БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Радиоэлектроника
Региональная экономика
Режущий инструмент
Реклама и PR
Ресторанно-гостиничный бизнес бытовое обслуживан
Римское право
Русский язык культура речи
РЦБ ценные бумаги
САПР
Сексология
Семейное право
Социология
Страховое право
Строительство архитектура
Таможенное право
Теория государства и права
Технология
Таможенная система
Транспорт
Физика и энергетика
Философия
Финансы деньги и налоги
Физкультура и спорт
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экология
Экономика
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Эргономика
Этика и эстетика
Сочинения по литературе и русскому языку
Рефераты по теории государства и права
Рефераты по теории организации
Рефераты по теплотехнике
Рефераты по товароведению
Рефераты по трудовому праву
Рефераты по туризму
Рефераты по уголовному праву и процессу
Рефераты по управлению
Рефераты по менеджменту
Рефераты по металлургии
Рефераты по муниципальному праву
Биографии
Рефераты по психологии
Рефераты по риторике
Рефераты по статистике
Рефераты по страхованию
Рефераты по схемотехнике
Рефераты по науке и технике
Рефераты по кулинарии
Рефераты по культурологии
Рефераты по зарубежной литературе
Рефераты по логике
Рефераты по логистике
Рефераты по маркетингу
Рефераты по международному публичному праву
Рефераты по международному частному праву
Рефераты по международным отношениям
Рефераты по культуре и искусству
Рефераты по кредитованию
Рефераты по естествознанию
Рефераты по истории техники
Рефераты по журналистике
Рефераты по зоологии
Рефераты по инвестициям
Рефераты по информатике
Исторические личности
Рефераты по кибернетике
Рефераты по коммуникации и связи
Рефераты по косметологии
Рефераты по криминалистике
Рефераты по криминологии
Новые или неперечисленные
Без категории

Экономические реформы в Китае и России и преимущества и недостатки

Экономические реформы в Китае и России и преимущества и недостатки

Международный Институт Управления

Ярославский филиал

Курсовая работа

по экономической теории

|Тема: |"Экономические реформы в Китае и России. |

| |Преимущества и недостатки" |

|Выполнил: |студентка гр.Э-33|

| | |

| |Волкова Н.Е. |

|Руководитель: |к.э.н., доцент |

| |Ерошин А.А. |

Ярославль

1999

СОДЕРЖАНИЕ:

|I. ВВЕДЕНИЕ |2|

|.....................................................................| |

|.................................. | |

|II. ТАЙНА КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА |4|

|............................. | |

|1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО В КИТАЕ |4|

|.......................................................... | |

|2. ОБЪЯСНЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА ................ |6|

|3. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ |1|

|......................................................... |0|

|4. ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КИТАЕ И РОССИИ.... |1|

| |1|

|III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ |1|

|.....................................................................|8|

|......................... | |

| | |

I. ВВЕДЕНИЕ

Экономические и политические реформы, как видно из опыта многих стран,

представляют собой длительный процесс. Однако, не сложилось еще развернутой

концепции этого процесса, его критериев и измерителей.

В отличие от европейских стран, осуществивших в 60-е годы

экономические реформы, Китай провел свою специфическую "реформу" -

"культурную революцию", которая не только усугубила многочисленные

трудности экономического порядка, но и завела народное хозяйство страны в

тупик. В такой ситуации объективно требовались экстренные меры по

скорейшему оздоровлению китайской экономики, ее коренной модернизации.

Реформа экономической системы - это коренное преобразование, связанное

с переходом от старой модели к новой. Целью этого преобразования является

осуществление перехода от старой модели, использующей главным образом

административно-хозяйственные методы регулирования на основе

административного членения районов, уровней, принципов организации,

сложившихся под влиянием экономических теорий натурального хозяйства, к

модели плановой товарной экономики. Для осуществления этого перехода нужно

сделать следующее: взяться за управление крупных областей с ослаблением

контроля в более мелких сферах или другими словами, решения на макроуровне

принимаются государством, на микроуровне - предприятиями, исходя из

ситуации на рынке, в результате чего регулируемый рынок становится

интегрирующим узлом и составной частью управления экономикой на макроуровне

и микроуровне.

Глубокие изменения, происходящие с конца 70-х годов в социально-

экономической и политической жизни КНР, вызывают повышенный интерес во всем

мире. При всей сложности этих процессов бесспорным является то, что

руководству Китая удалось в короткие сроки добиться крутого подъема

производства, заметного повышения жизненного уровня более, чем миллиардного

населения страны.

Сегодня Китай вышел на первое место в мире по объемам производства

угля, цемента, хлопка и хлопчато-бумажных тканей, зерна, мяса, телевизоров.

На второе место - по производству стали, синтетических волокон и

электроэнергии.

Экономическим достижением Китая способствует также умелая политика

поддержки защиты отечественного производителя и использование внутреннего

рынка для подъема промышленности и сельского хозяйства. 80-90% товаров в

китайских магазинах - отечественного производства. Импортные товары и

продукты стоят значительно дороже. Кроме того, с самого начала реформ Китай

взял направление на развитие экспортных отраслей. Поэтому сегодня китайский

рынок завоевывает новые и новые рынки.

Конкретные цифры, приведенные ниже, позволяют сделать сравнительный

анализ экономических реформ, проводимых одновременно в Китае и России, а

также выявить преимущества китайских преобразований.

II. ТАЙНА КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО В КИТАЕ

Одним из важнейших событий мировой экономической истории последней

четверти XX века стали беспрецедентные успехи экономики Китая. С начала

экономических реформ в 1978 г. по 1997 г. внутренний валовой продукт этой

страны увеличился в 5,7 раз, или на 9,6% в среднем в год (график 1). Это

означает, что он удваивался с рекордной скоростью - каждые 7,5 лет!

[pic]

График 1. Индексы ВВП (1978=100%)

За прошедшие 19 лет производство ВВП на душу населения в Китае

возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП на одного занятого) - в

3,6 раза (табл. 1). За те же годы ВВП России уменьшился на 30%.

Если в 1978 г. китайский ВВП был меньше российского на 23%, то в 1997

г. он уже превышал российский в 6,2 раза. Если в 1978 г. душевое

производство ВВП в Китае составляло 11% от российского уровня, то в 1990 г.

оно поднялось до 23%, а к 1997 г. достигло уже 75%.

Таблица 1. Экономический рост в Китае и России

|По ППС в ценах 1993 г. |Кита| |Росс| |Кита| |Средне| |

| |й | |ия | |й в | |годовы| |

| | | | | |% | |е | |

| | | | | |к | |темпы | |

| | | | | |Росс| |прирос| |

| | | | | |ии | |та, % | |

| |1978|1997|1978|1997|1978|1997|Китай |Россия |

| | | | | | | |в |в |

| | | | | | | |1978-1|1990-19|

| | | | | | | |997 |97 |

|ВВП, млрд. дол. США |670 |3827|872 |614 |76,8|623,|9,6 |-7,2 |

| | | | | | |3 | | |

|ВВП на душу населения, |708 |3119|6436|4169|11,0|74,8|8,2 |-7,1 |

|дол. США | | | | | | | | |

|ВВП на 1 занятого, дол.|1656|5885|1226|9405|13,5|62,6|6,8 |-5,3 |

|США | | |3 | | | | | |

При сохранении в ближайшее время в экономике Китая тенденций развития,

сложившихся в последнее десятилетие, и даже при существенном ускорении

экономического роста в России (до 4-5% ежегодно), не позднее 2005 года

Китай обойдет Россию уже и по показателю ВВП на душу населения (граф. 2). К

этому времени китайская экономика по размерам ВВП превзойдет американскую и

станет крупнейшей в мире.

[pic]

График 2. ВВП на душу населения в Китае (Россия = 100%)

Существует несколько гипотез, пытающихся объяснить китайское чудо.

2. ОБЪЯСНЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА

Гипотеза 1 - отсталость. Утверждается, что китайская экономика растет

так быстро потому, что уровень развития в Китае был низким, а темпы роста

слаборазвитых стран выше, чем более развитых стран.

График 3 показывает, что такой закономерности не существует. При одних

и тех же душевых показателях ВВП возможен и быстрый рост и глубокое

падение. Ни одна другая слаборазвитая страна не имела темпов роста, сколько-

нибудь близких к китайским. Более того, темпы роста Китая оказались

уникальными для всей мировой экономики.

[pic]

График 3.Уровень экономического развития и темпы экономического роста в

1979-1996 гг. (209 стран)

Гипотеза 2 - особенности структуры производства. Утверждается, что

решающий вклад в ускорение экономического роста внесла структура китайской

экономики - низкая доля промышленности и высокая доля сельского хозяйства.

На самом деле вопреки широко распространенным заблуждениям удельный

вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в России (табл.

2). Однако более низкий удельный вес промышленности в России не

способствовал повышению темпов ее экономического роста. И наоборот, более

высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по

сравнению с Россией.

Таблица 2. Отраслевая структура экономики, %

| |Китай| |Росси| |

|Показатели | | |я | |

| |1978 |1995 |1990 |1997 |

|ВВП всего, |100,0|100,0|100,0|100,0|

|в т. ч.: | | | | |

| Сельское и лесное хозяйство |28,4 |20,6 |15,5 |6,8 |

| Промышленность и строительство |48,6 |48,4 |44,3 |35,8 |

| Сфера услуг |23,0 |31,1 |40,2 |57,4 |

|Все занятые, |100,0|100,0|100,0|100,0|

|в т. ч. | | | | |

| Сельское и лесное хозяйство |70,5 |52,9 |13,2 |14,4 |

| Промышленность и строительство |17,4 |22,9 |42,3 |34,2 |

| Сфера услуг |12,1 |24,1 |44,5 |51,4 |

Гипотеза 3 - особенности структуры занятости. Утверждается, что более

высокие темпы роста в Китае объясняются высоким удельным весом

сельскохозяйственного населения в начале реформ (табл. 2).

График 4 показывает, что темпы экономического роста не зависят от

структуры занятого населения. При доле занятых в сельском хозяйстве на

уровне, близком к 70,5% (Китай в 1978 г.), значения среднегодовых Темпов

экономического роста в разных странах колеблются от -6,0% до +8,2%.

Следовательно, структура занятости не объясняет высокие темпы

экономического роста в Китае.

[pic]

График 4. Удельный вес занятых в сельском хозяйстве

Гипотеза 4 - национальная специфика. Утверждается, что феноменальные

результаты экономического развития Китая обусловлены уникальными чертами

китайского национального характера, в том числе такими, как трудолюбие,

самоотверженность, неприхотливость.

Если бы это было так, то Китай отличался бы высокими темпами

экономического развития на протяжении всей своей истории. Однако в течение

первых трех четвертей XX века китайская экономика имела очень низкие темпы

роста, которые периодически становились отрицательными. До недавнего

времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза

голода была ликвидирована лишь несколько лет назад. В 1952-1978 гг. ВВП на

душу населения в Китае снижался и по отношению к российскому и по отношению

к среднемировому уровням (табл. 3, граф. 5).

Таблица 3. ВВП на душу населения по ППС в иенах 1993 г.

|Показатели |До | | | |С | | | |

| |нача| | | |нача| | | |

| |ла | | | |ла | | | |

| |рефо| | | |рефо| | | |

| |рм в| | | |рм в| | | |

| |Кита| | | |Кита| | | |

| |е | | | |е | | | |

| |1952|1961|1970|1976|1980|1985|1990|1996|

|В дол. США: | | | | | | | | |

|Мир |2529|3132|4065|4586|4884|5116|5552|5961|

|Россия |2629|3745|5323|6156|6245|6554|6985|4140|

|Китай |353 |309 |516 |619 |792 |1195|1602|2897|

|В % к миру: | | | | | | | | |

|Мир |100,|100,|100,|100,|100,|100,|100,|100,|

| |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |

|Россия |103,|119,|130,|134,|127,|128,|125,|69,5|

| |4 |6 |9 |2 |9 |1 |8 | |

|Китай |14,0|9,9 |12,7|13,2|16,2|23,4|28,9|48,6|

|В % к России | | | | | | | | |

|Китай |13,4|8,3 |9,7 |10,1|12,7|18,2|22,9|70,0|

[pic]

График 5. ВВП на душу населения в Китае в % к России в 1952-1978 гг.

Лишь в конце 70-х годов произошел перелом в тенденциях развития, и

Китай с огромной скоростью стал сокращать свое отставание от многих стран

мира, включая и Россию. Таким образом, лишь в конце 70-х годов в Китае

произошло то, что привело в движение гигантский потенциал развития, о

существовании которого многие и не подозревали. Очевидно, эти радикальные

перемены были вызваны именно экономическими реформами.

Гипотеза 5 - характер экономической политики. Поэтому кажется вполне

очевидным, что успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью

экономического реформирования. В отличие от России, где осуществлялись, как

утверждается, либеральные реформы (т.н. шоковая терапия), в Китае реформы

носили постепенный (градуалистский) характер. В отличие от России, где

государство "ушло" из экономики, в Китае государство сохранило значительный

контроль над экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно

возросла.

Для проверки этой гипотезы рассмотрим, в какой степени результаты

экономического развития зависят от масштабов участия государства в

экономической жизни страны.

3. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

По каждому из основных направлений экономической политики (политики

занятости, социальной, внешнеэкономической, денежно-кредитной, бюджетной)

определены важнейшие показатели участия государства в экономической жизни.

Их различные величины, а также направления и скорость их изменений

свидетельствуют об осуществлении той или иной модели экономических реформ

(табл. 4).

| |

| |

|Таблица 4. Типы экономических реформ |

| | |Значения | |

| | |показателей в | |

| | |зависимости от | |

| | |типа | |

| | |экономических | |

| | |реформ | |

|Направления | |Реформы | |

|экономическо|Показатели |Постепенные |Либеральн|

|й политики | |(градуалистские,|ые |

| | |со значительными|(быстрые,|

| | |масштабами |т. н. |

| | |государственного|шоковая |

| | |вмешательства) |терапия) |

|1. Политика |Удельный вес в общей | | |

| |численности занятых: | | |

|занятости |- занятых в государственном |Высокий |Низкий |

| |секторе | | |

| |- занятых в аппарате |Высокий |Низкий |

| |государственном управления | | |

|2. |Социальные субсидии в % к ВВП |Высокие |Низкие |

|Социальная | | | |

|политика | | | |

| |Удельный вес лиц, получающих |Высокий |Низкий |

| |пособия и субсидии из гос. | | |

| |бюджета, в общей численности | | |

| |населения | | |

|3. |Импортные пошлины в % к объему|Высокие |Низкие |

|Внешнеэконом|импорта | | |

|ическая | | | |

|политика | | | |

| |Среднегодовые темпы снижения |Высокие |Низкие |

| |валютного курса, % | | |

|4. |Среднегодовые темпы, | | |

|Денежно-кред| | | |

|итная | | | |

|политика | | | |

| | - прироста кредитов ЦБ |Высокие |Низкие |

| | - %% прироста денежной массы |Высокие |Низкие |

|5. Бюджетная|В % к ВВП: | | |

|политика | | | |

| | - государственные налоги |Высокие |Низкие |

| | - государственные расходы, |Высокие |Низкие |

| |в т.ч.: | | |

| | - государственные субсидии |Высокие |Низкие |

| | - государственное |Высокое |Низкое |

| |потребление | | |

| | - бюджетный дефицит |Высокий |Низкий |

| | - государственный долг |Высокий |Низкий |

Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства

государства в экономическую жизнь высоки, или увеличиваются, или снижаются,

но медленно, то это свидетельствует о постепенном, градуалистском, варианте

экономических реформ.

Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства

государства в экономическую жизнь низки, или снижаются, или снижаются

особенно быстро, то это свидетельствует о либеральном характере варианте

осуществляемых экономических реформ.

4. ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КИТАЕ И РОССИИ

Политика в сфере занятости. За первые два года экономических реформ в

Китае удельный вес занятых в государственном секторе сократился с 94,9% до

26,6%. К 1995 г. он снизился до 18,9%. После шести лет экономических реформ

в России доля занятых в государственном секторе остается по-прежнему выше,

чем в Китае после двух лет реформ и почти вдвое выше, чем в Китае в

настоящее время (табл. 5).

Таблица 5. Политика занятости, социальная политика

|Показатели |Китай| |Росси| |

| | | |я | |

| |1978 |1995 |1991 |1997|

|Удельный вес в численности занятых, %: | | | | |

| -занятых в государственном секторе |94,9 |18,9 |75,4 |32,9|

| - занятых в аппарате государственного |1,2 |1,7 |2,3 |4,4 |

|управления | | | | |

|Удельный вес в численности населения лиц, |5,6 |3,4 |22,9 |26,5|

|получающих пособия и субсидии из | | | | |

|государственного бюджета, % | | | | |

|Расходы на социальное обеспечение в % к ВВП |4,0 |0,9 |6,3 |12,6|

|Уровень безработицы, % |5,3 |2,9 |2,6 |9,0 |

Удельный вес занятых в аппарате государственного управления увеличился

в обеих странах: в Китае за 17 лет - на 40%, в России за 6 лет - на 90%. В

настоящее время российский показатель выше китайского в 2,6 раза, а после

сокращения численности аппарата управления в Китае на 4 млн. чел.,

объявленного на последней сессии ВСНП, будет превышать его вчетверо

Социальная политика. Доля лиц, получающих пособия, субсидии и дотации

из государственного бюджета, достаточно низкая в Китае и в начале реформ, в

дальнейшем была сокращена вдвое. В отличие от этого доля лиц, получающих

финансовую поддержку из бюджета в России, и в начале реформ превышавшая

китайский уровень более чем вчетверо, за последние 6 лет увеличилась еще на

16%. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем является

восьмикратным.

Благодаря как уменьшению числа лиц, получающих поддержку из бюджета,

так и сокращению величины пособий, приходящихся в среднем на одного

человека, общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские

субсидии в Китае сократилась с 4,0 до 0,9% ВВП. В отличие от этого

социальные расходы в России не только не уменьшились, но и существенно

возросли - с 6,3 до 12,6% ВВП. Теперь разрыв по этим показателям между

Россией и Китаем вырос до четырнадцатикратного.

В результате сокращения расходов на пособия по безработице в Китае

заметно уменьшились стимулы для регистрации работоспособных граждан в

качестве безработных. Уровень безработицы сократился почти вдвое - с 5,3 до

2,9%, а доля занятых во всем населении поднялась с 42,3% в 1978 г. до 53% в

1997 г., что способствовало ускорению экономического развития. Из-за

увеличения социальных расходов в России стимулы к участию трудоспособных

граждан в производительной деятельности заметно уменьшились. Во многом

благодаря этому уровень безработицы возрос с 2,6% в 1991 г. до 9% в 1997

г., в то время как доля занятых в общей численности населения сократилась с

49,7 до 44,4%. Сокращение численности занятых и их удельного веса в общей

численности населения способствовало углублению экономического кризиса в

России.

Внешнеэкономическая политика. Либерализации внешнеэкономической

деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных

таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1996 г. В

отличие от этого в России произошел переход от относительно либеральной

внешнеторговой политики к протекционизму - отношение импортных пошлин к

общему объему импорта возросло с 0,7% в 1992 г. до 5,3% в 1997 г. (табл.

6).

Таблица 6. Внешнеэкономическая политика и ее результаты

|Показатели |Китай| |Росси| |

| | | |я | |

| |1978 |1996 |1992 |1997 |

|Импортные пошлины в % к импорту |17,7 |2,5 |0,7 |5,3 |

|Темпы прироста, %: | | | | |

| - экспорта |2,3 |17,1 |-20,0|0,5 |

| - импорта |2,8 |19,5 |-36,0|3,8 |

|В % к ВВП: | | | | |

| - экспорт |5,1 |17,1 |25,6*|27,7 |

| - импорт |6,3 |15,2 |36,7*|22,0 |

|Удельный вес машин и оборудования в |4,7 |21,1 |8,9 |8,1 |

|экспорте, % | | | | |

|Иностранные инвестиции в % к ВВП |0,11 |5,08 |0,18 |0,86 |

* 1990 г.

Китай практически не пользовался таким инструментом протекционистской

политики как девальвация национальной валюты. Среднегодовые темпы снижения

валютного курса в 1979-1997 гг. (8,3%) были весьма умеренными. В отличие от

этого среднегодовые темпы снижения валютного курса в России оказались почти

в 12 раз выше.

Итогом проведения либеральной внешнеэкономической политики в Китае

стало повышение годовых темпов прироста внешней торговли с 2-3% в 1978 г.

до 17-20% в 1996 г. и увеличение удельных весов экспорта и импорта в ВВП с

5-6% накануне реформ до 15-17% в 1996 г. Объем китайского экспорта за 18

лет вырос в 15,2 раза, импорта - в 12,5 раза. Приток прямых иностранных

инвестиций в китайскую экономику увеличился с 0,11% ВВП в 1978 г. до 5,08%

ВВП в 1997 г. Активизация участия Китая в международном разделении труда

способствовала повышению его темпов экономического роста.

Усиление протекционизма во внешнеэкономической политике в России

привело к сокращению годовых темпов прироста экспорта и импорта с 7-9% в

1994-1995 гг. до 0,5-3,8% в 1997 г. В результате отношение экспорта и

импорта к ВВП в 1997 г. (22-28%) оказалось на уровне, близком к показателям

1990 г. (26-37%). В последние годы наметился прирост прямых инвестиций в

российскую экономику, однако, их объемы даже в 1997г. остаются на порядок

ниже иностранных инвестиций в экономику Китая.

Денежно-кредитная политика. Китайские власти в течение всего периода

реформ проводили весьма сдержанную денежную политику. Среднегодовые темпы

прироста кредитов Национального банка Китая в 1992-1997 гг. не превышали

15%, а среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов

прироста реального ВВП - 17,3%. Благодаря этому среднегодовые темпы

инфляции в Китае составили чуть более 10%, а ее негативное воздействие на

экономическое развитие оказалось незначительным (табл. 7).

Таблица 7. Характер экономической политики в Китае и России

|Направление |Показатели |Сред| |

|экономической | |него| |

|политики | |довы| |

| | |е | |

| | |знач| |

| | |ения| |

| | | | |

| | |пока| |

| | |зате| |

| | |лей | |

| | |в | |

| | |1992| |

| | |-199| |

| | |7 | |

| | |гг. | |

| | |Кита|Росс|

| | |й |ия |

|1. Социальная |Социальные субсидии в % к ВВП |1,0 |10,5|

|политика | | | |

|2. Внешне |Импортные пошлины в % к объему импорта |0,6 |2,6 |

|эконо- | | | |

|мическая |Среднегодовые темпы снижения валютного |6,7 |98,8|

|политика |курса, % | | |

|3. |Темпы, %: | | |

|Денежно-кредит| | | |

|ная | | | |

|политика |- прироста кредитов ЦБ |14,8|199,|

| | | |9 |

| |- прироста денежной массы за вычетом |17,3|255,|

| |прироста реального ВВП | |0 |

|4. Бюджетная |В % к ВВП: | | |

|политика | | | |

| |- государственные налоги |11,6|31,8|

| |- государственные расходы |14,5|49,6|

| | в т.ч. расходы центрального правительства |3,8 |27,6|

| |- государственные расходы на экономику и |3,9 |17,1|

| |субсидии | | |

| |- государственное потребление |12,4|19,5|

| |- бюджетный дефицит |1,8 |14,5|

| |- государственный долг |10,6|23,6|

|Результаты |Темпы инфляции, % |10,3|434,|

| | | |6 |

|экономической |Уровень безработицы, % |2,7 |7,0 |

|политики |Темпы прироста, %: | | |

| |экспорта |15,3|-3,0|

| |импорта |17,4|-8,0|

| |Иностранные инвестиции в % к ВВП |4,6 |0,4 |

| |Темпы прироста реального ВВП, % |11,6|-7,4|

В отличие от этого российские денежные власти в 1991-1995 гг.

проводили на редкость экспансионистскую политику. Среднегодовые темпы

прироста кредитов Центрального банка России за период 1992-1997 гг.

составили 200%, среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом

темпов прироста реального ВВП - 255%. В результате среднегодовые темпы

инфляции достигли 435%, что способствовало резкому сокращению реального

производства.

Бюджетная политика. Относительно низкие темпы инфляции в Китае удалось

обеспечить благодаря умеренным темпам прироста денежной массы, которые, в

свою очередь, были обусловлены сдержанным кредитованием Национального

банка. Умеренные масштабы кредитования выдерживались благодаря

незначительным размерам бюджетного дефицита. Его величина была сокращена с

5,1% ВВП в 1979 г. до 1,2% ВВП в 1981 г. и затем в течение всего периода

реформ сохранялась в пределах 1,4-2,2% ВВП.

Китайские власти совершили беспрецедентное в мировой экономической

практике сокращение налогов - с 30,4 % ВВП в 1979 г. до 10,3% ВВП в 1996 г.

Снижение налогов повлекло за собой уменьшение всех государственных доходов

с 31,3% ВВП в 1979 г. до 11,5% ВВП в 1996 г.

Колоссальное сокращение государственных доходов не вызвало

дестабилизирующих макроэкономических последствий только потому, что

одновременно с этим и даже с опережающей скоростью происходило радикальное

сокращение всех государственных расходов - с 36,4% ВВП в 1979 г. до 13,1%

ВВП в 1996 г.

Сокращению подверглись практически все составные части расходов, но в

особенности расходы на инвестиции, субсидии, дотации, оборону, народное

хозяйство, социальное обеспечение (график 6, таблица 8).

[pic]

График 6. Государственные расходы по статьям в % к ВВП в Китае

Таблица 8. Показатели государственных финансов в % к ВВП

| |Нача| | |Посл| | |

| |ло | | |едни| | |

| |рефо| | |й | | |

| |рм | | |год,| | |

| | | | |по | | |

| | | | |кото| | |

| | | | |рому| | |

| | | | |имею| | |

| | | | |тся | | |

| | | | |данн| | |

| | | | |ые | | |

|Показатели |Кита|Росс|Разн|Кита|Росс|Разн|

| |й |ия |ица |й |ия |ица |

| |1979|1992|межд|1996|1997|межд|

| | | |у | | |у |

| | | |Кита| | |Кита|

| | | |ем и| | |ем и|

| | | |Росс| | |Росс|

| | | |ией | | |ией |

|Бюджетный дефицит |5,1 |40,3|-35,|1,6 |7,5 |-5,9|

| | | |2 | | | |

|Государственные доходы, |31,3|35,6|-4,3|11,5|35,9|-24,|

| | | | | | |4 |

|в т. ч. Налоговые доходы |30,4|32,2|-1,8|10,3|31,7|-21,|

| | | | | | |4 |

|Государственные расходы всего, |36,4|75,9|-39,|13,1|43,4|-30,|

|в т.ч.: | | |5 | | |3 |

|Управление, суд, обеспечение порядка|1,4 |9,6 |-8,2|1,6 |3,8 |-2,2|

|и безопасности, международная | | | | | | |

|деятельность | | | | | | |

|Оборона |5,5 |4,5 |+1,0|1,1 |3,2 |-2,1|

|Образование, здравоохранение, наука,|3,3 |6,6 |-3,3|2,5 |8,4 |-5,9|

|культура, | | | | | | |

|в т. ч.: | | | | | | |

| Образование |1,8 |3,6 |-1,8|1,5 |4,4 |-2,9|

| Здравоохранение |1,0 |2,5 |-1,5|0,6 |3,0 |-2,4|

| Наука |1,5 |0,6 |0,9 |0,4 |0,4 |0,0 |

|Экономика и субсидии |20,5|43,5|-23,|1,4 |8,5 |-7,1|

| | | |0 | | | |

|Социальное обеспечение |4,0 |7,1 |-3,1|0,9 |12,6|-11,|

| | | | | | |7 |

|Обслуживание государственного долга |0,1 |0,4 |-0,3|0,7 |3,4 |-2,7|

|Другие |1,7 |4,1 |-2,4|2,7 |3,5 |-0,8|

|Расходы центрального правительства |16,4|57,5|-41,|3,8 |17,5|-13,|

| | | |1 | | |7 |

|Расходы региональных правительств |15,7|11,9|+3,8|8,3 |16,7|-8,4|

|Государственное потребление |15,2|13,9|+1,3|10,6|22,2|-11,|

| | | | | | |6 |

|Государственный долг |2,1 |14,4|-12,|11,6|31,9|-20,|

| | | |3 | | |3 |

|Справочно: |5,8 |-14,|+20,|9,7 |0,4 |+9,3|

|Среднегодовые темпы прироста ВВП, % | |5 |3 | | | |

Государственное потребление было уменьшено с 15,2 до 10,6% ВВП. В

структуре общих государственных расходов наиболее резко были сокращены

расходы центрального правительства (tm) с 20,7% ВВП в 1979 г. до 3,8% ВВП в

1996 г. Снижение расходов на провинциальном уровне было осуществлено в

меньших, но, тем не менее, также весьма впечатляющих размерах - с 15,7 до

8,3% ВВП.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, главной причиной, обусловившей ускоренное развитие

Китая, является характер проводившейся экономической политики. Вопреки

широко распространенным заблуждениям в 1979-1997 гг. в Китае проводились не

постепенные (градуалистские), а либеральные экономические реформы. При этом

степень либеральности и радикальности проводимых в Китае реформ, по всей

видимости, не имеет аналогов в мировой истории. Результатом воплощения на

практике либеральной экономической модели стало беспрецедентное сокращение

масштабов государственной нагрузки по всем направлениям, обеспечившее

китайской экономике рекордные темпы роста.

По сравнению с китайскими российские реформы оказались гораздо более

непоследовательными, постепенными (градуалистскими). Степень

государственного вмешательства в экономику оказалась несопоставимо более

высокой, чем в Китае. Либеральных реформ в России не было. В конце 80-х -

первой половине 90-х годов произошло не сокращение, а резкое увеличение

государственной нагрузки, приведшее российскую экономику к острейшему

кризису.

Либеральная экономическая политика в Китае обеспечила не только

феноменальные экономические результаты - она способствовала существенному

улучшению всех показателей человеческого развития. Возрастание

государственной нагрузки на экономику в России сопровождалось относительным

и абсолютным ухудшением этих показателей (табл. 9).

Таблица 9. Показатели человеческого развития

|Показатели |Кита| | |Росс| | |

| |й | | |ия | | |

| |1978|1995|Изменени|1978|1995|Изменени|

| | | |е за | | |е за |

| | | |1978-199| | |1978-199|

| | | |5 гг. | | |5 гг. |

|Средняя продолжительность жизни,|66,0|69,5|+3,5 |67,7|64,6|-3,1 |

|лет | | | | | | |

|Младенческая смертность на 1000 |41,0|30,5|-10,5 |23,6|18,1|-5,5 |

|рождений | | | | | | |

|Уровень грамотности населения, %|66,1|80,9|+14,8 |98,0|98,7|+0,7 |

|Число студентов в вузах на 10 |89 |240 |+ 151 |218 |171 |-47 |

|тыс. чел. | | | | | | |

|Индекс человеческого развития по|0,47|0,62|+0,151 |0,92|0,79|-0,128 |

|определению ООН |5 |6 | |0* |2 | |

* СССР

В 1997 г. в России удалось добиться некоторого сокращения масштабов

вмешательства государства в экономику, что способствовало прекращению

спада, началу экономического роста и некоторому улучшению показателей

человеческого развития. Тем не менее, размеры государственной нагрузки на

российскую экономику в начале 1998 г. по-прежнему превышают возможности

отечественной экономики, а также аналогичные показатели Китая не только

последних лет, но и времени накануне экономических реформ (табл. 8).

Сохранение такого уровня государственной нагрузки не позволяет ожидать

высоких и устойчивых темпов экономического роста, замедляет социальное и

человеческое развитие страны. Опыт китайских реформ показывает, что лишь

предельно либеральная экономическая политика способна остановить все

возрастающее отставание России от своих соседей и других стран мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдокушин Е.Ф. "Теоретические основы экономических реформ в КНР"

2. У Цзинлянь. "Экономическая реформа в КНР"

3. Гельбрас Виля. "Экономическая реформа в КНР"

4. "Вестник Российской Академии наук". 1994, т.64, № 3

5. "Новое время", № 28, 1993

6. "Вестник Московского Университета", серия 13 Востоковедение, № 2, 1992

7. Институт экономического анализа "Бюллетень по проблемам социальной и

экономической политики", 25 марта 1998.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011