БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Радиоэлектроника
Региональная экономика
Режущий инструмент
Реклама и PR
Ресторанно-гостиничный бизнес бытовое обслуживан
Римское право
Русский язык культура речи
РЦБ ценные бумаги
САПР
Сексология
Семейное право
Социология
Страховое право
Строительство архитектура
Таможенное право
Теория государства и права
Технология
Таможенная система
Транспорт
Физика и энергетика
Философия
Финансы деньги и налоги
Физкультура и спорт
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экология
Экономика
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Эргономика
Этика и эстетика
Сочинения по литературе и русскому языку
Рефераты по теории государства и права
Рефераты по теории организации
Рефераты по теплотехнике
Рефераты по товароведению
Рефераты по трудовому праву
Рефераты по туризму
Рефераты по уголовному праву и процессу
Рефераты по управлению
Рефераты по менеджменту
Рефераты по металлургии
Рефераты по муниципальному праву
Биографии
Рефераты по психологии
Рефераты по риторике
Рефераты по статистике
Рефераты по страхованию
Рефераты по схемотехнике
Рефераты по науке и технике
Рефераты по кулинарии
Рефераты по культурологии
Рефераты по зарубежной литературе
Рефераты по логике
Рефераты по логистике
Рефераты по маркетингу
Рефераты по международному публичному праву
Рефераты по международному частному праву
Рефераты по международным отношениям
Рефераты по культуре и искусству
Рефераты по кредитованию
Рефераты по естествознанию
Рефераты по истории техники
Рефераты по журналистике
Рефераты по зоологии
Рефераты по инвестициям
Рефераты по информатике
Исторические личности
Рефераты по кибернетике
Рефераты по коммуникации и связи
Рефераты по косметологии
Рефераты по криминалистике
Рефераты по криминологии
Новые или неперечисленные
Без категории

Этнология

Этнология

1. ,2.,3. Этносы возникали вместе с развитием человеческих групп. Каждой

эпохе присущи свои этносы (объекты нашего изучения). В России преобл.

теоретич. взгляды на этн. общности, как на реальные объекты. На их счёт

нет единой концепции: Вавилонская башня; концепция Гегеля об «абсолютной

идее», проявляющей «историч. народ»; т. Гумилёва и Широкогорова в

традиции соц. дарвинизма – пассионарный толчок – рождение этноса (вне

Земли) за счёт пассионариев на 1500 с рядом фаз развития; наиболее распр.

– дуалистич. (этнические свойства, этнич. Элементы – составляющие);

информ. концепция Чебоксарова – генераторы, рецепиетнты, пучки в этносе.

Если этнос – компонентная социальная система, историч. возникшая, то

компоненты: расселение этноса, его воспроизводство и демография,

производственно-экономическая деятельность, система соц. отношений и

институтов, язык, речь, культура, стереотипные обычаи, привычки, обряды,

психология восприятия своего этноса и общей картины мира, система

личностного контактирования.

Этнология изучает: возникновен. этносов, эволюцию этносов, совр. жизнь и

перспективы. Также она изучает: расселение народов, соц. классы, группы,

демографию, субэтносы (этнические – с групповым самосозн. и

этнографические), культуру, хозяйство, экономику, обряды, обычаи, нравы,

верования, язык, самосознание, политологию межэтн. отношений.

Ф-ии этнологии: научно-познавательная и самопознавательн. для каждого

этноса.

Ещё раз ко 2. Отчеч. этнология. Учёные Анучин (*комплексный метод

исследования), Богораз, Иохельсон, Штернберг исследовали и отдельные народы

и этн. теорию. Практики – Миклухо-Маклай, Пржевальский, Потанин. Силна т.

эволюционизма. Марксисты – Зибер (производств. отношения в доклассовом

обществе), Ковалевский. Для Росси характерен гуманизм. Советская этнология

получила собств. школу – Богораз, Преображенский, Толстов, Куфтин, Руденко,

Токарева. Разработка т. Хоз-культ типа.

Бернье в 17в. употребил термин «раса». Основные и второго порядка.

Сложились из одного вида? в эпоху неоантропа (40-16 тыс). Расы: негроидные

(негры, негриллы, бушмены, смешанные (эфиопы, жителы Судана, мулаты));

европеоидные (северные, южные, смешанные (америк. метисы, смешанные группы

Сибири)); монголоидные (корен. американцы, монголоиды, эскимосы,

палеоазиаты, тихоокеанцы, смешанные (южные монголоиды, японц,

индонезийцы)); австралоидные (веддоиды, австралийцы, айны, папуасы,

меланезийцы, негритосы, смешанные (малагасийцы, полинезийцы, микронезийцы,

гавайцы)). Признаки

Лингвистический – анализ грамматики, лексики, фонетики. Связь - по принципу

генетического родства. Ностратическая т.

Индоевропейская: славянская (восточно, западно, южно) балтийская германская

кельтская романская албанская греческая армянская иранская нуристанская,

индоарийская.

Картвельская

Дравидская: южная, центральная, северо-восточная, северо-западная.

Уральско-юкагирская: финно-угорская, самодийская, юкагирская.

Алтайская: тюркская, монгольская, тунгусо-манчжурская.

Корейская

Японская

Эскимосско-алеутская

Афразийская: семитская, берберская, чадская, кушитская

Нигер-кордофанская: манде, нигер-конго (центральная, западно-

атлантическая), кордофанская.

Нило-сахарская: восточно-суданская, центральносуданкая, берта, кунама,

сахарская, сонган, фур, комуз.

Койсанская: южноафриканская, сандаве, хадза.

Северо-кавказская: абхазо-адыгейская, нахско-дагестанская.

Сино-тибетская: китайская, тибето-бирманская, качинская, бодо-гаро, миджу,

дигаро, мири, дхимал, лекча, восточно-гималайская, невари, гурунт,

западногималайская

Австроазиатская: мон-кхмерская, аслийская, никобарская, кхаси, мунда.

Мяо-яо

Кадаи: тайская, кам-суйская, онг-бе, ли, лаккья, гэлао.

Австронезийская: западно, центрально, восточно австронезийские, мела,

микро, полинезийские.

Андаманская

Трансновогвинейская

Сепик-Раму

Торричелли

Западнопапуасская.

Восточнопапуасская

Северо-американская

Центрально-амриканская,

Андская

Экваториально-туканоанская

Чибча-паэс

Же-пано-карибская

Австралийская

Чукотско-камчатская

Христианство (34%): правосл, катол, протеста (англик, лют, реформ, присв,

конгрегационализм), монофизитство (армяне, эфиопы), несторианство

(ассирийцы). Ислам (18%) 8 век: сунизм (большинство), шиизм – признают суру

только частями (отдел Корана), хариджизм (Оман)- аскеты. Буддизм (6%) 5-

6вв.: Махояна, Хинояна.

Одними из первых высказали идеи – Толстов, Левин, потом – Чебоксаров. Это

комплексы хозяйства и культуры, исторически сложившиеся у разных народов,

близких по социально-экономическому развитию и обитающих в сходных

условиях среды. Формировались в палеолит. ХКТ – составная часть любого

способа производства.

Присваивающий. (Архично первобытно присваивающий сп. пр-ва) Орудия из

кости, рога, дерева, камня, раковин, холодного металла. Бродячая охота и

собирательство тропиков; специализированная охота и собирательство

тропиков; охота, рыболовство и собирательство тропиков; пешая таёжная

охота; арктическая охота на морского зверя; прибрежное рыболовство и

собирательство; оленная охота; охота, рыболовство, собирательство с

зачаткми земеледелия и животноводства.

Производящий (ранний) (Первобытно-производящий сп. пр-ва). 10 тыс. в

первичных центрах (Вавилов). Комплексное хозяйство ранних земледельцев

субтропиков; земледелие и животноводство умеренного пояса; Оленеводство

тайги и тундры; ручное земледелие тропиков.

Производящий (развитый). Пастушеское скотоводство и земледелие

(патриархально пастушеский с.п.); кочевое и полукочевое скотоводство

(номадный с.п.); Традиционное земледелие и животноводство

предгосударственных обществ Африки (Африканский с.п.); Земледелие и

животноводство лесной и лесостепной зоны Европы (варварский с.п.).

Производящий (интенсивный). Плужное и ручное земледелие древних цивилизаций

субтропиков и тропиков Северной Африки, Западной, Южной, Юго-восточной и

Восточной Азии, Центральной и Южной Америки («Азиатский» с.п.); плужное

земледелие Древней Греции и Рима (рабовладельческий с.п.); плужное

земледелие средней полосы; Средневековое ручное и плужное земледелие в гос-

вах Азии и Африки; Средневековый ремесленно-торговый, городской (Феодальный

с.п.).

Это районы, в которых вследствие длительного обитания разных народов на

одной территории, в результате взаимных влияний, общности исторических

судеб, возникла определённая культурная общность. Её границы не постоянны,

но они реальны в опр. момент. выделить эту область можно по общим хоз,

культурно-бытовым чертам. Это условность, лишь приём классификации.

В нач 20в. – движение функционалистов в этнологии. Но возможна ли практика?

В состоянии ли общество воздействовать на процессы в и между этносами? Да,

возможно, но сложны из-за отсутствия аппарата и полностью достоверной

информации. Теоретико-методологические возможности этнол. недооценивают.

Схема такова: знание тенденции «работы» этносов можно создавать оптимальные

условия для её протекания.

Мултанское дело (кон19в.) о удмуртских жертвоприношениях.

В 20-30-е годы – улучшение положения колониальных народов – приобщение

народов севера и Сибири к гигиене, письменности, искоренение кровной мести

на Сев. Кавказе.

Задачи: деятельность по преодолению межэтнических конфликтов и

противоречий; обнаружение потенциальных; проектирование программ кросс

культурного обмена и взаимодействия; этнозащитные предприятия от технико-

экономических программ; распр. этнол. знаний.

Этнологический источник – любой объект, кот. можно использовать для извл.

информации. Это материальные предметы культуры (артефакты) и отражение

сторон этнического объекта (предания и мемораты) – чаще рисунки и записи,

устные рассказы, кадры. Сначала надо проверить источник. Также существуют

классические письменные повествовательные источники; сведения, получаемые в

экспедициях, где помимо визуальной инф, учёный получает верхн. пункты. Для

крупных исследований используются все средства и многие побочные науки.

Анализ – на ЭВМ.

Кювье, Ламарк, Дарвин, Гексли, Геккель создали её и заложили основы

антропологии и учения о первобытном обществе. Она положена в основу

изучения народов не Европы, что позволило создать Этнографию, как науку.

Быстро вошла в моду, из-за политической ситуации и требования знаний о

колонизированных народах. Классики: Бастиан, Бахофен, Тейлор, Морган,

Леббок, Фрезер, Харузинг. Решались проблемы истории семьи, религии,

соцявлений. Бастиан - система «элементарных и народных» идей, необходимость

связи этнологии с историей. Бахофен – материнское право. Тейлор, Фрезер –

история религии, семейно-брачных отношений.

Кон. 19- нач. 20вв. – концепция культурной диффузии. Главные факторы

развития культуры связаны с заимствованием, переносом, смешением её

элементов. Стремление заменить понятие развития культуры механистическими

принципами её изменения посредством диффузии. Отрицание всемирно-

исторических законов с заменой единичности явлений. Это рассмотрение

культуры в отрыве от живых людей, от этноса. Ратцель (поставил вопрос об

этногенезе), Фробениус – мистик и идеалист – «душа культуры», её

одушевление. Гребнер – «культурные круги». Шмидт

На его формирование повлияли философские идеи о непознаваемости ист.

процесса. Турнвальд. Но преобладало в Англии – Малиновский. Задачи этн. –

изучение взаимосвязи и взаимообусловленности ф-ии культурных явлений.

Единая и функциональная структура к-ры

С 1869г. занимается антропологич. и этнологич. иссед. Думал, что расовые и

культурные признаки формируются под влиянием природы и социума. Для

доказательства – в океанию при содействии гео общества на «Витязе». Посетил

Новую Гвинею, Филиппины, Индонезию, Малакку, Зап Микронезию, Сев.

Меланезию. Поселился в Австралии. Изучал племена, общался с аборигенами.

Поставил вопрос о родстве рас. Доказал принадлежность папуасов к Homo.

Открыл их земледелие и опроверг мнение о необх. предшествия ему

скотоводства. Призывы к гуманности.

Основная часть населения – этнофоры крупных этносов. Урбанизация породила

приток иноземного населения и смешение. Стремление крупных государств к

унификации культуры. Экзогамные браки – (20-25% - норма). НТр. Общая

напряжённость ситуации в социоэтносфере. Одни считают межэтн. конфликты

спонтанными, другие социально и политически основанными. Истина –

посередине. Классиф: конфликт психологических стереотипов; идеологической

концепции; политических институтов. Движения: автономистические,

сепаратистские, ирредентизм, этноэгалитаристские, антииммигрантские,

Многочисленны и разнообразны. Основные – исторический и структурно-

функциональный. Исторический – зарождение, становление, развитие и

перспективы объекта. С-ф – выявление значения культурного элемента или

социального института в жизни народа. Сторонники против историзма в этнол.

Системный метод - ещё один – расчленяет этнос на компоненты и анализирует

их, интегрируя два предыдущих. Сложности – мнение об относительности этих

методов и важности интуитивного вживания, ведь познание этноса идёт через

субъективное взаимодействие между ним и познающим. Нижний уровень -

прикладные методы поиска и сбора. Экспедиции – маршрутные и стационарные.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011