шпоры по методике и теории образования
шпоры по методике и теории образования
+---------------------------------------------------------------------------------------------------------+
| | |6.Принцип гуманизации в| |
| | |теор.восп.и его реали | |
| | |зация при построении | |
| | |ВПр. | |
| | | | |
| | |Посредством принципа | |
| | |гуманизации фиксируется| |
| | |следующая | |
| | |закономерность: | |
| | |результативность и | |
| | |эффективность ВПр | |
| | |повышается, если: | |
| | | | |
| | |-характер организуемого| |
| | |педагогом | |
| | |воспитательного | |
| | |взаимодействия | |
| | |определяется качествами| |
| | |воспитанника, присущими| |
| | |ему как человеку; | |
| | | | |
| | |-отношение педагога с | |
| | |воспитанником | |
| | |выстраиваются на основе| |
| | |эмпатического понимания| |
| | |и принятия, уважения | |
| | |личности ребенка в | |
| | |сочетании с | |
| | |требовательностью и | |
| | |т.п. | |
| | | | |
| | |Применение этого | |
| | |принципа заключ.в том, | |
| | |что: | |
| | | | |
| | |-определение целей, | |
| | |содержания воспитания, | |
| | |а также способов его | |
| | |организации происходит | |
| | |с учетом общих, | |
| | |возрастных и | |
| | |индивидуальных | |
| | |закономерностей | |
| | |природной и | |
| | |социокультурной сторон | |
| | |развития человека | |
| | |(конкретного | |
| | |обучающегося) в их | |
| | |взаимосвязи; | |
| | | | |
| | |при проектировании и | |
| | |организации педагогом | |
| | |воспитательного | |
| | |взаимодействия должны | |
| | |быть исключены любые | |
| | |форма проявления | |
| | |агрессии, а задачи | |
| | |воспитания, его | |
| | |содержание, формы, | |
| | |методы и приемы его | |
| | |организации должны | |
| | |определяться с учетом | |
| | |понимания внутреннего | |
| | |мира воспитанника, | |
| | |содержания его | |
| | |личностного опыта и | |
| | |уровня его личностной | |
| | |культуры, обеспечивать | |
| | |возможность успеха и | |
| | |т.п. | |
| | | | |
| | |4.Принц.природосообр-ти| |
| | |в ТВ и его реализ-я при| |
| | |построении ВПр. | |
| | | | |
| | |Посредством принципа | |
| | |природосообразности | |
| | |фиксир-ся следующие | |
| | |закономерности: | |
| | |результативность и | |
| | |эффективность | |
| | |воспитательного | |
| | |процесса повышается, | |
| | |если: | |
| | | | |
| | |-характер организуемого| |
| | |педагогом | |
| | |воспитательного | |
| | |взаимодействия | |
| | |определяется научным | |
| | |пониманием естественных| |
| | |и социальных процессов | |
| | |(1, с. 28) и | |
| | |особенностями развития | |
| | |природной стороны | |
| | |обучающегося; | |
| | | | |
| | |-воспитание | |
| | |согласовывается с | |
| | |общими законами | |
| | |развития природы и | |
| | |человека (1, с. 28); | |
| | | | |
| | |воспитание направлено | |
| | |на развитие у | |
| | |обучающихся | |
| | |планетарного мышления и| |
| |2.Хар-ка основных |природоохранного | |
| |компонентов теор.воспит-я |поведения ( 1, с. 28) | |
| | | | |
| |«Теории и методики |-и другое | |
| |воспит»составляют группы | | |
| |знаний-основные компоненты. |Применение этого | |
| | |принципа заключ.в том, | |
| |К осн.компонентам |что: | |
| |теор.воспит:относят след: | | |
| | |-определение целей, | |
| |-знания о закономерностях и |содержания воспитания, | |
| |закона, действующих в |а также способов его | |
| |воспитательном процессе; |организации происходит | |
| | |с опорой на научное |5.Принц.культуросообр-ти|
| |-знания о принципах |понимание естественных |в ТВ и его реализ при |
| |проектирования и организации|и социальных процессов |построении ВПр. |
| |воспитательного процесса; |и с учетом общих, | |
| | |возрастных, половых и |Посредством принципа |
|1.Общая характеристика |-знания о правилах |индивидуальных |культуросообразности |
|теории и методики |проектирования и организации|закономерностей |фиксируется |
|воспитания как раздела |воспитательного процесса. |физического и |след.закономерность: |
|педагогической науки | |психического развития |результатив-ность и |
| |Как научные законы |человека (конкретного |эффективность ВПр |
|«Теория и методика |закономерности определяют ся|обучающегося); |повышается, если: |
|воспитания» как специальный|только в том случае,когда: | | |
|раздел педагогической науки|1) четко зафиксированы |-проектирование целей, |-характер организуемого |
|представлен системой |объекты, между которыми |содержания воспитания, |педагогом |
|научных педагогических |устанавливается связь; 2) |а также способов его |воспитательного |
|знаний, выработанной в |исследованы вид, форма и |организации должно |взаимодействия |
|процессе и результате |характер этой связи; 3) |обеспечить следующее: |определяется |
|научно-исследовательской |установлены пределы действия|развитие планетарного |особенностями |
|педагогической |(проявления) связи. Закон |мышления, воспитание |социально-культурной |
|деятельности, предметом |отражает внутреннюю |природоохранного |стороны развития |
|которой выступает область |постоянную и необходимую |поведения, формирование|воспитанника; |
|действительности, |связь между явлениями, |ответственностиза | |
|обозначаемая понятием |процессами или системам. |эволюцию ноосферы и |-характер организуемого |
|«воспитание», | |самого себя, |педагогом |
|«воспитательный процесс. |Научные закономерности и |возникновение |воспитательного |
| |законы классифицируются по |стремления к здоровому |взаимодействия также |
|В научно-исследовательской |критерию общности в |образу жизни и умения |определяется |
|теоретической |зависимости от того, на |выжить в |особенностями этнических|
|педагогической деятельности|какой круг явлений |экстрем.условиях. |и региональных культур, |
|воспитание является |распространяется их | |исторически сложившимися|
|объектом изучения. Научные |действие. Выделяют 4 группы |8.Принц.дифференциации |в конкретных социумах |
|знания, полученные в её |закономерностей и законов: |в ТВ. |традициями и стилями |
|результате, составляют |всеобщие, общие, особенные и| |социализации; |
|содержание теории |единичные (или частные). |Посредством принципа | |
|воспитания. В | |дифференциации |-воспитание основывается|
|научно-исследовательской |Всеобщие-отражают |фиксируется следующая |на общечеловеческих |
|проектировочной |взаимосвязи, характерные для|закономерность: |ценностях и направлено |
|педагогической деятельности|всего существующего. К таким|результативность и |на приобщение человека к|
|воспитание является |закономерн.и законам |эффективность |различным пластам |
|объектом проектирования, а |относятся, н-р, законы |воспитательного |культуры (бытовой, |
|полученные в её результате |диалектического развития. |процесса повышается, |физической, сексуальной,|
|научные знания составляют | |если характер |материальной, духовной, |
|содержание методики |Общие-фиксируют взаимосвязи |организуемого педагогом|политической, |
|воспитания. |м-у объектами, явлениями, |воспитательного |экономической, |
| |процессами, относящимися к |взаимодействия |интеллектуальной, |
|9. Харак-ка осн.функций |к-либо отдельной области |определяется |нравственной и т.п.); |
|теор.и метод.воспит-я |действительности. Н-р, в |возрастными и | |
| |воспитательном процессе |индивидуальными |и другое. |
|Теория и методика |действуют закономерности и |особенностями развития | |
|воспитания как раздел |законы, проявляющиеся в |человека (конкретного |Применение этого |
|педагогической науки |жизни всех людей, чем бы они|воспитанника). |принц.заключается в том,|
|выполняет ряд функций: |ни занимались. К ним можно | |что: |
|познавательных и |отнести закономерности и |Применение этого | |
|технологических. |законы со-циокультурного |принципа заключ.в том, |-определение целей, |
| |развития Ч,его физ.и |что проектирование |содержания воспитания, а|
|Познавательные функции |пс.развития. |целей, содержания, |также способов его |
| | |комплекса форм, методов|организации происходит с|
|Описательная функция |Особенные,к-е проявляются в |и приемов воспитания, а|учетом общих, |
|теории состоит в том, что |более узкой области |также организация ВПр |возрастных и |
|сведения об итогах изучения|действительности по |осуществляются в случае|индивидуальных |
|воспитательного |отношению к той, в |необходимости на основе|закономерностей |
|процесса,излагаются на |кот.закономерности и законы |разделения |социально-культурного |
|языке |выделяются как общие. |воспитанников на группы|развития человека |
|педагогики,т.о.про-исходит |Закономерности и законы, |по возрастным, половым |(конкретного |
|первичная интерпритационная|проявляющиеся в |признакам, а также на |обучающегося)., т.е. |
|научная обработка |воспитательном процессе, |основе учета |закономерностей развития|
|получен.данных с позиций |могут быть отнесены к такой |индивидуальных |его личностного опыта в |
|пед-ки. |группе закономерностей, так |особенностей их |целом и элементов этого |
| |как процесс воспитания может|физического, |опыта в частности, а |
|Объяснительная функция |быть рассмотрен как |психического, |именно: 1) развития |
|теории заключ.в |составляющая жизни человека.|социо-культурного |личностной системы |
|разъ-яснении причин | |развития. |ценностей, 2) развития |
|возникновения описанных |Единичные-возникающие в | |целостной картины мира в|
|связей м-у элементами ВПр |отношениях отдельных |11.Воспит-е как пед |его сознании, 3) |
|м-у событиями, явлениями, |объектов. В воспитательном |система. |развитие деятельностной |
|происходящими в нем. |процессе к таким | |стороны его личностного |
| |закономерностям можно |воспитательный процесс |опыта; |
|Предсказательная функция |отнести,н-р,те, к-е |как систему можно | |
|теории заключается в |проявляются в |рассматривать как |-определение целей, |
|выработке прогнозов, |пед.взаимодействии |системный образ этого |содержания воспитания, а|
|описывающих либо возможные |конкретного педагога и |процесса.При построении|также способов его |
|пути повышения |конкретного воспитанника. |системного образа |организации происходит с|
|эффективности и | |воспитательного |учетом особенностей |
|результативности |Закономерности воспитания - |процесса, необходимо |этнических и |
|воспитательного процесса, |это |его рассмотрение как |региональных культур, |
|либо возможность |закономерности,проявляющиеся|одной из подсистем |исторически сложившихся |
|возникновения при |только в воспитательном |целостного |в конкретных социумах |
|осуществлении воспитания |процессе. Закономерности |педагогического |традиций и стилей |
|каких-либо проблем |такого уровня являются |процесса, который в |социализации; |
| |формой проявления всеобщих и|современной педагогике | |
|Наиболее распространенной |общих закономерностей в |стал обозначаться как |-проектирование целей, |
|формой прогноза является |условиях специально |образовательный |содержания воспитания, а|
|научная гипотеза. |организуемого |процесс. |также способов его |
| |целенаправленного | |организации должно |
|II. Технологические функции|воспитательного процесса. |Основными элементами |обес-печить ориентацию |
| | |образовательного |воспитания на |
|Проективная функция |Так как закономерности |процесса как системы |общечелове-ческие |
|заключ.в следующем: |воспитания отражают связи |являются два |ценности, приобщение Ч к|
| |всеобщих и общих |педагогических |различным пластам |
|-в выработке системы |закономерностей с действиями|процесса: процесс |культуры (бытовой, |
|принципов, определяющих |тех, кто проектирует и |воспитания и процесс |физической, |
|основные качества |организует воспитательный |обучения. Их функции |сексу-альной, |
|проектируемого |процесс, а также с |описываются посредством|материальной, духовной, |
|воспитательного |эффектив-ностью и |соответственно цели |политической, экономич, |
|процесса,к-е могут стать |результативностью этого |воспитания и цели |интеллектуальной, |
|основой разработки проекта |процесса, то точнее говорить|обучения, необходимость|нравственной и т.п.); |
|воспитательного процесса; |не о принципах воспитания, а|реализации которых | |
| |о принципах проектирования |определяется общей |-и другое. |
|-в выработке правил |и организации (построения) |целью образования. | |
|проектирования ВПр; |воспит.проц.Принципы | |7.Принцип персонификации|
| |построе-ния восп.пр.в теории|С этой точки зрения |в ТВ |
|-в проектировании ВПр, |педагогики фиксируют |основными элементами | |
|которое представляет собой |закономерности и законы,к-е |педагогического |Посредством принципа |
|разработку технологий |проявляются в процессе |процесса точнее считать|персонофикации |
|воспитания. |воспитания людей |деятельность педагога и|(персо-нолизации) |
| | |деятельность |фиксируется |
|Организационная |Правила построения ВП |обучающегося, |след.закономерность: |
|функц.заключ.в организации |занимают низшую ступеньку в |согласование которых |результативность и |
|опытно-экспериментальной |иерархии компонентов теории |осуществляется по |эффективность |
|работы, направленной на |воспитания. Они представляют|отношению к цели |воспитательного процесса|
|апробацию вновь |собой описание на уровне |образования. |повышается, если: |
|разработанных проектов ВПр |представлений типичных | | |
|в практической |способов реализации системы |Воспитательный процесс |-организуемое педагогом |
|педагогической |принципов проектирования и |рассматривается как |воспитательное |
|деятельности. |организации ВП.На основе |педагогическая система,|взаимодействие строится |
| |комплексной реализация |если его структура |на основе отказа от |
|Рефлексивно-коррекционная |правил организации и правил |представлена элементами|ролевых масок, ролевых |
|функц.заключ-ся: |проектирования ВП строится |и взаимосвязями между |предписаний; |
| |его проект. |ними, характерными для | |
|-в анализе результатов | |педагогического |-в организуемое |
|апробации проектов |13. Воспитание как |процесса, |педагогом воспитательное|
|воспи-тательного процесса в|пед.взаимодействие. |рассматриваемого как |взаимодействие адекватно|
|пед.практике и выявлении | |пед.система. |включается личностный |
|степени их эффективности и |Ядром образовательного | |опыт воспитанников |
|результативности; |процесса в педагогике |Основными элементами |(чувства, переживания, |
| |рассматривается |пед.системы считаются |эмоции через |
|-в формулировании |взаимодействие педагога и |педагог и обучающийся. |соответствующие им |
|нерешенных в ходе |обучающегося |Взаимосвязь м-у ними |действия и поступки). |
|апроба-ции проектов |(педагогич.взаимодействие), |осущ-ся посредством | |
|ВПроцесса проблем, |к-е складывается как |пед.взаимодействия. |Применение этого |
|соотнесенных с основными |согласованные деятельность | |принципа заключ.в том, |
|общими элементами этих |педагога и деятельность |17.Воспитание как |что: |
|проектов; |обучающихся, направленные на|процесс развития и | |
| |реализацию целей образования|формирования личности. |-проектирование целей, |
|-в корректировке проектов |(воспитания и обучения). | |содержания воспитания, а|
|воспитательн.систем. | |Первоначально в |также способов его |
| |Основными элементами любой |содержание образования |организации должно |
|10.Воспитание как |деятельности (осуществляемой|входили только те |обеспечить формирование |
|общественное явление и как |как культурно-опосредованное|знания, умения и |у воспитанников |
|педагогический процесс. |отношение человека с миром) |навыки, передача |ценностных основ |
| |являются субъект |которых и освоение |отношений, задаваемых не|
|1.Воспитание в широком |деятельности, объект |новым поколением людей |характером социальных |
|смысле рассматривается как |деятельности, культурное |обеспечивало |ролей, а |
|общественное явление, т.е. |средство, предмет |поддержание |закономер-ностями |
|как функция общества, |деятельности, результат |существующего |становления Лтной с-мы |
|заключающаяся в его |(т.е. фактически получаемый |устройства общества. Но|ценностей Ч, сущностным |
|воздействии на индивидов, в|продукт) деятельности |как только возникли |качеством которого |
|процессе и результате | |идеи улучшения |признается |
|которого происходит их |С позиций теории |общества, возникла и | |
|социо-культурное развитие |деятельности процесс |идея формирования |его открытость миру, |
|или, другими словами, |воспитания может быть |содержания образования,|проявляющаяся в развитии|
|становление личности. |представлен взаимосвязанными|в том числе и |мышления человека, его |
| |деятельностью воспитателя и |воспитания, исходя из |способности любить, его |
|воспитание как общественное|деятельностью воспитанника. |идеальной модели |свободе и творчестве; |
|явление характери зуется | |государства. Это | |
|след.основными чертами: |15.Место воспит-я в стр-ре |образование уже |-проектирование и |
| |образоват-го проц. |ориентированно на |организацию |
|-воспитание возникло из | |развитие общества, |воспитательного процесса|
|практической потреб-ности |Осн.функция ВПр в |согласно идеальной |педагог строит на основе|
|приспособления, приобщения |учебно-воспитательном |модели этого общества. |включения в задачи и |
|подраста-ющих поколений к |процессе заключ-ся в |Способ формирования |содержание воспитания |
|условиям обществ жизни и |направленности этого |содержания такого |содержания Лного опыта |
|произв-ва,замены ими |пед.процесса на усвоение |образования был |воспитанников |
|стареющих и выбывающих из |знаний о правилах поведения,|предложен Платоном в |(сформулированные ими |
|жизни людей. |признаваемых значимыми, |его работе |проблемы жизни, |
| |ценными в определенном |«Государство». Он |ценностные ориентации и |
|-Воспитание явл.одним из |обществе. Функция процесса |выделил три основные |т.п.), а формы и методы |
|важнейших средств |обучения в |группы граждан: |организации воспитания |
|обеспечения существования и|учебно-воспитательном |правителей-философов, |предполаг.применение |
|преемственности общества, |процессе заключ-ся в |стражей (воинов) и |диалогического подхода; |
|подготовка его |направленности этого |ремесленников с | |
|производительных сил и |пед.процесса на усвоение |земледельцами. Каждая |-и другое. |
|развития человека. |учащимися знаний о мире, а |из основных групп была | |
| |также на овладение ими |представлена |12. Моделирование и |
|-Воспитание осуществляется |умений и навыков, |подгруппами, |проектирование как |
|за счет освоения |необходимых для встраивания |соотносимыми с |способы построения |
|нов.поколениями Лю |в обществен.отношения |отдельными видами |системного образа ВПр. |
|элементов соц.опыта в |опреде-ленной |деятельности, | |
|процессе и рез-те их |соц.общности.Т.о,в |необходимой для |Моделирование системного|
|вовлечения в общественную |учебно-воспитатель-ном |удовлетворения |образа воспитательного |
|систему отношений, систему |процессе,воспитание |определенных |процесса - это |
|общения и |предст.собой самостоят |потребностей человека. |деятельность, |
|общественно-необходимую |пед.процесс, | |направленная на |
|деятельность. |кот.характериз-ся |И образование в целом, |построение модели |
| |реализуемой только им |и воспитание в |существующего (или |
|-Воспитание осуществляется |функцией воспитания и |частности, |существовавшего) |
|в конкретно-истори ческих |представляет собой форму |ориентированные на |педагогического |
|условиях в результате |пед.взаимодействия, |формирование личности, |взаимодействия, которая |
|определенным образом |складывающего ся вне |характеризуются тем, |отражает основные |
|сложившихся общественных |занятий. Процесс обучения в |что в педагогическом |компоненты этого |
|отношений и образа жизни |учебно-воспи тательном |взаимодействии основной|взаимодействия и |
|общества. Поэтому, |процессе представл.соб.форму|функцией педагога |взаимосвязи между ними. |
|воспитание на каждом этапе |пед.вза- |становиться передача |Такие модели |
|общественно-исторического |имодействие,складывающегося |общественного опыта (в |выстраиваются с целью |
|разви-тия по своему |на учебных занятиях и |том числе и передача |изучения свойств и |
|назначению, содержанию и |выполняющего |знаний об общезначимой |качеств как |
|формам носит |охарактеризованную выше |системе ценностей), а |воспитательного процесса|
|культурно-исторический |функцию обучения. |обучающегося |в целом, так и его |
|характер. | |(воспитанника) - его |элементов, направленного|
| |14.Характеристика |усвоение и адекватное |на выявление |
|Основным критерием |деятельности воспитателя в |воспроизводство на |закономерных связей |
|осуществления воспитания, |педагогическом |репродуктивном уровне в|(закономерностей) между |
|его реализации является |взаимодействии |своём поведении и |воспитательным процессом|
|возникновение у Иов свойств| |деятельности. В |и процессом обучения |
|и качеств Л, |1. Субъект педагогической |качестве целей |(что позволит точнее |
|характеризующихся высокой |деятельности- |образования и |определить характер |
|степенью соответствия |воспитатель,кот.осуществляет|воспитания, |внешней продуктивной |
|требованиям жизни. |воспитательное воздействие в|ориентированного на |функции воспитательного |
| |педагогическом |формирование личности |процесса), а также между|
|2.«Воспитание» в узком |взаимодействии. Воспитатель |выступает специально |элементами самого |
|смысле трактовки этого |- основной субъект |отобранное, не |воспитательного процесса|
|понятия рассматривается как|педагогического |допускающее |(что позволит определить|
|пед.процесс. |взаимодействия, так как |вариативности |характер функций этих |
| |реализуемые им мотив, цели, |содержание образования,|элементов). В процессе |
|Воспитание как пед.процесс |задачи и содержание |то есть, тот |моделирования |
|характериз-ся предна |педагогической деятельности |социо-культурный опыт, |воспитательного процесса|
|меренными, |создают направленность |который признается |выявляется его общая |
|целенаправленными |устанавливаемого с |обществом и |структура, т.е. те |
|воспитатель ными |воспитанником взаимодей |государством как |элементы и взаимосвязи |
|воздействиями на |ствия на реализацию целей и |необходимый для |между ними, которые |
|И,воспитание как |задач воспитания и |поддержания |присущи любому |
|педагогический процесс |определяют содержание |определенного способа |воспитательному |
|отличается |деят-ти воспитанника. |функционирования |процессу. |
| | |общества. | |
|-наличием тех И,воспит-е |1)мотив воспитания-образ | |Проектирование |
|кот.явл.необходимостью ,как|продукта воспитания, |19.Движущие силы и |системного образа |
|для общ-ва,так и для них |фиксирующий качества |логика воспит.процесса.|воспитательного процесса|
|самих; |значимые для общества, | |- это деятельность, |
| |государства и самого |Воспитание - это |направленная на |
|-наличием опред.целей |воспитателя, |педагогический процесс,|построение модели такого|
|воспитания; | |рассматриваемый как |целостного |
| |2) цель |специально |педагогического |
|-наличием того,кто |воспитания-образ,фиксирующий|организованное, т.е. |взаимодействия, которое |
|осущ.воспитательное |основн качества продукта |искусственное |еще не существует. Эта |
|воздействие на И; |воспитания, ожидаемые в |выстроенное |модель представляет |
| |результате педагогической |взаимодействие между |собой прототип, прообраз|
|-наличием спец.средств |деятельности |педагогом и |предполагаемого |
|воспитательного | |воспитанником, |воспитательного |
|воздействия(опыт и способы |3) задачи воспитания - это |направленное на |взаимодействия. |
|организации воспитательного|образы продукта воспитания, |реализацию определенной| |
|воздействия, обеспечивающие|фиксирующие те его качества,|системы целей |21.Ценности как цели |
|высокую степень его |которые ожидаются |воспитания. Построение |воспитания в |
|эффективности и |воспитателем как результат |такого взаимодействия |педагогической теории и |
|результативности). |выполнения им отдельных |должно отличаться |практике. |
| |операций. |определенным порядком, | |
|16.Связь м-у воспитанием и | |отражающим внутреннее |В теории педагогики в |
|обучением в пед.пр |2. Объект педагогической |единство всех его |качестве целей |
| |деятельности - воспитанник. |элементов, о котором |воспитания называется |
|Если педагогическое |Это тот, на которого |говорится как о логике |следующее: |
|взаимодействие направлено |направлена активность |воспитательного | |
|на преимущественную |субъекта педагогической |процесса. |-качества поведения, |
|реализацию целей |деятельности, | | |
|воспитания, то основной его|осуществляющего |логика воспитательного |-качества личности, |
|функцией становится функция|воспитательное |процесса задается | |
|воспитания. Педагогическое |воздействие,он является |порядком организации |-личностные ценности, |
|взаимодействие, |объектом пед.деят-ти. |деятельности педагога, |адекватные общественным,|
|направленное на | |который в свою очередь | |
|преимущественную реализацию|3. Культурное средство, |определяется порядком |-ценностное отношение |
|целей воспитания, то есть, |используемое воспитателем |возможных закономерных,|или ценностные |
|прежде всего, |для осуществления |качественных изменений |ориентации |
|обеспечивающий |пед.воздействия |предмета |воспитанников. |
|осуществление функции | |воспитательного | |
|воспитания, обозначается |представлено комплексом |воздействия. Изучение |За каждым из названных |
|как процесс воспитания. |необходимых и достаточных |природы человека, как |способов определения |
| |для возникновения |объекта педагогического|целей воспитания |
|Реализация функции |пед.взаимо-действия |воздействия, |скрывается ориентация |
|воспитания в воспитательном|культурных средств. |показывает, что |воспитания на |
|процессе, т.е. развитие | |основной порядок |формирование личностных |
|системы личностных |В качестве основного |возможных, |ценностей, так как |
|ценностей, осуществляется |культурного средства |закономерных, |основой качеств личности|
|не через прямое воздействие|выступает содержание |качественных изменений |и проявления этих |
|на систему личностных |воспитания, представленное |как человека в целом, |качеств в поведении |
|ценностей воспитанников, а |специально отобранным в |так и его личностных |человека являются |
|через воздействие на |соответствии с целью |структур |личностные ценности, что|
|деятельную сторону их |воспитания |обусловливается |признано современной |
|личностного опыта и |социально-культурным опытом.|закономерностями его |педагогикой. |
|целостную картину мира, | |развития. | |
|сложившуюся в их сознании, |4. Предмет педагогической | |Личностные ценности в |
|то есть через реализацию |деятельности в |27. Построение |педагогических |
|функции обучения в |воспитательном |вертикальной структуры |исследованиях |
|воспитательном |взаимодействии-возникновение|системы целей |рассматриваются и как |
|взаимодействии. Характер |новых качеств. |воспитания |ценностное отношение, и |
|функции обучения в | | |как |
|воспитательном процессе |5. Результат (фактически |Система целей |эмоционально-ценностное |
|описывается целями |получаемый продукт) |воспитания иерархична, |отношение, и как |
|обучения, содержание |педагогической деятельности |т.е. прежде всего, |ценностная ориентация. |
|которых определяется как |- это преобразован-ный |характеризуется связями|Различные способы |
|содержанием целей |предмет пед.д-ти,т.е.часть |соподчинения ценностей |обозначения ценностей |
|воспитания, так и |(качества) объекта пед.д-ти,|различного уровня |позволяют подчеркнуть их|
|закономерностями развития |на кот.педагог оказывает |общности и различной |значимые качества. |
|ценностного мира человека. |воздействие применяемыми им |степени общезначимости,|Анализ концепций |
|Эта зависимость функции |культурными средствами с |образующими |воспитания, |
|обучения в воспитательном |целью преобразования этой |вертикальную структуру |ориентированного на |
|взаимодействии от |части объекта и получения |системы целей |формирование ценностей, |
|закономерностей развития |ожидаемого продукта |воспитания. |показывает, что в |
|ценностного мира человека |пед.воздействия. | |качестве целей |
|приводит к тому, что | |Общая вертикальная |воспитания называются |
|условия её реализации |Собственно педагогические |структура системы целей|ценности различного |
|принципиально отличаются от|(результативные) цели |воспитания складывается|уровня общности. |
|условий реализации функции |воспитания: |из описания систем | |
|обучения в обучающем | |ценностей, возникающих |-общечеловеческие |
|взаимодействии (в |1. Общая цель воспитания, |на основных этапах |ценности, основу которых|
|дидактическом процессе). |описывающая конечный |развития ценностного |составляет то, что |
| |результат развития |мира человека. При |признается значимым |
|26.Формулировка содержания |ценностного мира человека и |проектировании системы |всеми людьми в любой |
|целей |определяющая ценностную |целей воспитания общую |культурно-исторический |
|воспитания,ориентированного|направленность любого |вертикальную структуру |период жизни общества; |
|на развитие ценностного |целенаправленного |образуют четыре уровня | |
|мира человека. |воспитания. |целей воспитания, |-общественные ценности, |
| | |соотносимые с основными|фиксирующие значимое для|
|Способ формулировки и |Общая цель, описывающая |этапами |различных крупных |
|собственно педагогических, |конечный результат |социально-культурного |социальных общностей, |
|и функционально |воспитания, который |развития человека. |выделяемых по |
|педагогических целей |представляет собой редко | |государственному, |
|воспитания определяется |достигаемый результат и |Структура |национальному, |
|сущностными |выступает как идеал, |социально-культурного |религиозному, |
|характеристиками результата|определяет ценностную |развития человека |этническому признакам. |
|воспитания и основными |направленность воспитания. |соотносится с процессом| |
|условиями (предпосылками) |Так как воспитание |закономерного, |Также педагогика |
|его возникновения. Объектом|рассматривается приоритетом |последовательного |начинает признавать |
|проектирования |в образовании, то общая цель|освоения им основных |значимость того, что |
|собственно-педагогических |воспитания задает и |культурных средств и |воспринимается как |
|целей воспитания выступает |ценностную направленность |основных предметностей |ценность детьми |
|описание ценностей и систем|всего образования в целом. |мира (подробнее о |дошкольного возраста, |
|ценностей, которое может | |закономерностях |подростками, юношеством.|
|быть осуществлено только |Ценностная направленность |социально-культурного | |
|посредством слова. Поэтому |образовательного процесса, |развития человека: |25.Проектирование |
|способ вербального описания|ориентированного на развитие| |системы целей и задач |
|ценностей является одним из|человека, - это |1.При проектировании |воспитания: общая |
|основных элементов |характеристика |целей воспитания |структура целей |
|методики. |образовательного процесса, |первого подуровня |воспитания Воспитание, |
| |отражающая мотивационную |определяется |ориентированное на |
|Формулировка собственно |направленность деятельности |системообразующая |развитие личности также |
|педагогических целей |субъектов педагогического |ценность, то есть, |предполагает её |
|воспитания должна наиболее |взаимодействия на |ценность, фиксирующая |социально-культурное |
|точно отражать сущностные |возникновение в результате |стремление человека к |формирование, но в |
|качества ценности. К |развития качеств человека, |оптимальной для |отличие от |
|таковым можно отнести |получающего образование |проектируемого уровня |социоцентристкой модели |
|следующее: |(учащегося, воспитанника и |целей форме |воспитания этот процесс |
| |т.п.), объективная |определенного вида |рассматривается как |
|-во-первых, процесс |необходимость которых, как |отношений, |момент развития |
|развития ценностного мира |для общества, так и для |складывающегося через |ценностного мира |
|индивида характеризуется |отдельной личности |определенный вид |человека. Таким образом,|
|возникновением качественно |выделяется общественным |деятельности (например,|спроектированная с |
|новых ценностей, |сознанием. |«стремление к согласию |позиций |
|складывающихся в | |с другими людьми на |структурно-генетического|
|определенные системы; |2. Цели воспитания, |основе диалога», |подхода система целей |
| |описывающие ценности, |«стремление к познанию |воспитания, |
|-во-вторых, личностные |возникающие на конечном и |природы через |ориентированного на |
|ценности, рассматриваемые |промежуточных этапах |использование |развитие и формирование |
|как мыслительные образы, |основных направлений |теоретических средств и|личности, складывается в|
|фиксируют предметно |воспитания. Они определяют |способов познания», |первую очередь из |
|определенные стремления |целевую направленность |«стремление к созданию |описаний конечного и |
|человека; |воспитания на основных |хорошей семьи» и т.п.);|общих для людей |
| |этапах социально-культурного| |промежуточных |
|-в-третьих, предметом |развития человека. Качества |2.При проектировании |результатов развития |
|стремлений человека |ценностей, возникающих на |второго подуровня |ценностного мира |
|выступает образ такой формы|конечном и промежуточных |определяются |человека. |
|его отношений с |этапах основных направлений |характеристики тех | |
|действительностью, которая |воспитания, соотносимые с |ценностей, которые |Педагогической наукой |
|представляется как |возрастом обучающихся и |фиксируют основные |установлено, что |
|необходимая, как значимая |уровнем их |группы условий, |воспитательный процесс |
|сама по себе; |социально-культурного |необходимых (значимых) |характеризуется |
| |развития, определяют |для реализации |отдаленностью и |
|-в-четвертых, каждая из |диагностируемое содержание |системообразующей |неопределенностью его |
|личностных ценностей |этой группы целей |ценности, выделенной на|результатов. При |
|включена в иерархическую |воспитания. |первом подуровне. В |проектировании системы |
|динамичную систему | |качестве основания |целей воспитания эта |
|личностных ценностей. Это |Цели первой и второй группы |выделения основных |особенность учитывается |
|означает, что при |описывают системы личностных|групп условий выступают|следующим образом: |
|построении человеком |ценностей, возникающие на |взаимодополняющие | |
|определенных отношений с |общих для всех людей этапах |действия субъекта, |1) через выделение |
|действительностью |развития их ценностного мира|необходимые для |собственно |
|происходит изменение |(или этапах |осуществления |педагогических |
|взаимосвязей между его |социально-культурного |стремления человека к |(результативных) и |
|ценностями: на иерархически|развития) и являются общими |построению оптимальной |функционально |
|более высокие уровни |целями воспитания, |формы определенного |педагогических |
|выдвигаются ценности, | |вида отношений, |(процессуальных) целей |
|фиксирующие стремление |3. Цели воспитания на |складывающегося через |воспитания (Пидк, с. |
|человека к тому, что |отдельном учебном занятии |определенный вид |68); |
|представляется необходимым,|или воспитательном |деятельности. Эти | |
|значимым именно для этого |мероприятии заключаются в |действия человек |2) через разграничение |
|вида отношений. При этом на|формировании у воспитанников|совершает через |оперативных целей |
|постоянном месте находится |позитивного отношения к |построение определённых|воспитания, реализуемых |
|только системообразующая |тому, что представлено как |форм отношений, которые|на учебном занятии или |
|ценность, определяющая |ценности общими целями |как необходимые, |воспитательном |
|общую ценностную ориентацию|воспитания. Это оперативные |значимые сами могут |мероприятии, и целей |
|человека. |цели воспитания. |стать предметом |воспитания, описывающих |
| |Возникновение у |стремлений человека, |конечный - генеральная |
| |воспитанников позитивного |что и фиксируется |цель, и общие |
| |отношения к чему-либо еще не|ценностями 2-го |промежуточные результаты|
| |означает, что у них возникла|подуровня. |развития ценностного |
| |соответствующая личностная | |мира человека. |
| |ценность, так как одобрение |Выделяется четыре | |
| |чего-либо еще не означает |основные группы таких | |
| |возникновение стремления к |условий, а, значит, | |
| |тому, чтобы это осуществить.|четыре ценности 2-го | |
| |В то же время, формирование |подуровня, образующие | |
| |позитивного отношения |горизонтальную | |
| |является основной |структуру в системе | |
| |предпосылкой возникновения |целей воспитания на | |
| |личностной ценности и |этом подуровне. Эти | |
| |поэтому может выступать |ценности могут быть | |
| |диагностируемой целью |описаны через следующие| |
| |воспитания на отдельном |общие характеристики: | |
| |учебном занятии или | | |
| |воспитательном мероприятии. |1стремление к познанию | |
| | |и пониманию того, что | |
| | |необходимо для | |
| | |построения оптимальной | |
| | |(гармоничной) формы | |
| | |отношений; | |
| | | | |
| | |2стремление к поиску и | |
| | |освоению различных | |
| | |способов построения | |
| | |оптимальной | |
| | |(гармоничной) формы | |
| | |отношений, выработанных| |
| | |различными социумами в | |
| | |разных условиях и в | |
| | |различное время; | |
| | | | |
| | |3стремление к | |
| | |самостоятельному | |
| | |построению | |
| | |(проектированию и | |
| | |организации) | |
| | |оптимальной | |
| | |(гармоничной) формы | |
| | |своих отношений с | |
| | |действительностью; | |
| | | | |
| | |4стремление к | |
| | |проявлению тех | |
| | |личностных качеств, | |
| | |которые позволяют | |
| | |построить оптимальную | |
| | |(гармоничную) форму | |
| | |своих отношений с | |
| | |действительностью. | |
| | | | |
| | |3.При проектировании | |
| | |целей воспитания | |
| | |третьего подуровня | |
| | |производится | |
| | |конкретизация целей | |
| | |второго подуровня, в | |
| | |результате чего | |
| | |дополняющие друг друга | |
| | |цели воспитания также | |
| | |образуют горизонтальную| |
| | |структуру в системе | |
| | |целей этого подуровня. | |
| | |Каждая из четырех групп| |
| | |целей воспитания 3-го | |
| | |подуровня определяется:| |
| | | | |
| | |-первая группа - через | |
| | |уточнение необходимых | |
| | |объектов познания и | |
| | |понимания, которых, как| |
| | |правило, несколько; | |
| | | | |
| | |-вторая группа - через | |
| | |уточнение тех групп | |
| | |способов построения | |
| | |оптимальной | |
| | |(гармоничной) формы | |
| | |отношений, которые | |
| | |позволяют представить | |
| | |их полноту, характерную| |
| | |для предметности мира, | |
| | |соответствующей уровню | |
| | |целей воспитания | |
| | |(например, для | |
| | |предметности мира-3: | |
| | |способы построения | |
| | |оптимальных форм | |
| | |семейных отношений, | |
| | |выделяемые русскими, | |
| | |башкирами, китайцами, | |
| | |американцами и т.п.); | |
| | | | |
| | |-третья группа - через| |
| | |уточнение тех способов | |
| | |организации | |
| | |самостоятельной | |
| | |деятельности, которые | |
| | |позволяют представить | |
| | |их полноту, характерную| |
| | |для предметности мира, | |
| | |соответствующей уровню | |
| | |целей воспитания | |
| | |(например, для | |
| | |предметности мира-2: | |
| | |репродуктивная | |
| | |деятельность, | |
| | |деятельность на основе | |
| | |самостоятельно | |
| | |определенной цели, | |
| | |деятельность на основе | |
| | |самостоятельно | |
| | |построенного плана и | |
| | |т.п.); | |
| | | | |
| | |-четвертая группа | |
| | |целей воспитания 3-го | |
| | |подуровня определяется | |
| | |через уточнение качеств| |
| | |личности, наиболее | |
| | |значимых для реализации| |
| | |ценностей 1-го | |
| | |подуровня. | |
+---------------------------------------------------------------------------------------------------------+
|