БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Радиоэлектроника
Региональная экономика
Режущий инструмент
Реклама и PR
Ресторанно-гостиничный бизнес бытовое обслуживан
Римское право
Русский язык культура речи
РЦБ ценные бумаги
САПР
Сексология
Семейное право
Социология
Страховое право
Строительство архитектура
Таможенное право
Теория государства и права
Технология
Таможенная система
Транспорт
Физика и энергетика
Философия
Финансы деньги и налоги
Физкультура и спорт
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экология
Экономика
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Эргономика
Этика и эстетика
Сочинения по литературе и русскому языку
Рефераты по теории государства и права
Рефераты по теории организации
Рефераты по теплотехнике
Рефераты по товароведению
Рефераты по трудовому праву
Рефераты по туризму
Рефераты по уголовному праву и процессу
Рефераты по управлению
Рефераты по менеджменту
Рефераты по металлургии
Рефераты по муниципальному праву
Биографии
Рефераты по психологии
Рефераты по риторике
Рефераты по статистике
Рефераты по страхованию
Рефераты по схемотехнике
Рефераты по науке и технике
Рефераты по кулинарии
Рефераты по культурологии
Рефераты по зарубежной литературе
Рефераты по логике
Рефераты по логистике
Рефераты по маркетингу
Рефераты по международному публичному праву
Рефераты по международному частному праву
Рефераты по международным отношениям
Рефераты по культуре и искусству
Рефераты по кредитованию
Рефераты по естествознанию
Рефераты по истории техники
Рефераты по журналистике
Рефераты по зоологии
Рефераты по инвестициям
Рефераты по информатике
Исторические личности
Рефераты по кибернетике
Рефераты по коммуникации и связи
Рефераты по косметологии
Рефераты по криминалистике
Рефераты по криминологии
Новые или неперечисленные
Без категории

Экономика предприятия

Экономика предприятия

1. Предмет и м-ды эк исследований. Эк- это наука о том, как общ-во исп-т

определ ограниченные ресурсы для пр-ва полезных продуктов и распределяет их

среди людей. Эк предпр как наука изучает действие объективных эк з-нов и

формы их проявления в специфич условиях. Она изучает з-ны, факторы и

условия, под влиянием кот эти з-ны действуют более эффективно. М-ды эк

исследований: 1. Диалектический- все явления рассм во взаимосвязи и

взаимозависимости, колич изменения приводят к кач изменениям, т.е.

происходит движение от простого к сложному. 2. Статистический- основан на

обработке массовых данных, х-х изучение данного явления м-дом группировки.

3. Монографический- изучение опыта хоз-ния, типового или передового предпр

по развитию разл отраслей. 4. Расчетно-конструктивный- определ-ся неск

вариантов решений какой-то задачи, которые затем сравниваются выбирается

лучший вариант для решения данной задачи.5. Эк-математический- на основе

быстродействующих ЭВМ определ-ся наиб оптим варианты при исп многих

переменных величин.

2. Рынок и его сущность. Рынок- это совок-ть форм взаимоотношений, связей

м/у отд самостоят принимающими решения хоз-ими субъектами, взаимод кот в

качестве покупателей и продавцов приводит к возможности обмена, т.е.

возможности продавцам продавать, а покупателям- купить необх т-р. Рынок-

это обмен, купля и продажа т-ров с пом денег. Осн элементы рынка- это т-р и

деньги. Т-р- это продукция, изготовленная для продажи, а не для собств

потребления. Деньги- это эквивалент всех физич т-ов и услуг, тоже товар.

Осн действ лица на рынке- продавец (поставщик) и покупатель (потребитель).

Рынок- это следствие общественного РТ, т.е. изготовление прод с целью

обмена.

3. Ф-ции и стр-ра рынка. Ф-ции: ценообразующая, стимулирующая 9побуждает

снижать индивид затраты труда, использовать нов технику), регулирующая

(регулирует пр-во и обращение т и усл), воспроизв-ая, информационная

(информирует о состоянии дел в хоз сфере), санирующая (очищает общественное

пр-во от эк-ки слабых, неконкурентоспособных хоз единиц), контролирующая.

Классификация рынка: 1. По элементам рын инфрастр-ры: Р т и усл, факторов

пр-ва, финансовый рынок; 2. По эк назначению объектов рын отношений: р

потребительских т и усл, р т-ов пр-го назначения, р нов изделий,

технологий, проектов, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ЦБ, рынок втор

сырья; 3.По географич расположению: местный, национальный, мировой; 4. По

степени ограничения конкуренции: свободный, рынок монополистич конкур,

олигополистический рынок чистой монополии. 5. По отраслям сфер пр-ва и

услуг: топливный, автомобильный, компьютерный, рынок хлебопродуктов и т.д.

6. По х-ам и р-рам продаж: оптовый и розничный.

4. Пром-ть и ее роль в соц-эк развитии общ-ва. Пром-ть- совок-ть большого

числа самостоят предпр, цехов и пр-в, занятых добычей, заготовкой и

переработкой сырья в гот прод. Она базируется на технологии пр-ва,

созданной чел, хар-ся непрерывностью пр-ва. В задачу пром входит изменение

кач-ва и ср-в обрабатываемых предметов труда. Важное место в пром

принадлежит решению продовольственной проблемы. Производя все виды с/х

техники, мин удобрений и ср-в химзащиты растений, она способствует

повышению урожайности с/х культур, сокращению потерь и повышению технич

оснащенности с/х пр-ва. Пром, и в 1ую очередь ее базовые отрасли

(энергетика, металлургия, хим пром, машиностроение), явл матер основой

технич процесса реконструкции всех отраслей нар хоз-ва. Недостатки развития

пром: 1. Недостаточный уд вес прогрес видов машин и обор в общем объеме пр-

ва. 2. Уровень разрабатываемой техники не соотв совр требованиям. 3. Мало

производится пром работ и малогабаритной с/х техники.

5. Отраслевая стр-ра пром-ти. Отрасль- это совок-ть самостоятельных

предпр, цехов и пр-в, хар-хся единством назначения вырабатываемой прод,

общностью технологич процесса и перерабатываемого сырья. Для формирования

отрасли пром-ти необх определить условия: наличие достаточно большого

объема рын игрока на данный вид прод, наличие прир ресурсов. Классификация

отраслей: 1. По эк назначению прод: отрасли, изгот ср-ва пр-ва, О, производ

предметы потребления. 2. По х-ру воздействия на предметы труда: добывающие-

угольная, торфяная, гидроэнергетика, Обрабатывающие- осущ-т дальнейшую

обработку сырья и материалов: металлургия, хим отрасль… 3. По ф-циональному

назначению прод: производ промежуточную прод, произв конечную прод. Все эти

отрасли в наст время объединены в группы межотраслевых комплексов: топливно-

энергетический, металлургический, металлостроение, химико-лесной комплекс,

пром-ть строит комплекса, отрасли перераб пром, входящие в состав агро-пром

комплекса. 4. По уровню концентрации пр-ва и предложения однородной прод на

отд предпр: совершенноконкурентные, монополистические, О с монополистич

конкуренции, олигополистические.

6. Совр отраслевая стр-ра пром-ти РБ и осн направления. Пром РБ начисляет в

св составе более 100 отраслей. Ведущие О: 1. Машиностроение и

металлообработка занимают 24% в общем объеме пром пр-ва. 2. Пищепром- 19%,

3. Хим и нефтехим- 14%. 4. Легкая- 9%. 5. Электроэнергетика- 8%. Наиб уд

вес в стр-ре пр-ва ВВП заним пром- 31%, транспорт и связь- 11%, торговля и

общепит- 9%, с/х и строительство- по 5.5%. Беларусь занимает среди стран

СНг 1 место по пр-ву тракторов, хим волокон и нитей. 2 место по мин

удобрениям, грузовым авто, металлорежущим станкам, холодильникам,

телевизорам, чулочно-носочным изделиям и обуви. РБ осущ-т торговлю со всеми

странами СНг и более чем со 150 странами дальнего зарубежья. Важнейшие

направления: 1. Опережение темпов роста пром пр-ва прод отрасли, изгот ср-

ва пр-ва и отрасли, изгот предметы потребления. 2. Повышение доли отраслей,

обеспечивающих технич прогресс в нар хоз-ве. 3. Изменение соотношения м/у

добывающими и обрабат отраслями пром в пользу последних. 4. Изменение стр-

ры топливной пром-ти.

7. Понятие и классификация предпр. Каждое предпр- это самостоятельный,

организационно обособленный хозяйствующий субъект произв сферы нар хоз-ва,

кот производит и реализует прод, выполняет работы пром хар-ра или

предоставляет платные услуги. Классификация: 1. Отраслевая и предметная

специализация. Хар-ся различием выпускаемой прод, в том числе ее

назначением, способом пр-ва и потребления. 1.1. Промышленные- заним

выпуском машин, обор. 1.2. с/х- по выращивании. зерна, овощей и технич

культур. 1.3. Строит индустрия и транспорт. 2 По стр-ре пр-ва.

2.1.Узкоспециализированные - изготавлив огранич ассортимент прод массового

потребления. 2.2. Многопрофильные. 2.3. Комбинированные. 3. По р-рам

предпр: малые, средние, крупные.

8. ЖЦП: создание, реорганизация, реструктуризация, санкция, банкротство и

ликвидация. 1. Создание предпр и его становление. Регистрир в соотв органах

исполнит власти. 2 способа регистрации6разрешительный, уведомительный. 2.

Реорганизация- это изменение орг-ной стр-ры упр-ия, м-т происходить в

рамках действующего субъекта хоз-ния или с послед ликвидацией старого и

регистрацией нового. 3. Реструктуризация- это выделение стр-ых

подразделений предпр с самостоят балансом и р/сч, но без образования юр

лица. 4. Санация- фин оздоровление предпр. 5. Банкротство- последн стадия

несостоятельности объекта хоз-ния. Фин несостоятельность удостоверяется

судом, неспособность субъекта хоз-ния оплатить предъявл док-ты или

превышение статуса долговых обязательств над им-вом субъекта хоз-ни. Дело о

его фин несост открывается либо по заявлению самого клиента, либо его

кредиторов. Назначается фин-хоз экспертиза. При принятии решения о

признании хоз субъекта банкротом суд образует ликвидационную комиссию, она

обязана: известить кредиторов о ликвидации субъекта хоз-ния, Сосредоточить

все деньги на одном счете в банке, составить отчет о им-ве Ф, включая наход

под залогом, подготовить план ликвидации, поэтапно осущ-ся ликвидация

собственности, предоставление инф и ходе ликвидации, составляется отчет и

ликвидационный баланс. По окончанию ликвидации Ф исключается из гос

реестра.

9. Хоз-правовые формы предпр. ЧАСТНЫЕ ПРЕДПР в РБ создаются в рез-те

приватизации гос предпр частными лицами, путем возникновения нов предпр. Им-

во ЧПр формируется за счет его владельца, получ им доходов, а также др

источников, незапрещенных з-ном. Прод, произвед на ЧП, доходы, получ от ее

реализ принадлежат исключительно его владельцу. +: полная самостоятельность

действий, конфидециальность деят-ти, низкие издержки на орг-цию и упр-ие пр-

вом. --:огранич фин возможности для расширения и совершенствования пр-ва,

отсутствие специализированного менеджмента. ГОС ПРЕДПР- им-во кот

принадлежит гос-ву. Им-во м-т создаваться за счет бюдж ассигнований,

вкладов др гос предпр или др источников. +: значит фин возможности дл

расширения и совершенствования пр-ва за счет ср-в бюджета, высокая

кредитоспособность, исп-ие высококвалифицированных специалистов в области

менеджмента. --: интересы раб не совпадают с интересами гос-ва. ХОЗ ТОВ-ВА-

это форма предпринимат деят-ти при кот им-во предпр формируется за счет

вкладов неск граждан и юр лиц, кот объединяются для совм хоз деят-ти на

основе договора м/у ними. Полное- все участники несут по его обязат полную

неогранич ответственность. Коммандитное- один из уч несет полную ответств,

и хотя бы один- ограниченную. Акционерно-коммандитное- члены вносят св долю

путем приобретения акций- переходная форма к АО+: высокая степень

ответственности по обязательствам делает ХТ надежным партнером, несложная

стр-ра и с-ма упр-ия, возможность привлечения капиталов др инвесторов. --

:нестабильность фин-ия, отсутствие четкого проф упр-ия, непривлекательность

полной ответственности, кот часто приводит к разорению мелких и ср

собственников.

10. АО, сущ-ть, значение. В связи с переходом РБ к рын отнош получило

развитие нов орг-ной формы хоз-ния- АО- это объединение, созданное по

соглашению юр и физ лиц путем объединения их им-ва и ср-в с цель. осущ-ия

хоз деят-ти. АО им уставной фонд, разделенный на определ число акций,

равной номин ст-ти и несущ ответственность по обязательствам т-о за счет св

им-ва. АО бывает открытым (акции распредел-ся путем открытой подписки и

продажи) и закрытым (среди лиц, подписавших договор о совм деят-ти,

преобревших эти акции). Цели создания АО: для привлечения доп ср-в в виде

сбережений членов труд кол-ва, для укрепления матер-технич базы и соц-культ

уровня, превращает раб-ов предпр в его совладельцев, повышении их матер

заинтересованности в экономном выполнении работ, повышение ответственности

руководителей и специалистов за рез-ты деят-ти предпр перед труд кол-вом.

11. Содержание и образование акций. Акция- это ЦБ, удостовер участие

владельца в делах учредителя и дающая право на получение соотв доли

прибыли. Акция обеспеч владельцу долю во владении предпр. Фин сумма,

обознач на акции, предст собой ее номин ст-ть, а цена, по кот она продается

на рынке обозначает ее курс. По хар-ру распр акции м.б.: 1. Именные- А с

указанием ее владельца, распр в порядке открытой подписки.1.1.

Привилегированная- А. дивиденд кот фиксируется в виде твердого %, выплач-ся

в 1ю очередь, незав от величины прибыли предпр. Не дает право голоса ее

владельцу, не участв в упр-ии. 1.2. Простая- А не с фиксир дивидендом, р-р

кот определ-ся общим собранием акционеров, после утраты фиксир % держатели

им право участвовать в упр-ии АО. 2. А на предъявителя- не содержит имени

ее держателя. 3. А труд кол-ва- держателем м.б. т-о раб-ки данного предпр.

4. А предпр- распр среди др предпр и орг-ций.

12. Права и обязанности акционеров. Права: 1. держатели акций им право за

каждый год хранения акций получать дивиденды, быть избранными членами упр-

ия и его председателями. 2. Ежегодно заслушивать на собрании акционеров

отчет по работе предпр за прошедший год и задачи на буд. 3.Требовать от рук-

лей и специалистов отчета о невыполнении плана прибыли. 4. М-т ставить

вопрос о досрочном замещении рук-ва, если оно не справилось с планом по

прибыли. Обязанности: 1. Соблюдение произв и технологич дисциплин. 2.

Бережно относиться к собственности предпр, не допускать ее порчи, вносить

предложения по улучшению хоз деят-ти, направленной на увеличение прибыли.

3. Бережно хранить акции, не передавать их др лицу, т.к. при этом акции не

погашаются и по ним не выплачиваются дивид-ды. 4. При выплате дивид сверить

содержание акций с паспортными данными, указанными на корешке. 5. Если раб-

к увольняется, то он обязан погасить акцию, в случае смерти акционера акция

передается наследникам. 5. Если акционеры раб-т на предпр и общ ст-ть

личных и наслед акций не превышает мах, Ио они им право хранить их и

получать по ним дивид, если сумма превышает мах, то они обязаны превышающую

сумму погасить.

13. Упр-ие АО. Органы упр-ия: Собрание акционеров, сов диреков совет

правления, наблюдательный совет, дирекция. Полномочия собрания акционеров:

изменение и доп устава, изменение уст фонда, определение орг-ной стр-ры и

правил, избрание и отзыв членов выбран органов, утв год отчетов АО,

создание, реорганизация и ликвид АО, принятие реш о прекращении деят-ти.

Общ соб в праве наделить правление общ-ва решением вопросов, отнесенных к

компетенции собрания. Нельзя без собрания: принятие устава и внесение в

него изменений, избрание членов выборочного органа, принятие реш о прекращ

деят. Правление предст интересы акционеров на период м/у собраниями.

Полномочия: орг-ция собрания акционеров, подписание контрактов, утверждение

договоров и сделок, р-р кот не превышает 25%, контроль за деят-тью

дирекции. Состав упр-ия: председатель, его зам, 2 члена упр-ия. Члены

дирекции и ревизной комиссии не м.б. членами упр-ия. Члены упр-ия в теч 24

мес после прекращения деят-ти не м.б. уволены с данного предпр. Дирекция-

исполнит орган, несет отчет перед упр-ием и собранием акционер. Состав:

директор, его зам, глав бух, нач юр отдела. Полномочия: осущ-ие текущ

управл деят-ти, обеспечение вып-ия решений собрания, упр-ие им-вом АО,

распоряжение его капиталом, несет ответственность за деят-ть АО, заключ

договора, выдает доверенности, открывает счет в банке.

14. Сущность, цели и задачи разгосударствления, его направления. Разгосуд и

приватизация гос собств явл одним из направлений перехода эк РБ к рын

отношениям. Разгосуд- это процесс формирования многоукладной смешанной эк,

децентрализованного упр-ия, освобождение гос-ва от ф-ции прямого гос упр-

ия. Принципы: добровольность, эк заинтересованность труд коллективов и отд

граждан, гласность, соблюдение интересов гос-ва и населения. Осн критерии:

сокращение принудит гос з-нов, расширение свободной продажи продуктов на

рынке, либерализация цен, конкуренция товаропроизводителей, обеспечение эк

ответственности за рез-ты хоз деят-ти.

15. сущ-ть, принципы и источники приватизации. Приватизация- передача гос-

ом права собственности на предпр, им-ые комплексы и др им-во гражданам и

юр лицам, деят-ть кот основана на негос собственности. В рез-те ПР гос-во

утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами хоз

собственности, а гос органами- права упр-ия ими. Способы ПР: 1. Выкуп

арендного им-ва арендным предпр. .2 Продажа объектов на аукционе и по

конкурсу. 3. Продажа гос доли акций и АО, преобразованных из гос и арендных

предпр негосуд-ыми юр и физ лицами. Принципы: 1. сочетание возмездного и

безвозмездного способа ПР. 2. Дифференциация м-дов, форм и процедур Пр. 3.

Право каждого гражд РБ на часть безвозмездно предоставленной собственности.

4. Предоставление определ соц гарантий членам труд кол-ва ( уменьшение ст-

ти приватизир им-ва на 20%, ЗПЛ и дивиденды не облагаются налогом). 5.

Принцип гласности процесса ПР. Цели, кот д.б. достигнуты за счет ПР:

усиление стимулов к труду, повышение пр тр, эфф-ти пр-ва, предприним деят-

ти, устранение бесхозности, уменьшение масштабов коррупции и теневой эк,

возрождение общечел-х ценностей.

16. Методы и способы приватизации. 2 этапа: 1. Изучение законодательной

базы, кот необх для того, чтобы убедиться, что предпр не попадает под к-

либо ограничения. Если инициатором проведения Пр выступает коллектив, то

подготовительная работа начин-ся с создания инициативной группы в составе

представителей планового, фин отдела и бухгалтерии, и председателя

профсоюзного комитета. Инициативная группа готовит след док-ты: отраслевая

принадлежность, место нахождения предпр, численность раб с разбивкой по

категориям сложности работы, стр-ая хар-ка предпр, срмес ЗПл, балансовая,

восстановительная и остаточная ст-ть ОФ, ст-ть обор ср-в, номенклатура

выпускаемой прод, степень вредности и тяжести труда, отчетн и прогнозир пр

тр и рентабельность, р-ры фондов эк стимулирования и др фондов,

экологическое состояние предпр. 2. №17

17. М-ды определения ст-ти объектов приватизации. Предварительная

подготовительная работа завершается проведением собрания труд кол-ва для

ознакомления с подготовит док-ами, а так же с тем, что будет иметь член

труд кол-ва от приватиз предпр. Составл чек-формат к приложению на приватиз

данного предпр. Чек содержит: 1. Общ сведения о предпр и ассортименте пр-ой

прод. 2. Сведения об активности предпр, определ его колич и качеств хар-р.

3. Территориальная хар-ка предпр (площадь занимаемой территории и хар-ка

строений). 4. Хар-ка рынка сбыта производ прод, а также рынка осн видов

потребляемого сырья и матери. 5. Осн эк показатели развития предпр (пр-сть,

рентаб, прибыльность) за 2 последних года, предшествующих ПР.

18. Орг-ция и порядок проведения приватизации гос им-ва предпр.+№16, 17

Приватизация- передача гос-ом права собственности на предпр, им-ые

комплексы и др им-во гражданам и юр лицам, деят-ть кот основана на негос

собственности. В рез-те ПР гос-во утрачивает право владения, пользования и

распоряжения объектами хоз собственности, а гос органами- права упр-ия ими.

Способы ПР: 1. Выкуп арендного им-ва арендным предпр. .2 Продажа объектов

на аукционе и по конкурсу. 3. Продажа гос доли акций и АО, преобразованных

из гос и арендных предпр негосуд-ыми юр и физ лицами. Принципы: 1.

сочетание возмездного и безвозмездного способа ПР. 2. Дифференциация м-дов,

форм и процедур Пр. 3. Право каждого гражд РБ на часть безвозмездно

предоставленной собственности. 4. Предоставление определ соц гарантий

членам труд кол-ва ( уменьшение ст-ти приватизир им-ва на 20%, ЗПЛ и

дивиденды не облагаются налогом). 5. Принцип гласности процесса ПР. Цели,

кот д.б. достигнуты за счет ПР: усиление стимулов к труду, повышение пр тр,

эфф-ти пр-ва, предприним деят-ти, устранение бесхозности, уменьшение

масштабов коррупции и теневой эк, возрождение общечел-х ценностей.

19, Сущность и основные признаки предпринимательства. Предприним-во-

самостоятельная инициативная деят-ть, осущ-ся на св страх и риск и под св

имущественную ответственность, основанная на частной собств и напр на

получение прибыли. Для орг-ции любой предпр деят-ти необх: ОФ, обор ср-ва,

ден капитал, технология, инф, сам человек. Основу предприним деят-ти

составляют рын отношения, основанные на частной собств. Признаки: 1.

Самостоятельность- независимость хоз субъектов при осущ-ии любых видов деят-

ти, незапрещенных з-ном. 2. Комм свобода- предприниматель самостоятельно

определяет пути, способы и цену реализации т-ра. 3. Личная

заинтересованность в свободе выгоде. 4. Личная ответственность за рез-ты

труда, за нарушение договорных, налоговых расчетных и кредитных

обязательств. 5. Добровольность, свободное привлечение ресурсов, найм и

увольнение раб-ов. 6. Свободное распределение прибыли. 5. Добровольность,

свободное привлечение ресурсов, найм и увольнение раб-ов. 6. Свободное

распределение прибыли. 5. Добровольность, свободное привлечение ресурсов,

найм и увольнение раб-ов. 6. Свободное распределение прибыли. 5.

Добровольность, свободное привлечение ресурсов, найм и увольнение раб-ов.

6. Свободное распределение прибыли. 5. Добровольность, свободное

привлечение ресурсов, найм и увольнение раб-ов. 6. Свободное распределение

прибыли. 5. Добровольность, свободное привлечение ресурсов, найм и

увольнение раб-ов. 6. Свободное распределение прибыли. 5. Добровольность,

свободное привлечение ресурсов, найм и увольнение раб-ов. 6. Свободное

распределение прибыли.

20. Виды предприним деят-ти. 1. Производственное- распр в осн на пр-во и

потребление т и усл. 2. Коммерческое- распр на обмен, распределение и

потребление т и усл, 3. Финансовое- на их обращение, обмен ст-ти. Пр-ая

деят-ть самая сложная. В условиях пр-ой деят-ти, осущ-ся выпуск прод, т-ов,

работ, усл. дух ценностей. При этом ф-ция пр-ва явл основной, а сбыт прод

играет второстепенную роль. Коммерческое создается для осущ-ия сбыта прод,

хар-ся тов-ден, торгово-обменными операциями, сделками по купле и продаже т-

ов. В комм предприним нет необходимости обеспечивать пр-ыми ресурсами-

приобретаемые матер ресурсы покупают уже в виде гот прод, кот затем

реализуется потребителю. 2 требования к комм деят-ти: реализационная цена т-

ра д.б. выше, чем покупная, Д.б. достаточный спрос на данный вид т-ра. Фин

предпр- объектом купли-продажи явл деньги, валюта, ЦБ. Занимаются комм

банки, фондовые биржи, предприятия, орг-ции и отд граждане-предприниматели.

21. Малые предпр. Осн этапы орг-ции предпринимательства. Одна из гл задач

малого предприн-ва- преодоление монополии на развитие прод. Цель создания:

активизация стр-рной перестройки эк, насыщение потребит рынка т-ами,

расширение конкуренций, преодоление отраслевого и регионального

монополизма, создание доп раб мест, развитие небольших городов. Этапы: 1.

Отбор людей и изучение конъюнктуры рынка. 2. Гос регистрация предприним. а)

с образов юр лица- предпр, б) без образования юр лица- ИП. 3. Открытие

р/сч в банке. 4. Выдача лицензии. Критерии отнесения к МП: срспис числ раб,

в кот помимо постоянных работ учитыв раб по договорам подряда и

совместительству. ( пром-ть, строительства, транспорт- не больше 100 чел,

с/х, наука- 60, др отрасли- 50). 2. Объем валового прод. 3. Р-р П как в

странах ЕС. Преимущества: освобождение крупн и ср предпр с массовым и

крупно-серийным пр-ов пром прод от выпуска изделий мелкими сериями,

создание большого числа раб мест и привлечение своб населения, способность

обеспеч конкурентного хар-ра пр-ва и его демократизацию. Проблемы:

отсутствие поддержки гос-ва, огранич фин возможности, трудности в матер-

технич обеспечении, несовершенность зак-ва в области малого бизнеса,

отсутствие опыта деят-ти в рын стр-рах, отсутствие руководителей-

менеджеров, знающих специфику мал предпр.

22. Гос предпр. им-во кот принадлежит гос-ву. Им-во м-т создаваться за счет

бюдж ассигнований, вкладов др гос предпр или др источников. Различают: гос

предпр, вход в республиканскую собственность, коммунальные гос предпр,

принадл местным органам власти. Доходы, получ гос предпр, принадлежат гос-

ву, а не членам труд кол-ва, кот явл наемными раб и получают ЗПл в соотв с

ценой раб силы и в зав от р-ров труд. +: значит фин возможности дл

расширения и совершенствования пр-ва за счет ср-в бюджета, высокая

кредитоспособность, исп-ие высококвалифицированных специалистов в области

менеджмента. --: интересы раб не совпадают с интересами гос-ва. Органы упр-

ия: труд кол-в, совет труд кол-ва, дирекция, зам директора и специалисты

стр-ых подразделений

23. Частные предпр. ЧАСТНЫЕ ПРЕДПР в РБ создаются в рез-те приватизации гос

предпр частными лицами, путем возникновения нов предпр. Им-во ЧПр

формируется за счет его владельца, получ им доходов, а также др источников,

незапрещенных з-ном. Прод, произвед на ЧП, доходы, получ от ее реализ

принадлежат исключительно его владельцу. +: полная самостоятельность

действий, конфидециальность деят-ти, низкие издержки на орг-цию и упр-ие пр-

вом. --:огранич фин возможности для расширения и совершенствования пр-ва,

отсутствие специализированного менеджмента. Факторы, сдерживающие

предпринимательство в РБ: отсутствие у большинства граждан первонач капит

для создания предпр, сложность получения кредитов, неразвитость рынков ср-в

пр-ва, незаинтересованность предпринимателей в пром пр-ве.

24. Хоз тов-ва. это форма предпринимат деят-ти при кот им-во предпр

формируется за счет вкладов неск граждан и юр лиц, кот объединяются для

совм хоз деят-ти на основе договора м/у ними. Отличит особенностью ХТ от др

хоз-правовых форм явл то, что один или неск-ко участников обязательно несут

неограниченную ответственность по обязательствам тов-ва. Полное- все

участники несут по его обязат полную неогранич ответственность.

Коммандитное- один из уч несет полную ответств, и хотя бы один-

ограниченную. Акционерно-коммандитное- члены вносят св долю путем

приобретения акций- переходная форма к АО+: высокая степень ответственности

по обязательствам делает ХТ надежным партнером, несложная стр-ра и с-ма упр-

ия, возможность привлечения капиталов др инвесторов. --:нестабильность фин-

ия, отсутствие четкого проф упр-ия, непривлекательность полной

ответственности, кот часто приводит к разорению мелких и ср собственников.

25. Произв кооперативы. комм орг-ция, участники кот обязаны внести

имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его деят-ти

и нести ответственность по его обязательствам в равных долях. Его фирменное

название должно содержать наименование и слова «произв кооператив». Число

членов не д.б. менее 3х. Учредит док-т- устав, утверждаемый общим собранием

его членов, кот должен содержать сведения о паевом взносе, порядке их

внесения; хар-ре и порядке труд участия его членов в деят-ти кооператива и

их ответственности за нарушение обязательства по личному труд участию; о

порядке распределения прибыли и убытков, р-ре и условиях ответственности

членов кооператива по его долгам, о составе и компенсации органов упр-ия,

порядке принятия ими решений. Высший орган упр-ия- общее собрание его

членов. К о единогласному решению его членов м-т преобразовываться в ХТ или

общ-во, а также в унитарное предпр в случаях, когда в его составе осталось

менее 3х чел. Унитарное предпр- ком рог, не наделенная правом собственности

на закрепленное за ней собственником им-во, кот не м.б. распределено по

вкладам.

26. Совместные предпр. совм пр-енно-хоз деят-ть партнеров 2х или

нескольких стран, хар-ся объединением знаний, усилий, ср-в в сфере пр-ва и

сбыта прод, НТ, инвестиционной и др видов деят-ти. Осн цели и задачи

создания совм предпр заключ-ся в привлечении в страну передовых

технологий, прогрессивного сбыта орг-ции и упр-ия пр-вом, иностр

капитала, в получении иностр кредитов на льготных условиях, наполнение

внутр рынка, увеличение запасов свободно-конвертируемой валюты. Совм

предпр существенно влияет на структурную перестройку эк страны, вносит

определ вклад в увеличение общих объемов пр-ва, рын т/о, создает

благопр среду для развития конкуренции, обеспечивает стимулы к высокоэфф

труду. Предлагая св прод для реализации, СП способствует более полному

удовлетворению потребит спроса населения. Они создают нов раб места,

привлекают и внедряют прогресс технологии, увеличивают запасы свободно-

конвертируемой валюты. Для государства польза от СП заключается в

поступлении доходов в местный и центральный бюджет.

27. Новые орг-ые формы объединений (концерн, консорциум, хоз ассоциация,

союзы). Концерн- это форма объединения самостоят предпр, связ посредством с-

мы участия в капитале, фин связей, договоров об общности интересов,тесного

производственного сотрудничества. Входящие в концерн компании номинально

остаются самостоят юр лицами в форме АО или иных хоз общ-в или товариществ,

а фактически подчинены единому хоз руководителю. Вертикальный концерн-

объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью

технологич процесса пр-ва гот прод (горнодобывающие, металлургические и

машиностроит). Горизонтальный- концерн, объединяющий компании одной

отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же

стадии пр-ва. Консорциум- временный союз хоз-но независ фирм, целью кот м.

б. разные виды их скоординированной предпринимат деят-ти, чаще для

совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения. Орг-ция

К оформляется соглашением, К м-т создаваться с образ и без образ юр лица.

Организационно-правовой формой К в виде юр лица может быть АО или другие

хозяйственные общества. В рамках к-ма участниками не формируется никаких

орг-ых стр-р, за исключением небольшого аппарата (например, совета

директоров консорциума). Компании, входящие в к-ум, полностью сохраняют св

эк и юр самостоятельность, за исключением той части деят-ти, кот связана с

достижением целей к-ма. Часто консорциумы являются бесприбыльными орг-ми.

Цель создания: объединение усилий для реализации конкр проекта, обычно в

сфере своей осн деят-ти, осуществление науко- и капиталоемких проектов, в

том числе междунар, или совместное проведение крупных фин операций по

размещению займов, акций. Ассоциация — добровольное объединение юр или физ

лиц для достижения общей хоз, научной, культ-й или к-либо другой некомм

цели. Создается в целях кооперации деят-ти рекомендательного х-ра; члены

ассоциации (союза) сохраняют св хоз самостоят-ть и права юр лица. А. не

отвечает по обязательствам св членов; члены асс-ии несут субсидиарную

ответственность по ее обязательствам в р-ре и порядке, предусмотренными

учредит док-ами ассоциации; члены асс-и вправе безвозмездно пользоваться ее

услугами.

28. Холдинговая компания, картель, СЭЗ. Холдинг компания (англ. holding

владеющий)- акционерная компания, использующая св капитал для приобретения

контрольных пакетов акций др компаний с целью установления контроля над

ними. Каждое из предпр, вход в Х, получает условия для собственного

развития, поддерживает жизнедеят-ть другого - внутри всех направлений

выстроены четкие пр-ые связи и цепочки. Преимущества - возможность

перемещения фин потоков, рабочих и матер ресурсов, оптимизация

налогообложения, создание единого инженерного центра, бухг и сбытовых

подразделений, оперативность в принятии решений. Картель- объединение

фирм одной отрасли, кот вступают м/у собой в соглашение, касающееся разл

сторон комм деят-ти компании- соглашение о ценах, о рынках сбыта, объемах

пр-ва и сбыта, ассортименте, обмене патентами, условиях найма раб силы и

т.д. СЭЗ- это составная часть хоз комплекса страны, спец выделяемая на

конкр историческом этапе и им-ая особые эк условия для конкр цели эк

развития страны. Цели создания: включение страны в межд РТ и увеличение

выпуска конкурентоспособной прод на эксп, насыщение внутр рынка

заинтересованной страны определ прод, замещающей импортные т-ры,

обеспечить ускоренное внедрение в пр-во отечеств и иностр НТ разработок, с

дальнейшим исп-ием их рез-тов на всей террит страны, стимулирование эк

развитии к-либо территории страны или конкр национ отрасли пр-в. Осн

задачи: рост занятости, опробование нов м-дов хоз-ния, стимулирование

экспорта пром т-ров, получение валютной выручки. Свод торг зоны, зоны пром

обработки, технико-внедренческие, сервисные (оффшорные).

32. Сущность комм и хоз расчета: определение, принципы. ХР- эк категория,

отражающая отношения в области пр-ва, распределения, обмена и потребления

прод. Цель: рачительное ведение хоз-ва, соблюдение режима экономии,

окупаемости затрат и обеспечение рентаб пр-ва. Охватывает все сферы произв

отношений, кот строятся на основе таких стоимостных форм как т-р, цена,

с/с, ст-ть, деньги, прибыль. Принципы? окупаемость затрат и самофин-ние,

гос регулирование эк и самоупр-ие кол-ва, матер заинтересованность кол-ва и

каждого раб в конечных рез-тах пр-ва, матер ответств кол-ва и раб за

конечные рез-ты пр-ва. Комм расчет ведется в интересах получения прибыли,

ХР- нацелен на вып-ие гос планов. КР ликвидир админ-командн с-му и обеспеч

предпр реальн эк самостоятельность, т.е предпр само фин-т ден ср-ва на

приобретение матер рес и оплаты труда раб, само определяет, какую прод

производить с учетом конъюнктуры рынка, и само реализ прод с учетом выгоды.

33. Сущ-ть, формы и принципы коллект подряда. Колл подряд направлен на

увеличение эфф пр-ва, увеличение выхода гот прод, улучш ее кач-ва,

повышает ответственность каждого раб за рез-ты хоз деят-ти. Виды: Бригадный-

осущ в бригаде, кот д.б. по р-ру не б 15-20 чел. Прим в строит бригадах,

кот сдают объекты под ключ и в теч определ времени отвеч за кач-во работы.

Звеньевой подряд- внутри бригады создаются звенья (5-10чел), специализир по

выпуску разл видов прод. Семейный подряд- в общепите и с/х. Личный подряд-

когда раб бригады берет на себя обязательства по пр-ву прод. Для этого ему

выделяют необх ср-ва, определяют с-му оплаты труда и он производит и сдает

прод производителю. Арендный подряд- наиб эфф форма кол подряда, основан на

им-нном найме, когда арендатор становится владельцем осн ср-в за оплату.

Принципы: кол оплата труда с учетом вклада каждого раб в общий рез-т,

установление небольших по численности раб труда (5-10чел), т.к. практика

показала, что при большой численности бригада становится неуправляемой,

обеспечение техникой и др ср-ами пр-ва с таким расчетом, чтобы вся осн

работа по пр-ву прод выполнялась силами одного кол-ва, добровольный принцип

вступления в кол-в на основе подачи заявления каждым раб-ом,

самостоятельность подрядных кол-вов в решении пр-ых вопросов с одноврем

увеличением ответств за вып-ие технологии пр-ва, договорная форма отношений

м/у кол-ами и администрацией.

34. Аренда и арендный подряд как формы развитого комм расчета. Аренда- осущ-

ие им-го найма или договора, при кот арендатель сдает др арендатору осн ср-

ва пр-ва во временное пользование за определ плату. Различают: аренду

помещений, оборудования, предприятий (т.е сдаются в аренду не отд части им-

ва, а единый им-ый комплекс, при такой аренде в состав арендного им-ва

включ осн фонды по остаточной ст-ти и собств обор ср-ва предпр. Арендные

отношения исп-ся в 2х формах: 1. Целевая аренда- арендаторы берут у предпр

за определ плату ср-ва пр-ва для создания продукта по заказу предпр. 2.

Полная аренда (свободная)- арендатору выделяются осн ср-ва пр-ва для

создания прод, кот арендатор реализует по св усмотрению с учетом эфф-ти

разл каналов реализации. Арендные отношения хар-ся признаками:

самостоятельность арендатора в орг-ции пр-ва, матер заинтересованность

(ответственность) арендатора за исп-ие взятых в аренду ср-в пр-ва, прямая

зависимость доходов раб-ка от конечных рез-тов их деят-ти, установление на

заранее определ срок арендной платы, самостоятельность (полная или

частичная) арендаторов за реализацию произвед прод.

35. Методика расч арендной платы. . 1. Линейный м-д ст-ть объекта*годов

норма амм (год сумма амм отчислений). 2. Метод суммы чисел лет: напр, срок

исп-ия 5 лет, следовательно сумма чисел полезного исп-ия=1+2+3+4+5=15.

1год=5/15*100%. Получившийся % * на ст-ть объекта. 2год=4/15*100% и т.д. 3.

Произв-ый м-д на изготовление прод: затраты на 1ед прод=ст-ть объекта/объем

пр-ва прод. Получ сумму * на нужное кол-во ед. 4. Произв м-д на транспорт:

ст-ть преобрет транспорта*пробег в теч срока эксплуатации. Получ сумму * на

пробег в отч году. 5. М-д уменьшаемого остатка. 1год: год сумма амм

отчислений=ст-ть*год норму отчислений в %. 2год: амм начисляется от разницы

амм ст-ти объекта и суммой начисл за 1год и * на год норму отчислений в 5.

3год:ст-ть объекта-сума начисл за 1год-за 2год и * на год норму отчислений

в %. 4год:То же самое, что и 3, но еще отнимается и сумма амм отчислений за

3год. 5. То же самое, что и 4 но еще отнимается и сумма амм отчислений за

4год. Амортизацию заменить на аренду.

36. Понятие, классификация и стр-ра ОФ. Средства труда (машины,

оборудование, здания) совместно с предметами труда (сырье. материалы,

топливо) образуют ср-ва пр-ва. Выраженные в стоимостной форме ср-ва пр-ва

явл пр-ыми фондами предпр. различают осн и обор фонды. Осн пр-ые фонды

предст собой средства труда, участвующие в процессе пр-ва длит время и

сохраняющие при этом св натур форму. Стоимость их переносится на гот прод

частями, по мере утраты потребит ст-ти. Обор фонды- это те ср-ва пр-ва, кот

целиком потребляются в каждом новом пр-ом цикле, полностью переносят св ст-

ть на гот продукт и в процессе пр-ва не сохраняют св натуральную форму. Сущ

непр-ые фонды- им-во соц назначения. –жилые дома, столовые, базы отдыха. В

зав от пр-го назначения ОФ делятся на группы: здания, сооружения,

передаточные ср-ва, машины и устройства, трансп ср-ва, инструменты, произв

инвентарь и принадлежности, хоз инвентарь. Эти группы образуют акт (передат

устр-ва, машины и обор) и пасс (здания. сооружения, трансп ср-ва) части

ОПФ. Соотношение м/у отд группами и частями ОПФ хар-ет их стр-ру, имеющую

важное значении в орг-ции пр-ва. Наиб эфф-на та стр-ра, где больше удельный

вес акт части. На стр-ру ОПФ влияют такие факторы, как специализация и

концентрация пр-ва, особенности пр-го процесса, уровень механизации и

автоматизации, геогр размещение предпр.

37. Износ, оценка и амм ОПФ. 2 вида износа ОФ: моральный (изменение ст-ти

машин и обор под влиянием сокращения общественно-необх затрат на их воспр-

во- мор износ 1ой формы; 2ой формы- это уменьшение ст-ти в рез-те внедрения

нов, более прогрес и эк эфф-х машин и обор) и физич (постепенная утрата ОФ

св первонач потребит ст-ти): полный (действующие фонды ликвидируются и

заменяются новыми) и частичный (возмещается путем ремонта). Амортизация-

это ден возмещение износов ОФ путем включ части их ст-ти в затраты на

выпуск прод. 1. На=(Фнг+К+Д-Л)/Т; Д-демонтажное обор, Т-срок службы. 2.

А=На*Фсг. 3. На=(Фнг+К+Д-Оо)/Фнг*Т, Оф- Остат ст-ть ОФ. 4. На=(Фнг-

Л)/Фнг*Т*100%. Величина амм отчислений определ-ся 3мя м-дами: 1.

Равномерный- когда из справочника берется год норма амм отчислений и, зная

сргод ст-ть ОФ, расчит На. 2. М-д ускоренной амм ОФ. Когда первые 3 года

примен-ся повышенные нормы, позвол-ие перенести на с/с порядка 2/3 их

первонач ст-ти, а оставшаяся после этого ст-ть переносится по одинаковым На

по каждому из оставшихся лет службы в пределах принятого амм периода. 3.

Неравномерная амм. Большая часть ст-ти обор включ в издержки пр-ва в первые

годы эксплуатации. Это позволяет в усл инфляции быстрее окупить сделанные

затраты и направить их на дальнейшее обновление парка оборудования. 1.

Линейный м-д ст-ть объекта*годов норма амм (год сумма амм отчислений). 2.

Метод суммы чисел лет: напр, срок исп-ия 5 лет, следовательно сумма чисел

полезного исп-ия=1+2+3+4+5=15. 1год=5/15*100%. Получившийся % * на ст-ть

объекта. 2год=4/15*100% и т.д. 3. Произв-ый м-д на изготовление прод:

затраты на 1ед прод=ст-ть объекта/объем пр-ва прод. Получ сумму * на нужное

кол-во ед. 4. Произв м-д на транспорт: ст-ть преобрет транспорта*пробег в

теч срока эксплуатации. Получ сумму * на пробег в отч году. 5. М-д

уменьшаемого остатка. 1год: год сумма амм отчислений=ст-ть*год норму

отчислений в %. 2год: амм начисляется от разницы амм ст-ти объекта и

суммой начисл за 1год и * на год норму отчислений в 5. 3год:ст-ть объекта-

сума начисл за 1год-за 2год и * на год норму отчислений в %. 4год:То же

самое, что и 3, но еще отнимается и сумма амм отчислений за 3год. 5. То же

самое, что и 4 но еще отнимается и сумма амм отчислений за 4год.

38. Показатели исп-ия ОПФ. 1. Фондоотдача. Фо=ВП(объем вып прод)/ОФ. 2.

Фондоемкость Фе=ОФ/Вп=1/Фе. 3. Фондорентабельность. Фр=Прибыль/ОФ*100%. 4.

Фондовооруженность. Фв=ОФ/Числ Персонала. 5. Сргод ст-ть ОФ. Фсг=Фнг+Фввод-

Фвывод. 6. Сргод ст-ть Фс.ввод=Сум Фввод*Тi/Т, Тi-месяц ввода ОФ, Т-кол-во

мес в году. 7. Сргод ст-ть Фс.вывод=СумФвывод(12- Тi)/12. 8. Коэф съема

прод с 1см2. Ксм2=ВП/см2. 9. Коэф исп-ия ОФ по мощности.

Кинт=ВПфактич/ВПмах; Кэкст=Тфакт/Тплан; Кинтегр=Кинт*Кэкст. 10. Коэф

обновления ОФ=ст-ть вновь введенных ОФ на определ период/ ст-ть ОФ на конец

того же периода. 11. Коэф выбытия ОФ= ст-ть выб ОФ за определ период/ ст-ть

ОФ на нач того же периода. 12. Кгодгости=остат ст-ть первонач ст-ти. 13.

Кизноса ОФ=начисл амм/первонач ст-ть ОФ.

39. Пути лучшего исп-ия ОПФ. 1. Улучшение орг-ции пр-ва и труда и

ликвидация внеплановых простоев. 2. Сокращение времени и повышение кач-ва

ремонта. 3. Вовлечение в работу бездействующих ОФ. 4. Модернизация и

автоматизация обор. 5. Повышение квалифик кадров. 6. Совершенствование

техники. 7. Быстрое освоение проектных мощностей. 8. Улучшение кач-ва

подготовки сырья и матер к процессу пр-ва. 9. Сокращение внутрисменной

потери обор. 10. Ликвидация целодневных простоев. 13. Совершенствование

технологии пр-ва, освоение передовых приемов работы.

40. Понятие, состав и стр-ра об ср-в. Об ср- это ден ср-ва, находящиеся в

распоряжении предпр и предназначены для образования обор фондов и фондов

обращения. Они постоянно находятся в обеспечении процесса пр-ва и реализ

прод, одновременно находятся на всех стадиях кругооборота ср-в. Состав: 1.

Обор фонды- это ср-ва пр-ва, кот целиком потребляются в каждом новом пр-ом

цикле, полностью переносят св ст-ть на гот прод в процессе пр-ва не

сохраняя св натур форму. Состав ОбФ: пр-ые запасы, Незаверш пр-во, расходы

буд периодов, полуфабрикаты собств изготовления, прошедшие обработку в

одном цехе, но подлежащие обработке в др. 2. Фонды обращения- это гот прод

на складе предпр, т-ры, отгруженные для продажи, но не оплаченные

покупателем, деньги на р/сч, вложения в краткоср ЦБ. Соотношение отд эл-тов

ОС или уд вес каждого Эл-та предст стр-ру ОС. Факторы, кот влияют на стр-ру

об ср-в: специфика предпр, уровень концентрации и специализации, НТП,

географич размещение предпр, х-р и степень совершенствования технологии орг-

ции пр-ва, продолжит-ть пр-го цикла, уд вес матер затрат в общей сумме

затрат на пр-во. Собственные ОС- уставной фонд, бюджетное фин-ие,

направляемое на прирост норматива собств обор ср-в, прибыль предпр от хоз

деят-ти, устойчивые пассивы). Заемные ОС- кредиты банков, привлеченные обор

ср-ва, кот привлекаются предпр из св собств фондов, ассигнования из бюджета

или кредиторская задолженность предпр по неоплаченным в срок счета, задолж

по платежам в бюджет по выданным кредитам, векселям, задолж по ЗП с

населением.

41. Показатели исп-ия ОС. 1. Оборачиваемость ОС: исчисл в днях и хар-ся

периодом, за кот ОС предпр совершают 1 оборот. О=С*Д/Р. С-ср остаток

нормированных ОС, Д-длительность оборачиваемости, Р- объем реализ прод. 2.

Коэф оборачиваемости ОС: Ко=Р/С. Он показывает, ск-ко оборотов совершают ОС

за отч период. Чем больше оборотов, тем лучше они исп-ся. 3. Коэф загрузки

оборудования. Кзо=С/Р. Показ ск-ко ОС приходится на руб реализ прод. Чем

меньше, тем лучше они исп-ся. 4. Коэф эфф-ти Кэфф=П/С. Он показывает, ск-ко

прибыли прих-ся на руб ОС. Чем больше прибыли прих-ся, тем эфф-ее исп-ся

ОС.

42. Пути ускорения оборачиваемости обор ср-в. 1. Совершенствование орг-ции

матер-технич обеспечения за счет приближения предпр к поставщикам сырья и

матер. 2. Ликвидация сверх нормативов запасов сырья, топлива, незавеверш пр-

ва и доведение их до min необх р-ров. 3. Сокращение норм расходов матер

ценностей, применение более дешевых матер без ухудшения кач-ва и внешнего

вида прод. 4. Сокращение длит-ти пр-го цикла, совершенствование технологии

выработки научной орг-ции пр-ва и труда. 5. Сокращение времени пребывания

прод на складе. 6. Сокращение времени пребывания матер ценностей в пути.

43. Нормирования потребности в ОС. Для обеспеч-я бесперебойного выпуска и

реализ прод, в целях эфф-ти исп-ия ОС на предпр осущ-ся их нормирование.

Факторы, кот учитываются при нормировании: 1. Условия снабжения предпр

товарно-матер ценностями. 2. Орг-ция пр-ва: длит пр-го цикла, номенклатура

выпуск прод. 3. Условия реализ прод. Значение нормирования: 1. Правильно

обеспечение норматива ОС обеспечивает бесперебойность технологич процесса и

реализ прод. 2. Позволяет эфф исп-ть ОС на каждом предпр. 3. Обоснованные

нормативы ОС способствуют укреплению режима экономии, выявлению и исп-ию

внутрихоз-ых резервов. 3 м-да нормирования: 1. Аналитический- предусм

анализ наличных тов-матер ценностей с послед извлечением из них

избыточных.2. Коэффициентный - состоит из действующих нормативов, собств ОС

в соотв с изменением показателей пр-ва. 3. М-д прямого счета- это научно-

обоснованный расчет нормативов по каждому Эл-ту нормированных ОС.

44. Источники формирования ОС. Располагая ОС предпр м-т производить

расчеты с поставщиками за приобретенные у них ср-ва и предметы труда, с раб-

ами и служащими по ЗП, с банками- за пользование ссудами, с бюджетом- по

оплате за пр-ые фонды и др платежи. Наличие ОС им большое значение для

создания нормативных условий пр-ой и фин деят-ти предпр, поэтому

рациональна орг-ция ОС им первостепенное значение для всей к работы предпр.

1. Собственные ОС- уставной фонд, бюджетное фин-ие, направляемое на прирост

норматива собств ОС, приб предпр от хоз деят-ти, устойчивые пассивы

(задолженность по ЗП) и min резервы предстоящих платежей. 2. Заемные ОС-

кредиты банков, предпр-смежников, привлеченные ОС, кот привлекаются предпр

из собств фондов, ассигнования из бюджета или кредиторская задолженность

предпр по неоплаченным в срок счетам, задолженность по выданным кредитам,

векселям, задолж по ЗП с населением.

45. Сущность, показатели и м-ды измерения пр-ти общ-го труда. Пр-ть тр- это

кол-во прод, изготавливаемое в ед раб времени или затраты раб времени на пр-

во ед прод. От уровня пр тр зависит объем пр-ва прод, численность пр-го

персонала, его ЗПл, с/с прод, доход предпр. Для хар-ки исп-ся индивид

(выработка- учитывается т-о живой труд непосредственно затраченный на

изготовление прод) и общие показатели, а также обратный показатель-

трудоемкость. Индивид пр тр: часовая- отношение объема выпущенной прод к

отработанным Ч-Ч, дневная- отношение объема выпущенной прод к отработанным

Ч-Д, годовая- отношение объема выпущенной прод к численности пр-го

персонала. Обществ пр тр=НД/пром-произв персонал. 3 способа определения пр

тр: натуральный (если выпускают 1 вид прод. М-о определить потребность

предпр в сырье, матер, обор), условно-натуральный , стоимостной.

Трудоемкость прод- затраты раб времени на ед прод. : 1. Технологическая-

все затраты труда осн раб. 2. Обслуживание пр-ва- трудоемкость обслуж пр-ва

определ-ся затратами труда вспомогат и обслуж рабочих. 3. Производственная-

сумма 1 и 2. 4. Упр-ие пр-ом- затраты труда руководителя и специалистов. 5.

Полная- совокупность всех трудоемкостей.

46. Экономическое и соц значение роста пр тр. 1. С ростом пр тр

увеличивается выпуск прод, увеличивается р-р ЗПл раб-ов. 2. С ростом пр тр

сокращаются затраты труда на ед прод, что сопровождается снижением с/с и

увеличением прибыли. 3. С ростом пр тр сокращаются админ- упр расходы,

приходящиеся на ед прод. 4. С ростом пр тр увеличивается прибыль предпр и

гос-ва. 5. Чем выше уровень пр тр каждого раб-ка, тем более обеспеченным

д.б. не т-о настоящее. но и будущее.

47. Пути повышения роста пр тр. Уровень пр тр определ-ся качеством и кол-

вом произведенной прод в ед времени. 2 пути, за счет чего м-о повысить пр

тр: 1. Экстенсивный- за счет сокращения фонда раб времени. ФРВ=Чр*Пс*Кс/Т.

Чр- числ раб, Пс- продолжит смены. Кс- кол-во смен, Т- трудоемкость.

Факторы увеличения роста пр тр: 1. Матер-технич: технологии, автоматизация,

внедрение нов технологий. 2. Орг-ые- связаны с упр на предпр. 3. Эк:

налоги, кредитно-ден политика, ценовая политика. 4. Соц- создание

благоприятных условий труда на предпр.

48. Сущность прибыли и ее формирования. П предпр- важнейший показатель эфф-

ти его деят-ти, источником фин-ия пр-ых и соц расходов, доп вознаграждения

раб-ов. За счет П выплач-ся доходы по акциям, гасятся кредиты. Добиться

увеличения м-о за счет улучшения кач-ва пр-ой прод, роста объема пр-ва,

роста пр тр, применения более соверш технологий. П предпр обеспечивает вып-

ие ф-ций: оценка итоговых показателей деят-ть предпр, стимулирующая (явл

фин рез-том и осн Эл-том формирования фин ресурсов), важнейший источник

формирования бюджетов всех уровней, источник расширенного воспр-ва предпр,

роста ст-ти капитала. Виды: 1. П от реализ прод, раб, усл- разница м/у

отпускной ценой с с/с прод и налогами, вход в эту цену. Прп=Выр от реализ-

с/с-НДС-Акцизы. 2. БП=Прп+Проф+Пот внереализ доходов-Уот внереал дох. В

Приб от внереал доходов включ: П прошлых лет, выявленную в отч году, доходы

от дооценки т-ров, от сдачи им-ва в аренду, поступления дебит

задолженности, полученные штрафы, неустойки, % получ по банковским счетам

предпр, дивиденды по ЦБ, принадлежащим предпр. У от внереал дох: недостачи

матер ценностей, штрафы. пени. неустойки, отрицательные курсовые разницы в

иностр валюте, потери от стих бедствий, судебные сборы. 3. Налогооблагаемая

П= БП-Пльготн-Ннедвиж. Пльготн- не облаг налогом: на развитие пр-ва,

создание доп раб мест, благотворительность, противопожарные мероприятия,

охрана окр среды.

49. Порядок распределения прибыли. БП распред в: 1. Фонд потребления- исп-

ся на фин-ие соц нужд и матер стимулирование раб-ов, выплату премий, не

связанных с пр-ыми показателями, оказание матер помощи, оплату путевок,

лечения, медик для раб-ов и членов их семей. Носят безвозмездный хар-р. 2.

Фонд накопления- на приобретение и строительство ОФ пр-го и непр-го

назначения и осущ-ние др капит вложений, кот не носят безвозвратный хар-р.

За счет ФН фин-ия расходы, кот носят безвозм хар-р: на проведение НИР,

природоохр мероприятия, расходы сверх установленных норм, расходы на выпуск

ЦБ, взносы на создание др предпр, уплата штраф санкций в случае занижения

или скрытия П, нарушения требов по охране окр среды. 3. Резервный фонд-

предназначен для покрытия непредвиденных потерь, вызв стих бедств и др

причинами.

50. Рентабельность прод и пр-ва. Рентаб (норма П)- это показатель,

определяющий эфф-ть деят-ти Ф, выражающий относит величину П и хар-ий

степень отдачи ср-в, исп-ых в пр-ве. Определ-ся в % и в абсол величинах. 1.

Р пр-ва хар-ет отдачу авансированных в пр-во ср-в и начисляется как

отношение БП к ст-ти пр-ых фондов и собств обор ср-в. Р пр-

ва=БП/(ОФ+ОСсобтв)*100%. 2. Рпрод= БП/с-с*100%. 3. Рвыручки=БП/Вреализ

прод*100%. 4. Ркапиталовложений=БП/К*100%.

52. Кадры предпр. Труд рес предпр- это раб-ки, прошедшие спец подготовку,

им-ие опыт и навыки в труде и занятые на предпр. Персонал предпр- это кадры

(труд коллектив), это совок-ть раб-ов, входящих в его спис состав. По хар-

ру вып-ых ф-ций персонал подразделяется на 4 категории: 1. Рабочие- раб,

занятые пр-ом прод, услуг, ремонтом, перемещением грузов. (основные,

вспомогательные). 2. Руководители- раб, заним должности руководителей

предпр и их стр-ых подразделений (функц служб), их заместители. 3.

Специалисты- раб, выполняющее инженерно-технические, эк и др ф-ции. 4.

Технич исполнители- раб, осущ-ие подготовку и оформление док-ов, хоз

обслуживание.

53. Стр-ра кадров. Стр-ра труд рес цеха или участка хар-ся соотнош разл

категорий раб-ов в их общей численности. ^Рi=Pi/P*100%, Pi- кол-во итых раб

в той или иной профессии в общей стр-ре раб-ов. Р- среднеспис числ раб.

Расчит-ся на основании сргод численности раб-ов. Стр-ра кадров определ-ся и

анализируется по каждому подразделению, а также м-т рассм по таким

признакам, как возраст, степень вып-ия норм и т.д. Коэф оборота раб силы.(

по принятым и уволенным) расчит-ся как отношение принятых и уволенных раб-

ов к срспис числ раб за определ период. Коэф текучести- расчит путем

деления выбывших раб за определ период по причинам нарушения труд

дисциплины, по собств желанию на срспис численность раб этого периода. Коэф

устойчивости персонала- отношение числа раб, постоянно состоящих в спис

составе в теч года в годовой срспис численности раб-ов.

54. Занятость. В наст время в РБ безработица- 4%. Безраб хар-ся

невозможностью трудоспос населения, желающего работать, вступить в труд

отношения для получения компенсации за труд и обеспечения св существования.

Виды: 1. Технологическая- связана с переходом к нов поколениям техники и

технологии, автоматизации и механизации ручного труда. 2. Структурная-

закрытие устаревшего предпр, сокращение выпуска прод ряда отраслей. 3.

Конверсионная- связана с сокращением армии и занятых в отрасли военной эк-

ки. 4. Эк-кая- носит постоянный хар-р, обусловленный колебанием рын

конъюнктуры, поражением т-производителя в конъюнктурной борьбе. 5.

Молодежная- возникает на 2х этапах в жизни чел: после окончания школы и

после получения проф образования. 6. Скрытая- наблюд в тех сферах, где раб-

ов больше, чем треб для выпуска конечной прод. 7. Застойная- когда

способные к труду люди не м-т и не хотят устраиваться на работу.

55. Налоги, осн понятия, ф-ции и принципы налогообложения. Налогообл- давно

известный способ пополнения гос бюджета. Налоги оказ воздействие на фин

состояние субъекта. Большой налог гнет изымает ресурсы, тем самым сдерживая

пр-ое развитие. Ф-ции: Финансовая (фискальная)- заключ в безвозм изъятии

части дохода в бюджет с целью выполнения гос-ом задач эк-ой и соц политики.

Регулирующая (стимулирующая)- с ее пом гос-во сдерживает или развивает отд

отрасли эк-ки. Принципы: Всеобщность, обязательность, равнонапряженность,

допустимость, стабильность, налоги д.б. уменьшаемыми (отменяемыми), если

они сдерживают потребление, налоги должны стимулировать пр-во и не

сокращать тот объем фин ресурсов, кот м.б. использован для развития.

56. Классификация налогов. 1. По назначению: общие- на общего-ые нужды,

специальные- им строго определ цели (целевые налоги и сборы). 2. По м-ду

исчисления: Пропорциональные (твердый н-г)- если ср налог ставка остается

неизм незав от р-ра дохода. Регрессивные- если она понижается по мере роста

дохода. Прогрессивная- повышается по мере роста величины дохода. 3. По

способу изъятия: Прямые- устанавливаются непоср на доход или им-во (+: дает

постоянный верный доход, прост в исчислении и изъятии, носят постоянный х-

р; --: дает небольшой доход гос-ву), Косвенные- на т-р, услуги и фиксир в

цене т-ра (+: весьма доходно для гос-ва;--: сдерживает эк свободу, т.к. его

введение затрагивает интересы производителя, сдерживает потребительский

спрос, сложность исчисления и изъятия). Прямые: 1. реальные (земельный, на

недвиж, Экологич, чернобыльский), 2. Личные (на прибыль, на доходы,

подоходный) Косвенные: акцизы, НДС, тамож пошлины, налоги на эксп и имп,

местные.

57. Налог с-ма РБ. Совок-ть налогов, методика их исчисления и способы

изъятия образ налог с-му. Стр-ра, в кот м-о уместить все налоги, состоит из

прямых и косвенных. ПРЯМЫЕ: 1. Прямые реальные- взимаются исходя из внешних

признаков (площадь зем участка, Остат ст-ть недвижимости, р-р выброса

загрязняющих вещ-в). 1.1. Земельный- облагаются земли с/х назначении, насел

пунктов, лесного фонда, водного фонда. Р-р платы определ от качества и

местоположения и не зависит от рез-тов эк и хоз деят-ти. Плательщики- юр и

физ лица. 1.2. На недвижимость

58. Сущ-ть и содержание нормирования труда. Нормирование труда – это

установление необх затрат раб времени на изготовление ед прод или ее

выработки в ед времени. Норма труда- это мера его затрат, установленное

задание в определ условиях отдельных работ, пр-ых операций или ф-ций одним

или группой раб-х, им-х соотв квалификацию, профессию, специальность. Явл

основой для расчета величины пр-го цикла, пр-ой мощности, загрузки

оборудования. Норма времени- это величина затрат раб времени, установленная

для вып-ия единицы работ одним или группой раб-ов. Измер-я в Ч-М,Ч-Ч,Ч-

Д.Твр=Тшт+Тпз;Тшт= То(основное)+ Тв(вспомогательное)+ Торг(оргобслуж)+

Ттех(техничобсл)+Тпт(неустранимых перерывов)+Тот(отдых ). Оперативное

время: Топ=То+Тв. Тобслуж=Торг+Ттех. Тшт=Топ+Тобс+Тот. Норма выработки-

установленный объем работы, кот работник должен выполнить в ед времени.

Нв=Т*Ч/Нвр; Т-период, на кот устанавливается Нв, Ч-кол-во исполнителей.

Т.к. обычно Нв устанавливают на смену, то: Нв=Тсм/Нвр. Норма обслуживания-

кол-во производственных объектов, кот раб-й обязан обслужить в теч ед раб

времени. Но.=Нвр*А*К. А-кол-во ед работы. К- коэф, учитывающий выполнение

раб ф-ций не учтенных Нвр. Норма численности- установленная численность

раб-ов, необх для вып-ия конкр пр-ых ф-ций или объема работ. Нч=Q/Но, Q-

объем работ в данном цехе, на участке.

59. М-ды технич нормирования. 1. Аналитический- основан на предварительном

изучении труд процесса, эфф-ом исп-ии техники и раб времени в целях

выявления резервов сокращения затрат труда и повышения его пр-ти. 1.1.

Аналитически-исследовательский- необх затраты времени определ на основе

исследования этих затрат непосредственно на раб местах и их анализа. 1.2.

Аналит-расчетный—необх затраты времени определ-ся по заранее устан

технически обоснованным нормативам времени. 2. Суммарный- - норма труда

определ-ся в целом на всю работу или операцию без расчленения ее на Эл-ты,

труд процесс не анализируется, рациональность приемов, м-дов труда и

затраты времени на их выполнение не изучаются.

60. Фотография раб места, хронометраж, методика проведения, обработки и

анализа данных. ФРМ- вид наблюдения, при кот замеряются и изучаются все

затраты раб времени в теч раб смены или определ ее части. Цели выполнения:

выявление недостатков в орг-ции труда, получение исходных данных для

разработки нормативов подготовительно-заключ вр, на отдых и личные

надобности. , установление норм обслуживания и нормативов численности

рабочих, выявление причин невыполнения или значит перевыполнения норм

выработки(времени) отд рабочими. При проведении фотографии раб времени

фиксируют длительность работы и перерывов в той последовательности, в кот

они протекают. В наблюдательный лист записывают наименование выполняемой

работы или хар-р перерыва. Оперативное время указывают суммарно, др затраты

раб времени- поэлементно. Наблюдение ведут с пом часов и хроноскопа.

Хронометраж- способ наблюдения, при кот изучаются циклически повторяющиеся

элементы оперативной или подготовительно-заключительной работы, или работы

по обслуживанию раб места. Цель: установление норм времени и получение

данных для разработки их нормативов, проверка кач-ва действующих норм. М.б.

непрерывным, выборочным и цикловым.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011