БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Радиоэлектроника
Региональная экономика
Режущий инструмент
Реклама и PR
Ресторанно-гостиничный бизнес бытовое обслуживан
Римское право
Русский язык культура речи
РЦБ ценные бумаги
САПР
Сексология
Семейное право
Социология
Страховое право
Строительство архитектура
Таможенное право
Теория государства и права
Технология
Таможенная система
Транспорт
Физика и энергетика
Философия
Финансы деньги и налоги
Физкультура и спорт
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экология
Экономика
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Эргономика
Этика и эстетика
Сочинения по литературе и русскому языку
Рефераты по теории государства и права
Рефераты по теории организации
Рефераты по теплотехнике
Рефераты по товароведению
Рефераты по трудовому праву
Рефераты по туризму
Рефераты по уголовному праву и процессу
Рефераты по управлению
Рефераты по менеджменту
Рефераты по металлургии
Рефераты по муниципальному праву
Биографии
Рефераты по психологии
Рефераты по риторике
Рефераты по статистике
Рефераты по страхованию
Рефераты по схемотехнике
Рефераты по науке и технике
Рефераты по кулинарии
Рефераты по культурологии
Рефераты по зарубежной литературе
Рефераты по логике
Рефераты по логистике
Рефераты по маркетингу
Рефераты по международному публичному праву
Рефераты по международному частному праву
Рефераты по международным отношениям
Рефераты по культуре и искусству
Рефераты по кредитованию
Рефераты по естествознанию
Рефераты по истории техники
Рефераты по журналистике
Рефераты по зоологии
Рефераты по инвестициям
Рефераты по информатике
Исторические личности
Рефераты по кибернетике
Рефераты по коммуникации и связи
Рефераты по косметологии
Рефераты по криминалистике
Рефераты по криминологии
Новые или неперечисленные
Без категории

Средства и методы педагогического воздействия на личность

Средства и методы педагогического воздействия на личность

Средства и методы педагогического воздействия на личность

Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так.

Прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учащегося) в важности и

целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить

учащегося, т. е. добиться усвоения им определенной суммы знаний,

необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо

сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно

постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать

этапы и итоги работы.

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как

минимум, пять групп методов воздействия на личность:

1. убеждение;

2. упражнения и приучения;

3. обучение;

4. стимулирование;

5. контроль и оценка.

Следует также заметить, что в российской и мировой педагогике

существует проблема методов воздействия на личность, поскольку нет единства

взглядов на их отбор, количество, номенклатуру и основания, по которым их

следует классифицировать.

Выделяют следующие наиболее важные формы организации педагогического

воздействия:

1) учебный процесс;

2) внеаудиторная, внеклассная работа;

3) семейное воспитание;

4) воспитательная деятельность детских и молодежных организаций;

5) воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств

массовой информации (в той мере, в какой она доступна воспитанникам).

1. Убеждение.

Убеждение — это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю

человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от

направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как

доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить

учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его

разуму, если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, то необходимо

обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как

внушение.

Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как

беседа, лекция, диспут.

Беседа. Главная функция беседы - привлечь самих учащихся к оценке

событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них

желаемое отношение к окружающей действительности, к своим гражданским и

нравственным обязанностям.

Лекция. Лекция - это развернутое, продолжительное и систематическое

изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной

проблемы. Основа лекции - теоретическое обобщение, а конкретные факты,

составляющие основу беседы, в лекции служат лишь иллюстрацией или исходным

отправным моментом.

Учащиеся особенно чутко откликаются на яркий, самостоятельный стиль

мышления лектора, на его умение отделить факт от мышления о факте, выразить

свое личное отношение к материалу темы. Лекция должна быть школой мышления

для учащегося. Только тогда знания приобретают личностный смысл, становятся

не пассивным компонентом умственного багажа, а руководством к действию.

Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность выводов, четкая

личная позиция, а самое главное психологический контакт с аудиторией от

начала до конца — вот главное слагаемое успеха лекции.

Диспут. Столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок,

которое отличает диспут от беседы и лекции как нельзя лучше отвечает

обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении,

стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем

судить по самым максималистским меркам. Диспут учит умению защищать свои

взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества

отказаться от ложной точки зрения. Диспут еще ценен тем, что знания,

добытые в ходе столкновения мнений, отличаются высокой мерой обобщенности,

глубиной, прочностью и сознательностью усвоения.

Диспут требует от педагога тщательной подготовки. Крайне важно, чтобы

вопросы, которые выносятся на обсуждение, содержали значимую для учащихся

проблему и по-настоящему волновали их. В то же время диспут - это смотр

всех педагогических качеств педагога и его педагогической квалификации.

По мнению А. С. Макаренко, педагогу на диспуте надо уметь сказать так,

чтобы воспитанники почувствовали в его слове его волю, культуру, личность.

Настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения, не позволит

себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязывать свою точку

зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым, невозмутимым и ироничным.

Совершенно недопустима позиция умолчания и запрета.

Молодые педагоги часто спрашивают, насколько можно отпускать

педагогические «вожжи», и в чем, собственно, заключается педагогическое

руководство диспутом? «Вожжи» можно отпускать совсем, нельзя выпускать из

рук «компас». Главная задача педагога на диспуте — следить за правильностью

критериев оценок и суждений. Если критерии верны, то какие бы штормы не

носили корабль диспута, он выйдет на правильный курс. Роль педагога на

диспуте — продолжая сравнение — быть штурманом, а вести корабль должны

попеременно молодые капитаны.

Пример.

Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении

воспитанников к подражанию, однако его психолого-педагогический эффект не

ограничивается стимулированием их приспособительной деятельности. Давно

известно, что слова учат, а примеры влекут.

При всех своих достоинствах и возможностях слово не имеет того влияния,

которое оказывают живые конкретные примеры живых конкретных людей во всем

богатстве их отношений.

Примерами достойного подражания могут быть старшие братья и сестры,

мать и отец, дедушка и бабушка, товарищи по учебе, деятели науки и

культуры, выдающиеся актеры и спортсмены, государственные деятели и

литературные герои.

Педагогические требования к применению методов убеждения.

Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда

педагогических требований. Рассмотрим наиболее важные из них.

1. Высокий авторитет педагога у воспитанников.

2. Опора на жизненный опыт воспитанников.

Слово педагога приобретает конкретный смысл, если оно задевает личный

опыт воспитанников.

3. Искренность, конкретность и доступность убеждения.

4. Сочетание убеждения и практического приучения. Наибольшие успехи

воспитания достигаются тогда, когда словесное воздействие сочетается с

организацией разнообразной практической деятельности.

5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

2. Упражнение и приучение.

Упражнение - это планомерно организованное выполнение воспитанниками

различных действий, практических дел с целью формирования и развития их

личности.

Приучение — это организация планомерного и регулярного выполнения

воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.

Или, говоря по другому: приучение - это упражнение с целью выработки

хороших привычек.

В практике воспитательной работы применяются в основном три типа

убеждений:

1) упражнения в полезной деятельности;

2) режимные упражнения;

3) специальные упражнения.

Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать

привычки в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом.

Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась

воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата,

привыкал самоутверждаться в труде и через труд.

Режимные упражнения — это такие упражнения, главный педагогический

эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный

процесс — режим. Соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении

приводит к синхронизации психо-физиологических реакций организма с внешними

требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и

интеллектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на результатах

его деятельности.

Специальные упражнения - это упражнения тренировочного характера,

имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков.

В учебном процессе все упражнения — специальные, а в воспитательной

работе — это приучение к выполнению элементарных правил поведения,

связанных с внешней культурой.

3. Обучение

Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные, наглядные и

практические.

Все многообразие методов обучения подразделяют на три основных группы:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3)

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной

деятельности.

Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения,

предложенная И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным, в которой за основу берется

характер учебно-познавательной деятельности (или способ усвоения) обучаемых

в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять

методов:

1) объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с

литературой и т. п.);

2) репродуктивный метод;

3) метод проблемного изложения;

4) частично-поисковый (или эвристический) метод;

5) исследовательский метод.

Указанные методы подразделяются на две группы: 1) репродуктивную (1 и 2

методы), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует

(воспроизводит) уже известные ему способы деятельности; 2) продуктивную (4

и 5 методы) отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые

знания в результате творческой деятельности. Проблемное изложение занимает

промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как

усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.

Репродуктивные методы обучения

Объяснительно-иллюстративный метод.

Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными

средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту

информацию.

Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений через систему

заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному

воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности.

Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет — решают сходные задачи,

составляют планы, воспроизводят химический и физический опыты и т. д.

Оба охарактеризованных метода обогащают учащихся знаниями, навыками и

умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез,

абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих

способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта

цель достигается продуктивными методами.

Продуктивные методы обучения.

Условием функционирования продуктивных методов является наличие

проблемы.

Учебная проблема - это поисковая задача, для решения которой обучаемому

необходимы новые знания, и в процессе решения которой эти знания должны

быть усвоены.

В разрешении учебной проблемы можно выделить четыре главных стадии:

1) создание проблемной ситуации;

2) анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее

в виде одной или нескольких проблемных задач;

3) решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и

последовательной их проверки;

4) проверка решения проблемы.

Роль педагога и учащихся на четырех стадиях решения учебной проблемы

может быть различной: если все четыре стадии выполняет педагог, то это

проблемное изложение. Если все четыре стадии выполняет учащийся, то это

исследовательский метод. Если какие-то стадии выполняются педагогом, а

какие-то учащимися, то имеет место частично-поисковый метод.

4. Методы стимулирования.

Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству

и действию.

Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение

свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных

заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача

педагога — не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в

стремление к первенству любой ценой.

Поощрение. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный

воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в

своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и

результативностью. Но самый главный эффект от поощрения — возникновение

острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы

испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще.

В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не

привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом

особой заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на

захваленных и обойденных вниманием.

Наказание. Наказание — один из самых старейших методов воспитания.

Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его

задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство

неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание - это самоутверждение

наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при

планировании будущей деятельности — чувство опасения пережить еще раз

комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять

воспитаннику ни морального унижения, ни физического страдания.

Педагогические требования к применению мер наказания следующие:

1) нельзя наказывать за неумышленные поступки;

2) нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению:

лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного;

3) сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;

4) строго соблюдать педагогический такт;

5) опора на понимание и поддержку общественного мнения;

6) учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011