БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Радиоэлектроника
Региональная экономика
Режущий инструмент
Реклама и PR
Ресторанно-гостиничный бизнес бытовое обслуживан
Римское право
Русский язык культура речи
РЦБ ценные бумаги
САПР
Сексология
Семейное право
Социология
Страховое право
Строительство архитектура
Таможенное право
Теория государства и права
Технология
Таможенная система
Транспорт
Физика и энергетика
Философия
Финансы деньги и налоги
Физкультура и спорт
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экология
Экономика
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Эргономика
Этика и эстетика
Сочинения по литературе и русскому языку
Рефераты по теории государства и права
Рефераты по теории организации
Рефераты по теплотехнике
Рефераты по товароведению
Рефераты по трудовому праву
Рефераты по туризму
Рефераты по уголовному праву и процессу
Рефераты по управлению
Рефераты по менеджменту
Рефераты по металлургии
Рефераты по муниципальному праву
Биографии
Рефераты по психологии
Рефераты по риторике
Рефераты по статистике
Рефераты по страхованию
Рефераты по схемотехнике
Рефераты по науке и технике
Рефераты по кулинарии
Рефераты по культурологии
Рефераты по зарубежной литературе
Рефераты по логике
Рефераты по логистике
Рефераты по маркетингу
Рефераты по международному публичному праву
Рефераты по международному частному праву
Рефераты по международным отношениям
Рефераты по культуре и искусству
Рефераты по кредитованию
Рефераты по естествознанию
Рефераты по истории техники
Рефераты по журналистике
Рефераты по зоологии
Рефераты по инвестициям
Рефераты по информатике
Исторические личности
Рефераты по кибернетике
Рефераты по коммуникации и связи
Рефераты по косметологии
Рефераты по криминалистике
Рефераты по криминологии
Новые или неперечисленные
Без категории

Историческая школа Германии

Историческая школа Германии

План.

1. Формирование исторической школы.

2.Критическое переосмысление идей классической политэкономии

предшественниками и представителями исторической школы Германии;

3.Какую «нишу» в области предмета и метода экономической науки восполнили

научные изыскания авторов немецкой исторической школы.

4. Методологические особенности исторической школы Германии.

5. Туган-Барановский считал Л.Брентано представителем «наиболее

прогрессивной группы социал-политиков».

6..Значение для творчества современных экономистов

неоклассоформационного историзма.

В период объединения Германских земель в единое государство, т.е. в

середине XIX в., возникло еще одно альтернативное классической политической

экономии направление экономической мысли, получившее название «историческая

школа Германии» или, что одно и то же, «немецкая историческая школа».

Эта школа по сути олицетворяет не столько историческое, сколько социально-

историческое направление, потому что ее авторы, в отличие от классиков,

включили в поле исследований политической экономии {предмет изучения)

наряду с экономическими и неэкономические факторы, впервые начав тем самым

одновременное рассмотрение в историческом контексте всего многообразия

социально-экономических проблем, всей совокупности общественных отношений.

В своей критике немецкие авторы единодушны в том, что классики чрезмерно

увлекаются абстракциями и обобщениями и недооценивают значение фактов и

наблюдений, связанных с прошлым и настоящим. Они также обвиняют классиков

за абсолютизацию принципов экономического либерализма, приверженность некой

универсальной экономической науке и узость индивидуалистских доктрин и

настаивают на целесообразности исследования реального, а не мнимого

изображения конкретной действительности.

О характерной особенности исторической школы Германии свидетельствует то

обстоятельство, что ее главные идеи были сформулированы теоретическими

предшественниками данного направления экономической мысли — А.Мюллером и

Ф.Листом. А суть этих идей, вытекающая из сочинений Адама Мюллера под

названием «Основы искусства управления государством» (1809) и Фридриха

Листа под названием «Национальная система политической экономии» (1841),

сводится к таким положениям, как:

особая и значительная роль для экономической науки исторического метода;

характеристика политической экономии не как универсальной, а национальной

науки;

учет влияния на национальное хозяйство не только экономических, но и

природно-географических, национально-исторических и других неэкономических

предпосылок;

признание общественного интереса нации выше личного интереса индивидуума.

Экономические воззрения А. Мюллера и Ф.Листа близки друг другу в тех

аспектах, в которых оба они критикуют классиков за их абстракции и

либерализм, ратуют за сохранение протекционизма в хозяйственной политике

государства и явно преувеличивают роль исторического метода анализа в

экономической науке. В то же время их взгляды существенно расходятся, когда

речь идет об идеале общественного устройства и роли экономической науки в

его достижении.

Так, А.Мюллер склоняется к идеализации хозяйственных отношений времен

средневековья, потому что принципы на его взгляд, не могут соответствовать

национальным, в том числе хозяйственным, традициям континентальных стран.

Он убежден, что исключительно благодаря авторитету А.Смита на родине этого

ученого — в островном государстве Англии смогли укорениться идеи ничем не

ограниченной свободной торговли и конкуренции.

В свою очередь Ф.Лист, в отличие от А.Мюллера, принимает некоторые

теоретические положения классиков, особенно в части поступательного

развития общества и целесообразности ускорения научно-технического

прогресса. Однако подход классиков к экономической науке, по его мнению,

носит слишком узкий и поверхностный характер, поскольку они не учитывают

важную роль государства в национальной экономике, а также влияние на

хозяйство исторических корней нации и ее культуры. Далее он не исключает и

возможности повсеместного принятия принципов, но при условии достижения

странами одинаково высокой стадии экономического развития. Иными словами,

Ф.Лист в самом деле «не верил в какой-то единый и благодетельный для всех

народов и во все времена общественный строй, опирающийся на свободную игру

индивидуальных хозяйственных интересов».

В процессе эволюции исторической школы Германии в экономической

литературе выделяют обычно три этапа.

. Первый этап охватывает период 40—60-х гг. XIX и. и получил название

«Старая историческая школа»; основные авторы этого этапа В.Рошер,

Б.Гильдебранд, К.Книс. Второй этап приходится на 70—90-е гг. XIX в. и

называется «Новая историческая школа»; основные авторы —Л.Брентано,

Г.Шмоллср, К.Бюхер. Третий этап имел место в течение первой трети XX в. под

названием «Новейшая историческая школа»; основные авторы — В.Зомбарт,

М.Вебср, А.Шпитхоф.

Значение «Старой исторической школы» по сравнению с другими этапами в

развитии социально-исторического направления экономической мысли следует

выделить особо ввиду того, что авторы этого этапа, будучи родоначальниками

немецкой исторической школы, внесли наиболее весомый вклад в формирование

ее основных научных ценностей. Например, Вильгельм Рошер (1817— 1894) —

профессор Геттингепского университета, автор таких сочинений, как «Краткие

основы курса политической экономии сточки зрения исторического метода»

(1843) и «Начала народного хозяйства» (в 4-х тт.; 1854, 1860, 1881, 1886),

настаивал на необходимости только эволюционного развития общества,

сравнивая всякую потребность в революционном изменении с «величайшим

несчастьем и нередко смертельным недугом народной жизни». Именно ему

принадлежит осуждающее учение классиков аллегорическое изречение о том, что

«одного экономического идеала не может быть для народов, точно так же как

платье не шьется по одной мерке».

Другой родоначальник старой исторической школы профессор университетов в

Марбурге, Цюрихе, Берне и Йене Бруно Гильдебранд (1812—1878), автор крупной

работы «Политическая экономия настоящего и будущего» (1848), не менее

активно, но порой тенденциозно, придерживался исторического метода в

экономической науке. На его несостоятельные прогнозы будущего в одной из

своих статей указывал Н.Д.Кондратьев, который, в частности, писал:

«...Бруно Гильдебранд... предсказывал, что еще в течение XIX столетия в

ходе развития Англии проявится тенденция возврата части пролетариата,

бросившего землю, снова к земледелию, в силу чего городское и сельское

население Англии вновь сравняется и роль сельского хозяйства повысится. Мы

знаем, — заключает он, — что тот и другой прогноз оказались ошибочными».

Еще один из родоначальников школы профессор Фрайбургского (1855—1860) и

Гейдельбергского (1865—1896) университетов Карл Густав Адольф Книс

(1821—1898) настаивал на приоритете исторического метода в экономической

науке, в том числе со страниц своей книги «Политическая экономия,

рассматриваемая с исторической точки зрения» . Он к томуже, по признанию

американского неоклассика Дж. Б. Кларка, ярился его наставником и учителем.

Между тем главная заслуга представителей «старой исторической школы»

заключается прежде всего в формировании альтернативных классической школе

методологических положений, которых впоследствии придерживались все авторы

последующих этапов социально-исторического направления и которые затем

легли,в основу методологии социально-институционального направления

экономической мысли — американского институционализма.

Туган-Барановский считал, что политическая экономия разделилась на три

направления:1) товарно-хозяйственный лад, австрийская школа маргинализма,

которая изучает функционирование предприятия,фирмы в условиях конкуренции

функционирования рынка. 2) социалистический.Представитель этого направления

Карл Маркс.Все основные категории политической экономии выводятся с

отношения только двоих общественных классов-рабочих и капиталистов,что

определяется как главное в системе общественных отношений. На этой основе и

строится марксистская концепция закона развития и революционного

уничтожения капитализма.

В русле третьего направления,выделенного Туганом-Барановским как

такового, который основывался на идее объединения частной собственности и

предпринимательства с государственным регулированием, формируется немецкая

историческая школа, розвиваются в третьей части 19 века разные ее

направления: историко-эстетическое (Густав Шмоллер и др.) и социально-

политическое (Л.Брентано и др.).Абстрактно-дедуктивному методу классиков

эта школа противопоставила описательно- имперический подход в исследовании

экономических явлений, отрицание каких-либо экономических законов понятие

политэкономии как « национальной экономии».За высказыванием М. Тугана-

Барановского,безответственное отношение представителей этой школы к

теоретической экономии привело «не к привращению экономической теории…,а к

временному охлаждению интереса к экономической теории или даже к полному ее

отрицанию». Аналогичные мысли высказывали и другие ученые-экономисты. Один

из многочисленных поклонников классической школы, известный исследователь

истории экономических учений и специалист по вопросам денежного хозяйства

Александр Михайлович Миклашевский, придавая исключительно большое влияние

социально-политическому направлению, считал, что большинство его

представителей и последователей «дальше обычной социальной политики… не

шли», ничего не делали для развития политической экономии».

Но следует отметить, что такое пренебрежительное,за выражением М.Туган-

Барановского , отношение к теретической экономии постепенно меняется к

концу 19 – начало 20 столетия в сторону более глубокого теоретического

изучения изучения представителями новой исторической школы, признание или

полезности применения рядом с индуктивным абстрактно-дедуктивного

метода.Эти черты ученый отметил,в частности, в творчестве таких известных,

по его мнению, теоретиков,как Адольф Вагнер и Альберт Шеффле.

Отдельные от марксистских выводы делает из своей теории разделения

М.Туган-Барановский.Четко определяя два основных фактора,от которых

зависит зароботная плата ( увеличение продуктивности общественного

труда,как фактор экономический и социальная сила рабочего класса, как

фактор социальный), ученый считал первым основным. Именно на этой основе

увеличения продуктивности общественного труда, объективную предпосылку для

которой составляет прежде всего научно-технический прогресс, происходит

возростание национального дохода и размера доли в нем рабочего класса. Это

одна из объективных тенденций развития капиталистического хозяйства,

заостряет внимание ученый.

Что ж до социального фактора – силы рабочего класса, действие его

профсоюзных организаций он определяет конкретный уровень, на котором

устанавливается средняя зароботная плата.Этот уровень тоже проявляет

стойкую тенденцию к повышению.Ученый обращает внимание на то,что такое

повышение зароботной платы имеет положительное оборотгое влияние на

повышение продуктивности общественного труда, обеспечивая солидарность

интересов рабочих и предпринимателей.Этим определяется значение

регулирования взаимоотношений между трудом и капиталом.Основными

субъектами такого регулирования выступают организации предпринимателей,

рабочих и государство.

Но к идее солидарности между рабочими и предпринимателями сам Туган-

Барановский относился скептически, как к далекой еще от той «гармонии»,

которую имел в виду Л.Брентано.Этого известного немецкого профессора ученый

считал представителем «наиболее прогрессивной группы социал-политиков»

защитником стремлений к демократии, сторонником свободного развития

общественной самодеятельности, рабочих союзов и др.Отмечая как одно из

наиболее весомых убеждений Л.Брентано,что»технический прогресс есть основа

социального» М.Туган-Барановский вместе с тем видел слабость его позиции «в

надмерном экономическом и социальном оптимизме».»Классовый антогонизм

продавцов и покупателей рабочей силы,-писал по этому поводу М.Туган-

Барановский,- коренится в самом евстве наемного труда и поэтому исчезнуть

никогда не может.

Особенности методологии социально-исторического направления экономической

мысли сложились еще на этапе «старой исторической школы». По мнению

Н.Д.Кондратьева, это обстоятельство свидетельствует о том, что «само

формирование исторической школы в противовес классической было фактом

огромного значения для развития методологии социальной экономии. То

формирование, — продолжает он, — происходившее под знаком оппозиции

классикам, потребовало по существу... впервые отчетливого и критического

осознания самой проблемы метода экономического исследования»5.

В самом деле, немецкие авторы, поставив во главу угла проблему метода

экономического исследования, по существу выдержали научный спор с

классиками и внесли в методологию политической экономии новые позитивные

элементы, которые легли в основу методологических особенностей

зародившегося благодаря им социально-исторического направления

экономической мысли. Суть же этих особенностей методологии может быть

сведена к следующим трем положениям:

1) учет влияния на экономическое развитие страны, социальной среды, в

том числе «человеческого фактора»;.

2) выявление взаимосвязи и взаимообусловленности экономических и

неэкономических факторов и категорий;

3) определение места и роли неклассовых критериев :в. исследовании фаз и

этапов развития общества.

Первая методологическая особенность исторической школы Германии позволяет

раскрыть несостоятельность одной из центральных методических позиций

классиков, согласно которой в экономической науке приоритетное значение

имеют якобы главным образом экономические законы, факторы и категории и их

действие объявляется универсальным и неотвратимым во все времена и для всех

народов (государств). Ведь немецкие авторы, говоря словами Н.Д.Кондратьева,

«опираются на факт многообразия и динамичности исторической жизни и отсюда

отрицают возможность абстрактных законов политической экономии вообще и

законов экономического развития в частности», и их заслугой, на его взгляд,

является обоснованная аргументация «в пользу относительности законов

хозяйственной жизни» и попытка «дать конкретные эмпирические законы

развития хозяйства».

Итак, представители исторической школы исходят из того, что экономические

законы не следует отождествлять с природными законами (например, законы

химические, физические и т.п.), которые неизменно проявляют себя благодаря

стабильному характеру вызывающих их действие заранее известных элементов и

компонентов. Поэтому, наперекор классикам, они указывают на неуниверсальный

характер политической экономии и зависимость результативности экономических

процессов не только от экономических (базисных), но и от многообразных

факторов неэкономического (надстроечного) свойства, включая «человеческий

фактор», т.е., как принято говорить, от факторов социальной среды. Причем в

числе последних чаще всего ими упоминаются:

национальные особенности и традиции;

своеобразие исторического развития нации, ее менталитет;

историческая случайность;

географические условия страны;

особенности национальной культуры, психологии, религии и др.

В связи со второй методологической особенностью исторической школы

необходимо вспомнить, что у классиков неэкономические факторы обусловлены

влиянием экономических факторов, из чего, например, вытекает, что чем выше

уровень производительных сил общества, тем более развитой будет социальная

среда (сфера), в том числе уровень культуры, искусства, науки и т.д., и

наоборот. Немецкие авторы этой каузальной парадигме классиков

противопоставили функциональную, и в их трудах значение в процессе эволюции

хозяйственной жизни экономических и неэкономических факторов

рассматривается, как правило, во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Правда, ими нередко делается столь значительный акцент на особую роль в

экономическом развитии неэкономических факторов, что их же позиция

обернулась практическим насаждением в германском общественном мнении конца

XIX — начала XX в. идей о будто бы уникальном «немецком национальном духе»,

об особой исторической миссии «арийской расы» и т.д. К примеру, согласно

предубеждениям М.Вебера, в его книге «Протестантская этика и дух

капитализма» (1905) речь идет даже об исключительно важной роли в создании

цивилизованного общества одного из течений протестантской религии —

кальвинизма.

Наконец, третья методологическая особенность исторической школы отражает

итог ее противостояния классической школе по поводу места и роли в

экономической науке исторического метода. Как известно, у классиков

историзм проявляет себя прежде всего через критерий выделения на различных

этапах эволюции народов и государств так называемых высших и низших,

главных и неглавных классов общества. Немецкие же авторы, обосновывая фазы,

этапы и схемы экономического развития общества на всем протяжении

исторического пути нации, классовому критерию противопоставили сугубо

хозяйственный.

В этой связи Н.Д.Кондратьев, например, пишет, что именно предшественнику

исторической школы Ф.Листу принадлежит «первая по времени попытка, если не

считать еще более ранних зачатков, дать схему эволюции хозяйственных

ступеней народов», в соответствии с которой «человечество последовательно

проходит пять ступеней: а) период дикости, б) пастушеский, в)

земледельческий, г) земледельческо-промышленный и д) земледельческо-

промышленно-торговый период». И, сравнивая данную схему еще с одной, он

уточняет: «Представитель собственно исторической школы Б.Гильдебранд дал

иную схему, в основу которой было положено различие в состоянии обмена. Он

различал:

натуральное, денежное и кредитное хозяйство»

Благодаря неклассоформационному историзму, как важнейшему инструменту для

научных изысканий и обновления экономической науки, немецкая историческая

школа достигла несомненных позитивных результатов. Подтверждение тому — не

просто сам факт издания ее авторами ряда крупных фундаментальных историко-

экономических монографий, а скорее то, что результаты этих исследований

вызвали в дальнейшем весьма полезные дискуссии по многим актуальным

социально-экономическим проблемам.

Одновременно следует подчеркнуть, что новизна исторического метода

немецких авторов из-за их оторванности от уже достигнутых в ту пору научных

основ экономической теории так и не позволила исторической школе Германии

занять лидирующее место в мировой экономической науке и опровергнуть

основные теоретико-методологические упущения классической политической

экономии. Последнее стало возможным лишь на рубеже XIX—XX ни., когда

появились вначале маржинальные концепции субъективистов и неоклассиков,а

затем социально ориентированные концепции американских институцианалистов.

Литература:

1Я.С.Ядгаров «История экономических учений».

2 Л.П.Горкина «Нариси з історії політекономії в Україні”.

3.Самуэльсон П. «Экономика».

4.Хейне П. «Экономический образ мышления».

5.Чепурин М.Н. «Курс экономической теории».





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011