БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Радиоэлектроника
Региональная экономика
Режущий инструмент
Реклама и PR
Ресторанно-гостиничный бизнес бытовое обслуживан
Римское право
Русский язык культура речи
РЦБ ценные бумаги
САПР
Сексология
Семейное право
Социология
Страховое право
Строительство архитектура
Таможенное право
Теория государства и права
Технология
Таможенная система
Транспорт
Физика и энергетика
Философия
Финансы деньги и налоги
Физкультура и спорт
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экология
Экономика
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Эргономика
Этика и эстетика
Сочинения по литературе и русскому языку
Рефераты по теории государства и права
Рефераты по теории организации
Рефераты по теплотехнике
Рефераты по товароведению
Рефераты по трудовому праву
Рефераты по туризму
Рефераты по уголовному праву и процессу
Рефераты по управлению
Рефераты по менеджменту
Рефераты по металлургии
Рефераты по муниципальному праву
Биографии
Рефераты по психологии
Рефераты по риторике
Рефераты по статистике
Рефераты по страхованию
Рефераты по схемотехнике
Рефераты по науке и технике
Рефераты по кулинарии
Рефераты по культурологии
Рефераты по зарубежной литературе
Рефераты по логике
Рефераты по логистике
Рефераты по маркетингу
Рефераты по международному публичному праву
Рефераты по международному частному праву
Рефераты по международным отношениям
Рефераты по культуре и искусству
Рефераты по кредитованию
Рефераты по естествознанию
Рефераты по истории техники
Рефераты по журналистике
Рефераты по зоологии
Рефераты по инвестициям
Рефераты по информатике
Исторические личности
Рефераты по кибернетике
Рефераты по коммуникации и связи
Рефераты по косметологии
Рефераты по криминалистике
Рефераты по криминологии
Новые или неперечисленные
Без категории

Педагогика - наука

Педагогика - наука

ПЛАН

I.

ВВЕДЕНИЕ....................................................................

.............3

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

«ПЕДАГОГИКА – НАУКА»

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ.......3

2. ОСНОВНЫЕ

ПОНЯТИЯ.....................................................5

3. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

НАУК....................7

4. СВЯЗЬ С ДРУГИМИ

НАУКАМИ.................................... 8

III.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................

.........8

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ......................9

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет

свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного

мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества.

Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается

многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает

воспитание как частный момент развития общества, его производительных

сил и производственных отношений; история – как частный момент

истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи

с изучением становления личности развивающегося человека.

Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием

особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета,

который специально не исследуется никакой другой научной

дисциплиной.

В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний»

педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом

воспитание человека.

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов:

как возникла и развивалась эта наука и какие специфические

проблемы она исследует?

В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно

определённый аспект природных или общественных явлений, изучением

которых она занимается и знание которых имеет большое значение для

осмысления её теоретических основ.

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны

к жизни растущими потребностями общества в создании специальных

учебно - воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и

обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания

подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование

и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность

общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

Вот почему на определённой ступени развития человеческого

общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого

строя, когда производство и наука достигли значительного развития,

воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают

специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией

которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во

многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о

школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего

Востока и античной Греции.

Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные

деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль

воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого

человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 – ок. 559 гг.

до н.э.) полагалось, чтобы отец обязательно позаботился о специальной

выучке своих сыновей в той или иной области труда. По мере

расширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретических

знаний, относящихся к воспитательной деятельности, стала

разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и

знания в других сферах жизни и производства, вначале

разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древнегреческих

философов – Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до

н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.),

Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. – содержалось немало глубоких

мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведёт своё

происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве

названия науки о воспитании. Как же это произошло?

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым

аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их

в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также

совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда –

ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем

педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые

занимались обучением и воспитанием детей и для которых

педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука

о воспитании стала называться – педагогикой.

Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение

и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа,

что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического

воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.

Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах

древнеримских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи,

например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан

(42-118 гг. до н.э.) и др.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-

богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и

были пронизаны церковной догматикой.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах

мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой

эпохи - итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446),

испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский

мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536) и др.

Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении,

выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности

от оков угнетения.

Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории,

педагогика про- должала оставаться частью философии. Как особая

наука педагогика впервые была выделена из системы философских

знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной

научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем

великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).

Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы

с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами

последующих научно-педагогических систем.

Неоценимое значение для становления научной педагогики имели

труды таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро

(1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-

1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии,

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих

Гербарт (1776-1841) в Германии.

Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской

педагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н.

Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На

становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали

труды Л. Н. Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное,

систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было

дано в трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие

советской педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В.

Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-

1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970).

То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных

педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным

развитием производства, науки и культуры требовало повышения

грамотности основных производителей.

Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество

образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных

школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные

учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться

педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой

толчок развитию педагогической теории.

Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика

по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных

факторов в жиз -ни общества всё более становятся наукой об общих

закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Основные понятия:

Непременным условием выделения и функционирования любой науки

является наличие в ней категориального аппарата. Каковы основные

понятия (категории) педагогической науки?

Место педагогики в системе наук о человеке определяется тем,

что она исследует закономерности развития, формирования, воспитания,

образования и обучения личности.

Развитие человека – это процесс становления его личности под

влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых

социальных и природных факторов.

Согласно диалектико-материалистической концепции развитие

индивида (онтогенез) представляет собой процесс количественных и

качественных изменений, закономерно происходящих в анатомо-

физиологическом строении человеческого организма. Советская педагогика

не исключает влияния наследственности на развитие человека. Известно,

что наследственность отражает заложенные в генетической программе

человека особенности, которые передаются от родителей к детям. Это

и цвет кожи, глаз, волос, и телосложение, и особенности нервной

системы, а также задатки речи, мышления и др.

На наследственность детей существенно влияет состояние

психического здоровья и образ жизни родителей. Например, крайне

отрицательно влияют на умственные способности детей алкоголизм,

наркомания, токсикомания родителей.

Развитие есть поступательное движение, переход от низшего к

высшему, от простого к сложному, от несовершенного к более

совершенному.

Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под

психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а

также потребностей, способностей и характера личности. Физическое

развитие есть развитие организма, мышц, подвижности суставов и др.

Общее развитие – развитие психичес-ких, физических, нравственных и

других качеств личности.

Личность человека – результат действия и взаимодействия различных

факторов. Одни из них действуют более или менее независимо от

воли и сознания людей. К ним относятся биологическая природа

человека, общественные отношения, явления общественной психологии, образ

жизни, географическая среда, условия микросреды. Другие в большей или

меньшей степени зависят от воли и сознания людей. Это – идеология,

деятельность государства, общественных учреждений. Третья группа

факторов предполагает организованное развитие. Все эти факторы в

совокупности обеспечивают формирование личности.

Значит, формирование личности человека – это процесс её

становления под влиянием многочисленных факторов, природных и

общественных, внешних и внутренних, действующих стихийно и согласно

определённым правилам, с применением определённых средств.

Воспитание - есть один из факторов формирования личности.

Оно заключается в том, что люди хотят теми или иными

средствами достигнуть определённой цели – развивать и образовывать у

воспитанника определённые качества. Качественное своеобразие

воспитания, в отличие от других факторов формирования личности,

состоит в том, что воспитатель сознательно ставит определённую цель

и, стремясь достигнуть этой цели, находит средства, ведущие к её

осуществлению. Таким образом, воспитание есть такое общественное

отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях

направленного формирования личности.

Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития,

возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых.

Там, где есть воспитание, на полную мощность используются

положительные и ослабляются отрицательные влияния микросреды. Там, где

есть воспитание, человек раньше оказывается способным к

самовоспитанию.

Процесс воспитания направлен на формирование социально важных

качеств личности, на создание и расширение круга её отношений к

окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире,

разнообразнее и глубже система отношений личности к различным

сторонам жизни, тем богаче её собственный духовный мир.

К числу важнейших и наиболее общих педагогических понятий

относятся также образование и обучение.

Под образованием мы понимаем такую сторону воспитания, которая

состоит в овладении системой научных и культурных ценностей,

накопленных человечеством, в овладении системой познавательных умений

и навыков, формирования на их основе мировоззрения, морали, поведения,

нравственных и других качеств личности, развития её творческих сил

и способностей, подготовку к общественной жизни, к труду. В

содержание образования включаются все элементы социального опыта.

В зависимости от целей, характера и уровня подготовки

различают среднее, общее, политехническое, профессиональное и высшее

образование. Знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку,

даёт общеобразовательная школа. Знания, умения и навыки, необходимые

работнику определённой профессии, приобретаются им в специальных

учебных заведениях. Содержание и методика общего образования

обеспечивают формирование у школьников познавательных интересов и

навыков, необходимых для работы, дальнейшего обучения и

самообразования, служат основой политехнического и профессионального

образования и осуществляются с ними в тесной взаимосвязи.

Образование может быть достигнуто разными путями. Это может

быть самостоятельное чтение, радио - и телепередачи, курсы, лектории,

работа на производстве и т. п. Но наиболее верным и надёжным путём

является планомерно организованное обучение, имеющее своей целью

обеспечить человеку нормальное и полноценное образование. Содержание

образования определяется государственными учебными планами, учебными

программами и учебниками по изучаемым предметам.

Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое

обучение, которое осуществляется в определённой организации под

руководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя,

руководителя, инструктора). Обучение представляет собой целостный

педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования,

осуществляется воспитание и развитие учащихся.

Процесс этот, прежде всего двусторонний. С одной стороны, в

нём выступает обучающий (педагог), который излагает программный

материал и руководит этим процессом, а с другой – обучающиеся, для

которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым

материалом. Совместная их деятельность направлена на глубокое и

прочное усвоение научных знаний, вырабатывание умений и навыков,

применение их на практике, развитие творческих способностей,

формирование материалистического мировоззрения и нравственно-

эстетических взглядов и убеждений.

Обучение должно быть доступным данному классу, возрасту, уровню

развития. А доступным является всё то, что основано на имеющихся в

сознании ребёнка знаниях, полученных в процессе обучения, семейного

воспитания, непосредственного отражения природных и общественных

явлений, общения со взрослыми и сверстниками, в чтении, телевизионных

передачах, кинофильмах.

Основные понятия педагогики, как и явления, которые в них

отражаются, неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частично

совпадают и взаимно связаны в едином и целостном педагогическом

процессе. Поэтому при их характеристике необходимо всегда видеть

главную функцию каждого понятия и именно на этой основе отличать

его от других категорий.

Система педагогических наук

Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется

новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований.

Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием

«педагогика» обозначается целая система педагогических наук. .

Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных

педагогических дисциплин:

1. общая педагогика, исследует основные закономерности

воспита -

ния человека; раскрывает сущность, цели, задачи и

закономерности

воспитания, его роль в жизни общества и развитии

личности, про-

цесс образования и обучения.

2. возрастная педагогика, изучающая особенности

воспитания людей на

различных этапах возрастного развития; она подразделяется

на пред-

лых (профессионально-технического, высшего образования и

др.);

3. специальная педагогика – дефектология, изучающая

особенности

развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая

в свою

очередь распадается на ряд отраслей: вопросами

воспитания и обуче-

ния глухонемых и глухих детей занимается

сурдопедагогика, слепых и

слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых –

олигофренопеда-

гогика, детей с расстройствами речи при нормальном

слухе – логопедия;

4.частная методика, исследующая специфику применения

общих

закономерностей обучения к преподаванию

определённого предмета

(иностранного языка, математики, биологии, физики,

химии и др.);

5. история педагогики, изучающая развитие

педагогических идей и

практики воспитания в различные исторические

эпохи.

Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли

педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика

высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика.

Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика

семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций,

педагогика культурно-просветительной работы.

Связь с другими науками

Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитие

комплексного изучения педагогических явлений объективно требуют

органической связи педагогики с другими науками. Педагогика

развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией,

социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологией

человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др.

В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей,

возрастной и педагогической психологией. Психология вскрывает

закономерности психического развития людей в разные возрастные

периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и

воспитания. Идеи её широко используются при разработке организации

познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита

связь педагогики с социальной психологией, которая изучает

взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и

особенности психического склада людей, находящихся в разных

социальных условиях.

Исключительно ценными знаниями о природе физического развития

человека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология,

составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение

условнорефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы

тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних

воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек.

Новые, дополнительные возможности для исследования процессов

обучения и воспитания перед педагогикой открывает быстро

развивающаяся область знания, которая получила название теории

управления. Возникнув в системе общественных наук, она использует

достижения кибернетики, которая раскрыла наиболее общие

закономерности управления сложными динамическими системами. При этом,

однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы

управления безотносительно к качественной природе самоуправляемых

систем; воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой

качественной спецификой, своими специфическими закономерностями,

которые кибернетике недоступны.

Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она

или не пользуется данными других наук. Советская педагогика

использует материалы и данные смежных наук для решения своих

задач, на основе строгого отбора и выявления границ их применения.

Итак педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта

обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука –

это результат многолетних исследований закономерностей формирования

всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической

науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные

педагогические решения.

Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство,

разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно:

без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство

воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение

методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К

усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной

деятельности, на базе которой может и должно развиваться

педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической

деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен

быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что

это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений

необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного

труда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

I. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПЕД. ИН-ТОВ. / Ю. К. БАБАНСКИЙ, В. А. СЛАСТЕНИН,

Н. А. СОРОКИН И ДР.; ПОД РЕД. Ю. К.

БАБАНСКОГО. -

2-Е ИЗД., ДОП. И ПЕРЕРАБ. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,

1988. - 479 С.

II. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ФАК. ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧ. ОБУЧЕНИЯ

ПЕД. ИН-ТОВ. / ПОД РЕД. С. П. БАРАНОВА И ДР.

-

М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1976. – 352 С.

III. ХАРЛАМОВ И. Ф. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ

СТУДЕНТОВ УН-ТОВ И ПЕД. ИН-ТОВ. – 2-Е ИЗД.,

ПЕРЕРАБ.

И ДОП. – М.: ВЫСШ. ШК., 1990. – 576 С.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011