БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Радиоэлектроника
Региональная экономика
Режущий инструмент
Реклама и PR
Ресторанно-гостиничный бизнес бытовое обслуживан
Римское право
Русский язык культура речи
РЦБ ценные бумаги
САПР
Сексология
Семейное право
Социология
Страховое право
Строительство архитектура
Таможенное право
Теория государства и права
Технология
Таможенная система
Транспорт
Физика и энергетика
Философия
Финансы деньги и налоги
Физкультура и спорт
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экология
Экономика
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Эргономика
Этика и эстетика
Сочинения по литературе и русскому языку
Рефераты по теории государства и права
Рефераты по теории организации
Рефераты по теплотехнике
Рефераты по товароведению
Рефераты по трудовому праву
Рефераты по туризму
Рефераты по уголовному праву и процессу
Рефераты по управлению
Рефераты по менеджменту
Рефераты по металлургии
Рефераты по муниципальному праву
Биографии
Рефераты по психологии
Рефераты по риторике
Рефераты по статистике
Рефераты по страхованию
Рефераты по схемотехнике
Рефераты по науке и технике
Рефераты по кулинарии
Рефераты по культурологии
Рефераты по зарубежной литературе
Рефераты по логике
Рефераты по логистике
Рефераты по маркетингу
Рефераты по международному публичному праву
Рефераты по международному частному праву
Рефераты по международным отношениям
Рефераты по культуре и искусству
Рефераты по кредитованию
Рефераты по естествознанию
Рефераты по истории техники
Рефераты по журналистике
Рефераты по зоологии
Рефераты по инвестициям
Рефераты по информатике
Исторические личности
Рефераты по кибернетике
Рефераты по коммуникации и связи
Рефераты по косметологии
Рефераты по криминалистике
Рефераты по криминологии
Новые или неперечисленные
Без категории

Внешняя политика СССР в конце 30-х, начале 40-х годов

Внешняя политика СССР в конце 30-х, начале 40-х годов

Содержание:

1. Введение……………………………………………………….…2

2. Советский Союз в условиях роста военной опасности……..4

3. Мюнхенское соглашение и позиция СССР……………………6

4. Международные отношения СССР с Англией, США и

Францией…………………………………………….…………..8

5. Внешнеполитическое положение СССР на востоке……….13

а) Бои у реки Халхин-Гол……………………………...….…………..13

б)Советско-японский пакт о нейтралитете……………...………...14

6. Советско-германские отношения…………….………………15

а)Советско-германский пакт о ненападении и секретный

протокол…………………………………………………………….………..16

б)Угроза войны перед Советским Союзом…………..……………….18

7. Заключение……………………………………….……………..20

8. Документы……………………………………………………..22

9. Список литературы……………………………………….….22

Введение

Размышляя о самой кровопролитной в истории человечества войне, мы

невольно возвращаемся к предвоенному времени, вошедшему в историю как

предвоенный политический кризис, с тем чтобы понять ту международную

обстановку в которой война готовилась и была развязана. В результате

подготовки и частичного осуществления Германией агрессивных планов по

завоеванию мирового господства при попустительстве со стороны Англии и

Франции, продемонстрированном в Мюнхине.

Я решила выбрать данную тему для моего реферата, так как мне было

интересно узнать правду о Советской внешней политике, кем и чем она

определялась, как влияла на положение Советского Союза и международную

ситуацию. В наши дни можно по-новому взглянуть на разные стороны внешней

политики СССР, ее связь с внутренней политикой, дать на основе исследования

ранее закрытых документов оценки и выводы, позволяющие восстановить

реальную картину происходившего.

В первые годы так называемого мирного существования СССР боролся за

установление более или менее приемлемых дипломатических отношений с

капиталистическими странами. На протяжении 20-ых и 30-ых годов внешней

торговле придавалось не только экономическое, но и политическое значение.

В 30-ых годах советское правительство активно развивало отношения с

фашистской Германией, которые переросли в активную деятельность по

организации коллективного отпора агрессивным фашистским государствам. Идея

создания системы коллективной безопасности и практическая работа советской

дипломатии получили высокую оценку и признание прогрессивной мировой

общественности. Вступление в Лигу Наций в 1934 г., заключение союзных

договоров с Францией и Чехословакией в 1935г., призывы и конкретные акции в

поддержку одной из подвергнушевшихся агресси держав – Эфиопии,

дипломатическая и иная помощь законному республиканскому правительству

Испании в период итало-германской интервенции, готовность оказать военную

помощь по договору Чехословакии против фашистской Германии в 1938г.,

наконец, искреннее стремление выработать совместные меры опоры агрессии

накануне второй мировой войны – такова краткая летопись последовательной

борьбы Советского Союза за мир и безопасность.

Ни один народ, даже немецкий, не испытывал ничего похожего на то

воодушевление, которое в 1941 г. охватило все народы Европы. Всего лишь

двадцать лет прошло со времени первой катастрофы в Европе, и еще никто не

забывал перенесенных страданий и жертв. Все приняли войну как удар судьбы.

Даже объявление войны западными державами не смогло поколебать в немецком

народе веру в Гитлера: он был слишком сильно одурманен лживой пропагандой,

чтобы быть в состоянии трезво оценить происходящее.Гитлер хотел войны, и

это является документально подтвержденным фактом. Но он не добился бы так

легко этой цели, если бы не нашел необходимых союзников и противников в

лице Советского Союза, Польши и Англии. Решающее значение имела позиция

СССР.

В данной работе я попытаюсь осветить основные аспекты отношений СССР с

крупными мировыми державами и факторы, влияющие на эту политику, внутреннее

положение СССР, определяющее взаимоотношение с другими странами перед

вступлением нашей страны во вторую мировую войну.

Советский союз в условиях роста военной опасности

В середине 30-х годов Советское государство демонстрировало свое

миролюбие и заинтересованность в мирном сосуществовании с

капиталистическими странами. Однако набиравшие силу в эти годы

террористические методы руководства во внутриполитической жизни Советского

Союза находили отражение и в его международной политике. Особый

«сталинский» почерк все более проявлялся во внешнеполитических шагах

советского правительства. В принципиальном плане это выражалось, прежде

всего, в том, что советское руководство давало одностороннюю оценку

расстановки и соотношения политических сил в мире.

На международное положение страны продолжала оказывать

катастрофическое воздействие лавина массовых репрессий, обрушенных

сталинским руководством на партийные и военные кадры, дипломатов, на

деятелей науки и искусства. В кризисные для европейской политики дни

сталинская машина террора продолжала функционировать в СССР.

Аналитический аппарат дипломатических, военных и разведывательных

служб всех стран пристально следило за беспрецедентными событиями в СССР и

прикидывал потенциал и прочность страны. Практически все наблюдатели

приходили к выводу о глубоком внутриполитическом кризисе советского режима

(независимо от его причин), о неспособности Советского Союза к

крупномасштабным внешнеполитическим мероприятиям.

Серьезными недостатками страдала политико-воспитательная работа в

армии. Во всей пропаганде, ведшейся в стране, преобладал упрощенный тезис о

могуществе нашей страны, ее способности противостоять любой агрессии и о

том, что в случае нападения все боевые действия будут вестись только на

территории противника. Не было трезвой оценки сил Красной Армии.

В предвоенные годы в общественно-политической и духовной жизни страны

утвердилось полное господство идеологической и политико-воспитательной

деятельности партии. Установился идеологический диктант, основывающийся все

более и более на личных взглядах Сталина.

Мюнхенское соглашение и позиция СССР

Советский Союз был преисполнен решимости внести существенный вклад в

дело предотвращения германской агрессии против Чехословакии. Но британское

и французское правительства оказывали давление на Чехословакию, чтобы

заставить ее капитулировать перед Германией.

Сначала сентября в Лондоне и Париже стал рассматриваться вопрос о том,

как оформить передачу Германии Судетской области.

22 сентября Чемберлен прибыл в Бад-Годесберг для новой встречи с

Гитлером. Британский премьер сообщил нацистскому фюреру, что ему удалось

добиться согласия на передачу Германии Судетской области не только от

собственного, но также от французского и чехословатского правительства.

Видя готовность Англии и Франции идти на уступки, Гитлер ужесточил

свой требования, с тем, чтобы сделать еще один шаг вперед в деле ликвидации

чехословатского государства. Он в ультимативной форме потребовал, чтобы

передача Германии Судетской области была начата немедленно, а именно 26

сентября. Вместе с тем теперь он решительно настаивал и на передаче Польше

и Венгрии некоторых районов Чехословакии, где большинство населения

составляли поляки и венгры. Наконец, он заявил, что больше нет условий для

существования чехословацкого государства. В случае отклонения его

требований Гитлер угрожал войной. Чемберлен, по его словам, оказался от

этих новых требований в состоянии шока. Но он все же заверил фашистского

канцлера, что сделает все возможное для обеспечения их выполнения.

29-30 сентября в Мюнхене состоялась конференция Великобритании,

Франции, Германии и Италии, завершившаяся сделкой четырех держав об

отторжении от Чехословакии и присоединения к рейху широкой полосы

территории вдоль всей германо-чехословацкой границы.

Чехословацкому правительству результаты мюнхенского договора четырех

стран были переданы как приговор, не подлежащий обжалованию.

В результате мюнхенской сделки Чехословакия потеряла значительную

часть своей территории и населения, в том числе исключительно важные в

экономическом отношении районы.

При заключении мюнхенского соглашения правящие круги Великобритании и

Франции придавали особое значение его антисоветской заостренности. Об этом

свидетельствуют многие ставшие с тех пор достоянием гласности секретные

дипломатические документы. 4 октября 1938 г. французский посол в Москве

Р.Кулондр заметил, что мюнхенское соглашение «особенно сильно угрожает

Советскому Союзу». Лорд Лотиан, назначенный вскоре британским послом в

США, отмечал, что после Мюнхена политические круги Лондона, как и других

европейских столиц, «полагали, что после захвата Чехословакии Гитлер …

двинется на Украину».

Мюнхенское соглашение, продиктованное Чехословакии под угрозой

применения силы и с помощью самого грубого давления, представляло собой

проявление неприкрытого произвола. Поэтому оно было незаконным и Советское

правительство никогда не признавало его. Оно также коренным образом меняло

все положение в Центральной Европе. Захватив Австрию, а затем часть

Чехословакии, Германия серьезно укрепила свои позиции.

Отношения СССР с Англией, США и Францией

В конце 30-х годов Англия и ее союзники занимали по отношению к СССР

открыто враждебную позицию.

Несмотря на провал мюнхенского соглашения и вынужденное вступление в

войну с Германией, политика англо-французского блока и поддерживавших его

соединенных штатов Америки носила резко антисоветский характер.

Это проявилось и во время польских событий в сентябре 1939 г., и в

различных происках на Балканах, Ближнем и Дальнем Востоке, в активной

помощи реакционным правительством Финляндии и прибалтийских стран, в

исключении СССР из Лиги наций за финскую войну и во многих других

антисоветских действиях.

1 сентября 1939 г. Германия приступила к войне против Польши,

которая и дала начало Второй мировой войне. В международных отношениях

образовался сложный узел противоречий: страны демократии (Англия, Франция,

США) – СССР – страны фашистскогго блока(Германия, Италия, Япония).

Немалая доля ответственности предвоенного политического кризиса

ложится на правящие круги Англии и Франции. Та осторожность, а то и просто

недоверие к внешнеполитическому курсу СССР, которые демонстрировали

правительства Великобритании, Франции, США и других стран, вызывались

многими причинами. Но одна из них, несомненно, была вызванна

внутреполитическим положением СССР. В правящих кругах запада чувствовался

страх перед непредсказуемыми решениями советского руководства во внешней

политике и перед террористическим режимом, установленным Сталиным внутри

страны. Трудно уйти от вывода, что именно в этот сложный момент советских

руководителей покинуло также чувство реализма и выдержки. Видимо, к данной

позиции Сталина и его окружения вполне применимы слова А.Н.Яковлева:

«Оправдывать собственные падения грехами других – путем не к честному

самопознанию и обновлению, а к историческому беспамятству». (2)

Советское руководство не могло не знать, что мюнхенский договор – не

последний внешнеполитический шаг западных держав. Оно было осведомлено о

глобальных планах Гитлера. Поэтому наряду с политикой Англии и Франции

сталинизм стал одной из основных причин, по которой Советский Союз не был

готов к соглашению с этими странами о совместных действиях против фашизма.

Делая в реализации своих агрессивных замыслов основную ставку на

военную силу, Гитлер придавал большое значение и дипломатическим средствам.

На внешнеполитический аппарат фашистского рейха была возложена задача

предотвращения возможности объединения против германской агрессии СССР,

Франции и Великобритании. Пользуясь реакционными настроениями британских

правящих кругов, нацисты стремились убедить их в том, что Германия желает

жить с Великобританией в мире и дружбе и думает лишь о борьбе против

Советского Союза. У значительной части британских правящих кругов эти

заверения нацистского руководства вызывали доверие и находили поддержку.

Они были склонны рассматривать Германию как союзника. Чемберлен верил, что

сможет договориться с Гитлером о разделе сфер влияния, и германская

агрессия будет направлена против СССР.

Однако Германия лишь скрывала их подлинные намерения. Задачи

германской дипломатии заключались в том, чтобы в глубокой тайне, но со всей

возможной решительностью «сколачивать союз против Англии».

Столь же близорукой, как и британская, оказалась политика Франции.

Правительство США, шедшее на уступки внутренней реакции и старавшееся

создать видимость «невмешательства» в европейские дела, фактически

придерживалось политики попустительства агрессивным намерениям Германии.

Правящие круги в США рассчитывали на то, что США лишь выиграют от

столкновения других стран, а агрессивный курс Германии и ее союзников

поможет сдерживанию коммунизма в Европе и Азии.

В условиях возрастающей военной угрозы Советский Союз 17 апреля 1939г.

предложил Англии и Франции начать переговоры о взаимных обязательствах

оказывать друг другу необходимую помощь, в том числе и военную, в случае

агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств. Под

давлением общественного мнения Англия и Франция вынуждены были пойти на

переговоры. Однако переговоры зашли в тупик.

Летом 1939 г. СССР предложил Англии и Франции военную конвенцию,

предусматривающую совместные действия вооруженных сил трех государств в

случае агрессии. Правящие круги Англии и Франции не откликнулись на это

предложение. Над СССР нависла угроза внешнеполитической изоляции.

С приходом к власти в Англии кабинета Черчеля и особенно после

разгрома Франции Германией положение стало мало-помалу улучшаться.

Постепенно укрепилось убеждение, что антисоветский курс равносилен расколу

потенциальных антигитлеровских сил и лишь помогает Гитлеру изолировать

своих противников друг от друга. Уже в мае 1940 г. английское правительство

решило послать в Москву своего “специального и чрезвычайного

уполномоченного” Стаффорда Клиппса для переговоров о торговле, которые

правительство Чемберлена завело в тупик.

Несколько изменился и характер американо-советских отношений.

Правительство США шло на это медленно и непоследовательно. Тем не менее

отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки постепенно

улучшались. В январе 1941 г. государственный департамент США уведомил

советского посла в Вашингтоне, что «политика, изложенная в заявлении,

переданном президентом представителям печати 2 декабря 1939 г., которую

обычно называют “ моральным эмбарго”, больше не будет применяться к

Советскому Союзу». Тем самым правительство Рузвельта отказалось от

антисоветского мероприятия, введенного во время советско-финляндского

конфликта.

В марте 1941 г. американское правительство и в апреле английское

сообщили советскому правительству, что Германия готовится напасть на СССР.

Сталин не посчитался с этими предупреждениями, расценив их как провокацию,

имеющею целью вызвать советско-германскую войну.

Внешнеполитическое положение СССР на Востоке

Бои у реки Халхин-Гол

На Дальнем Востоке все более агрессивной становилась политика Японии.

Хотя угроза надвигающейся войны для СССР исходила с запада, боевые действия

кануна новой мировой войны впервые развернулись на его восточных границах.

Еще в июле 1938 г. Япония попыталась захватить ряд важных

стратегических пунктов СССР на Дальнем Востоке. Советские Войска в начале

августа 1938 г. разгромили вторгшиеся японские части и выбросили их с

советской территории, и 11 августа 1938 г. Япония была вынуждена заключить

соглашение с Советским Союзом о ликвидации конфликта. Однако Япония на

этом не успокоилась. Она решила нанести удар против Монгольской Народной

Республики, с которой Советский Союз имел соглашение о взаимопомощи.

Весной 1939 г. Япония начала военные действия в районе реки Халхин-

Гол. Из советских и монгольских войск, сосредоточенных у Халхин-Гола, была

создана первая армейская группа под командованием Г. К. Жукова. Советские и

монгольские войска 20 августа 1939 г. перешли в наступление и через три дня

окружили основные силы японской армии. Ожесточенные бои продолжались 129

дней. 16 сентября по просьбе Японии боевые действия были прекращены.

События у реки Халхин-Гол имели важное военно-политическое значение.

Они предотвратили попытки создания очага войны на дальневосточных границах

СССР. Однако опасность войны в этом районе сохранялась.

Советско-японский пакт о нейтралитете

Милитаристская Япония издавна имела в отношении СССР самые широкие

захватческие замыслы. Но и к началу второй мировой войны, когда Япония

потерпела жестокое поражение на реке Халхин-Гол японская военщина была

вынуждена отложить до будущих времен агрессивные действия против СССР и

приступила с лета 1940 г. к захватам в южных морях и Юго-Восточной Азии,

что требовало от нее меньших усилий, особенно после того, как война в

Европе привела две западные державы – Францию и Голландию – к разгрому, а

третью из них – Англию – к резкому ослаблению. Одновременно в июне 1940 г.

японское правительство предложило Советскому правительству заключить пакт о

нейтралитете. В действительности это было со стороны Японии лишь маневром.

Ведя переговоры о советско-японском пакте и намеренно затягивая их, Япония

сговаривалась с Германией и Италией о направленном фактически против

Советского Союза Тройственном пакте, который и был подписан в сентябре 1940

г.. В апреле 1940 г. в Москву прибыл министр иностранных дел Японии

Мацуока. Он заявил, что его правительство готово подписать с СССР пакт о

нейтралитете, и предложил сделать это немедленно. 13 апреля пакт был

подписан.

Японо-советский пакт о нейтралитете соответствовал общей линии внешней

политики Советского правительства, имевшей целью обеспечить безопасность

СССР и восприпятствовать расширению зоны войны. Положительное значение

пакта для Советского Союза также заключалось в том, что он обнаружил новые

разногласия внутри фашистского блока: гитлеровская Германия хотела, чтобы

Япония как можно скорее начала военные действия на Дальнем Востоке как

против Англии и Соединенных Штатов Америки, так и против СССР, а японское

правительство предпочитало действовать самостоятельно в определении

объектов и сроков нападени

Совектско-германские отошения

Советское правительство делало летом 1939 г. все возможное, чтобы

договориться с Англией и Францией в целях предотвращения германской

агрессии, сохранения мира. К сожалению, эти усилия не увенчались успехом.

Советско-германский пакт о ненападении и секретный протокол

В августе 1939 года Германия завершила подготовку к войне в Европе. Не

желая воевать на два фронта, Гитлер предложил подписать советско-германский

договор о ненападении. Договор обещал Советскому Союзу не только мир, но и

расширение западных границ.

СССР фактически продолжа оставаться в положении международной

изоляции, в котором он оказался в результате мюнхенского договора. В этой

обстановке Сталин и Молотов приняли решение согласиться с предложением

Германии о заключении договора о взаимном ненападении.

Советско-германские переговоры начались 15 августа 1939 г. в Москве

встречей с Молотовым посла Шуленбурга. Первым итогом их явилось подписание

торгового соглашения между Германией и СССР.

Гитлер, который торопился разрешить конфликт с Польшей военным путем и

не мог уже отказаться от подготовленного на нее нападения, 20 августа 1939

г., направил Сталину телеграмму, в которой настаивал на скорейшем

подписании договора о ненападении.

Обсудив с Молотовым полученное послание и выслушав сообщение

Ворошилова о ходе переговоров с англичанами и французами, Сталин в своем

ответе Гитлеру дал согласие на приезд в Москву Риббентропа и подписание

соглашения о ненападении.

23 августа Иоахим Риббентроп и Вячеслав Молотов подписали Договор о

ненападении. Вместе с договором был подписан и секретный дополнительный

протокол. Он не обсуждался ни в Политбюро, ни в Верховном Совете СССР, ни в

правительстве. В строго секретном дополнительном протоколе говорилось о

разграничении «сфер интересов» в Восточной Европе. В советскую «сферу

интересов» отходили Эстония, Латвия, Правобережная Польша и Молдавия

(позднее к этому списку добавилась и Литва). Важнейшее значение в этом

проекте имел постскриптум, в котором говорилось следующее: «Настоящий пакт

действителен лишь при одновременном подписании особого протокола по пунктам

заинтересованности Договаривающихся сторон в области внешней политики.

Протокол составляет органическую часть пакта».(3)

Сразу же, после того как договор был подписан, прекратилась

антифашистская кампания в советской печати. Зато Англию и Францию теперь

называли «поджигателями войны».

Проводя политику нейтралитета, Советский Союз точно выполнял

заключенные им с Германией соглашения. Советское правительство всемерно

старалось избегать трений с Германией и тщательно следило за тем, чтобы не

дать ей какого-либо повода к нарушению советско-германских соглашений.

Такими принципами руководствовались не только дипломатические, военные,

хозяйственные и другие советские ведомства, отвечавшие за состояние

отношений с Германией, но также печать и радио.

Угроза войны перед Советским Союзом

Германское правительство вело себя по отношению к СССР нелояльно.

Начав с лета 1940 г. тайную подготовку антисоветской войны, оно стало все

чаще нарушать советско-германские соглашения, а после заключения в сентябре

1940 г. германо-итало-японского Тройственного пакта перешло к открытому

нарушению существенных внешнеполитических интересов Советского Союза.

Наибольшую опасность представляли дипломатические и военные мероприятия

гитлеровской Германии в расположенных поблизости от советских границ “малых

странах”.

Советское правительство много раз пыталось склонить Германию к

прекращению недружелюбных действий по отношению к СССР и предотвратить

расширение зоны войны. Оно старалось также путем непосредственного контакта

с германским руководством выяснить их действительные намерения. Еще в

ноябре 1940 г. Молотов ездил для этого в Берлин. Но его переговоры с

Гитлером не привели к смягчению напряженности.

Игнорируя миролюбивые шаги Советского Союза, Германия весной и в

начале лета 1941 г. стала совершать враждебные действия уже непосредственно

против СССР. Самолеты германской военной авиации вторгались в воздушное

пространство СССР; постепенно эти нарушения из единичных перешли в

систематические. Через советскую границу перебрасывалась вражеская агентура

с разведывательными и диверсионными целями. Советская разведка задолго до

предупреждений, полученных от Соединенных Штатов и Англии, информировала

свое руководство о готовящемся нападении на СССР. В дипломатических кругах

усиленно циркулировали слухи о предстоящей германо-советской войне и даже

называли точные даты. Вся мировая печать была полна сообщений о

концентрации германских войск вблизи советских границ. Однако Сталин

сбрасывал со счетов все факты и все предупреждения, ибо они не укладывались

в созданную им схему, согласно которой правительства Англии и США для того

и посылают предупреждения, чтобы спровоцировать германо-советскую войну.

Сталин отклонил все предложения командующих приграничными округами о

приведении в боевую готовность войск этих округов. Советским войскам было

запрещено заблаговременно занять предусмотренные планом прикрытия

оборонительные рубежи, чтобы не дать Германии повода обвинить СССР в

подготовке к нападению на нее.

21 июня советское правительство обратило внимание германского посла на

серьезность сложившейся обстановки и предложило ему уведомить германское

правительство о желании Советского Союза обсудить состояние германо-

советских отношений. Ответа не последовало, а на рассвете следующ

его дня, в один из самых длинных дней в году, фашистская Германия

вероломно напала на СССР.

***

«Не было в истории 20 столетия обстановки более сложной, запутанно,

более отягощенной многочисленными страхами, предчувствиями надвигающейся

драмы, чем та, которая сложилась между осенью 1938 и концом лета 1939. Не

делалось еще за столь короткий срок столько рискованных шагов в политике,

столько ошибок, столько неверных прогнозов и вместе с тем не было сказано

столько многочисленных слов»,(4) - так оценил обстановку того времени

известный историк профессор Д.М. Проэктор.

Решающее значение в возникновении именно такой ситуации в

международных отношениях, несомненно, имел Мюнхен.

Что касается внешней политики Советского Союза, то его руководство во главе

со Сталиным на протяжении почти двух десятилетий исходило из тезиса о

наличии угрозы со стороны капиталистического окружения. Хотя если иметь в

виду наших непосредственных соседей, то никто из них в конце 30-х годов не

был готов и не имел намерения воевать против Советского Союза.

Документы:

(2). Правда. 1989, 24 декабря

(3). ADAP. Serie D. Band VII. S. 125,131

(4). Проэктор Д.М. Фашизм: путь агрессии и гибели. М., 1989. С.179

Список литературы:

1. Севостьянов Г.Н. (ред.) Новая и Новейшая история. – М.: Наука, 1990

2. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. – М.: Высш. шк., 1992и

3. Сиполс В.Я. Внешняя политика Советского Союза 1936-1939гг. – М.: Наука,

1987

4. Кирилин И.А. История международных отношений и внешней политики СССР. -

М.: Междунар. отношения, 1986

5. Нежинский Л.Н. (ред.) Советская внешняя политика 1917-1945гг. – М.:

Междунар. отношения, 1992

6. Ржешевский О.А. (ред.) 1939 год: Уроки истории – М.: Ин-т всеобщей

истории, 1990

7. Типпельскирх К. История второй мировой войны Т.1 – Полигон, 1994

8. Энциклопедия для детей Т.5 История России XX век – М.: «Аванта+», 1995

9. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX век – М.: Просвещение,

1995

10. История отечества XX век – М.: Дрофа, 1995

11. Трухановский В.Г. (ред.) История международных отношений

и внешней политики СССР – М.: Междунар. отношения, 1967

12. Кишенкова О.В., Королькова Е.С. Экзаменационные билеты по истории для

школьников и абитуриентов – М.:Дрофа, 1996





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011