БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Радиоэлектроника
Региональная экономика
Режущий инструмент
Реклама и PR
Ресторанно-гостиничный бизнес бытовое обслуживан
Римское право
Русский язык культура речи
РЦБ ценные бумаги
САПР
Сексология
Семейное право
Социология
Страховое право
Строительство архитектура
Таможенное право
Теория государства и права
Технология
Таможенная система
Транспорт
Физика и энергетика
Философия
Финансы деньги и налоги
Физкультура и спорт
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экология
Экономика
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Эргономика
Этика и эстетика
Сочинения по литературе и русскому языку
Рефераты по теории государства и права
Рефераты по теории организации
Рефераты по теплотехнике
Рефераты по товароведению
Рефераты по трудовому праву
Рефераты по туризму
Рефераты по уголовному праву и процессу
Рефераты по управлению
Рефераты по менеджменту
Рефераты по металлургии
Рефераты по муниципальному праву
Биографии
Рефераты по психологии
Рефераты по риторике
Рефераты по статистике
Рефераты по страхованию
Рефераты по схемотехнике
Рефераты по науке и технике
Рефераты по кулинарии
Рефераты по культурологии
Рефераты по зарубежной литературе
Рефераты по логике
Рефераты по логистике
Рефераты по маркетингу
Рефераты по международному публичному праву
Рефераты по международному частному праву
Рефераты по международным отношениям
Рефераты по культуре и искусству
Рефераты по кредитованию
Рефераты по естествознанию
Рефераты по истории техники
Рефераты по журналистике
Рефераты по зоологии
Рефераты по инвестициям
Рефераты по информатике
Исторические личности
Рефераты по кибернетике
Рефераты по коммуникации и связи
Рефераты по косметологии
Рефераты по криминалистике
Рефераты по криминологии
Новые или неперечисленные
Без категории

Ядерная безопасность: политические и правовые аспекты

Ядерная безопасность: политические и правовые аспекты

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего и профессионального образования

«Тверской государственный университет»

Факультет управления и социологии

Кафедра регионоведения

Курсовая работа

на тему: Проблемы ядерной безопасности: политические и правовые аспекты

Выполнила студентка 4 курса:

Иванисова И.В.

Научный руководитель:

доцент кафедры

регионоведения,

Салтыкова О.В.

Тверь

2007

Содержание:

Введение С.3

Глава I. Появление ядерного оружия и создание системы ядерной

безопасности

1. Причины ядерного противостояния после Второй мировой войны С.7

1.2. Договорный процесс ограничения ядерных испытаний

с 60-х гг. XX в. до конца XX в. С.13

Глава II. Институциональное и государственное регулирование

ядерной безопасности на современном этапе

1. Организации, контролирующие деятельность западных

стран сфере ядерной безопасности С.20

по атомной энергии в области ядерной безопасности

2. Политика ядерной безопасности западных стран С.32

Заключение С.37

Список использованных источников и литературы С.39

Приложения С.41

Введение

Вторая половина XX века вошла в историю человечества как самый сложный и

противоречивый период. Именно в это время, после окончания Второй мировой

войны, т. е. после победы над фашисткой Германией, складывается такая

система международных отношений как «холодная война», выразившаяся в

политическом, экономическом и идеологическом противостоянии двух

сверхдержав СССР и США. Сильное влияние на ситуацию стало оказывать

ядерное оружие, которое являлось существенным инструментом СССР и США во

взаимном противоборстве после Второй мировой войны с целью установления

военно-политической гегемонии и контроля над развитием цивилизации. Первое

ядерное оружие было разработано в конце Второй мировой войны, в 1944 году,

в рамках американского сверхсекретного «Манхэттенского проекта» под

руководством Роберта Оппенгеймера. После испытания США атомной бомбы в

японских городах Хиросима и Нагасаки в 1945 г., СССР форсировал разработку

собственного ядерного оружия, с целью недопущения гегемонии США на мировой

арене. США и СССР оказались в полной военной зависимости от ядерных

комплексов друг друга. Ситуация осложнялась тем, что выходом из

сложившейся ситуации могла быть только самоликвидация одной из

сверхдержав. нной зависимости от ядерных комплексов друг друга. ой арене.

...................................Следовательно, безопасность сверхдержав

в ядерном противостоянии определялась устойчивостью баланса ядерных сил по

отношению к возможностям средств первого удара и обеспечением возможности

гарантированного ответного удара. Практическая реализация этой

\"безопасности страха\" привела к такому росту ядерных арсеналов, что

проблема противостояния СССР и США приобрела общемировое значение. Наряду

с эффективностью ядерного вооружения одним из основных вопросов как для

США, так и для СССР стал вопрос о его безопасности. С 60-х годов активно

развивается договорный процесс ограничения ядерных испытаний. Обе

сверхдержавы активно выступают с предложениями об ограничении, прекращении

и запрете ядерных испытаний, а также использованию ядерной энергии в

мирных целях. На протяжении всей второй половины двадцатого века регулярно

принимаются договоры, конвенции, декларации относительно этого вопроса. По

инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в 1957 году создается международный

правительственный форум в области мирного использования ядерной энергии -

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), которое прилагает все

свои силы по борьбе за уменьшение значения ядерного оружия в международной

политике с целью его ликвидации. Координация усилий государств по

обеспечению ядерной безопасности осуществляется, прежде всего, в форме

принятия документов, большинство из которых разработано в рамках МАГАТЭ.

Деятельность Евратома имеет исследовательский и практический характер, и

направлена на развитие атомной энергетики, обмен технической информацией

странами-членами, а также контроль над использованием расщепляющихся

материалов. ЮНИДИР, как институт ООН, проводит независимые исследования по

вопросу о разоружении и связанными с ним проблемами, в особенности по

проблемам международной безопасности.

Актуальность исследования проблем ядерной безопасности состоит в том, что,

не смотря на развитую договорную базу и постоянное ее совершенствование в

области ограничения и ликвидации ядерного оружия, существует другая

скрытая проблема. Многим договорам о запрете ядерных испытаний и

нераспространению ядерного оружия предшествует очередной этап его

технического совершенствования. Поэтому, ограничивая сферу применения,

договаривающиеся стороны попросту в ней уже не нуждаются. Отсюда возникает

парадокс, с одной стороны, государства, согласно взятым на себя

обязательствам по международным договорам, сокращают ядерное вооружение, с

другой стороны, качественные характеристики современного ядерного оружия

не требуют наличия его в больших количествах, и тем более, проведения

ядерных испытаний. Наличие ядерного оружия предопределяет особую

ответственность ядерных стран, требует эффективной системы ядерной

безопасности. Полная ликвидация ядерного оружия в настоящее время вряд ли

возможна. Однако безъядерный мир также не может быть безопасным, о чем

говорит история двух мировых войн XX века и многих региональных

конфликтов. В настоящее время основной проблемой является то, что развитие

военно-политической обстановки в мире во многом определяется тем, что

государства по-прежнему рассматривают военную силу в качестве одного из

главных инструментов для достижения политических и экономических целей, а

также для расширения своего геополитического влияния. И главной задачей

является уменьшение значения ядерного оружия в международной политике.

Цель курсовой работы - рассмотреть проблемы ядерной безопасности в

политическом и правовом аспектах. Основными задачами курсовой работы

являются:

1. выявить причины возникновения гонки вооружений США и СССР в ядерной

сфере;

2. изучить договорный процесс ограничения ядерных испытаний с 1960-х гг.

XX в. до конца XX в;

3. рассмотреть деятельность организаций, регулирующих вопросы

в области ядерной безопасности;

4. проанализировать политику ядерной безопасности западных стран.

При написании курсовой работы использовались, прежде всего, источники,

отражающие основные соглашения и инициативы в области ограничения ядерных

вооружений и ядерных испытаний в рамках ООН и МАГАТЭ Венская конвенция о

гражданской ответственности за ядерный ущерб от 12 сентября 1997г.,

Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом

пространстве и под водой от 10 октября 1963 г., Декларация о

предотвращении ядерной катастрофы от 9 декабря 1981 года, а также договор,

учреждающий Европейское сообщество по атомной энергии. В работе

использовались монографии и литература, посвященная изучению проблем

ядерной безопасности. Так, например, использовались книги Михайлова В.Н.

«Ядерные испытания СССР». посвящены изучению и анализу возникновения гонки

вооружений США и СССР, а также развитию договорных отношений между обеими

странами по вопросам безопасности. Основные проблемы и аспекты

деятельности Международного агентства по атомной энергии отражены в трудах

А.И. Иойорыша «Международное атомное право». Деятельность Европейского

сообщества по атомной энергии подробно рассмотрена в работе Л.А.

Афанасьевой «Евратом: правовые проблемы». Характеристика политики ядерной

безопасности западных стран дана в трудах М.Е. Сосновского «Ядерное оружие

США в

Европе», «Ядерная политика и ядерное оружие Франции», «Ядерная политика и

ядерное оружие Великобритании». Основными методами, с помощью которых

проводилось исследование, были ретроспективный метод, аналитический метод,

метод восхождения от частного к общему, описательный метод.

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе анализируется

появление ядерного оружия и создание системы ядерной безопасности. Во

второй главе исследуется регулирование ядерной безопасности на современном

этапе.

Глава 1. Появление ядерного оружия и создание системы ядерной безопасности

1.1.Ядерное противостояние

Первое послевоенное десятилетие охарактеризовалось созданием двух блоков -

НАТО и Организация Варшавского договора. Именно окончание Второй мировой

войны большинство историков, а именно Дж. Бернхэм, Дж.Крокер, Ст. Поссони,

Ч. Тэнзил (представители «ортодоксальной» школы), Л. Дэвис, Г. Смит, Х. В.

Хэмметт (представители «ревизионистской» школы) считают началом холодной

войны, которая выразилась в идеологическом, политическом и военном

противостоянии двух сверхдержав - СССР и США. Формально было принято

считать, что биполярность основывалась на конфронтации «свободного мира»

(«либерализма») с «лагерем социализма» («коммунизма»). «В действительности

идеологические противоречия между самыми сильными державами переплетались

с геополитическими с доминированием вторых». Сильное влияние на ситуацию

стало оказывать ядерное оружие, которое являлось существенным инструментом

СССР и США во взаимном противоборстве после Второй мировой войны с целью

установления военно-политической гегемонии и контроля над развитием

цивилизации. Первое ядерное оружие было разработано в конце Второй мировой

войны, в 1944 году, в рамках американского сверхсекретного «Манхэттенского

проекта» под руководством Роберта Оппенгеймера. Процесс создания атомной

бомбы потребовал большого научного ресурса, в ее изготовлении были

задействованы не только американские, но и европейские ученые. Первые две

бомбы были сброшены на японские города Хиросима (6 августа) и Нагасаки (9

августа). Взрыв вызвал большие разрушения в этих городах и огромные жертвы

среди мирного гражданского населения. Применение атомной бомбы было

вызвано не военной необходимостью. Американские правящие круги, спекулируя

на временной монополии США в области ядерного оружия, пытались

использовать его как средство устрашения других государств. При создании

атомной бомбы США исходили из того, что это \"сверхоружие\" позволит им

осуществить военную гегемонию в мире и тем самым обеспечить национальную

безопасность. Как известно, в течение 150 лет, до конца второй мировой

войны США были практически неуязвимы по отношению к крупномасштабному

военному воздействию. Такое положение вещей, разумеется, не устраивало

советское руководство. Реально оценивая ситуацию Советский Союз понимал,

что для самостоятельной разработки атомной бомбы понадобится достаточно

долгое время, что могло усилить позиции США на мировой арене, что СССР не

мог допустить ни в коем случае. Поэтому был выбран простой выход из этой

ситуации - информации, полученной советской разведкой, оказалось

достаточно для того, чтобы разработать и создать атомную бомбу, которую

можно было бы считать копией американского плутониевого заряда в 1945 г.

По мнению В.Н. Михайлова, основная цель испытания этого ядерного заряда в

1949 г. состояла в экспериментальном подтверждении факта обладания

технологией ядерного оружия. Особое значение придавалось тому, чтобы в

первом взрыве была проверена копия американской атомной бомбы. Такой

подход позволил, во-первых, экспериментально исследовать возможности

ядерного взрыва как взрыва типичного ядерного боеприпаса США, а во-вторых,

получить технологический процесс и продукт, соответствующие американским

стандартам, в качестве отправной точки для совершенствования ядерного

оружия. Политическое, военно-промышленное и научное руководство программой

создания первой советской атомной бомбы были удовлетворены результатами ее

испытания, так как была получена прямая информация об исключительных

последствиях воздействия ядерного взрыва созданного боеприпаса на элементы

военной техники и промышленных сооружений. Появилась практическая основа

для учета возможностей использования ядерного оружия в военных операциях.

а ядерного заряда как продукта этой технол

Таким образом, после создания ядерного оружия, когда СССР стал

сверхдержавой, США оказались в полной военной зависимости от его ядерного

комплекса (и в аналогичной зависимости оказался СССР). Однако, если для

СССР опасность силового уничтожения государства и физического истребления

народа реально существовала в период Второй мировой войны, то для США это

была совершенно новая и нетерпимая ситуация. Проблема оказалась тем

сложнее, что разрешить ее силовым способом было невозможно, а соперник

являлся главным идейным антагонистом. Единственным выходом из сложившейся

ситуации мог быть только самоликвидация одного из центров биполярного

мира. Таким образом, безопасность сверхдержав в ядерном противостоянии

определялась устойчивостью баланса ядерных сил по отношению к возможностям

средств первого удара и обеспечением возможности гарантированного

ответного удара. Практическая реализация этой \"безопасности страха\"

привела к такому росту ядерных арсеналов, что проблема противостояния СССР

и США приобрела общемировое значение.

По мнению А.С.Орлова, процесс повышения боевой эффективности системы

ядерных вооружений был связан в основном с двумя взаимозависимыми

направлениями работ. Во-первых, это повышение собственных боевых

характеристик ядерных боеприпасов, во-вторых, расширение видов и

совершенствование возможностей носителей ядерного оружия. В первое

послевоенное десятилетие система стратегических ядерных вооружений СССР

значительно уступала США по выше приведенным параметрам. Основная

асимметрия в балансе ядерных сил определялась возможностью базирования

стратегической авиации США в непосредственной близости от границ. В 1950

году количество стратегических боезарядов у США оценивалось в 450 единиц,

а у СССР их не было; в 1956 году у США было 4750 единиц стратегических БЗ,

а у СССР - 80 единиц стратегических БЗ.

С конца 50 гг. XX века СССР начинает активно наращивать свой военный

потенциал. Для него важное значение имели низкая стоимость, доступность и

сжатые сроки проведения ядерных испытаний, которые делали их эффективным

инструментом модернизации ядерного оружия. В этот период происходит

разработка и создание баллистических ракет - основного средства доставки

ядерного оружия. Создавались и совершенствовались образцы первых ядерных

зарядов, и начиналась разработка термоядерного оружия. Принципиальное

значение имела разработка термоядерного оружия, в результате чего был

совершен качественный скачок в уровне энерговыделения ядерного боеприпаса

от единиц и десятков килотонн до мегатонного класса. Значение

потенциальной возможности доставки на территорию противника нескольких

единиц ядерного боеприпаса качественно возросло, и соответственно в

условиях резкой асимметрии ядерных вооружений США и СССР возросли

фактические возможности сдерживания.

Следующим этапом развития ядерного потенциала сверхдержав было создание

межконтинентальных баллистических ракет (МБР) как носителей боеприпасов.

Разработка МБР в этих целях велась и в США, и в СССР, практический прорыв

был совершен к 1960 году. Через 7-10 лет МБР стали занимать основное место

в системе стратегических вооружений СССР. Появление МБР резко изменило

существовавшую геополитическую асимметрию, определявшую возможности

стратегических ядерных вооружений США и СССР. Теперь возможности

стратегических ядерных вооружений СССР могли также эффективно угрожать

США, а в последствии привели к паритету стратегических наступательных

вооружений обеих стран. Появление принципиально нового вида носителей

ядерного оружия стимулировало разработку ядерных зарядов для их оснащения,

прежде всего термоядерных зарядов большой мощности. По-прежнему

исключительное значение в их создании играли ядерные испытания, в ходе

которых исследовались параметры работы и боевые характеристики ядерного

заряда. При этом существенное значение играл новый способ информационного

контроля за территорией противника - использование средств космической

разведки со спутников слежения. С некоторого времени МБР размещались в

укрепленных шахтных пусковых установках (ШПУ) и представляли собой

высокопрочные объекты.

Энергичное развертывание работ по созданию ракетно-ядерного оружия нашло

свое отражение в новой военной доктрине СССР, провозглашенной Н. С.

Хрущевым в начале 1960 года. Ракетно-ядерное оружие рассматривалось в ней

как решающий фактор обеспечения безопасности СССР. В период 1960-1969 гг.

было поставлено на вооружение семь типов межконтинентальных баллистических

ракет, активно велись работы по их усовершенствованию. Наряду с МБР

наземного базирования, размещаемыми в стационарных ШПУ, проводились работы

по созданию других типов стартов, обладавших повышенной живучестью.

Основным шагом в этом направлении было создание подвижных стартов

подводного базирования, расположенных на подводных лодках, - комплексов

баллистических ракет подводной лодки (БРПЛ). По мнению Михайлова В.Н.,

оснащение подводных лодок БР, с одной стороны, позволило сохранить боевые

возможности МБР для межконтинентального поражения целей, с другой -

создало серьезные проблемы для возможности нанесения эффективного

упреждающего удара стороной, в меньшей степени, контролирующей морское

пространство. При этом часть потенциальных целей для превентивного удара

противника снималась с собственной территории государства и переносилась в

океан. Впоследствии совершенствование комплексов БРПЛ, прежде всего

создание США системы \"Трайдент-И\", сделало в принципе возможным

использование БРПЛ как оружия первого удара для поражения ШПУ МБР. Другим

направлением создания подвижных МБР была разработка наземных мобильных

комплексов МБР железнодорожного и автомобильного базирования. На некоторых

этапах развития стратегических ядерных сил рассматривались возможности

разработок подвижных стартов БР других типов, например воздушного или

космического базирования, однако практические работы в этих направлениях

были закрыты Договором об ограничении СНВ. Вряд ли СССР был заинтересован

в создании системы МБР воздушного базирования. В то же время создание

систем космических стартов придало бы новую специфику

военно-стратегическому противостоянию двух сверхдержав с трудно

предсказуемым изменением баланса сил, хотя в долгосрочном плане этот вид

вооружений был, по-видимому, более выгоден для США.

Разработка стратегических ядерных зарядов являлась ключевым видом

деятельности в работах по ядерному оружию и производилась в соответствии с

конкретными требованиями разнообразных видов стратегических носителей.

Поскольку ядерные испытания являлись неотъемлемым элементом разработки

ядерных зарядов как в период воздушных, так и в период подземных

испытаний, то они имели принципиальное значение для практической

реализации этих программ, а также для развития соответствующих систем

ядерного оружия и формирования изменений в военно-политической ситуации.

Ядерные испытания явились одним из ключевых элементов создания ядерного

оружия. По мере накопления экспериментального опыта работы ядерных

зарядов, совершенствования методов моделирования происходящих в них

процессов, развития ядерных оружейных технологий принципиальная

необходимость в ядерных испытаниях уменьшалась. С другой стороны, решение

новых конкретных оружейных задач, усиление требований к ядерному оружию,

резкие изменения производственных возможностей требовали новых ядерных

испытаний. Баланс развития этих двух направлений процессов и определял

степень необходимости, объем и возможности ограничения ядерных испытаний,

соответствовавшие военно-техническим потребностям государства.

При достигнутом уровне ядерных арсеналов СССР и США широкомасштабный

военный конфликт между ними представлял бы собой глобальную угрозу в

планетарном масштабе. Такой конфликт, помимо практического взаимного

уничтожения воюющих сторон, привел бы к разрушению мировой экономики,

источников энергии и продовольствия, а также к катастрофическому выбросу

радионуклидов, которые могли выпасть на территориях нейтральных стран, не

втянутых в конфликт. Военно-политические доктрины США и СССР были

наступательные, они строились на упрощенном понимании последствий

применения ядерного оружия.

1.2. Договорный процесс ограничения ядерных испытаний

Наряду с эффективностью ядерного вооружения одним из основных вопросов как

для США, так и для СССР стал вопрос о его безопасности.

Военно-политическое значение обеспечения безопасности ядерного оружия

очевидно, поскольку любые крупномасштабные аварии могут привести к

дискредитации этого вида вооружений. Необходимо учитывать крупные

экономические затраты для рекультивации пораженной окружающей среды и

возможность ущерба для здоровья населения. Наконец, аварии с ядерным

взрывом, составляющим заметную долю от номинальной мощности, могут иметь

катастрофические последствия.

Первым крупным шагом по ограничению ядерных испытаний является мораторий

на ядерные испытания СССР и США с 3 ноября 1958 г. по 1 сентября 1961 г.,

который был прерван в связи с резким обострением отношений между двумя

государствами. Это событие легло в основу новой политической традиции -

формирования государственной политики в области ядерных испытаний как

своеобразного индикатора общего состояния взаимоотношений СССР и США.

К моменту начала моратория США в существенной степени опередили СССР в

развитии своей ядерной программы. Период ядерных испытаний в США уже

составлял 13 лет по сравнению с девятилетним периодом проведения ядерных

испытаний в СССР. В США к этому времени было проведено 196 испытаний, в то

время как в СССР - 83 испытания. В то же время динамика ядерных испытаний

изменялась не в пользу США: если в 1955 году США по количеству ядерных

испытаний опережали СССР в 2,9 раза, то к 1959 году -в 2,35 раза.

Необходимо иметь в виду не только эти количественные различия в накоплении

экспериментального опыта ядерных разработок, но также и несомненное

превосходство США в развитии вычислительной техники, играющей важную роль

в системе физико-математических моделей, и технологий, определяющих

развитие средств диагностики ядерного взрыва. На основании проведенных

разработок США создали к 1958 году гигантский ядерный арсенал общей

численностью в ~ 7300 ядерных зарядов с совокупным мега-тоннажем в 17,5

гигатонны. СССР не имел в это время ядерного арсенала, сколько-нибудь

сравнимого с этими характеристиками.

По мнению Орлова А.С., хотя действительные причины моратория США

неизвестны, объективно он был направлен на обеспечение американского

превосходства в опыте разработки ЯЗ и его закрепление в будущем, опираясь

на развитие технологических преимуществ.

В августе 1963 года СССР, США и Великобритания заключили Договор о

запрещении ядерных испытаний в трех средах, который предусматривал

запрещение испытаний ядерного оружия в атмосфере, под водой и в космосе и

разрешал только проведение подземных ядерных испытаний. Как официальное

международное соглашение этот Договор имеет особый статус по сравнению с

мораторием, представляющим, по существу, внутренний государственный акт.

Государства продемонстрировали принципиальную возможность заключения

международных соглашений по контролю над ядерным оружием; ядерные

государства отказались от использования планетарной атмосферы для

распространения радиоактивности, нарабатываемой во взрывах; существенно

изменились методы экспериментальной проверки ядерного оружия. После

создания технологий производства подземных ядерных взрывов проведение

ядерных испытаний стало в принципе внутренним делом каждого ядерного

государства. Очевидно гуманитарное значение Договора 1963 года, так как он

прекратил произвольное распространение радиоактивности ядерных взрывов по

планетарному пространству, ограничив ее местонахождение территорией самих

ядерных государств.

Следующим соглашением, сыгравшим существенную роль в ограничении ядерных

испытаний, стал Договор 1972 года между СССР и США об ограничении систем

противоракетной обороны (Договор по ПРО). Учитывая общее технологическое

превосходство США, в особенности в областях тонких и высоких технологий,

играющих особую роль в создании систем ПРО, для СССР было вполне приемлемо

заключение Договора по ПРО, что освобождало его от военно-технического

соревнования в невыгодной для себя области. Заключение Договора по ПРО,

без сомнения, позволило сократить крупные программы ядерных испытаний в

целях развития, ПРО, реализация которых в противном случае была бы

неизбежна безотносительно к вопросу о конечном результате - создании

эффективной ПРО. В то же время вопрос о противоракетной обороне в

очередной раз стимулировал исследования в области поражающих факторов

ядерного оружия и его живучести и этим оказал непосредственное влияние на

программу ядерных испытаний. Одновременно с Договором 1972 года об

ограничении систем противоракетной обороны было подписано и Временное

соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических

наступательных вооружений. Это соглашение накладывало ограничения на

возможность увеличения количества баллистических ракет шахтного

базирования, а также на рост количества баллистических ракет подводной

лодки. В дальнейшем это соглашение получило развитие в положениях Договора

1979 года ОСВ-2.

В период, последовавший после заключения Московского договора о запрещении

ядерных испытаний в трех средах, проходили напряженные и длительные

переговоры о запрещении подземных ядерных взрывов. Переговоры велись в

основном в рамках Комитета по разоружению, в состав которого первоначально

входило 18 государств. Комитет начал работать в марте 1962 года. В 1969

году состав Комитета был расширен до 26 участников, в 1975 году - до 31

участника, а в 1979-1986 годах - до 40 участников, включая, пять ядерных

государств (США, СССР, Франция, Великобритания, КНР). В 1984 году этот

орган был переименован в Конференцию по разоружению. Позиции СССР и США и

их союзников по Варшавскому Договору и НАТО не находили взаимопонимания в

вопросах контроля - установления процедур международных инспекций на

местах для проверки и идентификации сомнительных сейсмических явлений.

СССР отстаивал позицию, согласно которой национальные средства обнаружения

и идентификации сейсмических явлений в должной мере обеспечивают контроль

за соблюдением государствами обязательств по прекращению подземных ядерных

испытаний. США, Великобритания и их союзники по НАТО выдвигали требования

установления международной инспекции на местах для выявления характера

неясных сейсмических событий. В этом вопросе позиции сторон не находили

согласия, и в переговорах по данной проблеме в середине 1960-х годов

наступил застой. К этому времени ядерное оружие США и СССР, особенно

стратегическое, достигло высокого уровня как в части развития

военно-технических характеристик, так и в части развития инфраструктуры.

Плоды технической революции в материаловедении, радиоэлектронике,

вычислительной (ЭВМ), ракетной и авиационной технике в первую очередь

находили воплощение в новых системах ядерного оружия. Переговорный процесс

получил свое дальнейшее развития благодаря улучшению советско-американских

отношений в 70-х годах. В 1972 и 1974 годах состоялись визиты в СССР

Президента США Р. Никсона, а в 1973 году поездка Л. И. Брежнева в

Соединенные Штаты. В ноябре 1974 года во Владивостоке имела место встреча

Л. И. Брежнева с вступившим незадолго до этого на пост Президента США Дж.

Фордом. В ходе состоявшихся встреч руководителей двух государств был

заключен ряд важных договоров и соглашений по вопросам ограничения

стратегических вооружений, противоракетной обороны и др. Так, 3 июля 1974

г. между СССР и США был подписан Договор об ограничении подземных

испытаний ядерного оружия. Договор предусматривал обязательство сторон

запретить, предотвратить и не производить подземные испытания ядерного

оружия мощностью свыше 150 кт начиная с 31 марта 1976 г. rонтроль над

соблюдением Договора должен осуществляться каждой стороной национальными

техническими средствами. Договор не распространялся на подземные ядерные

взрывы в мирных целях (соответствующий Договор о них был подписан 28 мая

1976 г.). Подписанный в тот же день Протокол предусматривал в целях

обеспечения контроля национальными техническими средствами обмен данными,

касающимися испытательных полигонов и проводимых испытаний ядерного

оружия, а также сведениями относительно двух предыдущих ядерных испытаний

для целей калибровки сейсмографической аппаратуры.

Одной из проблем, возникших вместе Договором 1974 года, явилась проблема

контроля его выполнения. Предполагалось, что контроль энерговыделения

взрыва будет осуществляться на основе регистрации сейсмических сигналов,

создаваемых взрывом, станциями, расположенными за пределами территории

государства, проводящего испытания. Существующая обширная статистика

результатов сейсмического контроля советских ядерных испытаний показывает

в целом хорошее согласие этих оценок с официальными результатами

экспериментов. Тем не менее, после заключения Договора 1974 года

систематически поднимался вопрос о необходимости уточнения контроля за его

выполнением. Военно-технические аргументы, обосновывающие такую

необходимость, отсутствовали. Возможность эффективного гашения

сейсмических сигналов для взрывов большой мощности практически

отсутствует. Даже проведение одной из сторон нескольких ядерных взрывов с

мощностью, существенно превышающей пороговое значение Е = 150 кт, не могло

заметно повлиять на баланс ядерных сил. Вопрос о контроле был решен лишь в

1990 году в виде нового соглашения СССР и США - Протокола к Договору между

СССР и США об ограничении подземных испытаний ядерного оружия.

Следует отметить, что вместе с тем вопрос о ядерных испытаниях был очень

быстро в сильной степени политизирован. Ядерные испытания рассматривали

как решающее препятствие на пути к достижению безъядерного безопасного

мира, как колоссальную угрозу окружающей среде, как серьезное препятствие

для создания условий нераспространения ядерного оружия, как индикатор

миролюбия государственной политики и степени ответственности

государственных деятелей, как параметр степени доверия двух сверхдержав и

т.д. Однако безъядерный мир также не может быть безопасным, о чем говорит

история двух мировых войн XX века и многих региональных конфликтов.

Наличие ядерного оружия предопределило особую ответственность в политике

ядерных стран, несмотря на исключительно острые противоречия, которые

существовали между ними. Прекращение ядерных испытаний не в состоянии

повлиять на ядерный статус государства. В проблеме охраны окружающей среды

акцентирование особой роли подземных ядерных испытаний приводило

фактически к деформации общественного сознания. Использование отношения к

ядерным испытаниям в качестве чисто политических критериев представляло

собой самостоятельную сферу деятельности, не имевшую основы в объективных

сторонах военно-политической и научно-технической действительности.

Глава II. Регулирование ядерной безопасности на современном этапе

2.1. Роль международных организаций в области ядерной безопасности

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) является ведущим

мировым международным правительственным форумом научно-технического

сотрудничества в области мирного использования ядерной технологии. МАГАТЭ,

созданное в рамках Организации Объединенных Наций (ООН) в 1957 году в

качестве автономной организации, представляет собой кульминацию

международных усилий по воплощению в реальность предложения, которое

президент США Эйзенхауэр высказал в своей речи «Атом для мира» на сессии

Генеральной Ассамблеи ООН в 1953 году. Именно в это время потребовалось

создание международного органа по контролю и развитию использования

атомной энергии. Международное агентство по атомной энергии является

независимой международной организацией, однако оно было создано по

инициативе ООН и имеет тесную связь с ней. Отношения двух организаций

регулируются специальными соглашениями. Согласно своему Уставу, МАГАТЭ раз

в год докладывает на Генеральной Ассамблее ООН о несоблюдении

государствами их гарантий, касающихся мира во всем мире и безопасности.

Международное агентство по атомной энергии в своей деятельности

руководствуется рядом международных договоров. Среди них важное значение

имеет Декларация о предотвращении ядерной катастрофы, принятой на

Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1981 года, согласно которой была

подтверждена приверженность государств-членов ООН к использованию ядерной

энергии в мирных целях, и только на благо человечества. Ядерное оружие не

может быть применено ни в каком случае, поскольку является источником

мировой катастрофы, и его применение является тягчайшим преступлением

против человечества. Важной является Конвенция о ядерной безопасности,

которая предусматривает обязательство применять основополагающие принципы

безопасности ядерных установок, а не детализированные нормы безопасности,

а также регламентирует безопасное обращение с радиоактивными отходами.

Согласно Конвенции государства-члены ООН проводят совещания для

рассмотрения докладов о мерах, которые были приняты сторонами, которые

были приняты в целях осуществления каждого из обязательств, вытекающих из

Конвенции. Большим достижением было принятие Венской конвенции о

гражданской ответственности за ядерный ущерб, которая устанавливала

минимальные нормы для обеспечения финансовой защиты от ущерба,

возникающего в случае определенных видов мирного использования ядерной

энергии.

Целью МАГАТЭ является ускорение и увеличение использования атомной энергии

в мирных целях. Агентство стремится к достижению более скорого и широкого

использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и

благосостояния во всем мире. По мере возможности Агентство обеспечивает,

чтобы помощь, предоставляемая им или по его требовании или под его

наблюдением, или контролем, не была использована таким образом, чтобы

способствовать какой-либо военной цели. МАГАТЭ стремится повысить роль

ядерной науки и технологии в деле оказания поддержки устойчивому развитию

человечества. Это касается как повышения уровня знаний, так и их

использования для преодоления стоящих перед миром насущных проблем, таких,

как голод, болезни, среды и изменение климата. Значительная часть

деятельности Агентства связана с ядерной энергетикой, включая такие ее

аспекты, как безопасность и обращение с отходами, а также с обеспечением

использования ядерной технологии исключительно в мирных целях.

Где это представляется целесообразным, МАГАТЭ способствует передаче

ядерной технологии государствам-членам для ее использования в медицине,

сельском хозяйстве, промышленности, управлении водными ресурсами и для

других применений. Агентство располагает также двумя научными

лабораториями, где осуществляется подготовка кадров и ведутся исследования

в поддержку деятельности по техническому сотрудничеству и оказанию помощи.

Многие из этих направлений деятельности реализуются во взаимодействии с

Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО). Агентство

сотрудничает с ФАО в рамках объединенного отдела, занимающегося

применением изотопов и излучений в продовольственной и

сельскохозяйственной областях. Сюда входят такие направления, как селекция

и генетика растений, борьба с насекомыми-вредителями, плодородие почв,

ирригация и растениеводство, животноводство и сохранение пищевых

продуктов.

Будущая роль ядерной энергии зависит от подтвержденных устойчивых

результатов безопасного применения всех ядерных методов. Хотя МАГАТЭ и не

является международным регулирующим органом, его усилия в области ядерной

безопасности направлены на разработку многосторонних юридически

обязательных соглашений, которые приобретают все более важное значение в

качестве механизмов повышения ядерной безопасности, радиационной

безопасности и безопасности отходов во всем мире. Рекомендации МАГАТЭ в

области безопасности используются многими странами в качестве основы для

разработки внутригосударственных норм и правил. Разработаны своды

положений и руководства по безопасности в отношении выбора площадки,

проектирования, эксплуатации и качества АЭС. В целях дальнейшего повышения

эксплуатационной безопасности во всем мире Агентство по запросу проводит

оценки безопасности, включая рассмотрение группами международных экспертов

непосредственно на площадке вопросов эксплуатации АЭС.

В рамках глобальных усилий по предотвращению распространения ядерного

оружия МАГАТЭ осуществляет проверку того, чтобы ядерные материалы не

переключались с законного мирного использования на военные цели. После

того, как какое-либо государство-член становится участником соглашения о

гарантиях, инспектора Агентства контролируют весь заявленный ядерный

материал путем проведения инспекций на местах, осуществления

дистанционного наблюдения и проверки учетных документов. Без такой четкой

системы гарантий было бы невозможно осуществлять связанные с ядерными

методами торговлю и передачу технологии. К настоящему времени действует

225 соглашений о гарантиях с 141 государством. Ведется дальнейшее усиление

роли гарантий МАГАТЭ в целях укрепления потенциала обнаружения любого

возможного переключения ядерного материала.

Директивными органами МАГАТЭ являются Совет управляющих и Генеральная

конференция. Генеральная конференция состоит из представителей всех

государств — членов МАГАТЭ, число которых составляет 130. В настоящее

время в Совет входят управляющих 35* членов, 13 из которых назначаются

Советом и 22 избираются Генеральной конференцией. На Секретариат, который

возглавляет Генеральный директор, возлагается обязанность осуществления

программы МАГАТЭ после ее утверждения Советом и Генеральной конференцией.

Совет управляющих обычно собирается пять раз в год: в марте и июне, в

сентябре — непосредственно до и после очередной ежегодной сессии

Генеральной конференции — и сразу после сессии его Комитета по технической

помощи и сотрудничеству в декабре. Он рассматривает отчетность, программу

и бюджет МАГАТЭ и представляет Генеральной конференции рекомендации по

этим вопросам и рассматривает также заявления о приеме в члены Агентства.

Кроме того, он утверждает соглашения о гарантиях и публикацию норм МАГАТЭ

по безопасности, а также уполномочен назначать Генерального директора,

который утверждается Генеральной конференцией. Генеральная конференция,

состоящая из всех государств членов, созывается один раз в год для

рассмотрения, среди прочих вопросов, доклада Совета управляющих за

предыдущий год, утверждения отчетности и программы и бюджета, а также

утверждения любых заявлений о приеме в члены Агентства. Она уполномочена

запрашивать у Совета доклады по любым вопросам, относящимся к функциям

Агентства. Во время своей очередной ежегодной сессии Конференция проводит

общую дискуссию по основным направлениям деятельности и программе МАГАТЭ и

рассматривает различные вопросы, представленные ей Советом, Генеральным

директором и отдельными государствами-членами. Секретариат МАГАТЭ, в

котором работают 2212 сотрудников категории специалистов и сотрудников

поддержки, осуществляет программы и деятельность, одобренные директивными

органами Агентства. Секретариат возглавляется Генеральным директором,

который является главным административным должностным лицом и назначается

на четырехлетний срок. Ему помогают заместители Генерального директора,

возглавляющие шесть департаментов: ядерной энергии (ядерная энергетика,

топливный цикл и обращение с отходами); ядерной безопасности(ядерная

безопасность, радиационная безопасность и безопасность отходов); ядерных

наук и применений (использование ядерной технологии в мирных целях);

гарантий (проверка мирного использования); технического сотрудничества

(передача технологии); и управления (основные направления деятельности,

юридические консультации и административная поддержка).

Определились следующие основные направления деятельности МАГАТЭ: обмен и

распространение научно-технической информации, оказание развивающимся

странам технической помощи и предоставление им ядерных материалов и

оборудования; содействие этим странам в подготовке национальных кадров и

проведении научно-исследовательских работ в области атомной энергетики, а

также разработка норм и правил безопасности. Важное место в деятельности

агентства занимает контроль за тем, чтобы использование атомной энергии не

было направлено на военные цели. Практическая деятельность агентства в

этой области направлена на обеспечение нераспространения ядерного оружия.

Увеличение числа стран, развивающих ядерные технологии, придает особое

значение выполнению агентством тех его функций, которые призваны

гарантировать запрет на использование ядерной энергии в военных целях. В

соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия МАГАТЭ

заключает с неядерными государствами - участниками Договора - соглашения,

согласно которым эти страны обязуются предоставлять агентству право

контролировать всю их мирную ядерную деятельность. МАГАТЭ получает от этих

стран информацию о конструкции ядерных установок, отчеты и документы о

расщепляющихся материалах, осуществляет инспекцию ядерных материалов.

В последнее время особое значение в атомной энергетике приобрела проблема

радиационной безопасности. Международное сотрудничество в сфере

обеспечения радиационной защиты и ядерной безопасности развивается по

следующим направлениям: во-первых, это принятие в рамках международных

организаций правил безопасности и радиационной защиты, во-вторых,

обеспечение безопасной эксплуатации АЭС и оказание помощи в случае

чрезвычайного ядерной аварии, в третьих, обмен информацией об отказах и

неисправностях ядерно-энергетического оборудования и проведение совместных

исследований и разработок в области ядерной безопасности.

Координация усилий государств по обеспечению ядерной безопасности

осуществляется прежде всего в форме принятия документов, большинство из

которых разработано в рамках МАГАТЭ при участии других международных

организаций. В их числе: Основные нормы безопасности по радиационной

защите (одобрены МАГАТЭ, Международной организацией труда, Всемирной

организацией здравоохранения); Свод практических правил по радиационной

защите работников рудников и предприятий по переработке радиоактивных руд

(МАГАТЭ, МОТ и ВОЗ) и др. МАГАТЭ стремится поддерживать радиационное

облучения от ядерной установки на оптимально достижимом низком уровне как

в ходе нормальной эксплуатации установки, так и в случае аварии, а также

обеспечение защиты от ионизирующего излучения отдельных лиц, их потомства

и человечества в целом. Для изучения опыта безопасной эксплуатации АЭС и

оказания консультативной помощи государственным органам развивающихся

стран, связанным с обеспечением радиационной защиты и ядерной

безопасности, в МАГАТЭ создана специальная Группа МАГАТЭ по контролю, при

участии которой подготовлено большинство международных документов в этой

сфере. При обеспечении радиационной безопасности АЭС основное внимание

уделяется техническим мероприятиям по предотвращению аварийных ситуаций. В

этих целях МАГАТЭ регулярно публикует критерии и стандарты обеспечения

безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях, для защиты

здоровья человека и окружающей среды. МАГАТЭ также регулярно готовит

Программы разработки норм безопасности АЭС, которые предназначены для

государственных органов стран — членов МАГАТЭ, регламентирующих и

контролирующих деятельность по реализации программ развития атомной

энергетики.

По мнению Йорыша А.И., другим важным направлением деятельности МАГАТЭ в

этой области является разработка, с учетом рекомендаций Международной

комиссии по радиологической защите, принципов радиационной защиты и норм

по их практическому применению. Система радиационной защиты МАГАТЭ

сочетает две системы защиты: общие правила радиационной защиты в отношении

отдельного человека и требования защиты при эксплуатации конкретного

источника ионизирующего излучения. В соответствии с этими правилами

облучение отдельных лиц контролируемым источником или в результате

контролируемой деятельности не должно превышать установленные пределы доз.

Если облучение исходит от нескольких источников, устанавливается верхняя

граница, суммирующая дозы, получаемые от отдельных источников.

Дополнительная защита представляет собой систему учета всех доз, исходящих

от источника, независимо от места и времени облучения.

Таким образом, являясь международным правительственным форумом в области

мирного использования ядерной энергии, международное агентство по атомной

энергии осуществляет контроль за тем, чтобы ядерная энергия не

использовалась в военных целях. В настоящее время угроза применения

ядерного оружия вновь возросла, и с этой угрозой возможно бороться только

путем самого широкого международного сотрудничества. МАГАТЭ сосредоточило

свои силы по борьбе за уменьшение значения ядерного оружия в международной

политике с целью его ликвидации.

Европейское сообщество по атомной энергии было создано на основании

Римского договора от 25 марта 1957 года. В Договоре провозглашалось, что

задача Евратома заключается в том, чтобы путем создания необходимых

условий для возникновения и быстрого роста атомной промышленности

содействовать подъему жизненного уровня в государствах-членах и развитию

взаимных обменов с другими странами. Вместе с тем за общими декларациями

просматривались конкретные интересы участников, касавшиеся не только их

экономической самостоятельности, но и ядерной безопасности.

Задача Евратома была определена в Договоре следующим образом: путем

создания необходимых условий для возникновения и быстрого роста атомной

промышленности содействовать подъему жизненного уровня в

государствах-членах и развитию взаимных обменов с другими странами (ст.

1). В целях выполнения этой задачи Евратом должен развивать

исследовательскую работу и распространять технические знания,

разрабатывать единые нормы безопасности для защиты здоровья работников в

своих атомных предприятиях и всего населения, гарантировать путем

надлежащего контроля невозможность использования ядерных материалов на

другие цели, кроме тех, для которых они предназначены, а также

устанавливать с другими странами и международными организациями

всевозможные связи, содействующие прогрессу в мирном использовании атомной

энергии.

Евратом был создан не только как структура экономической интеграции, но и

как межгосударственное объединение, призванное заниматься развитием

научных исследований в сфере атомной энергетики, а кроме того,

осуществлять определенную картельную деятельность. И это закономерно, ибо

в то время атомная энергетика в странах Западной Европы находилась еще в

зародышевом состоянии. Для ее развития требовалось вложение огромных

средств, которыми ни одна из этих стран не располагала. Объединение усилий

государств — членов Евратома заранее облегчалось тем, что в

западноевропейских странах еще не сложились сильные национальные

исследовательские и промышленные структуры по развитию атомной энергетики.

Характерно, что на первое место в деятельности Евратома по содействию

прогрессу в области атомной энергии поставлено развитие исследований. На

Комиссию возложена прямая обязанность поддерживать развитие ядерных

исследований в государствах-членах, а также дополнять их осуществлением

исследовательских и учебных программ Сообщества. При этом обращает на себя

внимание весьма «мягкое» регулирование развития исследований со стороны

Комиссии. Роль Комиссии в этой сфере состоит прежде всего в том, что она

обращается к государствам-членам, отдельным лицам или предприятиям с

просьбой о направлении ей программ, касающихся исследований, которые

Комиссия указывает в своем запросе. Это осуществляется путем направления

определенному адресату специальной просьбы, о чем ставится в известность

соответствующее государство-член, или посредством публикуемого общего

запроса. Комиссия может после предоставления заинтересованным лицам

возможности выразить свои замечания сформулировать мотивированное

заключение по каждой полученной ею программе. Комиссия обязана дать такое

заключение по просьбе государства-члена, отдельного лица или предприятия.

Европейским сообществом по атомной энергии установлены меры, направленные

на охрану здоровья и труда людей. Нужно особо отметить введение базовых

норм санитарной охраны здоровья трудящихся и всего населения от угрозы

радиации. Под базовыми нормами понимаются:

а) максимально допустимые дозы, гарантирующие достаточную безопасность;

б) максимально допустимые уровни облучения и заражения;

в) фундаментальные принципы медицинского контроля работников.

Любое государство, на территории которого должны проводиться особо опасные

испытания, обязано принять дополнительные меры безопасности и охраны

здоровья, запросив предварительно мнение Комиссии относительно этих мер. В

тех случаях, когда последствия таких испытаний могут затронуть территории

других государств-членов, требуется согласие Комиссии.

Нельзя не согласиться с мнением Л.А. Афанасьевой, что особо были выделены

полномочия Евратома по организации инспекции на территории

государств-членов. По представлению документа, подтверждающего полномочия

инспекторов, они в любой момент вправе посещать любой объект, получать

любую информацию, встречаться с любыми лицами, которые в силу своей

профессии имеют дело с материалами, установками и оборудованием,

подлежащими контролю. Назначенных Евратомом инспекторов могут сопровождать

представители властей соответствующего государства, но при условии, что

это не задержит работу инспекторов и не помешает им выполнять свои

обязанности. В случае нарушений отдельными лицами или предприятиями

обязательств, предписанных Договором, предусмотрены санкции.

Необходимо подчеркнуть, что ряд положений Договора сразу же обозначили

особый статус Евратома, его черты надгосударственной организации. В

частности, было объявлено, что специальные расщепляющие материалы являются

собственностью Сообщества. Это, естественно, не могло не ограничивать

свободу действий государств-членов. Право собственности Сообщества было

распространено на все специальные расщепляющие материалы, произведенные и

импортированные государством-членом, отдельным лицом или предприятием и

подлежащие контролю за безопасностью. Тем не менее, следует отметить, что

деятельность Евратома, прежде всего, имеет исследовательский и научный

характер.

Институт ООН по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР), созданный 1

октября 1980 года по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН, является

автономным учреждением в рамках Организации Объединенных Наций. ЮНИДИР

проводит исследования по вопросу о разоружении связанным с ним проблемами,

в особенности по проблемам международной безопасности.

Согласно Статуту ЮНИДИР институт обеспечивает международное сообщество

более разносторонней информацией по проблемам, связанным с международной

безопасностью, гонкой вооружений и разоружением во всех областях, особенно

в ядерной области, с тем, чтобы путем переговоров способствовать

обеспечению безопасности всех государств и экономическому и социальному

развитию народов. Институт также содействует ведущимся переговорам по

разоружению и прилагает усилия по обеспечению большей международной

безопасности на всех уровнях вооружений, в особенности ядерных вооружений,

а также проводит объективные и основанные на фактах исследования. Органы

Организации Объединенных наций, специализированные учреждения ООН и

Международное агентство по атомной энергии в соответствующих случаях могут

быть представлены на заседаниях Совета ЮНИДИР по приглашению.

Таким образом, были рассмотрены три организации, занимающиеся проблемами

разоружения. МАГАТЭ, являясь международным правительственным форумом в

области мирного использования ядерной энергии, осуществляет контроль за

тем, чтобы ядерная энергия не использовалась в военных целях, а также

занимается вопросами ядерной безопасности. Евратом, в свою очередь, хотя

имеет своей целью гарантирование путем надлежащего контроля невозможность

использования ядерных материалов на другие цели, кроме тех, для которых

они предназначены, не ставит перед собой задачу по борьбе за уменьшение

значения ядерного оружия в международной политике с целью его ликвидации.

Деятельность Евратома имеет исследовательский и практический характер, и

направлена на развитие атомной энергетики, обмен технической информацией

странами-членами, а также контроль над использованием расщепляющихся

материалов. ЮНИДИР, как институт ООН, проводит независимые исследования по

вопросу о разоружении и связанными с ним проблемами, в особенности по

проблемам международной безопасности.

2.2. Политика ядерной безопасности западных стран.

Развитие военно-политической обстановки в Европе во многом определяется

тем, что США и НАТО по-прежнему рассматривают военную силу в качестве

одного из главных инструментов для достижения политических и экономических

целей, а также для расширения своего геополитического влияния. При этом,

сохранение значительного военного потенциала США в Европе обосновывается

наличием в зоне интересов НАТО очагов кризисов и конфликтов, которые

нередко провоцируются как самими США, так и совместно с союзниками. В

соответствии с доктринальными установками НАТО ядерное оружие может быть

применено в военном конфликте, ставящим под удар территорию стран альянса

или их вооруженные силы.

Так выглядит наиболее общая картина ядерной доктрины НАТО. Однако с

окончанием «холодной войны» в Европе наметились некоторые разногласия

относительно роли ядерного оружия в глобальном и региональном сдерживании,

а также по поводу его ограниченного применения. Шесть стран: Норвегия,

Дания, Люксембург, Португалия, Испания и Греция, не смотря на то, что они

по-прежнему считают ядерное оружие США основой общей обороны европейских

стран альянса, отказались от его размещения на своей территории и

выделения сил для выполнения ядерных задач. В настоящее время ядерное

оружие блока находится на территориях шести стран: Великобритании,

Германии, Бельгии, Нидерландов, Италии и Турции. В таком случае

представляется целесообразным рассмотрение, во-первых, ядерной доктрины

какой-либо европейской страны, размещающей на своей территории ядерное

оружие блока, а во-вторых, доктринальных взглядов на роль ядерного оружия

европейской страны, отказавшейся от размещения ЯО блока.

В середине 1980-х годов в Великобритании произошла определенная

трансформация взглядов на обеспечение ядерного сдерживания и возможный

характер применения ядерного оружия. Военно-политическое руководство

признало возможность ведения «ограниченной» ядерной войны с избирательным

применением ядерного оружия. Окончательное принятие Великобританией

концепции ведения «ограниченной» ядерной войны было связано не со

стремлением поддержания мира на земле и применения ядерного потенциала

только в мирных целях, а с модернизацией британских морских стратегических

сил. Принятие на вооружение такой ракетной системы обеспечило возможность

перехода от концепции массированных ядерных ударов по городам к более

гибкому многовариантному применению стратегических ядерных сил. У

Великобритании появилось эффективное средство для избирательного нанесения

ядерных ударов, позволяющее реагировать на конфликты за пределами Европы с

участием в них развивающихся стран - потенциальных обладателей оружия

массового поражения - что, безусловно, повышало политический вес

Великобритании в мире.

В качестве важнейших задач, стоящих перед военно-политическим руководством

страны, выделяются оценка национальных интересов в сфере безопасности и

определение роли, места военных сил и параметров, которым они должны

соответствовать в будущем. Великобритания повышает свои возможности

силового сдерживания и его адаптивность к парированию различных военных

угроз за счет оснащения военных сил обычными вооружениями, обладающими

способностью нанесения мощных высокоточных ударов. При этом опора на

ядерное сдерживание продолжает оставаться основой обеспечения военной

безопасности страны. Хотя официально заявлено, что Великобритания и НАТО

считают обстоятельства, при которых можно было бы рассматривать

возможность применения ядерных вооружений, маловероятными. Тем не менее,

основная роль в сдерживании отводится именно ядерным силам. По мнению М.Е.

Сосновского, изменения, произошедшие в сфере безопасности Великобритании

после окончания «холодной войны», носят одновременно и положительный, и

отрицательный характер. В качестве главного положительного момента

называется отсутствие сегодня военной угрозы для Великобритании и Западной

Европы. С другой стороны, считается, что появились новые угрозы и риски

безопасности, которые имеют иную природу по сравнению с угрозами «холодной

войны». После событий 11 сентября 2001 года было заявлено, что

Великобритания будет стремиться сдерживать противника от всякого

применения оружия массового поражения, и приоритет будет отдаваться

стратегическому ядерному оружию. Можно констатировать, что взгляды

английского руководства на роль ядерного оружия и условия его применения

практически не расходятся с американской позицией. Отличие заключается

лишь в том, что Великобритания считает, что задачи ядерного сдерживания и

ядерного поражения противника можно достаточно эффективно решать с опорой

только на морские стратегические ядерные силы.

С середины прошлого века ядерная доктрина Франции была ориентирована на

«ядерное устрашение». Безопасность Франции, опираясь на право, а также на

вооруженные силы, гарантировалась, прежде всего, ядерным оружием. Ядерное

оружие могло использоваться не только в ответ на ядерную угрозу, но и в

ответ на любую атаку с использованием средств массового поражения.

Активная фаза переосмысления ядерной политики Франции связана с избранием

Ж. Ширака на второй президентский срок в 2002 г. Франция, оставляя за

собой право на ядерный удар в ответ на применение оружия массового

поражения, стала допускать возможность нанесения ядерных ударов по

объектам военно-политического управления, экономическим объектам, местам

производства оружия массового поражения, по странам, от которых исходит

угроза применения ОМП. Выдвижение новой ядерной доктрины Франции

последовало вскоре после пересмотра ядерной политики в США. В этом Франция

следует американской стратегической модели в части допустимости

превентивного применения ядерного оружия против государств, обладающих или

даже только подозреваемых в обладании ОМП. Так же допускается нанесение

превентивных ядерных ударов и по государствам (организациям), ведущим

террористическую деятельность (подозреваемых в ней) против Франции и ее

интересов, даже если они не обладают оружием массового поражения. Такого

беспрецедентного снижения «ядерного порога» не отмечалось еще ни у одного

ядерного государства. Еще одним существенным моментом во французской

ядерной политике является повышение гибкости реагирования, что копирует

английскую ядерную концепцию.

Не вызывает сомнения тезис Е.Г. Капустяна о том, что модифицированная

ядерная доктрина Франции явилась в определенной степени политической

реакцией на новую ядерную концепцию США с учетом некоторой напряженности в

отношениях двух стран, и кроме того, подчеркивает существующую

автономность французской ядерной политики. Хотя Франция является членом

НАТО, но она не входит в военную структуру альянса, откуда следует, что и

французские ядерные силы не включены в состав ядерных сил НАТО. По мнению

М.Е. Сосновского , в долгосрочной перспективе Франция по-прежнему будет

проводить независимую ядерную политику, не разделяя ни с кем контроль над

своим ядерным оружием, не смотря на ратификацию ряда конвенций, касающихся

сокращения стратегического ядерного вооружения и предоставление

международным экспертам доступа на все ядерные испытательные площадки.

Нельзя не согласиться с точкой зрения В.А.Орлова в том, что ядерные силы,

размещенные в Европе и вверенные НАТО, обеспечивают существующую военную и

политическую связь между государствами Европы и Северной Америки,

являющимися членами альянса. Таким образом, ядерное оружие продолжает

считаться основой обеспечения безопасности НАТО с задачей поддержания

потенциала ядерных сил на уровне, обеспечивающем нанесение в

крупномасштабном военном конфликте неприемлемого ущерба любому противнику.

Кроме того, не исключено, что под давлением США возможна трансформация

ядерной политики блока, и НАТО станет рассматривать ядерное оружие не

только как инструмент сдерживания, но и допустимое средство превентивного

воздействия на слабого противника. По мнению М.Е.Сосновского, как бы

военно-политическое руководство НАТО ни доказывало оборонительный характер

альянса, ядерное оружие альянса содержится как средство, в основном,

«ядерной поддержки» группировок объединенных вооруженных сил НАТО в ходе

проведении ими наступательных операций, играющее роль «страховки» при

возникновении критических ситуаций в ходе наступательных действий

объединенных вооруженных сил блока.

Заключение

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы. После

того, как США и СССР стали обладателями ядерного оружия, они оказались в

полной военной зависимости от ядерных комплексов друг друга. Ситуация

осложнялась тем, что выходом из сложившейся ситуации могла быть только

самоликвидация одной из сверхдержав. нной зависимости от ядерных

комплексов друг друга. ой арене.

...................................Следовательно, безопасность сверхдержав

в ядерном противостоянии определялась устойчивостью баланса ядерных сил.

Поэтому, наряду с эффективностью ядерного вооружения одним из основных

вопросов как для США, так и для СССР стал вопрос о его безопасности.

Начиная с 60-гг. развивается договорный процесс ограничения ядерных

вооружений. На протяжении всего периода в рамках ООН ведутся активные

переговоры о прекращении ядерных испытаний, о нераспространении ядерного

оружия, ограничении стратегических ядерных вооружений. Эти инициативы

впоследствии были закреплены в международных договорах. Важно отметить,

что само по себе наличие ядерного оружия не может нести потенциальную

угрозу для мира. Наоборот, его наличие предопределяет особую

ответственность ядерных государств, так как аварии с ядерным взрывом могут

иметь катастрофические последствия для человечества. Опасность может

представлять военно-политическая доктрина того или иного государства,

которая рассматривает военную силу в качестве одного из главных

инструментов для достижения политических и экономических целей, а также

для расширения своего геополитического влияния. В настоящее время угроза

применения ядерного оружия вновь возросла, и с этой угрозой возможно

бороться только путем самого широкого международного сотрудничества.

По инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в 1957 году создается

международный правительственный форум в области мирного использования

ядерной энергии - Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ),

которое прилагает все свои силы по борьбе за уменьшение значения ядерного

оружия в международной политике с целью его ликвидации, а также

координирует усилия государств по обеспечению ядерной безопасности. При

оказании помощи своим членам, МАГАТЭ не может руководствоваться

политическими, экономическими или военными требованиями, несовместимыми с

уставом этой организации. Сознавая, что на данный момент ликвидация

ядерного оружия вряд ли возможна, МАГАТЭ прилагает все усилия для

использования атомной энергии в мирных целях. Евратом, в свою очередь,

хотя имеет своей целью гарантирование путем надлежащего контроля

невозможность использования ядерных материалов на другие цели, кроме тех,

для которых они предназначены, не ставит перед собой задачу по борьбе за

уменьшение значения ядерного оружия в международной политике с целью его

ликвидации. Деятельность Евратома имеет исследовательский и практический

характер, и направлена на развитие атомной энергетики, обмен технической

информацией странами-членами, а также контроль над использованием

расщепляющихся материалов. ЮНИДИР, как институт ООН, проводит независимые

исследования по вопросу о разоружении и связанными с ним проблемами, в

особенности по проблемам международной безопасности.

Однако, не смотря на развитую договорную базу в области ограничения и

сокращения ядерного оружия, развитие военно-политической обстановки в

Европе во многом определяется тем, что США и НАТО по-прежнему

рассматривают военную силу в качестве одного из главных инструментов для

достижения политических и экономических целей, а также для расширения

своего геополитического влияния. При этом, сохранение значительного

военного потенциала США в Европе обосновывается наличием в зоне интересов

НАТО очагов кризисов и конфликтов, которые нередко провоцируются как

самими США, так и совместно с союзниками. В соответствии с доктринальными

установками НАТО ядерное оружие может быть применено в военном конфликте,

ставящим под удар территорию стран альянса или их вооруженные силы.

Список использованных источников и литературы:

Источники:

1. Вашингтонский договор. 4 апреля 1949 г. М., 2004.

2. Варшавский договор. 14 мая 1955 г. М. 2004

3. Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 12

сентября 1997г. // http://ww.un.org/russian/documen/convents

4. Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения

стратегических наступательных вооружений от 3 октября 1972 г. //

http://www.un.org/russian/documen

5. Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения СНВ от 26

мая 1972 г. // http://www.un.org/russian/documen

6. Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере,

космическом пространстве и под водой от 10 октября 1963 г. М.,1986.

7. Договор об ограничении систем противоракетной обороны от 3 октября

1972 г. М. 1986

8. Договор об ограничении стратегических вооружений от 18 июня 1979 г. //

http://www.un.org/russian/documen

9. Договор о подземных ядерных взрывах в мирных целях от 28 мая 1976 г.

// http://www.un.org/russian/documen

10. Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия от 3 июля

1974 г. // http://www.un.org/russian/documen

11. Декларация о предотвращении ядерной катастрофы от 9 декабря 1981 года

// http://www.un.org/russian/declarat/disarmament.htm

12. Конвенция о ядерной безопасности от 5 июля 1995 г. //

http://www.un.org/russian/documen/convents

13. Договор о нераспространении ядерного оружия от 12 мая 1995 г. //

http:// www.un.org/russian/documen

14. Устав МАГАТЭ. 1956 г. // http://www.iaea.org/about/statute.htm

15. Холодная война. Гонка вооружений // http://www.coldwar.ru

Литература:

16. Афанасьева Л.А. Евратом: правовые проблемы. М., 1992.

17. Иойорыш А.И., Супатаева О.А. Международное атомное право. М., 1987.

18. Капустян Е.Г. Системная история международных отношений. М., 2003.

19. Михайлов В.Н. Ядерные испытания СССР. Том 1.Цели. Общие

характеристики. Организация ядерных испытаний СССР. М., 1997.

20. Михайлов В.Н. Ядерные испытания СССР. Том 3. Ядерное оружие.

Военно-политические аспекты. М., 2000.

21. Орлов А.С. Тайная битва сверхдержав. М., 2000.

22. Орлов В.А. Ядерное нераспространение. М, 2002.

23. Уэйтц Р., Аксютин Ю. Холодная война: Новые подходы, Новые документы.

М., 1995.

24. Сосновский М.Е. Ядерное оружие США в Европе. М., 2006.

25. Сосновский М.Е. Ядерная политика и ядерное оружие Франции. М, 2006.

26. Сосновский М.Е. Ядерная политика и ядерное оружие Великобритании. М.,

2006.

27. Эннио Ди Нольфо. История международных отношенийю 119-1999. М., 1993.

28. Hubbard A. All about radiation. The facts about the atomic bomb.

Copenhagen, 1079.

29. Melanson R. A. Writing History and Making Policy: The Cold War,

Vietnam, and Revisionism. Lanham (MD), 1983.

30. Plotin P. Energiepolitik der Union und Umweltschutz. Osnabruck, 1997.

Приложение 1

Холодная война. Гонка Вооружений // http://www.coldwar.ru

Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 12

сентября 1997 г. // http://www.un.org/russian/documen/convents

Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом

пространстве и под водой от 10 октября 1963 г. М., 1986

Декларация о предотвращении ядерной катастрофы от 9 декабря 1981 г. //

http://www.un.org/russian/declarat/disarmament.htm

Римский договор от 25 марта 1957 г. // http://www.eu.com

Михайлов В.Н. Ядерные испытания СССР. Том 1. Цели. Общие характеристики.

Организация ядерных испытаний СССР. М., 1997.; Михайлов В.Н. Ядерные

испытания СССР. Том 3. Ядерное оружие. Военно-политические аспекты. М.,

2000.

Иойрыш А.И. Международное атомное право. М., 1987.

Афанасьева Л.А. Евратом: правовые проблемы. М., 1992.

Сосновский М.Е.Ядерное оружие США в Европе. М., 2006.

Сосновский М.Е. Ядерная политика и ядерное оружие Франции. М., 2006.

Сосноский М.Е. Ядерная политика и ядерное оружие Великобритании .М., 2006.

Вашингтонский договор. 4 апреля 1949 г. М., 2004.

Варшавский договор. 14 мая 1955 г. М. 2004.

Melanson R. A. Writing History and Making Policy: The Cold War, Vietnam,

and Revisionism. Lanham (MD), 1983. P.20.

Уэйтц Р., Аксютин Ю. Холодная война: Новые подходы, Новые документы. М.,

1995. С.16

Капустян Е.Г. Системная история международных отношений. М., 2003. С. 168.

Михайлов В.Н. Ядерные испытания СССР. Том 1.Цели. Общие характеристики.

Организация ядерных испытаний СССР. М., 1997. С.20

Орлов А.С. Тайная битва сверхдержав. М., 2000. С.57.

Михайлов В.Н. Ядерные испытания СССР. Том 3. Ядерное оружие.

Военно-политические аспекты. М., 2000 г. С.128.

Михайлов В.Н. Ядерные испытания СССР. Том 1.Цели. Общие характеристики.

Организация ядерных испытаний СССР. М., 1997. С.56.

Михайлов В.Н. Ядерные испытания СССР. Том 3. Ядерное оружие.

Военно-политические аспекты. М., 2000 г. С.150.

Там же. С. 153.

Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения СНВ от 26 мая

1972 г. // http://www.un.org/russian/documen

Hubbard A. All about radiation. The facts about the atomic bomb.

Copenhagen, 1079. P. 139.

Михайлов В.Н. Ядерные испытания СССР. Том 3. Ядерное оружие.

Военно-политические аспекты. М., 2000 г. С.206.

Там же. С.211.

Там же. С. 212.

Там же. С.215.

Орлов А.С. Тайная битва сверхдержав. М., 2000. С.57

Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом

пространстве и под водой от 10 октября 1963 г. М.,1986.

Договор об ограничении систем противоракетной обороны от 3 октября 1972 г.

М. 1986.

Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения

стратегических наступательных вооружений от 3 октября 1972 г. //

http://www.un.org/russian/documen

Договор об ограничении стратегических вооружений от 18 июня 1979 г. //

http://www.un.org/russian/documen

Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом

пространстве и под водой от 10 октября 1963 г. М.,1986.

Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия от 3 июля 1974

г. // http://www.un.org/russian/documen

Договор о подземных ядерных взрывах в мирных целях //

http://www.un.org/russian/documen

Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия от 3 июля 1974

г. // http://www.un.org/russian/documen

План «Атом для мира» Генеральной Ассамблеи ООН //

http://www.un.org/russian/ga/iaea/eisenhower-2.htm

Устав МАГАТЭ. 1956 г. // http://www.iaea.org/about/statute.htm

Декларация о предотвращении ядерной катастрофы от 9 декабря 1981 года //

http://www.un.org/russian/declarat/disarmament.htm

Конвенция о ядерной безопасности от 5 июля 1995 г. //

http://www.un.org/russian/documen/convents

Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 12

сентября 1997г. // http://ww.un.org/russian/documen/convents

Устав МАГАТЭ. 1956 г. // http://www.iaea.org/about/statute.htm

Официальный сайт МАГАТЭ // www.iaea.org

Устав МАГАТЭ. 1956 г. // http://www.iaea.org/about/statute.htm

Договор о нераспространении ядерного оружия от 12 мая 1995 г. // http://

www.un.org/russian/documen

Йорыш А.И., Супатаева О.А. Международное атомное право. М., 1987 г. С.101

Там же. С. 154.

Римский договор от 25 марта 1957 г. // http://www.eu.com

Афанасьева Л.А. Евратом: правовые проблемы. М., 1992. С. 78.

Л.А. Афанасьева. Евратом: правовые проблемы. М, 1992. С.98.

Статут Института ООН по исследованию проблем разоружения //

http://www.un.org/russian/ga/unidir/statut.htm

Strategic Defense Review. Bohn. 1998.

Сосновский М.Е. Ядерная политика и ядерное оружие Великобритании. М., 2006

г. С.117.

Орлов В.А. Ядерное нераспространение. М., 2002 г. С.159.

Капустян Е.Г. Системная история международных отношений. М., 2003. С. 145.

Сосновский М.Е. Ядерная политика и ядерное оружие Франции. М, 2006 г. С.

26

Орлов В.А. Ядерное нераспространение. М., 2002 г. С.176

Сосновский М.Е. Ядерное оружие США в Европе. М., 2006 г. С. 56.

6





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011