БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Радиоэлектроника
Региональная экономика
Режущий инструмент
Реклама и PR
Ресторанно-гостиничный бизнес бытовое обслуживан
Римское право
Русский язык культура речи
РЦБ ценные бумаги
САПР
Сексология
Семейное право
Социология
Страховое право
Строительство архитектура
Таможенное право
Теория государства и права
Технология
Таможенная система
Транспорт
Физика и энергетика
Философия
Финансы деньги и налоги
Физкультура и спорт
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экология
Экономика
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Эргономика
Этика и эстетика
Сочинения по литературе и русскому языку
Рефераты по теории государства и права
Рефераты по теории организации
Рефераты по теплотехнике
Рефераты по товароведению
Рефераты по трудовому праву
Рефераты по туризму
Рефераты по уголовному праву и процессу
Рефераты по управлению
Рефераты по менеджменту
Рефераты по металлургии
Рефераты по муниципальному праву
Биографии
Рефераты по психологии
Рефераты по риторике
Рефераты по статистике
Рефераты по страхованию
Рефераты по схемотехнике
Рефераты по науке и технике
Рефераты по кулинарии
Рефераты по культурологии
Рефераты по зарубежной литературе
Рефераты по логике
Рефераты по логистике
Рефераты по маркетингу
Рефераты по международному публичному праву
Рефераты по международному частному праву
Рефераты по международным отношениям
Рефераты по культуре и искусству
Рефераты по кредитованию
Рефераты по естествознанию
Рефераты по истории техники
Рефераты по журналистике
Рефераты по зоологии
Рефераты по инвестициям
Рефераты по информатике
Исторические личности
Рефераты по кибернетике
Рефераты по коммуникации и связи
Рефераты по косметологии
Рефераты по криминалистике
Рефераты по криминологии
Новые или неперечисленные
Без категории

Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ

Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ

1. Состав субъектов Российской Федерации

Российская Федерация — это федеративное государство, созданное по

воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется

Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном

суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта

1992 г.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется

прежде всего тем, что, как уже отмечалось, она является суверенным

государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной,

исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий,

которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в

ведении органов власти ее субъектов.

Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает

основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком,

гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства

России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления,

взаимоотношения с другими суверенными государствами. Возможность

самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном

характере федеральной государственной власти. Это свидетельствует и о том,

что Российская Федерация носит конституционно-правовой характер и не может

рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели федерации.

Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конституции РФ в

алфавитном порядке. Тем самым указывается на государственные образования,

которые составили Федерацию и являются равноправными участниками

соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают

равные обязанности каждого субъекта по отношению к Федерации и друг к

другу.

Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерации

исключает возможность выхода какого бы то ни было субъекта из состава

Федерации в одностороннем порядке. В Российской Федерации нет сецессии,

т.е. права выхода из Федерации, легитимность такого положения опирается на

выраженную народом волю при принятии Конституции.

Но Конституция не исключает возможности расширения состава субъектов

Федерации. Во-первых, это может произойти, если население какого-либо

государства или территории изъявит желание быть принятым в Российскую

Федерацию, а во-вторых, если новый субъект Федерации образуется на

территории, входящей в состав какого-либо одного или нескольких из

названных в Конституции субъектов Федерации. Но это должно осуществляться в

порядке, установленном федеральным конституционным законом, который пока не

принят. Если же при этом будет затронут статус какого-то субъекта

Федерации, то следует помнить, что его изменение возможно только по

взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего ее субъекта и

тоже в соответствии с федеральным конституционным законом.[1]

2. Правовой статус субъектов Российской Федерации

В соответствии с принципом конституционности федеральные

конституционные законы и федеральные законы, а также конституции, уставы,

законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, договоры, соглашения

не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять

установленные Конституцией РФ предметы ведения Российской Федерации,

предметы совместного ведения.

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае

изменения новое наименование подлежит включению в ст.65 Конституции РФ.

Исчерпывающим и точным перечислением наименований всех субъектов Федерации

в Конституции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в

Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной

степени на все субъекты Федерации.

Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном

представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и

численности населения) в Совете Федерации Федерального Собрания (по два

представителя от каждого субъекта РФ), а также в порядке формирования

Государственного совета Российской Федерации, который состоит из высших

должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов

государственной власти) всех субъектов РФ.

Равноправие субъектов Федерации проявляется в общем для всех них

определении предметов ведения, которое вытекает из ст.71, 72 и 73

Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных

органов государственной власти, которые создаются в соответствии с

волеизъявлением всего многонационального народа России, в том числе — всех

субъектов Федерации.[2] Последние представлены в Федеральном Собрании, а,

следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам

ведения Федерации. Вместе с органами государственной власти Федерации они

осуществляют правовое регулирование и управление по предметам совместного

ведения. При этом до принятия федеральных законов субъекты РФ вправе

осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После

принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные

правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с принятым федеральным

законом. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения

субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Субъекты Федерации имеют свою правовую систему, в которую входят

конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы,

подзаконные акты. Правовая система субъектов РФ как бы образует собственное

конституционное право, которое, однако, не разрывает единого поля

конституционного права Российской Федерации, составляя его федеративный

аспект. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Однако

требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали

Конституции РФ и федеральным законам, находились в пределах совместного

ведения Федерации и ее субъектов, ведения субъектов Федерации.[3]

Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в

пределах его территории особой экономической зоны.

По своей юридической силе конституции республик и уставы других

субъектов Федерации равнозначны, различия только в терминах, присущих

государствам и государственным образованиям. К тому же бывшие автономные

республики, из которых образовалось большинство нынешних республик, прежде

имели свои конституции, что повлияло на их желание сохранить эту традицию в

условиях расширения самостоятельности республик. Республики вправе иметь

государственный язык, в то время как другие субъекты РФ —- нет. Конституции

и уставы субъектов РФ должны строиться на общих с Конституцией РФ принципах

(разделения властей, правового социального государства и др.).

Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является

частью территории Российской Федерации. Границы между субъектами Федерации

могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами

Федерации самостоятельно. Есть, однако, конституционные требования, которые

они при этом должны соблюдать. Во-первых, чтобы эта система соответствовала

основам конституционного строя Российской Федерации, что, в частности,

означает разделение и самостоятельность трех властей: законодательной,

исполнительной и судебной. Во-вторых, система органов власти должна

строиться на основе общих принципов организации представительных и

исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным

законом. Такие требования Конституции РФ, весьма характерные для всех

федеративных государств, призваны обеспечить принципиальное единообразие

организации государственной власти в Федерации на всех уровнях.[4]

Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие

возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. В

законодательных органах субъектов принимается большое число законов в

области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и

гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной поддержки

населения, культуры.

3. Особенности правового статуса республик

В отличие от других субъектов Федерации республики признаются

государствами. Однако власть в этих государствах не является суверенной,

республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной

Конституцией. Республики не вправе нарушать государственную целостность

России единство системы государственной власти. Их народы свободно

реализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а

затем преобразовав ее в государство, являющееся частью Российской

Федерации. Изменить этот статус, вернуть назад переданные Федерации

суверенные права можно только с согласия Российской Федерации, путем

изменения Конституции РФ или в соответствии с федеральным конституционным

законом.

С пониманием государственной природы республик тесно связан вопрос о

правовом статусе их территорий. Каждая республика обеспечивает свою

территориальную целостность, а границы республики, находящиеся в режиме не

государственных, а административных границ, не могут быть изменены без ее

согласия. Гарантией территориального статус-кво является сама Российская

Федерация, что, однако, не всегда обеспечивает быстрое и эффективное

разрешение территориальных споров.

Неправомерны претензии многих республик на приоритет (верховенство)

своих законов над федеральными. Закрепление в конституционных актах

республик такого рода положений противоречит основам конституционного строя

Российской Федерации и ведет к ослаблению конституционной законности и

охраны прав человека.

Республики самостоятельны в определении своих государственных языков.

В органах государственной власти, органах местного самоуправления,

государственных учреждениях республик эти языки употребляются наряду с

государственным языком Российской Федерации, т.е. русским языком. В

республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения

(таковых 6 из 21), законодательно закреплено двуязычие. Многоязычие

закреплено в многонациональном Дагестане. Практически все республики

признают и гарантируют права всех наций на пользование своим языком и на

его развитие.[5]

Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику —

герб, флаг, гимн, определяют столицу. Государственная символика отражает

национально-историческую символику народа. Республики вправе учреждать свои

почетные звания и государственные награды.

4. Особенности правового статуса автономий

В Российскую Федерацию входят одна автономная область (Еврейская

автономная область) и десять автономных округов. Что касается автономной

области, то ее сохранение является скорее данью традиции, поскольку

еврейского населения в ней почти нет. По численности и структуре населения

все округа невелики и многонациональны. Наибольший удельный вес оренной

национальности в Ненецком автономном округе (16,5%), наименьший — в Ханты-

Мансийском (1,4%).

Правовое положение автономных округов в известной мере противоречиво.

С одной стороны, автономный округ, как вытекает из Конституции РФ, может

входить «в состав края или области» (и 9 из 10 являются как раз такими). С

другой, округ, как и край, и область, рассматривается Конституцией как

равноправный субъект Российской Федерации. Конституция РФ предусматривает,

что отношения таких округов могут регулироваться федеральным законом и

договором между органами государственной власти автономного округа и

соответственно органами государственной власти края или области. Договорная

форма отношений «вхождения» не устраняет в полной мере разногласий в

отношении того, является ли территория округа частью территории области

(края) или нет, из чего следует решение вопроса о пределах властвования

органов государственной власти области (края).

Автономная область и автономные округа в равной мере со всеми

субъектами Федерации представлены в Совете Федерации Федерального Собрания

(по два представителя от каждого субъекта Федерации), а также избирают

депутатов в Государственную Думу. Это обеспечивает им представительство в

законодательном органе Федерации.[6]

Литература.

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2002

2. Федеративный договор от 31 марта 1993 года. – М.: Юристъ, 2000

3. Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-

государственный нигилизм // Государство и право. – 1996. - № 10

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для

вузов. – 3-е изд. – М.: НОРМА, 2001

-----------------------

[1] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для

вузов. – 3-е изд. – М.: НОРМА, 2001

[2] Конституция Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2002

[3] Федеративный договор от 31 марта 1993 года. – М.: Юристъ, 2000

[4] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для

вузов. – 3-е изд. – М.: НОРМА, 2001

[5] Федеративный договор от 31 марта 1993 года. – М.: Юристъ, 2000

[6] Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-

государственный нигилизм // Государство и право. – 1996. - № 10





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011