БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Радиоэлектроника
Региональная экономика
Режущий инструмент
Реклама и PR
Ресторанно-гостиничный бизнес бытовое обслуживан
Римское право
Русский язык культура речи
РЦБ ценные бумаги
САПР
Сексология
Семейное право
Социология
Страховое право
Строительство архитектура
Таможенное право
Теория государства и права
Технология
Таможенная система
Транспорт
Физика и энергетика
Философия
Финансы деньги и налоги
Физкультура и спорт
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экология
Экономика
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Эргономика
Этика и эстетика
Сочинения по литературе и русскому языку
Рефераты по теории государства и права
Рефераты по теории организации
Рефераты по теплотехнике
Рефераты по товароведению
Рефераты по трудовому праву
Рефераты по туризму
Рефераты по уголовному праву и процессу
Рефераты по управлению
Рефераты по менеджменту
Рефераты по металлургии
Рефераты по муниципальному праву
Биографии
Рефераты по психологии
Рефераты по риторике
Рефераты по статистике
Рефераты по страхованию
Рефераты по схемотехнике
Рефераты по науке и технике
Рефераты по кулинарии
Рефераты по культурологии
Рефераты по зарубежной литературе
Рефераты по логике
Рефераты по логистике
Рефераты по маркетингу
Рефераты по международному публичному праву
Рефераты по международному частному праву
Рефераты по международным отношениям
Рефераты по культуре и искусству
Рефераты по кредитованию
Рефераты по естествознанию
Рефераты по истории техники
Рефераты по журналистике
Рефераты по зоологии
Рефераты по инвестициям
Рефераты по информатике
Исторические личности
Рефераты по кибернетике
Рефераты по коммуникации и связи
Рефераты по косметологии
Рефераты по криминалистике
Рефераты по криминологии
Новые или неперечисленные
Без категории

Региональная экономика

Региональная экономика

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 3

Концепция региональной политики 5

Государственное регулирование и селективная поддержка регионального

развития 8

Региональная экологическая политика 11

Программные методы регулирования территориального развития 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

ВВЕДЕНИЕ

Обретение Россией суверенитета и своей государственности произошло на

фоне тяжелого экономического кризиса, в котором оказалась наша страна в

1990-х годов. Россия выбрала новый путь своего развития: началось

построение современного правового демократического государства. Но так как

наша страна не имеет такого исторического опыта, то все началось

практически с нуля, с постепенной ломкой изжившей себя советской системы, с

введением практически новых для страны различных демократических формаций и

институтов.

Одним из таких очень важных нововведений стали принципы федерализма

(которые, правда, были провозглашены еще на советском этапе истории страны,

в 1918 г., - что отразилось в названии РСФСР, - но они так и остались

только на бумаге и практического развития не получили). Только после

распада СССР федеративные отношения стали основой государственного

устройства молодого российского государства.

Прошедшие 6 лет показали, что федерация - единственно возможная на

данном этапе истории форма существования такого огромного и

многонационального государства как Россия. Но единство и будущее

процветание страны могут быть обеспечены только такой формой отношений

между федеральным центром и субъектами федерации, которая учитывает как

интересы отдельных регионов, так и всего государства в целом. Именно это и

призвана обеспечить региональная политика, которая в современной России

приобрела чрезвычайно важное значение, стала ведущей в развитии нашего

государства.

Мой интерес к этой теме, кроме всего вышеизложенного, объясняется еще

и тем, что я - не москвич. Моя малая родина - Приморье, и мне интересно,

как осуществляется взаимодействие между федеральными и субфедеральными

органами государственной власти, как это влияет на развитие отдельных

регионов и всей Российской Федерации в целом. Приморский край - один из

субъектов РФ - как и вся страна, с трудом пытается найти выход из того

экономического и социального кризиса, в котором оказалась, но этот выход

невозможен без помощи и разумной региональной политики со стороны Москвы.

Концепция региональной политики

На парламентских слушаниях в Государственной Думе речь шла о

государственной стратегии регионального развития РФ, о единстве

национальной и региональной политик как условии территориальной целостности

страны.

Главная задача государственной стратегии и региональной политики - в

сохранении страны как единого федеративного государства. Т.о., региональная

политика - это правовая, экономическая, социальная деятельность

центрального и регионального управления по оптимизации взаимодействия

Федерации и регионов для достижения максимально эффективного развития как

страны в целом, так и регионов.

Современная региональная политика в России проводится на различных

уровнях: государственная стратегия регионального развития, политика

регионов (субъектов Федерации), локальная политика местного самоуправления.

Государственная стратегия вырабатывается на федеральном уровне и не

может быть обобщением политики регионов. Она ориентирована на приоритет

общенациональных интересов. Сущность государственной стратегии

регионального развития заключается в деятельности, направленной на

согласование интересов государства, регионов, местного самоуправления,

различных субъектов собственности, национально-территориальных общностей и

всех граждан России.

Цели стратегии: сохранение целостности государства, единство

экономического, социального, конституционно-правового пространства,

обеспечение равенства граждан и народов России независимо от места их

проживания, ликвидация фактического социально-экономического неравенства

субъектов Федерации, обеспечение геостратегических и геополитических

интересов России в сфере регионального развития, обоснование и разработка

принципов рационального природопользования и сохранения среды обитания

человека во всех регионах, эффективное использование в общегосударственных

интересах многообразия вариантов региональной модернизации.

К традиционным задачам стратегии следует отнести сочетание поддержки

отдельных регионов с государственным стимулированием экономической

активности на всей территории; развитие специализации хозяйств и регионов с

одновременным укреплением единого экономического пространства РФ,

государственную поддержку регионов с наиболее сложными социально-

экономическими и демографическими условиями, продолжение формирования

территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных

и восточных районов России.

Среди новых задач - осуществление функций экономического,

политического, правового характера, обеспечивающих конституционно

зафиксированную самостоятельность регионов, становление региональных и

общероссийских рынков; приведение социально-экономического развития

регионов в соответствие с новыми геополитическими реальностями и их

фактической ролью в достижении стратегических интересов Федерации;

преодоление претензий отдельных республик на роль субъектов международного

права; обеспечение прав национальных меньшинств, коренных, аборигенных и

многочисленных народов РФ.

Говоря о механизмах реализации государственной стратегии регионального

развития и региональной политики субъектов РФ, следует выделить

общегосударственные и другие программы, включая федеральные программы

помощи депрессивным регионам, развития приграничных районов, а также зоны

Севера. Основу этих программ должна составить государственная концепция

социально-экономического развития и экологической безопасности названных

регионов. Одним из обязательных инструментов государственной стратегии

регионального развития и региональной политики субъектов РФ является

рациональное социально-экономическое районирование страны, которое может

служить основой административно-территориального деления и инструментом

региональной политики. Несоответствие административно-территориального

деления объективным границам социально-экономических районов при

несовершенстве федеративных отношений ведет к экономическим, политическим,

межнациональным коллизиям и государственным потрясениям.

Для улучшения взаимодействия федеральных, региональных и местных

органов власти необходимо укрепить нормативно-правовую базу; провести

изменение бюджетно-налоговой системы путем разделения источников налоговых

поступлений между федеральным, региональным и муниципальным уровнями;

корректировку статуса территорий, осуществляемую на основе рационального

районирования страны, как функции Федерации, призванной способствовать

совершенствованию организации народного хозяйства. Главная цель

региональной политики в социальной области состоит в существенном улучшении

качества и уровня жизни граждан России.

Региональная политика призвана способствовать развитию интеграции

субъектов Федерации в едином экономическом пространстве при их

хозяйственной самостоятельности, выравниванию их развития. Необходима

поддержка недостаточно развитых регионов, использование фонда регионального

развития, сочетания имущественных интересов Федерации и регионов.

В конечном итоге направление социально-экономической политики должно

быть подчинено повышению благосостояния населения, которое возможно на

основе устойчивого экономического развития страны при объединении усилий

всех регионов.

Государственное регулирование и селективная поддержка регионального

развития

Государственное регулирование регионального развития - главное

средство реализации региональной политики. Государство в лице органов

власти Федерации и ее субъектов, используя свои конструкционные полномочия,

действуя в пределах законодательных норм и принимая законы, а также иные

нормативные акты, обязано устанавливать степень территориальной

децентрализации во всех сферах жизнедеятельности общества и вводить

механизмы ее реализации в интересах целостности государства и

самостоятельного развития регионов.

Эта абстрактная, на первый взгляд, формула на самом деле отражает

истинный смысл и содержание государственного регулирования регионального

развития. Федеративное государство призвано не управлять регионами, а

осуществлять регулирующее воздействие: определять общие условия их

самостоятельной деятельности, согласование пропорции федерального и

регионального, общенациональные интересы приоритеты развития территорий.

Основное содержание такого регулирования составляет упорядочение

территориальной организации отношений по поводу собственности, природных

ресурсов и финансов, причем регулирование отношений по поводу каждого из

них отличается и процедурно, и сущностно.

В структуре государственного регулирования развития можно выделить

несколько качественно различных отношений. Во-первых, это общеполитическое

регулирование, находящееся в русле государственной региональной и

национальной политики. Оно определяет сферы самостоятельных и совместных

действий, полномочия и ответственность органов власти Федерации, ее

субъектов и административно-территориальных образований по всем аспектам

развития регионов. Во-вторых, - общее экономико-правовое регулирование,

осуществляемое через установление общефедеральных правил, процедур и

конкретных норм федерально-регионального разделения собственности,

природных ресурсов, финансов (в т.ч. налогов) как базового условия

формирования собственных источников регионального развития и единых

федеральных источников для частичного межрегионального распределения. В-

третьих, - государственная селективная (избирательная) поддержка

регионального развития, реализуемая по каналам формульного распределения

соответствующих статей федерального бюджета между нуждающимися в такой

поддержке регионами, а также посредством финансирования федеральных

программ, путем принятия федеральных нормативных актов о дополнительных

мерах оказания государственной помощи тому или иному региону. В-четвертых,

- косвенная государственная поддержка регионального развития, оказываемая в

связи с федеральной поддержкой отдельных отраслей и т.п.

Государственная финансовая поддержка регионов относится к числу

наименее формализованных и наиболее гибких направлений государственной

региональной политики. Именно здесь сталкиваются явные и скрытые интересы

государства и регионов, тут наиболее заметны субъективизм, связанность

политической конъюнктурой и региональное лоббирование принимаемых решений.

Государство делится с регионами не только путем прямых бюджетных

инъекций через федерально-отраслевые или федерально-региональные финансовые

каналы. Надо иметь в виду и государственные решения об установлении все

более регионально ориентированных пропорций распределения федеральных

налогов, о различных налоговых, тарифных, лицензионных льготах, о выделении

средств на разовые акции финансовой поддержки отдельных регионов, о

разработке и реализации региональных программ и т.д.

В этой связи целесообразно считать реальной государственной финансовой

поддержкой регионов все виды передаваемых на региональный уровень бюджетных

и внебюджетных средств, а также все происходящие но федеральном уровне

перераспределения финансовых средств и установления льготных режимов

хозяйствования в пользу отдельных территорий, по каким бы каналам они ни

осуществлялись.

Региональная экологическая политика

Сама постановка о региональной экологической политике, которая не

только осуществляется, но и вырабатывается не ''сверху'' - из пресловутого

центра, а именно местными, региональными органами власти, такая постановка

вопроса об экологической политике в нашей стране о ее объективной

необходимости все еще нова - она еще не овладела по-настоящему ни сознанием

масс, ни сознанием политических сил и субъектов власти на всех уровнях.

По старой традиции, все еще делаются попытки осуществлять

экологическую политика на общероссийском уровне - из центра. Очевидно, что,

сильно ограничив такой подход необходимо сохранить для решения особо

масштабных проблем - таких, которые по самому своему существу заслуживают

названия государственных или даже межгосударственных (например, сохранение

популяции уссурийского тигра, спасение Байкала). Очевидно, в таких

программах речь должна идти о государственной экологической политике, и

соответствующие общегосударственные органы управления должны располагать

необходимыми правами, полномочиями и ресурсами.

Попытки же региональных органов власти выработать на своем уровне

экологическую политику характеризуются обычно сохранением многочисленных

недостатков, сложившихся еще в предыдущие годы. Это прежде всего еще

недостаточные правомочия региональных органов в решении экологических

проблем - эти правомочия ''центр'' отдает все еще очень неохотно, да и

собственно региональные проблемы в области финансирования, управления,

деятельности природоохранных органов и т.д. В силу этого попытки

региональных органов власти выработать на своем уровне экологическую

политику обычно характеризуются бессистемностью, чрезмерным почтением к

ведомственным приоритетам и декларативностью ''экологических'' принципов.

Формирование обоснованной, согласованной с соседями, финансово-

обеспеченной и встроенной в механизм управления региональная экологическая

политика - это процесс, который на территории РФ будет происходить не

только неравномерно, но и со всевозможными искривлениями и даже уродствами.

В современных условиях для надлежащей постановки такой политики необходим

учет социально-экономической , технико-технологической и экологической

обстановки на местах, учет интересов местного населения, которое и должно

стать одним из основных субъектов региональной экологической политики, а не

ее пассивным объектом. Видимо, базой для формирования региональной

экологической политики должно четкое понимание той экологической

обстановки, которая объективно существует на данный момент в конкретном

регионе, и инерционных тенденций ее развития. Прежде всего требует анализа

структура экономики региона - в ходе такого анализа выявляются и

ранжируются основные причины неблагополучия в экологии региона, степень их

распространенности, становятся более очевидными пути устранения или

нейтрализации этих причин.

Однако, чтобы региональная экологическая политика была верно

ориентированной, достаточно системной и последовательной, необходимо

разработать концепцию, систему стратегических целей, задач, принципов и

механизмов природопользования в регионе.

Программные методы регулирования территориального развития

Предлагая ту или иную региональную проблему в качестве объекта целевой

программы, следует четко охарактеризовать ее предвидимый результат и честно

назвать его цену. Региональная проблематика в связи со своей социально-

экономической направленностью имеет определенную специфику, учет которой

приводит к целесообразности раздельно осуществлять оценку эффективности и

оценку результативности программ. Речь идет о том, чтобы выявлять, с одной

стороны меру оправданности затрат, а с другой, - то, насколько реализация

программных мероприятий будет обеспечивать достижение ожидаемых

результатов. Под эффективностью, в свою очередь, логично понимать

экономическую выгодность, эффективность предложенных в программе

специальных механизмов (стимулов, льгот), экономию затрат в программном

варианте по сравнению с периодом, когда подобная программа не применялась.

Используемые методы государственного регулирования территориального

развития и селективной поддержки регионов исходят не из системного

представления о критических региональных ситуациях, а исключительно из

бюджетной обеспеченности отдельных субъектов Федерации, из их квалификации

в качестве ''нуждающихся'' или ''особо нуждающихся''. Целевые же программы

как механизм быстрого и эффективного решения острой региональной проблемы

(а не как способ безвозвратного финансирования из федерального бюджета), к

сожалению, применяется очень редко. Поэтому было бы полезно составить

перечень потенциальных зон программного регулирования, включив сюда

ограниченное число локальных территорий. Такие зоны следовало бы объявить

сферами приоритетного программного финансирования с предоставлением

гарантий государственного участия и с приданием соответствующим расходам

статуса защищенных статей бюджетов всех уровней.

При этом имеющееся правообеспечивающие разработки федеральных программ

как формы удовлетворения государственных нужд необходимо дополнить и

переориентировать на решение приоритетных, преимущественно социальных и

экологических задач территориального развития.

Главная задача региональной политики - сохранении страны как единого

федеративного государства, что достигается разными путями (экономическими,

социальными и политическими). Экономическая сторона региональной политики,

в основном, сводятся к необходимости государственного регулирования

размещения инвестиций ради более полного использования ресурсов (рабочей

силы, природных ресурсов, неосвоенных земель и т.п.). Социальная сторона

региональной политики, непосредственно выражается в таких принципах

демократического общества как социальная справедливость и равноправие

граждан. С этой точки зрения, сбалансированное региональное развитие должно

гарантировать, что качество жизни не зависит от региона, в котором людям

довелось жить и работать. Таким образом, характерная для региональной

политики "дискриминация" регионов, с социальной точки зрения, может быть

оправдана необходимостью избежать дискриминации граждан по их

местожительству (или, по крайней мере, сократить ее). Соответственно,

региональная политика должна быть направлена на выравнивание

межрегиональных различий в доходах населения, уровне безработицы,

социальной инфраструктуре, транспортной сети, коммуникациях, состоянии

окружающей среды и т.п.

Политическая сторона региональной политики отражает естественное для

каждого государства желание обеспечить свою внешнюю безопасность и

территориальную целостность. Последнее особенно важно для многонациональных

государств, в которых напряженность в отношениях между регионами и между

центром и регионами может привести к росту регионального сепаратизма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Региональная политика - очень важная составляющая практически любой

политики как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях.

Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой

политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая

часть политической и правовой основы общества и всего государства.

Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей

стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей

интересы государства, регионов и населения региональной политике можно

вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К

сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко

отвечает хотя бы одному из этих критериев.

Поэтому назрела необходимость проведения не только различных

экономических и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и

единой и комплексной ''региональной'' реформы. В перспективе эта реформа

должна быть направлена на сохранение единого как в социальном,

экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней

развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие

региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое

правовое демократическое федеративное государство.

Как мне кажется, федеральный центр в России должен выступать не только

как управляющий и перераспределяющий финансовые ресурсы орган Федерации, но

скорее как координирующий отношения между регионами и являющийся гарантом

сохранения единого экономико-социально-политико-правового пространства.

Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными

проблемами, но должны играть активную роль в политической и экономической

жизни всего государства, а роль Совета Федерации как органа государственной

власти должна быть повышена. Кроме того равноправие субъектов Федерации из

фактически фикции, закрепленной в Конституции РФ, должно стать реальностью,

а разделение страны по фактическим правам на ''республики'', ''области'',

''округа'' - анахронизм, место которому в истории. Федеральный центр не

должен бояться передать некоторые права и свои функции в ведение субъектов

Федерации (например, вопросы владения, распоряжения и пользования землей).

Россия - особое государство. Нахождение ее на стыке Востока и Запада,

а также огромная территория не позволяют применить в полной мере опыт

других стран. Поэтому нужно искать не универсальную ''формулу'' выхода из

кризиса, а ''формулу'', учитывающую специфику России. Региональная политика

должна во многом способствовать этому.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011