БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Радиоэлектроника
Региональная экономика
Режущий инструмент
Реклама и PR
Ресторанно-гостиничный бизнес бытовое обслуживан
Римское право
Русский язык культура речи
РЦБ ценные бумаги
САПР
Сексология
Семейное право
Социология
Страховое право
Строительство архитектура
Таможенное право
Теория государства и права
Технология
Таможенная система
Транспорт
Физика и энергетика
Философия
Финансы деньги и налоги
Физкультура и спорт
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экология
Экономика
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Эргономика
Этика и эстетика
Сочинения по литературе и русскому языку
Рефераты по теории государства и права
Рефераты по теории организации
Рефераты по теплотехнике
Рефераты по товароведению
Рефераты по трудовому праву
Рефераты по туризму
Рефераты по уголовному праву и процессу
Рефераты по управлению
Рефераты по менеджменту
Рефераты по металлургии
Рефераты по муниципальному праву
Биографии
Рефераты по психологии
Рефераты по риторике
Рефераты по статистике
Рефераты по страхованию
Рефераты по схемотехнике
Рефераты по науке и технике
Рефераты по кулинарии
Рефераты по культурологии
Рефераты по зарубежной литературе
Рефераты по логике
Рефераты по логистике
Рефераты по маркетингу
Рефераты по международному публичному праву
Рефераты по международному частному праву
Рефераты по международным отношениям
Рефераты по культуре и искусству
Рефераты по кредитованию
Рефераты по естествознанию
Рефераты по истории техники
Рефераты по журналистике
Рефераты по зоологии
Рефераты по инвестициям
Рефераты по информатике
Исторические личности
Рефераты по кибернетике
Рефераты по коммуникации и связи
Рефераты по косметологии
Рефераты по криминалистике
Рефераты по криминологии
Новые или неперечисленные
Без категории

Финансирование и кредитование капитальных вложений

Финансирование и кредитование капитальных вложений

Финансирование и кредитование

капитальных вложений

Основы финансирования и кредитования

капитальных вложений

Капитальные вложения представляют собой использование обществом валового

национального продукта на воспроизводство ос- новных фондов. По форме они

выступают как

совокупность затрат на создание новых, а также техническое перевооружение,

реконст- рукцию и

расширение действующих основных фондов производст- венного и

воспроизводственного

назначения. Капитальные вложе- ния имеют важное народнохозяйственное

значение,

определяемое ролью, которую выполняют вновь созданные или модернизирован-

ные средства

труда в процессе производства материальных благ. Как важный фактор

расширенного

общественного воспроизводства

достижений научно-технического прогресса, что создает материаль-

ные условия для роста и совершенствования общественного произ-

водства и повышения материального благосостояния народа. Капи-

тальные вложения различаются по формам собственности отрас-

левому и территориальному признаку, назначению сооруженных

объектов, формам воспроизводства основных фондов, составу за-

трат, способу строительства, источникам финансирования. Эффек-

тивность капитальных вложений в значительной мере зависит от их

структуры. Различают отраслевую, территориальную, воспроизвод-

ственную и технологическую структуры капитальных вложений,

которые определяют их соотношения в различных отраслях, реги-

онах, формах воспроизводства основных фондов и отдельных за-

тратах.

Современная инвестиционная политика направлена на обеспече-

ние социальной направленности и высокой народнохозяйственой

эффективности капитальных вложений, а также на использова

172 @

их преимущественно на техническое перевооружение и реконструк-

цию действующих предприятий.

Важное значение капитальных вложений и необходимость более

полного использования товарно-денежных отношений в условиях

перехода к рынку объективно требуют государственного регулиро-

вания (прямого и косвенного) финансово-кредитных отношений

между субъектами инвестиционной деятельности. Эти отношения

складываются на основе социально ориентированной рыночной эко-

номикн, которая построена на функционировании различных и рав-

исправных форм собственности.

Совокупность основных правил и рекомендаций, которые опре-

деляют состав источников денежных средств для капитальных вло-

жений, порядок их мобилизации банками и предоставления субъек-

там инвестиционной деятельности, а также контроля за целевым и

эффективным использованием этих средств образует ядро системы

финансирования и кредитования капитальных вложений. Особен-

ности воспроизводства основных фондов, строительного производ-

ства и его продукции обуславливают относительную самостоятель-

ность и специфические черты этой системы.

Различают два основных метода обеспечения капитальных вло-

жений денежными средствами: безвозвратный, или финансирова-

ние, и возвратный, или кредитование. Безвозвратное предоставле-

нне средств не обусловлено их возвратом в заранее установленных

ние средств не обусловлено их возвратом в заранее установленные

сроки. В каком порядке используются бюджетные ассигнования,

собственные и привлеченные средства инвесторов и, как правило,

средства специальных внебюджетных фондов.

Основными принципами финансирования являются прямой и

планово-целевой характер, его непрерывность, предоставление

средств в меру выполнения плана (контракта), денежный контроль

в процессе финансирования и безвозвратность предоставления

средств. Прямой характер финансирования означает, что средства

на капитальные вложения предоставляются предприятия и орга-

низациям непосредственно. Планово-целевой характер финансиро-

вания заключается в том, что средства выдаются только на те

стройки, которые обеспечены утвержденной проектно-сметной до-

кументацией и принято соответствующее решение об их сооруже-

нии. Важным принципом финансирования капитальных вложений

является предоставление средств подрядным и другим организаци-

ям в соответствии с выполнением плана (контракта).

Так, проектные работы оплачиваются после окончания всех ра-

бот или их этапа, а также другого показателя объема этих работ;

ки, а при поступлении "россыпью" - по мере его поступления

на стройку. Необходимость непрерывного финансирования обусловле-

на непрерывностью самого строительства. Неотъемлемой чертой

финансирования является контроль денежнойединицей за целевым

и эффективным использованием средств на капитальные вложения

со стороны банков и органов хозяйственного управления. Особое

значение он имеет при финансировании капитальных вложений за

счет бюджетных и других централизованных средств. При финан-

сировании их за счет собственных средств инвесторов последние са-

ми заинтересованы в эффективности капитальных вложений, по-

этому банки могут не контролировать такие вложения. Только по

просьбе инвесторов на договорных началах за отдельную плату они

могут осуществлять такой контроль, например, проверять качество

проектно-сметной документации или проводить контрольные обме-

ры оплаченных строительно-монтажных и других работ.

Возвратное предоставление средств, или кредитование, произво-

дится на условиях возвратности предоставленных средств в кон-

кретные сроки и определенных размерах. Банки предоствляют дол-

госрочный кредит на капитальные вложения в основном на тех же

принципах, на которых производится финансирование. Кроме того,

кредитование является возвратным, срочным, платным и обеспечен-

ным. Долгосрочное кредитование более полно, чем безвозвратное

принципах, на которых производится финансирование. Кроме того

кредитование является возвратным, срочным, платным и обеспечен-

ным. Долгосрочное кредитование более полно, чем безвозвратное

финансирование, отвечает условиям перехода к рынку. Необходи-

мость погашения кредита и уплаты процентов за пользование им

больше заинтересовывает заемщиков в рациональном технико-эко-

номическом обосновании направления и размера кредита, содейству-

ет усилению режима экономии в процессе его использования, а

также является средством контроля за окупаемостью капиталъных

вложений.

Капитальные вложения выступают как одна из форм инвести-

ций в экономику страны. Непрерывность и достаточность их явля-

ются обязательными для нормального функционирования экономи-

ки каждой страны. В настоящее время инвестиционная деятель-

ность в Украине осуществляется в условиях общего кризиса ееэко-

номики, нестабильности социально-экономического положения в

стране. Гиперинфляция, либерализация цен, дефицит бюджета, тя-

желое финансовое состояние предприятий и организаций, платеж-

ный кризис, непрерывный рост стоимости строительства, дорогой

банковскнй кредит, а также другие кризисные явления вызвали рез-

кое снижение объемов капитальных вложений, капитального строи-

тельства и ввода производственных мощностей и объектов строи-

тельства, что обусловило спад производства необходимой продук-

ции. Одной из мер по выводу экономики из кризиса должна являть-

ся активизация инвестиционной деятельности, для чегонеобходимо

изыскать средства для дополнительных капитальных вложений,

направить их на выполнение приоритетных государственных про-

грамм, обеспечить их целевое и эффективное использование.

Мобилизация средств на финансирование

капитальньн вложений.

Капитальные вложения обеспечиваются денежными средствами

из разных источников, основным из которых является националь-

ный доход, создаваемый в сфере материального производства. На-

ряду с национальным доходом источником средств для капиталь-

ных вложений является фонд возмещения потребленных средств

труда. Источником средств выступают также кредиты иностранных

банков и фирм. Средства из этих источников направляются на ка-

питальные вложениия по нескольким распределительным каналам.

банков и фирм. Средства из этих источников направляются на ка-

питальные вложения по нескольким распределительным каналам.

Поэтому в практике обеспечения капитальных вложений денежны-

ми средствами появляются различные по характеру источники де-

нежных средств. К ним следует отнести: собственные финансовые

ресурсы инвесторов (прибыль, амортизационные отчисления, возме-

щение убытков от аварий, стихийного бедствия, денежные накопле-

ния и сбережения граждан, юридических лиц и др.); заемные фи-

нансовые средства инвесторов (облигационные займы, банковские и

бюджетные кредиты); привлеченные финансовые средства инвесто-

ров (средства, полученные от реализации акций, паевые и другие

взносы граждан и юридических лиц); бюджетные инвестиционные

ассигнования; средства внебюджетных фондов, бесплатные взносы,

пожертвования организаций, предприятий и граждан.

Состав средств, направляемых на капитальные вложения, зави-

сит от того, кто является инвестором и какую форму собственности

он представляет. Так, инвесторами государственных капитальных

вложений являются органы власти и управления страной, областя-

ми и другими административно-территориальными образованиями, а

также государственные предприятия и организации. В первом слу-

чае капитальные вложения осуществляются за счет средств соот-

ветствующих бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств.

Государственные предприятия и организации, а также те, которые

основаны на коллективной форме собственности, обеспечивают

капитальные вложения собственными, привлеченными и заемными

средствами.

Отдельные граждане, трудовые и крестьянские хозяйства обес-

печивают капитальные затраты за счет собственных средств (трудо-

вые доходы, доходы от средств, которые помещены в кредитные уч-

реждения и ценные бумаги, сбережения и др.) и банковского, а в от-

дельных случаях и государственного льготного кредита.

Собственные средства предприятий и организаций образуются

согласно требованиям коммерческого расчета и состоят из прибыли,

амортизационных отчислений и других средств. В последние годы

возрастает удельный вес собственных средств в общем объеме фн-

нансирования капитальных вложений.

Важным источником финансирования капитальных вложений

становится прибыль от основной деятельности, которая представ-

ляет собой часть чистого дохода, остающегося в распоряжении

предприятия и организации.Использованне прибыли для этой цели

создает зависимость капитального строительства на действующих

предприятиях от их основной деятельности, поскольку своевремен-

ное и полное финансирование таких вложений обусловлено выпол-

нением плана прибыли. В настоящее время государственные пред-

приятия и организации производят отчисления отприбыли, остаю-

щейся в их распоряжении, на техническое переоборудование произ-

водства, освоение новых технологий, осуществление природоохран-

ных мер и нового строительства. Нормативы отчислений устанавли-

ваются органами, исполняющими функции по управлению имуще-

ством, которое находится в государственной собственности, в разме-

рах не менее 30 и не более 80 % суммы, остающейся у предприятий и

организаций прибыли после уплаты ими обязательных платежей.

Амортизационные отчисления - это денежное выражение стон-

мости средств труда, перенесенной на продукт труда. В масштабе

всего народного хозяйства амортизационные отчисления выступают

как источник средств для простого воспроизвоства основных фон-

дов. Отдельные предприятия и организации могут использовать эти

отчисления для расширенного воспроизводства своих основных

фондов. Это обусловлено различием в возмещении основных фон-

дов по стоимости и в натуральной форме, поскольку средства труда

изнашиваются постепенно, а возобновляются в натуральной форме

одновременно, через определенный относительно длительный пери-

од времени.

Переход к рыночным отношениям требует коренного изменения

амортизационной политики. На современном этапе технического

прогресса нормы амортизационных отчислений должны соответст-

вовать темпам физического и морального износа, активно обеспечи-

вать ускорение обновления и замены устаревших машин, оборудова-

ния и транспортных средств. Нормы амортизационных отчислений

устанавливаются в процентах к балансовой (первоначальной, вос-

становительной) стоимости основных фондов. С 1991 г. действуют

единые нормы отчислений только на полное восстановление основ-

ных фондов. Они обязательны для применения всеми предприятия-

ми и организациями, независимо от ведомственного подчинения и

форм собственности. Начисление амортизации на активную часть

основных фондов имеет ряд особенностей. Так, если основные фон-

ды используются для увеличения выпуска средств вычислительной

техники, новых прогрессивных видов материалов, приборов и обору-

дования, расширения экспорта, то может применяться ускоренная

амортизация этих фондов. Она обеспечивает полное перенесение

стоимости основных фондов на затраты производства и обращения

за более короткие сроки, чем это предусмотрено действующими

амортизация этих фондов. Она обеспечивает полное перенесение

стоимости основных фондов на затраты производства и обращения

за более короткие сроки, чем это предусмотрено действующими

нормами амортизационных отчислений. Ускоренная амортизация

должна содействовать интенсивному обновлению основных произ-

водственных фондов. Амортизационные отчисления на полное вос-

становление машин, оборудования и транспортных средств должны

производиться в течение нормативного срока их службы или срока,

за который стоимость этих фондов полностью перенесена на затра-

ты производства и обращения.

При списании основных фондов до полного перенесения их сто-

имости на затраты производства и обращения недоначнсленные

амортизационные отчисления компенсируются за счет прибыли, ос-

тающейся в распоряжении предприятия и организации.

Для создания экономических условий сокращения расходов на

капитальный ремонт физически изношенных машин, оборудования

и транспортных средств коренным образом изменена практика фи-

нансового обеспечения затрат на эту цель. Поскольку нормы амор-

тнзацнонных отчислений на капитальный ремонт основных произ-

водственных фондов не устанавливаются, то предприятия и органи-

зации независимо от их ведомственной подчиненности и форм соб-

ственности включают расходы на капитальный и другие виды ре-

монта этих фондов в себестоимость продукции (работ, услуг). Что-

бы обеспечить равномерность такого включения, предприятия и орга-

низации имеют право создавать ремонтный фонд (резерв).

Начиная с 1993 г. каждое государственное предприятие и орга-

низация должны перечислять в бюджет 25 % амортизационных от-

числений. За счет этих средств будут предоставляться ссуды для

проведения структурной перестройки базовых отраслей народного

хозяйства страны. Исключение составляют предприятия Минмаш-

прома Украины, которые направляют эту часть амортизационных

отчислений полностью в государственный фонд содействия кон-

версии.

В связи с повышением цен проведена индексация основных фон-

дов в народном хозяйстве Украины, а также будет корректироваться

ежеквартально сумма амортизационных отчислений. Индексы для

такой корректировки устанавливаются Министерством статистики

Украины.

К прочим собственным средствам предприятий и организаций

для капитальных вложений относятся средства, мобилизуемые в

ходе строительства в результате реализации лишних и ненужных

материалов и оборудования, использования ранее оплаченных мате-

риальных ценностей и прежде всего оборудования, а также ликви-

дации дебиторской задолженности, которая относится к капиталь-

ным вложениям. Этот источник называется мобилизацией внутрен-

них ресурсов в строительстве (МВР).

Бюджетные ассигнования имеют высокий удельный вес среди

источников финанснровнния государственных капитальных вложе-

ний. Они являются основным источником финансирования капи-

тальных вложений в непроизводственную сферу. Наряду с этим

бюджетные ассигнования используются при строительстве объек-

тов производственноге назначения, которые имеют, как правило,

важное народнохозяйственное значение. В последние годы наблю-

дается постепенный переход от безвозвратного бюджетного финан-

сирования капитальных вложений на коммерческое кредитование за

счет средств государственного бюджета.

Источником денежных средств на капитальные вложения может

быть долгосрочный кредит как банковский, так и государственный.

Кредит предоставляется, как правило, тем инвесторам, у которых

нет или недостаточно собственных средств во всех случаях техниче-

ского перевооружения, реконструкции и расширения производства,

приобретения оборудования, не входящего в сметы строек, а также

на стронтельство новых предприятий и сооружений.

Удельный вес долгосрочного кредита в источниках финансиро-

вания государственных капитальных вложений сравнительно мал.

Переход к рынку и развитие рыночных отношений в народном хо-

зяйстве страны должны создать условия для расширения кредит-

ных отношений в сфере капитального строительства.

Источником денежных средств для капитальных вложеннй вы-

ступают и различные фонды, создание которых разрешено в послед-

ние годы (Чернобыльский, инновационный, содействия конверсии

и др.).

Все денежные средства, выделенные на капитальные вложения,

концентрируются в банках, что является обязательным условием

обеспечения непрерывного и целевого финансирования затрат. В ус-

ловиях развития рыночных отношений и при комплексном обслу-

живанин одним учреждением банка предприятия и организации

хранят свои собственные средства, предназначенные на капитальные

вложения, как правило, на своих расчетных счетах. В этих условн-

ях выделенные на капитальные вложения средства не должны обо-

собляться от других средств предприятия и организации, как это

было до банковской реформы 1987 г. Это создает им условия для

оперативного маневрирования собственными средствами. По прось-

бе предприятий и организаций на договорных начплах за отдельную

плату банки могут открывать им отдельные счета для учета собст-

венных средств и их использования на капнтальные вложения. Это

имеет смысл в случаях, когда инвестор осуществляет значительный

объем капитальных вложений и есть необходимость в точном учете

средств на эту цель.

Обособление собственных средств инвесторов, выделенных на

капитальные вложения, на отдельных счетах проводится при сме-

шанном финансировании, когда наряду с бюджетными ассигновани-

ями используются его собственные средства. Перечисление собст-

венных средств предприятий и организаций на отдельные счета в

указанных выше случаях, его размеры и сроки не должны создавать

финансовое напряжение для них, а сроки должны быть приурочены

к проведению расчетов за выполненные работы, оказанные услуги.

Средства бюджетов и внебюджетных фондов для финанснрова-

ния капитальных вложений, а также разрешенный долгосрочный

кредит зачисляется банками на отдельные счета.

Коммерческие банки должны выполнять работу по мобилизации

средств на капитальные вложения, объем которой определяется со-

глашеннем, заключенным с инвестором по этому поводу.

Обусловленное кризисом резкое снижение инвестиционных воз-

можностей как бюджетов всех уровней, так и предприятий и орга-

низаций выдвигает на первый план проблему финансового обеспече-

ния капитальных вложений для структурной перестройки экономи-

ки, конверсии и модернизации производства, внедрения новых тех-

нологий. Частичное решение этой проблемы может быть достигну-

то за счет таких источников, как расширение эмиссии акций и обли-

гаций, привлечение иностранных инвестиций (в том числе креди-

тов), использование части средств, полученных от приватизации

имущества и амортизационных отчислений на полное восстановле-

ние основных фондов государственных предприятий, а также части

средств от реализации оружия, военной техники, имущества и пере-

дачи в аренду основных фондов, имущества Вооруженных Сил.

Особенности финансирования капитальных

вложений за счет собственных средств

предприятий и хозяйственных организаций

Предприятия и хозяйственные организации осуществляют за

счет собственных средств техническое перевооружение, реконст-

рукцию и расширение производства как подрядным, так и хозяйст-

венным способами. В условиях перехода к рынку ответственность за

целевое и эффективное использования собственных средств возла-

гается на инвесторов, что обусловливает особенности финансирова-

ния таких капитальных вложений.

Все средства на капитальные вложения аккумулируются на рас-

четном счете инвесторов. По их просьбе учреждения банков могут

открывать отдельные счета для учета собственных средств на капи-

тальные вложения за отдельную плату.

Учреждения банков не оформляют финансирование строек, а

@

они должны предоставлять им для этого документы. Финансирова-

ние капитальных вложений производится с расчетного счета инвес-

тора путем оплаты расчетных документов на выполненные проект-

ные, строительно-монтажные и другие работы, поставленное обору-

дование и другие расходы, связанные со строительствам. Состав за-

трат и порядок их оплаты зависят от характера капитальных вло-

жений, способа производства строительно-монтажных работ, а так-

же метода финансирования затрат при хозяйственном способе стро-

ительства.

Учреждения банков не контролируют целевое и эффективное

использование собственных средств инвестора на капитальные вло-

жения. Только по просьбе инвестора, на договорных началах за от-

дельную плату они могут осуществлять такой контроль, например,

проверять качество проектно-сметной документации, проводить

контрольные обмеры оплаченных (представленных к оплате работ),

оказывать другие виды услуг по финансированию капитальных вло-

жений. Плата за такие услуги должна устанавливаться на уровне,

обеспечивающем полное покрытие затрат банка на их оказание и по-

лучение соответствующей прибыли.

Долгосрочное кредитование предприятий и

организаций на капитальные вложения

В условиях перехода к рыночным отношениям возрастает роль

долгосрочного кредита как источника денежных средств в форми-

ровании и совершенствовании основных фондов народного хозяйст-

ва. Он используется на капитальные вложения производственного и

непроизводственного назначения. Перечень объектов долгосрочно-

то кредитования очень разнообразный. Так, у предприятий и хозяй-

ственных организаций, независимо от форм собственности, это за-

траты на техническое перевооружение, реконструкцию и расшире-

ние производства, на строительство объектов непроизводственного

назначения и на приобретение оборудования, не входящего в сметы

строек. Долгосрочный кредит используется также при строитель-

стве новых предприятий и сооружений, имеющих важное народно-

хозяйственное значение.

Долгосрочный кредит предоставляется предприятиям и хозяй-

ственным организациям на указанные выше цели на принципах воз-

вратности, срочности, платности и обеспеченности.

Преимущества при долгосрочном кредитовании имеют проекты,

которые обеспечивают нароцнохозяйственную эффективность, ре-

шают экономические и социальные проблемы страны, расширяют

экспортные возможности, увеличивают производство товаров на-

родного потребления.

Обязательными условиями долгосрочного кредитования явля-

ются: статус заемщика как юридического лица, экологическая без-

опасность объекта кредитования, обеспеченность своевременного и

полного возврата кредита и уплаты процентов за пользование им,

соблюдение норм продолжительности строительства.

Долгосрочный кредит можно разделить на такие его виды: кре-

дит, который предоставляется коммерческими банками на договор-

ных началах за счет их собственных и привлеченных средств; госу-

дарственный кредит, источником которого являются средства рес-

публиканского бюджета, и кредит под целевые производственные

программы за счет централизованных кредитных средств Нацио-

нального банка. Кредитование в каждом из этих случаев сущест-

венно различается. Коммерческие банки предоставляют долгосроч-

ные кредиты инвесторам за счет собственных и привлеченных

средств на договорных началах. Основными принципами формиро-

вания кредитных отношений являются: свободный выбор партнеров

этих отношений, формирование условий их выполнения, оснований

и объемов, ответственности при полном невмешательстве государ-

ственных органов в выбор и реализацию этих условий.

Основные источники ресурсов для долгосрочного кредитования

в этом случае - это собственные средства банков (различные фон-

ды, нераспределенная прибыль), средства централизованного ссуд-

ного фонда, предприятий и организаций, а также средства бюдже-

тов, которые находятся на счетах банков, вклады граждан и займы у

других банков.

Кредитные отношения банка и заемщиков регулируются кре-

дитным договором, которым предусматриваются размер разрешен-

ного кредита, сроки и порядок его использования и возврата, про-

центные ставки за пользование кредитом, обязанности и имущест-

венная ответственность сторон и формы обеспечения обязанностей.

Оформление долгосрочного кредитования производится банком на

основании предоставляемых заемщиком документов, перечень кото-

рых определяется кредитным договором. Кредитный договор дейст-

вует в течение всего периода пользования кредитом.

Потребность в долгосрочном кредите определяется либо полной

стоимостью затрат по объекту (мероприятию), если кредит являет-

@

ся единственным источником финансирования, либо как разность

между стоимостью этих затрат и собственными средствами заемщи-

ка, направляемыми на эту цель. Возможность учреждения банка

выдать кредит заемщику в требуемом им размере зависит от уровня

этого учреждения (отделение, региональное управление и дирек-

ция, банк) и предоставленного ему права (крб.) выдавать кредит од-

ному заемщику той или иной категории (предприятия, организации,

кооперативы, малые предприятия), а также наличия кредитных ре-

сурсов.

Общий срок пользования кредитом складывается из норматив-

ного времени осуществления затрат и времени, в течение которого

кредит возвращается банку. Сроки погашения кредита устанавли-

ваются в пределах окупаемости затрат по проекту.

Банк предоставляет долгосрочный кредит только кредитоспо-

собным заемщикам, которые могут возвратить его в установленные

сроки и уплатить проценты за пользование кредитом. Определение

кредитоспособностн предприятий и организаций является одной из

важнейших сторон хозяйственной деятельности банков в условиях

перехода к рынку.

Оценка кредитоспособности заемщика производится банком до

заключения кредитного договора на основе анализа его финансово-

го состояния и эффективности кредитуемого мероприятия. Базой

для такого анализа служат бухгалтерские балансы, другие отчет-

ные и плановые документы о финансово-хозяйственной деятельнос-

ти, проектно-сметная документация, планы технического перево-

оружения производства, прогнозные и статистические материалы,

характеризующие как современное экономическое состояние заем-

шика, так и перспективы его развития.

Анализ финансового состояния заемщика позволяет определить

показатели, отражающие разные его стороны, например, ликвид-

ность его баланса, покрытие баланса, привлечение средств и др.

При долгосрочном кредитовании важно оценить стабильность этих

показателей в период пользования кредитом. Такая оценка требует

разнообразных экономических знаний, умения прогнозировать изме-

иення факторов, влияющих на доходность заемщика в условиях пе-

рехода к рынку. К таким факторам следует отнести прежде всего

динамичность цен и тарифов, рентабельность производства, энерго-,

нюернало- и фондоемкость продукции, обеспечение сырьем, кадра-

ми и основными фондами, внедрение новых техники и технологий,

рынок сбыта продукции и др.

Эффективность кредитуемого мероприятия банки определяют

путем проведения инженерно-экономической экспертизы,его проек-

та. При этом проверяются наличие и качество проектно-сметной

документации и заключений экспертизы, соответствие проектных

технико-экономических показателей прогрессивным, оценивается

технико-экономический уровень проекта. Важными вопросами при

проведении такой экспертизы являются: наличиесырьевой базы,

конкурентоспособность продукции, возможность ее сбыта, прогноз

уровня цен на будущую продукцию. В процессе инженерно-эконо-

мической экспертизы необходимо изучить реальность намечаемых

сроков строительства с учетом мощностей, нагрузки и материально-

технического обеспечения подрядных строительно-монтажных ор-

ганизаций, надежность поставщиков оборудования и других парт-

неров.

В настоящее время процесс установления процентной ставки за

кредиты не регулируется нормативными актами. Плата за пользо- .

ванне долгосрочным кредитом определяется банками с учетом про-

должительности срока кредитования, предоставленных заемщиками

гарантий своевременного возврата кредита, спроса и предложений

кредитных ресурсов и их цены, а также наличия кредитного риска.

Устанавливаемые банками процентные ставки должны обеспечивать

полное покрытие их расходов и получение прибыли от осуществле-

ния хозрасчетной деятельности. - '

Повышенные размеры процентной ставки предусматриваются

кредитным договором в случае нарушения нормативных сроков

строительства, получения дополнительных кредитов и переуступки

банков сроков возврата ссуды.

Процент за пользование кредитом начисляется в размерах и сро-

ки, предусмотренные кредитным договором.

Ответственность за невыполнение заемщиками своих обяза-

тельств предусматривается в виде неустойки (штрафа, пени), зало-

та, гарантии, страхования кредитного риска.

Долгосрочный кредит используется на оплату поставленных на

стройку машин и оборудования, строительных конструкций, дета-

лей, блоков и материалов, а также выполненных строительн0-мон-

тажных, проектных и других работ. Банки должны возмещать за-

емщику расходы по уплате пени поставщикам, за несвоевременные

расчеты с ними, если это вызвано неполным и несвоевременным пре-

доставлением кредита.

После завершения кредитуемого объекта (мероприятия) заем-

щик оформляет в установленном порядке задолженность по креди-

ту срочным обязательством. Погашение кредита обычно начинвется

со следующего квартала после принятия ответственного решения о

вводе объекта в эксплуатацию и производится за счет собственных

средств заемщика.

Нестабильность экономической ситуации в Украине, высокий

уровень инфляции обуславливают сокращение доли долгосрочных

кредитных вложений коммерческих банков в развитие экономики.

В настоящее время эта доля составляет всего лишь 1 - 2% в общем

объеме кредитных вложений. Высокие процентные ставки за поль-

зование кредитом (в сентябре 1993 г. максимальная ставка состави-

ла 600% годовых) и галопирующие темпы инфляции делают прак-

тически невозможными долгосрочные инвестиции. Коммерческие

банки в этих условиях не заинтересованы в выдаче ссуд на срок бо-

лее 2-4 мес., поскольку уровень инфляции значительно превышает

высокие процентные ставки. Предприятия-заемщики, испытываю-

щие острый дефицит финансовых ресурсов, не могут возвратить

банку полученную ссуду и уплатить проценты за пользование ею.

Коммерческие банки используют собственные и привлеченные

кредитные ресурсы не на инвестиции в техническое развитие пред-

приятий, а главным образом на выдачу им краткосрочных ссуд для

производства расчетов и выплаты заработной платы. Такое состоя-

ние сказывается на материально-технической базе народного хозяй-

ства страны, вызывая спад производства продукции и углубление

других кризисных явлений в экономике страны.

В целях активизации инвестиционной деятельности в Украине с

нвгуста 1992 г. введено государственное долгосрочное кредитование

строек и объектов производственного назначения, а также кредито-

ванне целевых производственных программ за счет централизован-

ных ресурсов Национального банка. Государственный кредит пре-

доставляется на капитальные вложения только производственного

назначения. Заказчиками государственного кредита являются ми-

нистерства, ведомства и другие хозяйственные органы. На основе

предложений этих органов Министерство экономики по согласова-

нию с Министерством финансов определяет перечень строек и

объект0в, которые будут финансироваться за счет государственного

кредита, и представляет его на утверждение Кабинету Министров

Украины.

Министерство финансов определяет коммерческие банки, кото-

рые будут осуществлять такое кредитование, и заключает с ними

договоры.

После утверждения плана-прогноза экономического и социаль-

ного развития страны Министерство экономики доводит до мини-

195

@

стерств, ведомств и других органов хозяйственного управления и

финансирующих банков объемы государственного кредита на пла-

нируемый год. Министерство финансов сообщает банкам, учрежде-

ния которых будут осуществлять государственное кредитование,

планы финансирования капитальных вложений по органам хозяйст-

венного управления - заемщикам в поквартальном разрезе. Этим

банкам оно перечисляет средства для кредитования, имеющие стро-

го целевое назначение.

Учреждения финансирующих банков заключают с инвесторамн

кредитные соглашения, где предусматривают:

цель предоставления государственного кредита;

его объем и сроки возврата. Общий срок польозвания госудорствен-

ным кредитом не должен превышать семи лет, в том числе: срок

выборки ссуды - не более 3-к лет (в отдельных случаях 5 лет),

льготный срок до начала погашения кредита - 1 год и срок пога-

шения - не должен превышать 3-к лет;

процентные ставки за пользование кредитом, которые устанавли-

ваются в 20 % годовых в целом по органу хозяйственного управле-

ния заемщику. Эти органы могут дифференцировать процентные

ставки по стройкам и объектам, которые входят в сферу их фунх-

ционалыюго управления. Эта дифференциация может произво-

диться в пределах от 10 до 30 % годовых, однако без изменения ус-

новленной для органов хозяйственного управления в целом про

центной ставки;

вид строительства и сроки его окончания. Объектами государст-

венного кредитования могут быть только стройки, нормативный

срок строительства которых не превышает 3-к лет;

экономические санкции и особые условия кредитования;

обязательства банка и инвестора по другим вопросам предоставле-

ния, использования и возврата государственного кредита.

Копии кредитных соглашений органы хозяйственного управле-

ния должны представить в Министерство финансов в десятиднев-

ный срок после их заключения. Кредитные соглашения должны за-

ключаться в месячный срок после получения органами хозяйствен-

него управления сведений об утвержденных им объемах государст-

венного кредита. При нарушении этого срока финансирующие

банки вносят Министерству экономики предложения об нзменении

объемов кредита соответствующему органу хозяйственного управ-

ления.

Государственный кредит используется инвесторами для оплаты

расходов, связанных со строительством, реконструкцией и техни-

ческим перевооружением предприятий, строек и объектов. Погаше-

ние государственного кредита начинается через год после оконча-

ния нормативного срока строительства (реконструкции, техничес-

кого перевооружения) объекта кредитования и производится за счет

собственных средств инвестора или заемных средств. Кредит на при-

обретение оборудования, которое не входит в сметы строек, погаша-

ется, начиная со следующего за годом его выдачи в течение не более

двух лет.

Гарантом погашения государственного кредита выступает мини-

стерство, ведомство или другой орган хозяйственного управления.

Средства, поступающие от инвесторов в погашение долга по кре-

диту, а также значительная часть платы за пользование этим креди-

том перечисляются финансирующими банками в доход государст-

венного бюджета. На покрытие расходов по обслуживанию госу-

дарственного кредита эти банки оставляют О,4 нaчисленных про-

центов за пользование кредитом и О,3 так называемых "штрафных"

процентов.

При нарушении сроков строительства более чем на 3 мес. и при

консервации или прекращении строительства на такой же срок по

инициативе инвестора процентная ставка повышается на 100 %. Ин-

весторы, не соблюдающие сроки платежей, должны уплачивать до-

полнительно 25 % годовых от сумм, которые не уплачены в установ-

ленные сроки.

Контролъ за целевым использовонием инвесторами государст-

венного кредита, а также за своевременным его возвратом в государст-

ственный бюджет осуществляют финансирующие банхн и Мини-

стерство финансов Украины.

Долгосрочные кредиты за счет централизованных кредитных ре-

сурсов Национального банка предоставляется только государствен-

ным предприятиям на затраты, связанные с реализацией целевых

программ на конверсии и модернизации производства, внедрению пе-

редовых технологий, увеличение производства товаров народного

потребления.

Срок кредитования должен обеспечивать реализацию производ-

ственной программы, но не может превышать 5 лет.

Каждое предприятие составляет такую программу, утверждает

ее в министерстве, разрабатывает календарный план работ по этой

программе, составляет смету затрат и представляет обслуживающе-

му его коммерческому банку заявку на долгосрочный кредит с обо-

@

снованием его потребности и эффективности намеченной про-

граммы.

Коммерческие банки дают экспертную оценку предложенной за-

явки. При необходимости получения централизованных ресурсов

Национального банка коммерческие банки подают заявки областно-

му управлению Национального банка.

Региональные управления Национального банка анализируют за-

явки коммерческих банков и свои предложения относительно целе-

сообразности кредитования целевых производственных программ и

экономических возможностей этих банков направляют в управление

кредитного регулирования Национального банка.

Укринвестпромбанк, Укрсоцбанк и Агропромбанк "Украина"

также рассматривают заявки предприятий на получение долгосроч-

ного кредита и свои предложения по кредитованию целевых про-

грамм направляют непосредственно в Национальный банк.

Целесообразность предоставления долгосрочного кредита ком-

мерческим банком предварительно рассматривается в кредитном ко-

митете и утверждается правлением Национального банка Украины.

Национальный банк заключает с коммерческими банками, кре-

дитующими целевые программы, договор, где определяет размеры

платы за кредит и маржи.

Национальный банк открывает комиерческому банку кредитную

линию, что должно обеспечить оперативное целевое и эффективное

использование централизованных ресурсов для кредитования произ-

водственных программ.

Коммерческие банки предоставляют заемщикам кредит только

на цели, предусмотренные их кредитными заявками, и в пределах

средств, перечисленных им Национальным банком для целевого

кредитования.

Каждый заемщик должен заблаговременно сообщать коммер-

ческоиу банку о необходимой ему сумме кредита для оплаты рас-

четных документов по кредитуемому объекту. Только при соблю-

дении этого условия Национальный банк сможет своевременно пре-

доставлять коммерческому банку средства в пределах открытой ему

кредитной линии.

Использование, погашение кредита и уплата процентов за поль-

зование им производятся в установленном порядке.

Контроль за целевым использованием кредита коммерческими

банками осуществляет Национальный банк и его региональные уп-

равления, а за целевым использованием кредита заемщиками -

коммерческие банки. При выявлении фактов нецелевого использо-

198 @

вания кредита Национальный банк (региональные управления Наци-

онального банка) взыскивает с коммерческого банка штраф в раз-

мере 5 % суммы кредита, использованной не по назначению.

Опыт свидетельствует, что долгосрочный кредит, предоставляе-

мый на капитальные вложения, способствует сокращению сроков

строительства, снижению его себестоимости и ускорению окупае-

мости затрат, если строительный объект своевременно обеспечен

качественной проектно-сметной документацией, оборудованием,

строительными материалами, конструкциями и деталями, а капи-

тальные вложения и средства выделяются соответственно нормам

продолжительности строительства.

Стройка также должна быть обеспечена достаточными мощнос-

тями строительной индустрии, которые следует эффективно ис-

пользовать.

Долгосрочное кредитование населения

на потребительские цели

Долгосрочные кредиты населению на потребительские нужды

предоставляют в основном учреждения Сбербанка Украины. Объ-

ектами кредитования являются затраты на строительство, покупку,

капитальный ремонт и реконструкцию индивидуальных жилых до-

мов с надворными постройками, садовых домиков, дач, благоустрой-

ство садовых участков, строительство гаражей, на приобретение

квартир в жилищном кооперативе, в личную собственность, на по-

купку у граждан индивидуальных жилых домов с надворными по-

стройками, на хозяйственное обзаведение семейным студентам и

другие цели.

Кредиты выдаются на коммерческой основе при соблюдении

принципов целевой направленности, обеспеченности, срочности,

платности, возвратности. Кредиты на строительство, покупку, ка-

питальный ремонт и реконструкцию инднвидуальных жилых домов

с надворными постройками, садовых домиков, дач и других строений

предоставляются в размере до 75 % сметной стоимости строительст-

ва, ремонта или инвентарной стоимости строения в пределах разме-

ров, устанавливаемых Сбербанком Украины в зависимости от уровня

цен и в пределах кредитных ресурсов, мобилизуемых на местах, а

также приобретаемых в других банках.

Кредиты населению выдаются на основании заключаемых между

ссудозаемщиком и банком кредитных договоров по месту их посто-

янного жительства (прописки), за исключением кредитов на строи-

тельство и покупку индивидуальных жилых домов, на покупку

квартир в жилищных кооперативах, которые выдаются по месту за-

стройки или нахождения индивидуального дома или кооперативной

квартиры, а также кредитов семейным студентам, которые предо-

ставляются по месту нахождения вузов.

Сроки представления документов, подтверждающих целевое ис-

пользование средств по ссуде, определяется в кредитном договоре, в

зависимости от объекта кредитовання, и не позднее установленного

срока освоения. При этом срок освоения кредитов, связанных со

строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов,

не должен превышать 2-х лет, а по ссудам, предоставляемым на

приобретение домов, квартир и др. - 2 мес. Кредитный договор

оформляется на всю сумму кредита, заключается на срок пользова-

ния ссудой и подписывается руководителем банка и заемщиком.

Долгосрочные кредиты могут выдаваться частями таким образом,

чтобы расходы, сроки погашения, процентные ставки по частично

выданным суммам соответствовали условиям кредитного договора.

Каждая сумма кредита, получаемая заемщиком в рамках условий

кредитного договора, оформляется срочным обязательством заем-

щика и подписывается заемщиком.

Для получения кредита и оформления кредитного договора ин-

дивидуальные заемщики предоставляют банку следующие доку-

менты:

паспорт или другой заменяющий его документ;

справку с места работы ссудозаемщика и поручителя с указани-

ем получаемого дохода (среднемесячного заработка) и размера

производимых из него удержаний. Пенсионеры представляют

банку удостоверение, сведения из которого проставляются в

кредитном договоре заемщика;

документы, необходимые для определения платежеспособности

клиента;

договор залога имущества или договор страхования;

поручительство одного или более трудоспособных граждан,

имеющих постоянный источник дохода;

документ, подтверждающий право на соответствующие льготы.

Кроме того, заемщики представляют в финансирующее учреж-

дение банка для получения кредита следующие документы:

на строительство индивидуального жилого дома - заверенную в

установленном порядке выписку из решения госадминистрации о

выделении земелъного участка под застройку дома, а также разре-

шенный и приложенный проект дома с указанием сметной стоимос-

ти строения или сведения из проектно-сметной документации, заве-

ренные районным архитектором. При совместном строительстве

многоквартнрных жилых домов представляется также один экзем-

пляр договора, заключенного между участниками застройки с ука-

заннем сведений об участниках и доли каждого из них в совместном

строительстве;

на строительство надворных построек - справку госадминист-

рации о том, что заемщик является владельцем дома и не имеет ука-

занных построек, а также паспорт с постоянной пропиской в этом

доме;

на реконструкцию и капитальный ремонт индивидуального жи-

лого дома с надворными постройками, присоединение их к инженер-

ным сетям, на приобретение оборудовання для инженерного обуст-

ройства дома - документ, удостоверяющий право собственности на

жилой дом, а также паспорт с пропиской в этом доме и перечень

предстоящих работ;

на покупку у граждан индивидуального жилого дома с надвор-

надворными постройкамм (дом покупается как основное жилье) - справку

бюро технической инвентаризации о балансовой (остаточной) стои-

мости строения. При отсутствии указанной справки можно пред-

ставить справку органов госстраха о страховой стоимости строений;

на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт садо-

вых домиков и благоустройство садовых участков - справку прав-

дения садоводческого товарищества о том, что заемщик является

его членом с указанием подлежащих выполнению работ;

на покупку квартиры в жилищном кооперативе - справку ко-

оператива, свидетельствующую о том, что заемщик является его

членом, а также копию акта о приемке дома в эксплуатацию;

на внесение первоначального взноса в жилищный кооператив -

справку о том, что заемщик является членом ЖСК, и справку о

сумме первоначального взноса;

на покупку квартир в личную собственность - решение госад-

нннистрации на выкуп квартиры, справку об оценочной стоимости

квартиры;

на строительство гаражей - справку гаражно-строительного

коператива либо госадминистрации с указанием сметной стоимости

предстоящих работ.

По ссудам на покупку у граждан жилых домов оформляется га-

рантийное письмо на имя продавца о перечислении на его вклад сум-

мы получаемого покупателем кредита после оформления в установ-

ленном порядке договора купли-продажи дома.

Кредитный работник проверяет правильность оформления до-

говора залога имущества, поручительств граждан, а также других

справок и документов, определяет платежеспособность заемщика,

устанавливает суммы платежа основного долга по ссуде и состав-

ляет график платежей заемщика, производит расчет общей суммы

процентов, подлежащих оплате за весь срок пользования кредитом,

согласовывает с заемщиком способы, порядок погашения кредита и

процентов по нему, оформляет совместно с заемщиком кредитный

договор и срочное обязательство. На основании подписанного руко-

водителем банка кредитного договора бухгалтерия оформляет ин-

дивидуальному заемщику лицевой счет.

В случае увеличения предельного размера кредита на строитель-

ство, реконструкцию или капитальный ремонт индивидуального

жилого дома и садовых домиков банки могут выдать дополнитель-

ный кредит из расчета максимально возможного размера при усло-

вии соблюдения установленных сроков освоения кредита.

Дополнительный кредит на окончание строительства индивиду-

ального жилого дома может быть выдан только после предвари-

тельной проверки целевого использования ранее полученного кре-

дита на основании справки районной госаднинистрации или район-

ного архитектора об измененной сметной стоимости строительства с

учетом ранее приобретенных материалов и выполненных работ по

старым ценам. По остальным видам кредитов предварительные про-

верки на месте целевого использования не производятся, но обяза-

тельно должен быть представлен промежуточный отчет об нсполь-

зовании ранее полученного кредита.

Дополнительная выдача кредита производится на условиях, дей-

ствующих на момент его получения. Если процентная ставка не из-

менялась, то кредитный договор и срочное обязательство оформля-

ются на всю сумму долга с учетом остатка задолженности по ранее

выданной ссуде. По тем кредитам, по которым установлена новая

процентная ставка, кредитный договор и срочное обязательство

оформляются на вновь выданную сумму без изменения условий и

документов по первоначальой выдаче.

При выдаче очередной суммы кредита в рамках условий кредит-

ного договора кредитный работник переоформляет предыдущее

срочное обязательство по ссуде на всю сумму выданного кредита,

соответственно внося изменения в графики платежей.

Суммы предоставленных гражданам ссуд на льготных условиях

зачисляются на беспроцентные расчетные счета, открываемые в

операционном отделе банка.

Погашение задолженности по ссудам и процентов по ним произ-

водится заемщиками в сроки, установленные срочными обязательст-

вами. По ссудам, выдаваемым населению, устанавливаются, как пра-

вило, месячные сроки платежей. Первый срок платежа по кредитам

устанавливается не позднее, чем через 3 мес. после получения ссуды

или первой ее части, если ссуда выдается частями. Погашение ссуд,

связанных со строительством и ремонтом домов, может начинаться

после истечения сроков освоения кредитов. Размер ежемесячных

платежей основного долга определяется путем деления суммы кре-

дита на срок пользования им по договору, исчисленный в месяцах.

По желанию заемщиком может быть предусмотрена возможность

досрочного погашения задолженности по ссуде. В этом случае пла-

тежи производятся с объединеннем суммы ежемесячных платежен.

При последнем платеже заемщику возвращаются проценты, полу-

ченные с него за недоиспользованный кредит. Погашение задол-

женности по ссудам и процентам по ним может произвоцнться заем-

женности по ссудам и процентам по ним может производиться заем-

шиками через учреждения банка наличными деньгами, переводами

через предприятия связи либо перечислением со счетов по вкладам,

а также путем удержания из заработной платы, стипендии, пенсии

на основании поручения заемщика бухгалтерии по месту работы

(учебы) или органу, назначившему пенсию. Не внесенные в срок

платежи перечисляются на счета просроченных ссуд. Просрочен-

ные платежи взыскиваются с индивидуальных заемщиков в бесспор-

ном порядке по исполнительным надписям нотариальных контор.

Банк обязан в месячный срок оформить в установленном порядке

исполнительную надпись на взыскание просроченной задолженнос-

ти по ссуде и процентов с заемщика или с его поручителя. При не-

уплате заемщиком очередных платежей, включая проценты, свыше

6 мес., банк вправе обратиться с иском в суд о досрочном взыскании

всей задолженности по ссуде, числящейся за заемщиком.

За пользование ссудой заемщик уплачивает банку проценты, ус-

тановленные на договорной основе. Процентная ставка указывается

в кредитном договоре. Договорные процентные ставки применяют-

дельных случаев, когда в соответствии с банковским законодатель-

ством, Национальным банком Украины и Советом Сбербанкка Украи-

ны вводятся особые условия кредитования по некоторым видам ссуд

и категориям заемщиков. Сбербанк осуществляет координацию

уровня процентных ставок между учреждениями банка, находящи-

мися на территории Украины, путен установления минимальных и

максимальных границ величины процента за соответствующие виды

кредита и в зависимости от сроков выдачи ссуд заемщикам. Мини-

мальная граница процентных ставок устанавливается в зависимости

от стоимости кредитных ресурсов, затрат по их привлечению и рас-

ходов по совершенствованию кредитных операций и должна обеспе-

чивать определенный уровень рентабельности кредитных операций

учреждений банка. Максимальная граница устанавливается в зави-

симости от конъюнктуры рынка, спроса и предложения на отдель-

ные виды потребительского кредита, может быть одинаковой для

всех учреждений банка. Минимальные и максимальные процентные

ставки могут устанавливаться и областными управлениями банка в

пределах, предусмотренных Сбербанком Украины. Конкретные раз-

меры применяемых процентных ставок по кредитам внутри установ-

ленньгх границ определяются, как правило, непосредственно уч-

реждениями банка при выдаче кредита в зависимости от условий их

коммерческой деятельности, спроса на конкретные виды ссуд и

учетом платежеспособности заемщика.

Размер ежемесячного платежа по ссуде определяется путем де-

ления сумны процентов за весь период пользования кредитоы на

время пользования им, исчисленные в месяцах. За сумму процентов

всего периода пользования принимается их величина, исчисленная

исходя из условных сроков платежей через равный период времени.

В условиях растущей конкуренции со стороны других банков учи-

тывается необходимость приоритетного предоставления кредитов

ссудозаемщикам, которые являются вкладчиками Сбербанка Укра-

ины не менее 1 года или получает заработную плату через его уч-

реждения независимо от сроков.

В процессе кредитования населения банк осуществляет кон-

троль 3а правильным и целевым использованием заемщиком ссуд пу-

тем проверки документов, предоставленных для оформления кре-

дита, отчетов о расходовании средств и других документов, предус-

мотренных в кредитном договоре, а также путем проверок на мес-

тах. При нарушении сроков платежей по ссуде и возникновении

просроченной задолженности, неосвоении кредита в установленный

срок, нецелевом его использовании банк удерживает штраф в разме-

ре не ниже О,5 % от суммы просроченного платежа за каждый день

просрочки, что также предусматривается в договоре.

Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от

26 июня 1993 г. №483 "О дальнейшем развитии индивидуального

жилищного строительства" с 1994 г. на индивидуальное жилищное

строительство будет предоставляться государственный долгосроч-

строительство будет предоставляться госудорственный долгосроч-

ный льготный кредит на срок до 30 лет за счет средств государст-

венного бгоджета. Министерство экономики и Министерство фи-

нансов ежегодно должно определять лимиты выдачи долгосрочно-

то льготного кредита для Республики Крым, областей, городов Кн-

ева и Севастополя в пределах средств, предусмотренных на эти цели

в государственном бюджете. Министерство финансов определяет

процентные ставки и осуществляет контроль за использованием вы-

данного кредита. С сентября 1993 г. предусматривается учет граж-

дан, желающих осуществить индивидуальное жилищное строитель-

ство за счет собственных средств с использованием государственно-

то долгосрочного льготного кредита.

Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от

20 октября 1992 г. № 593 "О дальнейшем развитии жилищно-строи-

тельных кооператнвов (ЖСК)", члены ЖСК, у которых общие го-

довые расходы на оплату кредита с учетом процентной ставки пре-

вышают 20% совокупного годового дохода семьи, могут получать

государственный льготный кредит с уплатой 3 % годовых.

При наличии у членов кооперативов несовершеннолетних детей

процентная ставка уменьшается д0 размеров: один ребенок - 2%,

два ребенка - 1 %, три и более - без процентов.

Министерство финансов, Министерство Экономики Украины,

Укрсоцбанк по согласованию с национальным Банком установили

порядок выдачи и погашения государственного льготного кредита

жилищно-строительным (жилищным) кооперативам. Государствен-

ный кредит предоставляется ЖСК на объем капитальных вложений

текущего года с учетом задолженности по ранее выданным ссудам,

сроки возврата которых не закончились на начало года. в пределах

средств, предусмотренных в государственном бюджете на соответ-

ствующий год по стройкам, начатым со 2 января 1992 г.

Государственное кредитование строительства жилищных коопе-

ративов является прямым, целевым, возвратным и осуществляется

за счет средств государственного бюджета Украины. Жилищно-

строительным кооперативам кредит выдается на строительство жи-

лых домов в размере 90 % стоимости строительства на срок до 30

то долгосрочного льготного кредита.

Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от

20 октября 1992 г. № 593 "О дальнейшем развитии жилищно-строи-

тельных кооператнвов (ЖСК)", члены ЖСК, у которых общие го-

довые расходы на оплату кредита с учетом процентной ставки пре-

вышают 20% совокупного годового дохода семьи, могут получать

государственный льготный кредит с уплатой 3 % годовых.

При наличии у членов кооперативов несовершеннолетних детей

процентная ставка уменьшается д0 размеров: один ребенок - 2%,

два ребенка - 1 %, три и более - без процентов.

Министерство финансов, Министерство Экономики Украины,

Укрсоцбанк по согласованию с национальным Банком установили

порядок выдачи и погашения государственного льготного кредита

жилищно-строительным (жилищным) кооперативам. Государствен-

ный кредит предоставляется ЖСК на объем капитальных вложений

текущего года с учетом задолженности по ранее выданным ссудам,

сроки возврата которых не закончились на начало года. в пределах

средств, предусмотренных в государственном бюджете на соответ-

ствующий год по стройкам, начатым со 2 января 1992 г.

Государственное кредитование строительства жилищных коопе-

ративов является прямым, целевым, возвратным и осуществляется

за счет средств государственного бюджета Украины. Жилищно-

строительным кооперативам кредит выдается на строительство жи-

лых домов в размере 90 % стоимости строительства на срок до 30

лых домов в размере 90 % стоимости строительства на срок до 30

лет с погашением ежеквартально равными частями. На приобретение

жилищными кооперативами построенных или капитально отре-

монтированных (реконструированных) жилых домов кооперативам

предоставляется кредит в размере 85 % стоимости домов на 30 лет с

погашением ежеквартально равными частями. На строительство

жилых домов, которое было начато до 2 января 1992 г., государст-

венный кредит не предоставляется. Согласно постановлению Каби-

нета Министров Украины от 4 апреля 1992 г. № 175 на указанное

строительство производится компенсация дополнительных затрат,

связанных с либерализацией цен.

Организация работы по выдаче ЖСК государственного кредита,

его учет и проведение расчетов осуществляются коммерческими

банками. Укрсоцбанк Украины выступает в качестве ведущего бан-

ка по обслуживанию государственного кредита для ЖСК.

Министерство экономики и Министерство финансов Украины на

основании прогнозных расчетов объемов кооперативного жилищно-

то строительства и потребности в государственном кредите на пла-

новый год определяют лимит выдачи государственных кредитов для

Совета Министров Республики Крым, областей, городов Киева и Се-

вастополя в пределах средств, предусмотренных в государственном

бюджете. Министерство финансов Украины доводит Укрсоцбанку

годовой план финансирования (форма № 12) с распределением его

по кварталам с указанием "Для выдачи льготного кредита жилищ-

но-строительной (жилищной) кооперации". Ежеквартально Мини-

стерство финансов Украины платежным поручением перечисляет

средства государственного бюджета на выдачу льготного кредита в

объемах, предусмотренных планом на текущий квартал. Выделен-

ные средства перечисляются Укрсоцбанком на отдельный счет

"Средства бюджета для предоставления государственного кредита

жилищно-строительным (жилищным) кооперативам", который от-

крывается на балансовом счете № 740 "Фонд долгосрочного креди-

тования за счет бюджета".

Укрсоцбанк доводит до дирекций подведомственных банков оп-

ределенные Министерством экономики и Министерством финансов

Украины лимиты выдачи государственного кредита. Совет Минист-

рев Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская то-

. родские госацминистрации в пределах выделенных лимитов госкре-

пита доводят их до госадминистрации районов и городов республи-

ки,области,города.

Финансово-кредитные отношения между Министерством фи-

нансов Украины и Укрсоцбанком оформляется кредитным дотово-

нансов Украины и Укрсоцбанком оформляется кредитным догово-

ром, в котором указываются цель выдачи кредита, сроки его пога-

шения, процентные ставки за пользование кредитом, экономические

санкции за невыполнение условий договора. Кредитные отношения

между коммерческими банками и ЖСК оформляются кредитным

договором, в котором определяются цель выдачи кредита, сроки его

возврата, процентные ставки за пользование кредитом. экономичес-

кие санкции и особые условия кредитования обязательства банка и

ЖСК. При оформлении кредитного договора учреждения банка

проверяют платежеспособность каждой семьи членов кооператива и

перспективы полного погашения задолженности с учетом действу-

ющей процентной ставки за пользование кредитом. Общие сведения

по категориям граждан, которым предоставляются льготные креди-

ты, правления ЖСК представляют госадминистрации городов, ра-

йонов, областей для решения вопроса о выдаче кредитов в пределах

выделенных лимитов. Размеры госкредита в разрезе территорий

уточняются ежеквартально по всем ЖСК, которые имеют задол-

женность по выданным кредитам.

Выдача средств за счет госбюджета по фактическим затратам

проводится с балансового счета № 779 "Долгосрочные ссуды, вы-

данные индивидуальным ссудозаемщикам через предприятия и ор-

ганизации за счет их собственных средств". Задолженность по гос-

кредиту после подписания акта государственной приемочной ко-

миссии в 10-дневный срок оформляется срочным обязательством на

конкретные сроки погашения.

За просроченные платежи по ссудам начисляется дополнитель-

ная плата в размере 25 % годовых от суммы просроченной задол-

женности. Средства ЖСК на погашение задолженностей банку по

госкредиту и проценты за пользование кредитом перечисляются

коммерческим банком непосредственно в доход госбюджета на счет

1710015 "Возврат государственного кредита". Задолженность по

ссуде и проценты за пользование госкредитом погашают за счет

средств на текущем счете, открытом кооперативу в учреждении

коммерческого банка, ежеквартально равными частями не позднее

10 апреля, июля, октября и января за истекший квартал. Погаше-

ние начинается с квартала, следующего за тем, в котором подписан

акт государственной комиссии о приемке жилого дома в эксплуата-

цию. Проценты, начисленные за период использования ссуды, упла-

чнваются одновременно с первым платежом по ссуде, а за последу-

ющее время - с очередными платежами.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011