БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Радиоэлектроника
Региональная экономика
Режущий инструмент
Реклама и PR
Ресторанно-гостиничный бизнес бытовое обслуживан
Римское право
Русский язык культура речи
РЦБ ценные бумаги
САПР
Сексология
Семейное право
Социология
Страховое право
Строительство архитектура
Таможенное право
Теория государства и права
Технология
Таможенная система
Транспорт
Физика и энергетика
Философия
Финансы деньги и налоги
Физкультура и спорт
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экология
Экономика
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Эргономика
Этика и эстетика
Сочинения по литературе и русскому языку
Рефераты по теории государства и права
Рефераты по теории организации
Рефераты по теплотехнике
Рефераты по товароведению
Рефераты по трудовому праву
Рефераты по туризму
Рефераты по уголовному праву и процессу
Рефераты по управлению
Рефераты по менеджменту
Рефераты по металлургии
Рефераты по муниципальному праву
Биографии
Рефераты по психологии
Рефераты по риторике
Рефераты по статистике
Рефераты по страхованию
Рефераты по схемотехнике
Рефераты по науке и технике
Рефераты по кулинарии
Рефераты по культурологии
Рефераты по зарубежной литературе
Рефераты по логике
Рефераты по логистике
Рефераты по маркетингу
Рефераты по международному публичному праву
Рефераты по международному частному праву
Рефераты по международным отношениям
Рефераты по культуре и искусству
Рефераты по кредитованию
Рефераты по естествознанию
Рефераты по истории техники
Рефераты по журналистике
Рефераты по зоологии
Рефераты по инвестициям
Рефераты по информатике
Исторические личности
Рефераты по кибернетике
Рефераты по коммуникации и связи
Рефераты по косметологии
Рефераты по криминалистике
Рефераты по криминологии
Новые или неперечисленные
Без категории

Оперативно - Розысной Закон, обязанности ОП органа

Оперативно - Розысной Закон, обязанности ОП органа

2

* * СОДЕРЖАНИЕ:

1. Обязанности опреативно - розыскного органа

_______________________________3

* права оперативно - розыскного

органам____________________________________4

2.Оперативно - розыскной закон

____________________________________________6

* понятие оперативно - розыскного закона. Общая характеристика и

структура действующего оперативно - розыскного

закона______________________________6

* действие оперативно - розыскного закона во

времени_________________________8

* действие оперативно - розыскного закона в

пространстве______________________8

3. Список использованной

литературы________________________________________11

* * 3

Обязанности оперативно-розыскного органа

Основные правила установления обязанностей ОРО и их реализации.

Обязанностями ОРО является круг возложенных законодателем на них

безусловных для выполнения действий, необходимых для достижения целей ОРД

и решения ее задач.

Различают две группы обязанностей: 1) изложенные в предписаниях ФЗ об ОРД

и 2) зафиксированные в некоторых иных законодательных актах России (для

ОВД - в Законе о милиции, для органов ФСБ - в ФЗ о ФСБ и т.п.).

Законодатель предъявляет следующие требования к обязанностям ОРО (впрочем,

как и к правам):

* все они могут устанавливаться исключительно в открытых нормативных

правовых актах (как правило, законодательных). Не допускается их

определение в закрытых подзаконных нормативных актах, включая

ведомственные;

* любые действия этих органов (связанные с реализацией обязанностей)

будут законны исключительно при условии их направленности на

достижение целей и решение задач ОРД.

Непосредственно изложенные в ФЗ об ОРД обязанности ОРО. Ими являются

следующие две группы:

1) предусмотренные в ст. 14. Так, органы, уполномоченные осуществлять ОРД,

обязаны:

* принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите

конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а

также по обеспечению безопасности общества и государства;.

* исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме

органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о

проведении ОРМ по уголовным делам, принятым ими к производству; -

* выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными

договорами России, запросы соответствующих международных

правоохранительных организаций, правоохранительных органов и

специальных служб иностранных государств;

* информировать другие российские ОРО о ставших им известными фактах

противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и

оказывать этим органам необходимую помощь;

* соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД;

* содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством

России, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц,

оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, участников

уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных

лиц от преступных посягательств;

2) изложенные в иных статьях ФЗ об ОРД. ОРО также обязан:

* соблюдать пределы своих полномочий при проведении ОРД (ст. 1);

* в процессе рассмотрения дела в суде доказывать обоснованность отказа в

предоставлении сведений лицу, виновность которого в совершении

преступления не доказана в установленном законом порядке (ч. 4 ст. 5);

* предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы,

содержащие информацию о сведениях, в предъявлении которых было

отказано заявителю (за исключением ряда сведений) (ч. 5 ст. 5);

* за три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты

ОРМ, проведенных на основании судебного решения, уведомить об

уничтожении соответствующего судью (ч. 7 ст. 5);

4

* при нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и

законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган в

соответствии с российским законодательством обязан принять меры по

восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного

вреда (ч. 9 ст. 5);

* в течение 48 ч с момента начала проведения «экстренного» ОРМ орган,

его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении

такого ОРМ либо прекратить его проведение (ч. 3 ст. 8);

* в течение 48 ч уведомить соответствующий суд (судью) об «экстренном»

прослушивании переговоров, ведущихся с телефона заявителя (ч. 4 ст.

8);

* представить суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за

законностью ОРД, следователю и органу дознания, в производстве которых

находится уголовное дело, другим OРO оперативно-служебные документы,

отражающие результаты ОРД, в порядке и случаях, установленных ФЗ об

ОРД (ч. 4 ст. 12);

* при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на

жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием

органам, осуществляющим ОРД, а равно членов их семей и близких —

принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий,

установлению виновных и привлечению их к ответственности,

предусмотренной законодательством России (ч. 3 ст. 18).

Права оперативно-розыскного органа

Основные правила установления прав ОРО и их реализации. Такие права есть

круг предоставленных законодателем ОРО возможностей для надлежащего

исполнения обязанностей по достижению целей ОРД и решения ее задач.

Среди прав, как и среди обязанностей, различают две группы (с учетом

нормативного закрепления): 1) изложенные в предписаниях ФЗ об ОРД и 2)

отраженные в некоторых иных нормативных актах России.

Законодатель предъявляет к правам ОРО требования, аналогичные

предъявляемым к обязанностям.

Непосредственно изложенные в ФЗ об ОРД права ОРО. Ими являются следующие

две группы:

1) предусмотренные в ст. 15. Так, органы, уполномоченные осуществлять ОРД,

вправе:

* проводить гласно и негласно ОРМ, перечисленные в ст. 6 ФЗ об ОРД,

производить при их проведении изъятие предметов, материалов и

сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае

возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также

угрозы государственной, военной, экономической или экологической

безопасности России;

* устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения

сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на

конфиденциальной основе органам, осуществляющим ОРД;

* использовать в ходе проведения ОРМ по договору или устному соглашению

служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций,

воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные

средства и иное имущество частных лиц;

* использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность

должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений,

организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов,

осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им

содействие на конфиденциальной основе;

* создавать в установленном законодательством России порядке

предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для

решения задач, предусмотренных ФЗ об ОРД;

5

2) изложенные в иных статьях ФЗ об ОРД. ОРО также вправе:

* в установленных ФЗ пределах осуществлять ОРД посредством проведения

ОРМ (ст. 1);

* отказать в предоставлении запрошенных сведений лицу, виновность

которого в совершении преступления не доказана в установленном законом

порядке (ч. 4 ст. 5);

* не предоставлять судье по его требованию оперативно-служебные

документы содержащие сведения о: лицах, внедренных в ОПГ; ШНС; лицах,

оказывающих им содействие на конфиденциальной основе (ч. 5 ст. 5); об

организации и о тактике проведения ОРМ (ч. 3 ст. 9);

* не уничтожать по истечении одного года полученные в результате

проведения ОРМ материалы в отношении лиц, виновность которых в

совершении преступления не доказана в установленном законом порядке,

если этого требуют служебные интересы или правосудие (ч. 7 ст. 5);

* в ходе проведения ОРМ использовать информационные системы, видео- и

аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические и иные

средства (при условии не нанесения ими ущерба жизни и здоровью людей и

не причинения вреда окружающей среде) (ч. 3 ст. 6);

* в пределах своих полномочий собирать данные, необходимые для принятия

решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о

допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих

повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для

окружающей среды; о допуске к участию в ОРД или о доступе к

материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении

или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и

проведении ОРМ; по обеспечению безопасности ОРО; о выдаче разрешений

на частную детективную и охранную деятельность (ч. 2 ст. 7);

fS в экстренных ситуациях, предусмотренных ч. 3 ст. 8. проводить

ОРМ, предусмотренные ч. 2 ст. 8, без предварительного разрешения судьи, но

с обязательным последующим в течение 24 ч уведомлением суда (судьи);

• в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности

отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме

прослушивать переговоры, ведущиеся с их телефонов, с обязательным

уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 ч (ч. 4 ст. 8);

• для обеспечения безопасности ОРО осуществлять действия, указанные в п.

8-11 ч. 1 ст. 6, без судебного решения (при наличиисогласия гражданина в

письменной форме) (ч. 8 ст. 8);

• в случае если судья отказал в проведении ОРМ, которое ограничивает

конституционные права граждан, указанные в ч. 1 ст. 9,

ОРО вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд (ч. 6 ст. 9);

создавать и использовать информационные системы, а также заводить ДОУ (ч.

1 ст. 10);

• использовать результаты ОРД согласно правилам ч. 1 и 2 ст. 11;

* предавать огласке сведения о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС, а также о

лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной

основе (при условии их согласия в письменной форме и в случаях,

предусмотренных федеральными законами) (ч. 2 ст. 12);

* представлять оперативно-служебные документы, отражающие результаты

ОРД, суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за законностью

ОРД, следователю и органу дознания, в производстве которых находится

уголовное дело, другим органам, осуществляющим ОРД, в порядке и

случаях, установленных ФЗ об ОРД (ч. 4 ст. 12);

* полностью осуществлять на территории России ОРД (только оперативные

подразделения, перечисленные в ч. 1 ст. 13);

* проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы

Минюста России

6

ОРМ в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Минюста

России (ч. 5 ст. 13);

* заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами,

независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного,

должностного и социального положения, образования, принадлежности к

общественным объединениям, отношения к религии и политических

убеждений (ч. 2 ст. 17);

* в целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами,

осуществляющими ОРД, и членов их семей проводить специальные

мероприятия по их защите в порядке, определяемом законодательными и

иными нормативными правовыми актами России (ч. 7 ст. 18).

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ЗАКОН

Понятие оперативно-розыскного закона.Общая характеристика и структура

действующего оперативно-розыскного закона

Понятие оперативно-розыскного закона. Это собирательный термин. Под таким

законом понимают комплексный нормативный правовой акт России высшей

юридической силы, предназначенный регулировать общественные отношения

преимущественно в области ОРД, а также в некоторых иных видах деятельности

правоохранительных органов и спецслужб России, связанных с ОРД, в

частности в КРД и уголовном судопроизводстве.

Различают оперативно-розыскной закон: действующий (на конкретный период

времени) и отмененный; содержащий основной нормативно-правовой массив (в

настоящее время это ФЗ об ОРД) и ФЗ (его раздел, статья), которым в

действующий оперативно-розыскной закон вносят изменения и (или)

дополнения.

Первым б современной истории России был Закон РФ от 12 марта 1992 г. «Об

оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (утратил силу со

дня введения в действие ФЗ об ОРД). Его сменил и в настоящее время

действует ФЗ об ОРД.

Отправные моменты в изучении Федерального закона «Об оперативно-розыскной

деятельности». ФЗ об ОРД принят Государственной Думой Федерального

Собрания РФ 5 июля 1995 г., подписан Президентом РФ 12 августа 1995 г. №

144-ФЗ и вступил в силу со дня официального опубликования в «Российской

газете» 18 августа 1995 г.

В ФЗ об ОРД семь раз вносились изменения: 1997, 1998, 1999 (дважды), 2001

и 2003 (дважды) гг.

ФЗ об ОРД состоит из преамбулы и шести глав, включающих 23 статьи. Он

содержит ряд бланкетных (отсылочных) юридических норм (ст. 4, ч. 3 и 8 ст.

5, ч. 4, 7 и 8 ст. 6, п. 5 ч. 1 ст. 7, ч. 1 и 8 ст. 8, ч. 2 ст. 9, ч. 1 и

5 ст. 10, ч. 1—3 ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3 и 4 ст. 13, п. 3 и 6 ст. 14, п.

5 ч. 1 ст. 15, ч. 1, 2, 4-6 ст. 16, ч. 3-9 ст. 18, ст. 19 и 20, ч. 1 ст.

21). Отдельные нормативные положения этого Закона декларативны (абз. 3 ст.

2, ч. 2 и 9 ст. 5, п. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 15, ст. 22).

ФЗ об ОРД определяет содержание ОРД, осуществляемой на территории России,

и закрепляет систему гарантий законности при проведении ОРМ (преамбула).

Одна из важнейших ролей ФЗ об ОРД состоит в том, что он выступает в

качестве ядра оперативно-розыскного законодательства; все его нормы

включены в различные институты оперативно-розыскного права.

Правовое содержание ФЗ об ОРД и общественные отношения, регулируемые

нормами оперативно-розыскного закона. ФЗ об ОРД есть

реальное проявление в современных условиях построения в России

правового государства одной из форм жизни оперативно-розыекно-

, го права, ранее существовавшего в иных формах и видах (в частности, в

подзаконных ведомственных актах и правовых обычаях).

7

В современной ОРД возникают, длятся и прекращаются общественные отношения:

* регулируемые нормами различных общепризнанных отраслей права (прежде

всего уголовным и административным, а также уголовно- и

административно-процессуальным). Отдельные правила (части норм)

законодатель включил в ФЗ об ОРД, например уголовно-правовые

предписания (см. ч. 4 ст. 18), административные (см. ч. 2 ст. 7),

гражданские (см. п. 3 ч. 1 ст. 15), трудовые (см. ст. 17 и др.),

финансовые (см. ст. 19);

не урегулированные должным образом ни одной из вышеуказанных отраслей

права — оперативно-розыскные правоотношения. Некоторые общие правила,

предусмотренные в оперативно-розыскном законе. Прежде всего имеются

исключения из правил осуществления ОРД, т.е. изъятия из отдельных правил

проведения ОРМ и предоставления оперативно-розыскной информации

потребителю, которые непосредственно предусмотрены в ряде норм оперативно-

розыскного закона и направлены на соблюдение принципов законности и

конспирации, сохранность сведений, составляющих государственную тайну, а

также защиту интересов правосудия. Знание» правоприменителем этих

исключений — одно из важных условий соблюдения законности в ОРД. Таких

исключений в тексте ФЗ об ОРД насчитывается восемь: они содержатся в ч. 4,

5 и 8 ст. 5, ч. 8 ст. 8, ч. 3 ст. 9, ч. 4 ст. 13, ч. 2 ст. 16 и ч. 3 ст.

21.

Кроме того, в ФЗ об ОРД предусмотрены специальные \"перечни», т.е.

перечисления определенных правил по порядку, а также списки с таким

перечислением. Законодатель непосредственно называет шесть списков.

Перечень ОРМ, приведенный в ч. I ст. 6 ФЗ об ОРД, может быть изменен или

дополнен только ФЗ (в соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ об ОРД).

Важно правильно толковать это предписание. Во-первых, любые изменения

перечня ОРМ законны в случае внесения таковых в ФЗ об ОРД, но не в

какой-либо другой ФЗ.

Именно ФЗ от 5 января 1999 г. № 6-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» этот перечень был

изменен путем уточнения названия одного из ОРМ («опрос граждан»

переименован в «опрос»).

Во-вторых, должно быть исключено расширительное толкование содержания

перечня ОРМ путем фиксации новых мероприятий, например в ведомственных

нормативных актах. Так, осуществление ОРО психофизиологического

обследования (применение полиграфа) не может признаваться самостоятельным

ОРМ до его включения в перечень ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД.

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для

негласного получения информации в процессе осуществления ОРД, согласно

предписаниям ч. 8 ст. 6 ФЗ об ОРД устанавливается Правительством РФ.

Перечень категорий руководителей ОРО, которые полномочны утверждать

мотивированное постановление о проведении ОРМ, ограничивающего

конституционные права граждан, согласно правилам ч. 2 ст. 9 «Основания и

порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных

прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий» ФЗ об ОРД

устанавливается ведомственными нормативными актами. Как правило, такими

лицами выступают первые руководители ОРО и их заместители. Однако в

ведомственных нормативных актах должны излагаться именно перечни (списки)

категорий руководителей, а не называться отдельные персоны или

перечисляться сотрудники, не являющиеся руководителями.

Перечень ДОУ и порядок их ведения в соответствии с ч. 5 ст. 10

«Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной

деятельности» ФЗ об ОРД определяются нормативными актами органов,

осуществляющих ОРД.

В каждом ОРО имеется свой перечень ДОУ, отражающий ведомственную специфику

8

и поэтому частично не совпадающий с аналогичными списками, имеющимися в

другом соответствующем органе.

Перечень органов, осуществляющих ОРД, согласно предписаниям ч. 3 ст. 13

«Органы, осуществляющие ОРД» ФЗ об ОРД может изменяться или дополняться

только ФЗ. В отличие от перечня ОРМ данный перечень согласно воле

законодателя может быть изменен или дополнен не только ФЗ об ОРД, но любым

ФЗ\'.

Перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их

полномочия, структуру и организацию работы согласно правилам ч. 3 ст. 13

ФЗ об ОРД определяют руководители ОРО.

Важным положением ФЗ об ОРД является то, что такой перечень

устанавливается руководителями конкретного ОРО, а не на законодательном

уровне. На практике это позволяет своевременно реагировать на изменения в

оперативной обстановке, реализовать принципнаступательности

(оперативности) в противодействии преступности. Однако следует помнить,

что изменения этого перечня возможны только для субъектов, непосредственно

указанных в ч.1 ст.13 ФЗ об ОРД. Наряду с этим законодатель предусмотрел,

что руководители ПРО могут устанавливать только: а)круг оперативных

подразделений б) их полномочия (полномочия любого оперативного

подраз-прения могут быть детализированы в пределах, указанных в ФЗ об ОРД

но не определены новые, дополнительные); в) структуру и г! организацию

работы. Остальные вопросы функционирования оперативных подразделений

соответствующие руководители сами решать не вправе.

Действие оперативно - розыскного закона во времени

Основное правило действия оперативно - розыскного закона во времени

следующее: характер и содержание проводимых в РФ ОРМ определяются нормами

оперативно - розыскного закона, действующими во время совершения

конкретных ОРМ и принятия соответствующих решений субъектами ОРД.

Наряду с этим следует руководствоваться следующим общим правилом. Во -

первых, нормы оперативно - розыскного органа, предписания котрых сужают

область осуществления ОРД, имеют обратную силу. Во - вторых, нормы

оперативно - розыскного закона, расширяющие сферу ОРД (например,

увеличивающие круг субъектов, ее осуществляющих, или объектов, по которым

она может осуществляться), обратной силы не имеют.

Кроме того, с учетом наличия в ФЗ об ОРД значительного числа бланкетных

норм правоприменителю в каждом конкретном случае нобходимо определить,

действует или нет определенный нормативный акт (как законодательный, так и

подзаконный), к сожалению которого отсылает та или иная статья ФЗ об ОРД.

В соответствии с ч.10 ст.5 за нарушения ФЗ об ОРД при осуществлении ОРД

наступает ответственность, предусмотренная законодательством РФ. Одним из

таких нарушений является разглашение сведений о мерах безопасности,

применяемых в отношении оперативников. В свою очередь в ст.320 УК РФ

разглашений сведений о мерах безопасности в отношении указанных лиц (при

определенных обстоятельствах) признанно преступлением.

Действие оперативно-розыскного закона

Общие положения действия оперативно - розыскного закона в пространстве.

Согласно ч.1 ст.8 ФЗ об ОРД общим условием проведения ОРМ выступает

возможность их осуществления на территории России, если иное не

предусмотрено ФЗ. В данной формулировке изложена позиция законодателя на

пределы действия ФЗ об ОРД в

9

пространстве в соответствии с принципом территориальности. Нормы ФЗ об ОРД

полностью применяются на всей территории РФ, которая согласно Конституции

включает территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море,

воздушное пространство над ними .

В соответствии со ст. 1 и 5 Закона о Государственной границе территорией

России являются находящиеся в пределах ее государственных границ суша,

воды, недра и воздушное пространство1. Согласно ФЗ от 31 июля 1998 г. №

155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне

Российской Федерации» внутренние морские воды являются составной частью

территории России (ст. 1), а на территориальное море, воздушное

пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра

распространяется суверенитет России с признанием права мирного прохода

иностранных судов через территориальное море (ч. 4 ст. 2).

В соответствии с ч. 2 ст. 11 УК преступления, совершенные в пределах

территориальных под или воздушного пространства РФ2, признаются

совершенными на территории РФ. Следовательно, для реализации целей ОРД

нормы ФЗ об ОРД применяются и в указанных средах.

Территорией РФ также считаются гражданские суда в открытом море и

гражданские самолеты (летательные аппараты) под флагом или с

опознавательным знаком РФ, не находящиеся на территории другого

суверенного государства или же не пролетающие над этой территорией.

Военные корабли, плавающие под российским флагом, а также военные

летательные аппараты (воздушные судна) являются территорией РФ вне

зависимости от того, где они находятся. Однако следует помнить, что

территории посольств и консульств РФ в иностранных государствах (включая

бывшие союзные республики Советского Союза) территорией России, как

правило, не являются.

Исключения из действия оперативно-розыскного закона в пространстве.

Согласно воле законодателя такие исключения допустимы, что должно быть

предусмотрено ФЗ (см. ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД).

Первое исключение. В ст. 12 УК содержится предписание о действии

уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов

России. Создание предпосылок для реализации этой нормы подразумевает

вероятность осуществления ОРД за рубежом.

Военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за

преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут

уголовную ответственность по уголовному законодательству РФ (см. ч. 2 ст.

12 УК), однако выявить, допустим, военнослужащего, который готовится

совершить государственную измену, без осуществления соответствующих ОРМ

крайне затруднительно.

Кроме того, ФЗ о ФСБ не содержит запрещения осуществления КРД за пределами

РФ. Поскольку КРД реализуется в том числе и с помощью ОРМ, то можно

сделать вывод, что органы ФСБ, а также органы разведки могут проводить ОРМ

за рубежом, что реально И

происходит.

Второе исключение допустимо исходя из предписании Закона о международных

договорах.» Соответствующим международным соглашением может быть

предусмотрена возможность осуществления ОРМ за пределами РФ- Например,

Советом министров внутренних лет государств - участников СНГ 18 декабря

1998 г. подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере специального

сопровождения ОРД (имеется в виду сопровождение оперативной разведки,

оперативно-поисковых мероприятий, наружного наблюдения). В Соглашении

отмечено, что в соответствии с государственным суверенитетом осуществление

специального сопровождения оперативной разведкой на территории другого

государства не допускается. .Сотрудничество осуществляется путем

выполнения ОРО страны, на территории которой находится или направляется

объект наблюдения, письменных запросов страны-инициатора об осуществлении

специального сопровождения ОРД. В случае срочной необходимости при

следовании объекта наблюдения на территорию другого государства

10

руководители подразделений оперативной разведки могут устанавливать

непосредственные контакты с целью подготовки к решению поставленной задачи

до поступления запроса.

Третье исключение. С учетом того, что в исключительных случаях уголовная

юрисдикция РФ осуществляется на борту иностранного судна, проходящего

через территориальное море, ОРД возможна для обеспечения производства

расследования преступления на борту иностранного судна во время его

прохода в случаях, если: последствия преступления распространяются на

территорию РФ; такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли

наркотическими средствами или психотропными веществами, а также для

пресечения других преступлений международного характера, предусмотренных

международными договорами РФ. и др.

Четвертое исключение. ФЗ об ОРД применяется так же в исключительной

экономической зоне и на пространстве континентального шельфа РФ.

Исключительная экономическая зона РФ - это морской район, находящийся за

пределами территориального моря России и прилегающий к нему, с особым

правовым режимом, установленным ФЗ от 17 декабря 1998г. №191-ФЗ «Об

исключительной экономической зоне РФ», международными договорами России и

нормами международного права. Внешняя граница данной зоны находится на

расстоянии 200 морских миль от исходной линии, от которых отмеряется

ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными

договорами России.

Возведенные и строящиеся для поиска и разведки естественных богатств

(полезных ископаемых) континентального шлейфа РФ промышленные и иные

установки и сооружения находятся под юрисдикцией РФ. В соответствии с ФЗ

«О континентальном шельфе РФ» континентальный шльф включает морское дно и

недра подводных районов , находящихся за пределами территориальных вод

(территориального моря) РФ на всем протяжении естественного продолдения ее

сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива

России, включающего поверхность и недра континентального шельфа, склона и

подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем

островам России. Возникающие в связи сисследованиями, разведкой и охраной

естественных богатств на континентальном шельфе РФ правоотношения

регулируются согласно п. «н» мт.71 Конституции федеральным

законодательством.

Пятое исключение. Непосредственно в ФЗ об ОРД установлено определеное

изъятие из принципа его действия в пространстве. Согласно ч.5 ст.13 в СИЗО

«чужие» оперативники вправе проводитьь ОРМ совместно с рпботниками

уголовно - исполнительной системы Минюста России. Это предписание

означает, что ОРД в СИЗО возможна искючительно во взаимодействии

заинтересованного в получении информации ОРО с соответствующими

сотрудниками УИУ. Самостоятельно проводить какое - либо ОРМ оперативные

подразделения ОВД, органов ФСБ,органов Госнаркоконтроля и других ОРО на

территории СИЗО не вправе. Таким образом, этим предписанием ФЗ об ОРД

установлено гораничение на действие территориального принципа

осуществления ОРД.

11

Список использованной литературы:

* «Опреативно - розыскная деятельность», под ред. К.К.Горяинова,

В.С.Овчинского,Г.К.Синилова, А.Ю.Шумилова, «Инфра - М», Москва, 2004г.

* «Курс оперативно - розыскной деятельности», А.Ю.Шумилов, Издательский

дом Шумиловой И.И., Москва, 2007г

* «Оперативно - розыскная деятельность», под ред. В.Б.Румайло, Санкт -

Петербург, 2002г.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011