании, КНР и |

|России провозглашают свободу творчества человека и гражданина Хотя в Китае возможны некоторые ограничения на |

|свободу творчества, поскольку главным для страны является следование официальной идеологии. |

|право на жилище |

|Статья 39 |Статья 47 |Статья 40 |

| | | |

|Жилище граждан КНР неприкосновенно. |Все испанцы имеют право на |1. Каждый имеет право на жилище. |

|Незаконное вторжение в жилище |достойное, благоустроенное жилье. |Никто не может быть произвольно |

|запрещено. |Государственные власти обеспечивают |лишен жилища. |

| |необходимые условия и устанавливают |2. Органы государственной власти и |

| |соответствующие нормы для |органы местного самоуправления |

| |действенного осуществления данного |поощряют жилищное строительство, |

| |права; регулируют пользование землей|создают условия для осуществления |

| |в общих интересах и с целью |права на жилище. |

| |предотвращения спекуляцией землей. |3. Малоимущим, иным указанным в |

| |Общество участвует в доходах, |законе гражданам, нуждающимся в |

| |полученных от градостроительной |жилище, оно предоставляется |

| |деятельности государственных |бесплатно или за доступную плату из |

| |учреждений. |государственных, муниципальных и |

| | |других жилищных фондов в |

| | |соответствии с установленными |

| | |законом нормами. |

|Конституционное право на жилье выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, т.е. оно|

|является сущностным правом, фундаментальным. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан, и они |

|должны соответствовать, не противоречить ему. В зависимости от того, как определяется его содержание, |

|складывается и поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов решения |

|жилищных проблем из юридически возможных в конкретной жизненной ситуации. |

|Конституции Испании и России прямо указывают на государственное обеспечение данного права. Конституция КНР не |

|прописывает подробно это право, хотя государство предоставляет жилище всем китайцам. |

|обязанность платить налоги |

|Статья 56 |Статья 31 |Статья 57 |

| | | |

|Граждане КНР обязаны платить налоги |1. Каждый участвует в финансировании|Каждый обязан платить законно |

|в соответствии с законом. |общественных расходов в соответствии|установленные налоги и сборы. |

| |со своими экономическими |Законы, устанавливающие новые налоги|

| |возможностями посредством |или ухудшающие положение |

| |справедливой налоговой системы, |налогоплательщиков, обратной силы не|

| |основанной на принципах равенства и |имеют |

| |прогрессивного налогообложения, | |

| |которая ни в коем случае не должна | |

| |предусматривать конфискацию. | |

|Обязанностью всех граждан является уплата налогов в своих странах. Вопросы уплаты налогов регулируются |

|специальными законами. |

|обязанность соблюдать законы |

|Статья 5 |Статья 9 |Статья 15 |

|Законы и иные нормативные акты, | | |

|принимаемые в КНР не должны |1. Граждане и государственные власти|1. Конституция Российской Федерации |

|противоречить настоящей Конституции.|должны соблюдать Конституцию и |имеет высшую юридическую силу, |

|Государственные органы, граждане, их|закон. |прямое действие и применяется на |

|объединения, армия должны соблюдать | |всей территории Российской |

|Конституцию и законы. | |Федерации. Законы и иные правовые |

| | |акты, принимаемые в Российской |

| | |Федерации, не должны противоречить |

| | |Конституции Российской Федерации. |

| | |2. Органы государственной власти, |

| | |органы местного самоуправления, |

| | |должностные лица, граждане и их |

| | |объединения обязаны соблюдать |

| | |Конституцию Российской Федерации и |

| | |законы. |

|Обязанность соблюдать законы и Конституцию прописана во всех конституциях, поскольку эта обязанность является |

|классической в отношении граждан всех стран. |

3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ, КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ И

СВОБОД В КИТАЕ, ИСПАНИИ И РОССИИ.

|КИТАЙ |ИСПАНИЯ |РОССИЯ |

|В Конституции КНР говорится лишь о |Общие юридические гарантии защиты |Конституция РФ содержит статьи, где |

|материальных гарантиях отношении |прав и свобод выражаются в трех |говорится об общих гарантиях прав и |

|социалистической системы хозяйства. |формах: обращение в обычные суды, |свобод человека и гражданина. Также, |

|Конституционно-правовой защиты |обращение в Конституционный суд и |отдельные гарантии некоторых прав и |

|большинство прав и свобод человека и |обращение к Народному защитнику — |свобод прописаны в текстах статей |

|гражданина не имеет. |разновидности омбудсмана. |Конституции. |

| |Гарантии всех прав и свобод, в том | |

|Статья 12 |числе социально-экономических и |Статья 45 |

| |культурных прописаны в 4 главе | |

|(1) Социалистическая общественная |конституции "О гарантиях основных |1. Государственная защита прав и |

|собственность является священной и |свобод и прав": |свобод человека и гражданина в |

|неприкосновенной. (2) Государство | |Российской Федерации гарантируется. |

|защищает социалистическую |Статья 53 |2. Каждый вправе защищать свои права |

|общественную собственность. Покупка | |и свободы всеми способами, не |

|или порча государственной или |2. Любой гражданин может требовать |запрещенными законом. |

|коллективной собственности любой |защиту прав и свобод, признанных в | |

|организацией или человеком любыми |Конституции перед любым судом, причем|Статья 46 |

|средствами запрещены. |дело должно рассматриваться на | |

| |основании принципов преференции, с |1. Каждому гарантируется судебная |

|Статья 13 |проведением предварительного |защита его прав и свобод. |

| |следствия, а в случае необходимости, |2. Решения и действия (или |

|(1) Государство защищает право |посредством подачи заявления об |бездействие) органов государственной |

|граждан иметь законно полученную |обжаловании в Конституционный Суд. |власти, органов местного |

|прибыль, сбережения, здания, и другую|Этот порядок применяется и при отказе|самоуправления, общественных |

|законную собственность. (2) |от воинской службы по мотивам |объединений и должностных лиц могут |

|Государство защищает согласно закону |несоответствия убеждениям, согласно |быть обжалованы в суд. |

|право граждан наследовать частную |статье 30. |3. Каждый вправе в соответствии с |

|собственность. |3. Признание, уважение и защита |международными договорами Российской |

| |принципов, перечисленных в Главе |Федерации обращаться в |

|Большой защитой государства |третьей должны получать свое |межгосударственные органы по защите |

|пользуются китайские граждане живущие|выражение в текущем законодательстве,|прав и свобод человека, если |

|за границей: |судебной практике и в деятельности |исчерпаны все имеющиеся |

| |государственных властей. Обращение о |внутригосударственные средства |

|Статья 50 |защите этих прав осуществляется |правовой защиты. |

| |только перед судами общей | |

|КНР защищает законные права и |юриспруденции в порядке, | |

|интересы китайских подданных, |установленном законом. | |

|проживающих за границей и защищает | | |

|законные права и интересы китайцев, |Статья 54 | |

|вернувшихся из-за границы, а также | | |

|членов их семей. |Органический закон регулирует порядок| |

| |деятельности института Защитника | |

| |Народа, высоко уполномоченного | |

| |Генеральными Кортесами и назначаемого| |

| |ими для защиты прав, предусмотренных | |

| |в настоящем Разделе, который может | |

| |осуществлять надзор за деятельностью | |

| |государственных властей и подотчетен | |

| |Генеральным Кортесам. | |

| |

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для любого государства и нации вопрос прав человека - это прежде всего

право на существование, а развитие - основа гарантии и защиты прав

человека. После образования КНР правительство страны неизменно

рассматривают решение проблемы питания и одежды населения как свою

первостепенную задачу, прилагая неустанные усилия в этом направлении. С

1979 г. в Китае избран курс, центральным звеном которого является

экономическое строительство. Этот курс ориентирует на реформы и открытость

внешнему миру, что дало значительный импульс развитию общественных

производительных сил. К концу 80-х годов в стране решена проблема питания и

обеспечения населения предметами первой необходимости, таким образом

получил свое решение и вопрос права на существование. В настоящее время

Китай с полной уверенностью проводит реформы и открытость во всех областях,

развивает народное хозяйство, добиваясь при этом роста благосостояния всего

народа от уровня удовлетворения самых насущных потребностей до среднего

достатка.

Китай активно участвует в международной деятельности по защите прав

человека, на сегодня он последовательно ратифицировал и присоединился к 17

международным конвенциям по правам человека. Китайское правительство

серьезно относится к выполнению обязательств, предусмотренных конвенциями,

к которым оно присоединилось. Законодательными, юридическими и

административными мерами оно обеспечивает строгое соблюдение положений

данных конвенций в Китае, своевременно представляет контрольно-

исполнительным органам данных конвенций доклады об их исполнении. В 1997 г.

китайское правительство подписало Международный пакт об экономических,

социальных и культурных правах, в октябре 1998 г. - Международный пакт о

гражданских и политических правах. В апреле 1999 г. в Китае опубликована

Белая книга

Таким образом, конституции обеих стран обеспечивают довольно высокий

уровень личных прав и свобод, принятых в демократическом обществе. Многие

положения во многом схожи, но имеют определенные отличия, обусловленные

различием в подходе к реализации прав и свобод.

Вместе с тем, сравнивая конституции США, Испании и РФ нельзя говорить о

том, где больше личных прав и свобод, а где меньше,и, исходя из этого,

делать вывод о степени демократизации общества. В конечном счете, уровень

личной свободы и личной безопасности граждан определяется не только широтой

декларирования свобод и прав, но и способностью государства обеспечить их

выполнение. В этом ключе, Испания (и Россия) отстают от США.

По мере усиления позиций иных социальных сил общества, его

демократизации сущность конституций начинает меняться. В них всё более явно

стали находить отражение интересы различных слоёв общества. Конституции всё

больше стали служить целям достижения социального мира. Но всё же при

принятии конституции в соответствующей стране в ней в большей степени

учитываются интересы той части общества, которая занимает в нём лидирующее

положение. Это может быть как целый социальный слой, так и какая-то его

часть. Конституция всегда отражает реальное соотношение сил, сложившееся в

обществе на момент её принятия

В идеале конституция в современном демократическом ее понимании

должна выражать интересы не только и не столько государства, сколько

гражданского общества в целом. На этом фоне смысловой центр

конституционного права, его базовые оценочные категории должны все более

смещаться от обезличенного государства (что характерно при авторитарных

режимов) к человеку, его потребностям и интересам, к универсальным

общечеловеческим ценностям

Сегодня мы являемся свидетелями того, как исторически меняется

сущность и понимание конституции. Если в эпоху "классического капитализма"

она выражала прежде всего "действительное соотношение сил в классовой

борьбе", то в современном постиндустриальном мире и в странах, на него

ориентирующихся, конституция стала все более отражать поиск консенсуса всех

социальных слоев. В конкретных странах, находящихся на различных

экономических и социальных уровнях развития и с разным составом классов и

национальной спецификой, этот идеал конституции еще весьма далек от

реализации1.

Глобализация и сходность проблем, стоящих перед человеком, нацией,

государством, человечеством в целом, усиливающаяся сходность условий жизни

порождают идентичность многих правовых, в том числе конституционных,

способов их решения, создавая общие экономические, культурные,

информационные пространства

10 сентября в МГИМО(У) с лекцией "Обзор поправок к Конституции КНР"

выступил Ян Синьюй, профессор Юридического института Фуданьского

университета в Шанхае, директор Правового центра Фуданьского университета

(КНР), директор Центра проблем России .

1 См.: С.И. Кашкин. Указанная статья.

-----------------------

ИСПАНИЯ

КИТАЙ

РОССИЯ





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011