БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Радиоэлектроника
Региональная экономика
Режущий инструмент
Реклама и PR
Ресторанно-гостиничный бизнес бытовое обслуживан
Римское право
Русский язык культура речи
РЦБ ценные бумаги
САПР
Сексология
Семейное право
Социология
Страховое право
Строительство архитектура
Таможенное право
Теория государства и права
Технология
Таможенная система
Транспорт
Физика и энергетика
Философия
Финансы деньги и налоги
Физкультура и спорт
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экология
Экономика
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Эргономика
Этика и эстетика
Сочинения по литературе и русскому языку
Рефераты по теории государства и права
Рефераты по теории организации
Рефераты по теплотехнике
Рефераты по товароведению
Рефераты по трудовому праву
Рефераты по туризму
Рефераты по уголовному праву и процессу
Рефераты по управлению
Рефераты по менеджменту
Рефераты по металлургии
Рефераты по муниципальному праву
Биографии
Рефераты по психологии
Рефераты по риторике
Рефераты по статистике
Рефераты по страхованию
Рефераты по схемотехнике
Рефераты по науке и технике
Рефераты по кулинарии
Рефераты по культурологии
Рефераты по зарубежной литературе
Рефераты по логике
Рефераты по логистике
Рефераты по маркетингу
Рефераты по международному публичному праву
Рефераты по международному частному праву
Рефераты по международным отношениям
Рефераты по культуре и искусству
Рефераты по кредитованию
Рефераты по естествознанию
Рефераты по истории техники
Рефераты по журналистике
Рефераты по зоологии
Рефераты по инвестициям
Рефераты по информатике
Исторические личности
Рефераты по кибернетике
Рефераты по коммуникации и связи
Рефераты по косметологии
Рефераты по криминалистике
Рефераты по криминологии
Новые или неперечисленные
Без категории

Информатика

Информатика

Марийский государственный педагогический

институт им. Н.К. Крупской.

кафедра алгебры и геометрии

Методика

изложения темы

“Введение в информатику”.

творческая работа

| |Выполнила: |

| |выпускница ФМФ |

| |Голомидова Т.В. |

| |Научный руководитель: |

| |старший преподаватель |

| |кафедры алгебры и геометрии |

| |Гусарова Г.П. |

г. Йошкар-Ола, 1998

Тема “Введение в информатику” представляет, по-моему, особый интерес,

т.к. именно на первых уроках мы должны заинтересовать школьников новым

учебным предметом. Методическая система обучения информатике претерпевает в

настоящее время существенные изменения. Если вначале курс учебной

информатики был ориентирован на изучение алгоритмов, программирования и

информационных технологий, то теперь важнейшим моментом становится

формирование мировоззрения, основанного на системно-информационном подходе.

Требуется создание развернутой методики, центральной проблемой которой

является формирование системно-информационной картины мира. Именно тема

“Введение в информатику” позволяет как нельзя лучше рассказать об

информации, как об одном основополагающем понятии современной научной

картины мира, т.е. сформировать основы научного мировоззрения, что

относится к первой педагогической функции образовательной области

информатики.

В обязательный минимум содержания образования по информатике по темам

“Информация и информационные процессы” и ”Представление информации” входит:

n Понятие информации. Информационная деятельность человека. Информационные

процессы: получение, передача, преобразование и использование информации.

Единство информационных процессов в живой природе, обществе и технике.

n Язык как способ представления информации. Кодирование. Двоичная система

счисления. Количество и единицы измерения информации. Хранение и передача

информации и ее носители.

Я рассмотрела три учебника: Каймина, Кушнеренко и Ершова. На мой

взгляд, ни один учебник не содержит обязательный минимум. Самый ранний -

это учебник Ершова, в нем очень хорошо рассматривается роль ЭВМ в

современном обществе, но думаю, при изложении этой темы данный учебник

можно не использовать. У Каймина под тему “Введение в информатику” отведена

целая глава, для рассмотрения порекомендовала бы первые три параграфа:

Информация и мы; Информация и ее виды; Количество информации. Этот учебник

используется и в методике “Пермская версия, которую подробнее рассмотрим

чуть позже. У Кушнеренко мне понравилось то, что в (1 “Информация” есть

пункт “Вещество, энергия, информация - важнейшие сущности нашего мира”,

кроме того: информация и информационные процессы; информация в истории

общества; двоичное кодирование информации, бит, байт; единицы измерения

информации и т.д. в этом учебнике все перечисленное дается довольно кратко.

В журнале “Информатика и образование” приводится базовый курс основ

информатики и ВТ “Пермская версия”, мне понравилась методика, поэтому

предлагаю ознакомиться подробнее.

Программа предназначена для 8-9 классов общеобразовательных средних

школ. В итог первого года обучения по этой программе входит знание о роли

информации в окружающем мире и компьютерной информации. Построение курса

исходит из трех принципов, которые основываются на трех понятиях :

информация - ЭВМ - алгоритм. Видим, что понятие информации - стержень всего

курса. До появления ЭВМ информационная деятельность была сугубо

человеческой функцией. Поэтому отправным методическим моментом к изучению

информатики должен стать разбор информационной функции человека. Отсюда

знакомство с устройством и работой компьютера должно исходить из следующих

позиций: по своему назначению ЭВМ - это универсальный инструмент для работы

информацией; по принципу своего устройства ЭВМ - это модель информационной

функции человека. Дан тематический план по программе из расчета 34 часа в

год (1 урок в неделю, по стандарту 2 урока в неделю).

Фрагмент плана:

|№ |Тема |Содержание (8 класс) |Количество часов |

|1 |Введение в предмет|Место информатики в научном | |

| |ОИВТ |мировоззрении. Основные темы |1 |

| | |курса ОИВТ. История развития | |

| | |ВТ. | |

|2 |Человек и |Сущность информационной | |

| |информация |функции человека. Обмен |1-2 |

| | |информацией, хранение и | |

| | |обработка информации | |

| | |человеком. | |

|3 |Как измерить |Субъективный и объективный | |

| |информацию |подходы к измерению |1-2 |

| | |информации. Единицы количества| |

| | |информации. Скорость передачи | |

| | |информации. | |

По-моему, 3-5 часов на тему “Введение в информатику” вполне хватит.

Содержание урока по первой теме: Место информатики в системе научного

мировоззрения. Кибернетическая точка зрения на информацию как научную

абстракцию. Традиционный взгляд на информацию. Информатика как наука о

способах представления, хранения и переработки информации. ЭВМ как

инструмент информационной деятельности человека. Краткая история

возникновения и развития ВТ. Основные объекты изучения ОИВТ.

На первом занятии важно показать какое место занимает информация в

жизни людей, что в наш век информационного бума успех сопутствует тому, кто

владеет информацией. Нужно подбирать яркие примеры. Можно рассказать об

информационных системах и какую важную роль для функционирования систем

играет управление, а суть управления заключается в том, что на основе

информации вырабатывается управляющее воздействие. Очень может помочь

лекция Г.П. Гусаровой “Общая характеристика образовательной области

(Информатика(” и книга Вершинина О.Е. “За страницами учебника информатики”.

Урок проводится в форме лекции-беседы.

Тема 2. На первом уроке следует провести беседу на тему “Информация

вокруг нас”. Нужно обсудить примеры информационной деятельности человека в

быту, в учебе, на производстве, обратить внимание на инструментальные

средства, которыми пользуется человек в этой деятельности.

На втором уроке идет формальное обсуждение темы “Человек и

информация” по предлагаемой методической схеме .

Информация - фундаментальное понятие, поэтому определить его

исчерпывающим образом через какие-то более простые понятия невозможно.

Каждый вариант определения информации обладает некоторой неполнотой.

Предлагается одна из возможных методических схем раскрытия понятия

информации. Изложение ведется в тезисной форме. Учителю следует

проиллюстрировать этот материал примерами.

Информация - предмет интеллектуальной деятельности человека, продукт

этой деятельности. Иначе говоря, с позиции конкретного человека, информация

- это его знания.

Знания можно разделить на две категории: знание фактов и знание

правил. Вот некоторые примеры знания фактов: я знаю, что

. Москва - столица России;

. сумма углов треугольника равна 180 градусам.

Примеры знания правил: я знаю как

. добраться от Перми до Москвы;

. перемножить две простые дроби.

Какие действия человек выполняет с информацией ? Их три: обмен,

хранение, обработка.

Обмен содержит два момента: прием информации и передача информации.

Следует пояснить, в каких формах могут происходить прием и передача

информации. Точно также нужно подробнее рассказать про хранение и обработку

информации.

Эти и другие положения иллюстрируются схемой, приведенной на рис.1.

Удобно подготовить эту схему на плакате и рассказывать материал, ссылаясь

на нее. При объяснении схему следует иллюстрировать примерами. При

опросе ученики могут пояснять отдельные узлы и связи схемы. Учитель должен

ясно понимать, что любое схематическое описание какой-либо стороны

человеческой деятельности является неполным, модельным. Однако наиболее

существенные моменты информационной функции человека эта схема отражает.

В дальнейшем данная схема послужит отправной точкой для раскрытия

принципов организации и функционирования ЭВМ.

Тема 3. На первом уроке обсуждается субъективный подход к определению

информационности сообщения. Количественная мера информации. Алфавитный

подход.

Второй урок посвящен таким вопросам как передача информации,

скорость передачи информации. Обсуждение пройденного материала в форме

ответов на контрольные вопросы и выполнения заданий.

Примерное изложение темы “Как измерить информацию?”

Уже было сказано, что в окружающем нас мире есть три глобальные

субстанции: вещество, энергия, информация. Всем известны меры, которые

применяются для измерения количества вещества и энергии. Интерес

представляет определение единицы измерения количества вещества. К

определению меры информации может быть два подхода: субъективный и

объективный. Субъективный подход связан с данным выше определением

информации по отношению к человеку: как знаний человека. Информация может

быть разных видов и имеет вполне определенные свойства, которые приводятся

почти во всех учебниках информатики.

В теории информации существует следующее определение: сообщение,

уменьшающее неопределенность знаний в два раза несет один бит информации.

Бит - название единицы информации.

Сообщение о том, что произошло одно из двух равновесных событий,

несет 1 бит информации. Например, играя в “орлянку” , каждый раз после

падения монеты на пол мы получаем 1 бит информации (орел или решка).

Если N- общее количество равновероятных событий, то сообщение о том,

что произошло одно из них, несет Х бит информации. Значение Х определяется

из уравнения

2Х= N, Х=log2N.

В технических устройствах хранение, передача и обработка информации

производятся и использованием алфавитов, содержащих два различных знака. С

математической точки зрения эти знаки можно отождествить с 0 и 1. Слово бит

происходит от сокращения английского слова binary digit - двоичный знак.

Алфавит из двух символов называют двоичным. Тут можно рассказать о двоичном

кодировании информации.

Эта методика предназначена для преподавания в классах, где у детей

достаточно высокий уровень знаний. Может быть стоит дополнить эту методику

двоичным кодированием. Хотя следует оговориться, что если полностью давать

уроки по методике “Пермская версия”, а не только тему “Введение в

информатику”, то в этой методике двоичная арифметика дается в теме “Как

работает компьютер” на втором году обучения.

После каждой темы приведены контрольные вопросы и задания, что тоже

очень удобно.

В классах, где у учеников знания послабее, в классах выравнивания

лучше ограничиться общими сведениями, закрепляя их на примерах.

Для одаренных учащихся можно выбрать по какой-нибудь теме доклад.

При изложении материала в основном используют метод беседы;

обобщения, абстрагирования, конкретизации; сравнения и аналогии.

Учителя информатики по-разному подходят к изложению темы “Введение в

информатику”. Остановимся на опыте работы учителя информатики высшей

категории средней школы №11 Кондратьевой Ольги Григорьевны. На изучение

данной темы отводится 2 часа. Учитель ставит перед собой целью ввести

понятие информатики как науки и информации, как одного из основных понятий

этой науки. Выделяет три базовых понятия информатики: информация - алгоритм

- компьютер; и приводит схему:

ИНФОРМАТИКА

информатика

компьютер

алгоритм

Большое внимание уделяется свойствам и видам информации. На примерах

раскрывается ее значимость.

В кабинете информатики средней школы №9 развитие понятия информации,

пути ее передачи очень подробно и наглядно представлены на стендах, которые

удачно дополняют оформление кабинета.

Приведу вопросы, на которые должны смочь ответить учащиеся, если

выберут среди выпускных экзаменов информатику.

Билеты выпускного экзамена по информатике (базовый курс):

Билет №7. Вопрос1. Информационные процессы в природе, обществе, технике.

Информационная деятельность человека.

Билет №8. Вопрос1. Информация и управление. Замкнутые и разомкнутые системы

управления, назначение обратной связи.

Билет №18. Вопрос2. Решение задачи на определение объема информации,

преобразование единиц измерения количества информации.

Билет №19. Вопрос1. Передача информации. Организация и структура

телекоммуникационных компьютерных сетей.

Для школ, где после базового курса (8-9 класс) изучение информатики

продолжается в 10-11 классах в билетах добавляются следующие вопросы:

Билет №12. Вопрос2. Информация. Вероятностный подход к измерению количества

информации.

Билет №19. Вопрос2. Информатизация общества. Основные этапы развития

вычислительной техники.

В заключение еще раз обращаю внимание учителей на то, что после

изучения данной темы учащиеся должны быть подготовленными к работе с

информацией, должны понимать огромное значение информации в жизни людей.

Литература.

1. Ершов А.П., Монахов В.М. и др. Основы информатики и вычислительной

техники: Проб. учеб. пособие для сред. учеб. заведений. В 2-х ч. Ч. 1.

-М.: Просвещение, 1985. - 96 с.

2. Каймин В.А., Щеголев А.Г., Ерохина Е.А., Федюшин Д.О. Основы информатики

и вычислительной техники. -М.: Просвещение, 1989.

3. Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В., Сворень Р.А. Основы информатики и

вычислительной техники: Проб. учеб. для сред. учеб. заведений. - М.:

Просвещение, 1990. - 224 с.

4. Вершинин О.Е. За страницами учебника информатики: Кн. Для учащихся 10-11

кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1991. -352 с.

5. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Базовый курс ОИВТ: “Пермская версия” (часть1)

//ИНФО. - № 5. -1994. -С.3-8.

6. Семакин И.Г. Базовый курс ОИВТ: “Пермская версия” (часть2) //ИНФО. - №

5. -1994. -С.9-19.

7. Обязательный минимум содержания образования по информатике. //ИНФО. - №

6. -1997. -С.3-4.

8. Билеты выпускного экзамена по информатике. //ИНФО. - № 1. -1998. -С.13-

16.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011